Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МОРАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЙСК - СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ



Моральное состояние можно назвать секретным оружием общества. Некоторое время назад Гитлер применил против нас секретное оружие - магнитную мину, но она оказалась не столь секретной, как он думал. Правда, мина причинила большой ущерб и вызывала серьезное беспокойство, пока ее секрет оставался неоткрытым. Однако в сравнительно короткое время английские моряки сумели выломить, разоружить и разобрать одну мину. Секрет перестал быть секретом. Простой аппарат, которым снабжались все наши корабли, оказался достаточным средством для того, чтобы свести на нет действенность одного из наиболее разрушительных и простых видов современного оружия.

В этом смысле моральное состояние не является оружием и не представляет секрета. О его существовании было известно тысячи лет назад. Но только талантливые руководители оказались в состоянии оценить и использовать его. Наполеон, пожалуй, лучше других выдающихся полководцев понимал значение морального состояния войск. Он говорил, что один солдат, обладающий высоким боевым духом, стоит трех, лишенных этого оружия. Моральное со стояние представляет секрет лишь постольку, поскольку оно невидимо и неосязаемо. Это самое могущественное оружие, известное человеку; более могущественное, чем самый тяжелый танк, чем самое мощное артиллерийское орудие. чем самая разрушительная бомба. Высокое моральное со стояние войск - это средство, способное превратить поражение в победу. Армия не разбита, пока она не прониклась сознанием поражения, ибо поражение - это заключение ума, а не физическое состояние.

Приведем выдержку из наставления по боевой подготовке: " Укрепление морального состояния войск - важнейшая задача боевой подготовки. Моральная устойчивость войск складывается из дисциплины, боевого духа, воли к победе, самообладания, чувства собственного достоинства, преданности долгу, высокого сознания чести".

Нелегко найти удовлетворительное определение такому не поддающемуся исчислению качеству, как моральное состояние, однако нас поймут, если мы определим его как духовное состояние. Моральное состояние - более широкое понятие, чем физическое или умственное состояние. Его нельзя заключить в узкие рамки нравственности. Действительно, это что-то выходящее за пределы всех этих понятий, вместе взятых, и в то же время исходящее из них. Называя моральное состояние духовным, мы не собираемся относить его к прерогативам людей набожных или спиритуалистов. Это определение мы используем в философском, а не в теологическом смысле, и тот, кому оно не нравится, может называть его психологическим состоянием, хотя это определение будет менее удовлетворительным.

Каждый знаком с влиянием высокого морального состояния. Иногда третьеразрядная футбольная команда побеждает перворазрядную, хотя по своему мастерству она безнадежно отстает от последней. Здесь моральное состояние берет верх над мастерством. Во время отступления из района Монса в 1914 году сравнительно малочисленные английские войска можно было легко уничтожить, но более высокое моральное состояние англичан взяло верх над превосходством немецких войск в численности. Наступление немцев удалось приостановить не огнем, который был тогда исключительно интенсивным, а силой воли. Или взять пример с немецким " карманным" линейным кораблем " граф Шпее". По любой физической оценке он должен был вдребезнги разбить " Эксетер", " Аякс", " Ахиллес" ибо обладал подавляющим превосходством в артиллерии. Но случилось иначе - он был так поврежден, что команда вынуждена была затопить его. Победа над " Графом Шпее" была одержана также благодаря огромной силе воли экипажей английских кораблей, которые обладали таким высоким боевым духом, что он восполнил недостаток в мощи орудий. Не будь этого превосходства, экипажи неизбежно оказались бы на дне.

Трагическое влияние низкого морального состояния как нельзя более наглядно отразилось на Франции. Нация, которая некогда славилась своей жизнестойкостью, была повержена течение нескольких недель; ее руководители оказались в цепях, армия - в плену, пресса - в наморднике. Ее богатства были разграблены, а народ подавлен.

В своей яркой книге " Почему пала Франция" Андрэ Моруа пишет: " Сейчас можно сказать, что война была проиграна Францией в тот самый момент, когда она началась". Одна только абсолютизация линии Мажино, выразившаяся в передаче всей инициативы противнику, была уже поистине пагубной, но еще большие опасности таили в себе другие факторы. Материальное положение армии было из рук вон плохим из-за недостатка современного вооружения и снаряжения. Руководство было обескуражено: годами оно довольствовалось изучением общественного мнения, вместо

того чтобы воздействовать на него. Предприниматели и рабочие видели друг и друге исконных врагов, что исключало возможность создать единый фронт против коварного противника. Таким образом, жизнеспособность нации подрывалась, а не укреплялась. Перечисленные факторы относятся преимущественно к моральным, и они привели к разгрому первоклассной державы.

Не будет ошибкой отметить, что, если не искоренить эти пороки, они могут привести к разложению любого коллектива, будь то батальон, полк или армия.

Падение Франции обусловили следующие причины: 1) плохое руководство; 2) отсутствие того, что мы называем духом товарищества; 3) низкое моральное состояние; 4) недостаток инициативы и 5) недисциплинированность.

Если дать время, то любой из этих пороков может повергнуть цивилизацию в прах.

Заканчивая с этим вопросом, небезынтересно хотя бы бегло ознакомиться с некоторыми советами, которые дает Моруа:

Быть сильным. Если нация не готова умереть за свою свободу, она потеряет ее.

Действовать быстро. Десять тысяч самолетов, построенных своевременно, лучше, чем пятьдесят тысяч после сражения.

Руководить общественным мнением. Руководитель указывает путь, а не идет на поводу.

Хранить единство страны. Политические партии являются пассажирами на борту одного корабля. Если они потопят его, то погибнут все.

Требовать от руководителей вести честную жизнь. Порок, каким бы он ни был, благоприятствует врагу.

Непоколебимо верить в идеи и образ жизни, за которые сражаешься. Именно вера создает армии и даже оружие. Свобода заслуживает более ревностного служения, чем тирания.

Смелые слова! Они должны проникнуть в сердце каждого, кому выпадет доля быть руководителем.

Все вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что моральное состояние - это вопрос жизни и смерти. Им нельзя пренебрегать. Каждая хорошо организованная армия заинтересована в высоком уровне боевой подготовки своих войск и, если это возможно, в обеспечении их лучшим оружием, чтобы создать материальное превосходство над противником. Однако материальное превосходство не столь важно, как моральное. Для армии опаснее низкое моральное состояние войск, чем недостаток боеприпасов.

Как же обрести эти столь желательные достоинства? Конечно, развитие их зависит от множества факторов, не поддающихся предварительному учету: хорошего руководства, дисциплины, профессионального обучения, вооружения и снаряжения, боевых традиций армии, физического состояния, умонастроения, патриотизма, чести, чувства собственного достоинства, самообладания, преданности, воли к победе, пищи, отдыха, пропаганды и т. д.

Однако моральное состояние не является простым следствием этих факторов, ибо отсутствия одного из них нередко бывает достаточно, чтобы парализовать действие остальных. Например, и бою плохое руководство может легко подорвать моральное состояние войск, вопреки воздействию других факторов: боевой подготовки, вооружения и снаряжения, прошлых успехов и т. д. Следует постоянно помнить, что, когда мы касаемся морального состояния, мы имеем дело скорее с чем-то неопределенным, чем определенным. Руководство - это образ жизни. а он, этот образ жизни, вызывает у руководителя и руководимых моральный подъем, который является выражением духовного состояния, известного под названием морального.

Глава третья

МОРАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОЙСК

В английской армии прошлого принято было рассматривать моральное состояние как психологический результат воздействия следующих факторов: боевой выучки, вооружения, материального положения (включая пищу, бытовые условия и т. д.), руководства, дисциплины, духа товарищества.

Однако если бы эта общая схема была всеобъемлющей, то совершенно или почти совершенно не было бы разницы в моральном состоянии двух сражающихся армий.

Иногда этот поверхностный подход к оценке морального состояния может показаться правильным, но при тщательном исследовании проблемы он оказывается несостоятельным. В период гражданской войны в Англии между королем и парламентом войска Карла I имели полное физическое превосходство: они были лучше обучены, вооружены и оснащены, были моложе и энергичнее, имели лучшие командные кадры и были более дисциплинированны. В начале войны они проявили более высокий боевой дух, но затем оказались деморализованными, стали безнадежно уступать в бою и в конце концов потерпели полное поражение. Значит, когда борьба принимает затяжной характер, исход ее решает моральная, а не физическая сила.

Эта истина настолько важна, что заслуживает повторения.

Когда борьба принимает затяжной характер, исход ее решает моральная, а не физическая сила.

Карл I был действительно разгромлен моральной силой, отсутствием которой страдало его войско. Армия, состоявшая из неискушенных в военном деле людей, но обладавшая высоким боевым духом, разгромила армию галантных, но с низким боевым духом профессионалов.

Конечная цель любого сражения скорее психологическая, чем физическая. Подлинная цель заключается не столько в том, чтобы уничтожить противника или отрезать его от тыла, сколько в том, чтобы подорвать его волю к продолжению борьбы. Нацисты строили свою стратегию исходя из того принципа, что гораздо экономичнее подорвать силу волн, чем уничтожить самих людей. Америка открыла, что войны выигрываются людьми. Германии было предоставлено открыть, что войны проигрываются людьми.

Высокое моральное состояние необходимо современным армиям больше, чем всем прежним. Моральное состояние, адекватное боевой выучке, недолго будет выдерживать испытания современной войны с ее пикирующими бомбардировщиками и воющими бомбами, гигантскими танками, изрыгающими смертоносный огонь, огнеметами, сжигающими все вокруг и деморализующими людей. Для солдат, которым предстоит встретиться с этими ужасами и пережить их, одной только боевой подготовки и вооружения недостаточно.

Не может быть высокого морального состояния там, где нет уверенности в своих силах. Хорошо подготовленный и вооруженный солдат будет, естественно, как в моральном, так и в физическом отношении чувствовать свое превосходство над плохо обученным и слабо вооруженным противником, точно так же, как хорошо одетый ремесленник чувствует моральное превосходство над рабочим, который носит цветной платок, повязанный вокруг шеи. Боевая подготовка, вооружение, материальные условия, руководство, дисциплина, дух товарищества - вот что создает высокое моральное состояние. Все эти составные части несомненно способны многое сделать. Но и этого еще недостаточно.

Величайшей неприятностью, которую испытывает солдат после поступления на военную службу, является потеря им личной свободы. Его обязывают жить по распорядку, составленному кем-то другим. Даже его вечерний отдых, когда он вправе считать себя свободным, часто регулируется командирами. Он не волен одеваться по своему вкусу или идти, куда ему хочется. Ему могут приказать делать то, что ему совсем не нравится. Вся его жизнь идет не так, как ему хотелось бы. Его личность поглощена коллективом. Разумеется, бессмысленно ждать от солдата, чтобы все это ему нравилось, и глупо рассчитывать, что он спокойно примирится со всеми ограничениями.

В первую очередь следует убедить солдата, что без необходимости свобода не ущемляется. Служба требует от него строгой пунктуальности, и он вправе ожидать в ответ такой же строгой пунктуальности. Пища всегда должна быть приготовлена вовремя. В субботние вечера и воскресные дни после церковной службы солдаты должны отдыхать. В это время нельзя производить какие-либо работы, не вызываемые крайней необходимостью. Не следует принуждать солдат участвовать в спортивных состязаниях, когда они хотят попяться чем-нибудь другим или просто желают, чтобы их оставили в покое.

По мере возможности вечера следует освобождать от различных работ и занятий. Если солдат добросовестно выполнил дневную работу, он сделал ровно столько, сколько способен выдержать его организм. Психологи отвергли глупое мнение, что солдат якобы непременно испортится, если его не заставлять работать без отдыха с подъема до отбоя. Солдаты, которые напряженно трудятся в течение дня, а затем получают достаточный отдых, будут сильнее, счастливее, дееспособнее, дисциплинированнее тех, кого заставляют работать непрерывно.

Необходимо строго контролировать чрезмерно усердных сержантов, которые с особым удовольствием придумывают дополнительную работу во внеурочное время. Такие сержанты подрывают моральное состояние войск.

В качестве психологической компенсации за потерю определенных личных свобод солдата необходимо поощрять в проявлении индивидуальности по другим направлениям. Спорт не должен быть достоянием одних мастеров. Если нет достаточного количества спортивных площадок, занятия по боевой подготовке следует планировать так, чтобы некоторые подразделения могли заниматься спортом по утрам, а не в вечерние часы. Особое внимание нужно уделять организации увеселительных мероприятий.

Для поднятия морального состояния войск приглашение лекторов со стороны, как правило, не оправдывается, потому что солдаты не выносят скучных бесед лекторов-профессионалов. Беседы должны проводиться самими солдатами, к также специально подобранными офицерами и сержантами той части, где служат солдаты.

Рекомендуется проводить беседы на следующие темы:

" За что мы сражаемся? "

" Англия после войны".

" Что произойдет, если победит Германия".

" Германия при гитлеровском режиме".

" Концентрационный лагерь".

" Оккупационная армия".

" Как преуспевать в армии".

" Как преуспевать в гражданской жизни".

" Борьба Гитлера и борьба наша".

" Гитлер как человек".

" Военные расходы".

" Диктатура и демократия".

" Немецкий ум".

" Подъем Германии".

" Положение па Дальнем Востоке".

" Экономическое положение Великобритании".

" Проблема безработицы".

" Международная торговля".

" Как управляется наше государство? "

Значение музыки для поддержания высокого морального состояния признается всеми, но музыка может оказать большое влияние и на его создание. Ломая барьеры между людьми, она становится сильнейшим средством сплочения индивидуумов в коллектив. Офицеры должны позаботиться чтобы все их подчиненные, умеющие играть на губной гармонике, имели этот инструмент. Хорошая музыка скрашивает жизнь в казарме. Перед длительными маршами и т. п необходимо на время перехода составлять музыкальную программу, включающую задорные строевые песни, которые может подхватить большинство личного состава. Офицеры, уорент-офицеры и сержанты не должны считать участие в этих музыкальных программах унижением своего достоинства. Психологический эффект значительно воз растает, когда поют все.

Американский генерал Дж. Ф. Белл говорит: " Армия без песни уступает в боевом духе настолько, насколько она потеряла способность чувствовать музыку. Нет более могущественного средства для укрепления сплоченности личного состава армии, чем песня".

Убедительным доказательством справедливости этого утверждения служит эпизод из книги Фредерика Соулмэна " От Мопса до Ипра".

" Майор Том Бриджес, офицер 4-го гвардейского драгунского полка, в пятницу после полудня получил приказание отправиться в Сен-Кантен и выяснить, не появились ли там новые группы отставших солдат. На одной площади он обнаружил группу в сто или более человек из разных частей, которые в изнеможении сидели на мостовой с полным безразличием ко всему происходящему и, казалось не способны были присоединиться к отступающей на юг армии. Бриджес понял, что эти люди смертельно устали. Поднять их не могли бы ни строжайший приказ, ни вежливая просьба, ни лесть. Казалось, большинство из них потеряло способность передвигаться после непрерывного марша, длившегося без пищи и отдыха тридцать шесть часов.

И вдруг блестящая идея осенила весельчака майора. Зайдя в магазин игрушек, он купил детский барабан и свистульку. Барабан он прикрепил к своему поясу.

-Вы сможете сыграть " Английские гренадеры"? - спросил он своего трубача.

-Так точно, сэр!

Минуту спустя эта пара уже маршировала по площади. Высокий дискант игрушечного оловянного свистка четко и звучно выводил: " Английских гренадеров храбрее в мире нет".

Они обошли площадь. Окрыленный энтузиазмом майора трубач вкладывал все свои способности и душу в каждую ноту. А огромный, добродушный Бриджес усердно выстукивал на барабане крошечными палочками, которые так комично выглядели в его ручищах.

Поравнявшись с лежавшими прямо на мостовой солдатами, оии торжественно проследовали мимо них. Вот и последний солдат. Дойдет ли до их сознания музыка, богатая традициями доброго старого времени? Вдохновит ли их энтузиазм майора, который прекрасно знает, как чувствуют себя бедные парни, и подействует на те струнки характера Томми!, которые его так часто выручали?

Искра дала вспышку! Одни со слезами на глазах, другие, громко смеясь, вскочили на ноги и начали строиться. Окостеневшие члены подчинились разбуженной воле. Подхватив слова песни " Английские гренадеры", солдаты длинной колонной двинулись вниз по улице за огромной фигурой, молотившей на игрушечном барабане, и тяжело дышавшим трубачом.

" Вперед, полковник, с тобой хоть в ад! " - напевал крепко сложенный ирландец, с трудом передвигая натруженные ноги.

Ни один человек не остался на площади".

Глава четвертая

СТРАХ

Всю свою жизнь - от рождения до смерти - человек пребывает в состоянии страха. Он страшится нужды, боли, смерти. В наиболее впечатлительные детские годы его учат бояться темноты, огня, болезни, автомобилей, острых предметов, огнестрельного оружия, полицейских, желтокожих, краснокожих, чернокожих, слепых, бородатых и хромых, учат бояться собак, львов, тигров, медведей, слонов и т. д.

В молодости он боится среднего возраста, в среднем возрасте - старости и все время - смерти.

Кроме того, каждому индивидууму свойственны свои страхи - перед продуктами питания, холодной или горячей водой, ветром северным или южным, западным или восточным, перед безработицей, хозяином, детьми, родителями, братьями и сестрами, сплетнями соседей и т. д.

После вступления государства в войну человека захлестывает новая волна страха: перед поражением, неопределенностью, лишениями, убытками, ранением и т. д. Военнообязанный, подлежащий призыву в вооруженные силы, независимо от желания и энтузиазма, с которым он идет на службу, несет с собой страх перед неизвестным. Понравится ли ему новая жизнь? Хорошо ли будут обращаться с ним офицеры и сержанты? Порядочными ли окажутся его новые товарищи? Пошлют ли его в полк, в котором он желает служить? Как будут жить жена и дети в его отсутствие? И самый великий из всех страхов - останется ли он жив? Каждый офицер и сержант должен понять, что боеспособность армии зависит преимущественно от эффективности методов, с помощью которых сдерживается инстинкт страха.

Если солдаты живут в атмосфере неизвестности, если их донимают придирками, запугивают и преследуют, если дисциплина поддерживается главным образом репрессиями, - в такой обстановке инстинкт страха принимает угрожающие размеры и наносит серьезный ущерб боеспособности войск. Но если к солдатам относятся внимательно и заботливо, если они чувствуют себя сплоченными в единый, монолитный коллектив, тогда нет таких трудностей, которые они не в состоянии были бы преодолеть.

Долг каждого руководителя - развивать в своих подчиненных мужество, являющееся чудесным свойством человеческой натуры. " Чудесным" это свойство приходится напевать потому, что его стремится подавить масса самых различных страхов. Задумайтесь над этой проблемой, ц вы поймете, что страх может восторжествовать над солдатом, и мужество покинуть его, если у него будут плохие руководители.

Страх кратко можно определить как эмоцию, вызываемую надвигающимся бедствием. Естественная реакция испугавшегося человека - стремление укрыться или спастись бегством. Ребенок, застигнутый за озорством, прячется. Пожилой джентльмен, который, наступив на кожуру банана, плашмя падает на землю, жаждет, чтобы земля расступилась и поглотила его, избавив от насмешек прохожих. Когда ребенок подрастает, он начинает понимать, что, спрятавшись, не всегда можно спастись от наказания, поэтому он убегает прочь. Когда пожилой джентльмен поднимается на ноги, он тоже старается скрыться, хотя и пытается сохранить при этом достоинство.

Каждый индивидуум много раз в своей жизни испытывал страх в различных формах и степенях, и первобытный инстинкт вызывал у него стремление укрыться или спастись бегством. Стремление укрыться обычно принимает форму лжи. Стремление спастись бегством может принимать различные формы. Реже жертва страха спасается бегством, в буквальном смысле этого слова, ибо, если человек убегает, он уносит с собой и причину страха. Одни ищут выход в запое и употреблении различных наркотиков. Другие стараются не обращать внимания на сложившуюся обстановку. Если человек безнадежно погряз в долгах, он тратит еще больше. Гораздо реже жизнь его завершается помешательством или самоубийством.

Моральная устойчивость - естественный враг страха. Страх перед неизвестным всегда изнурительнее, чем страх перед известным. Это может быть проиллюстрировано не столь уж редким примером с человеком, который подозревает, что у него рак, но вначале не решается обратиться к врачу, опасаясь подтверждения своих подозрений. Со временем эта пытка перед неизвестным становится настолько невыносимой, что человек начинает готовиться к смерти так как выхода уже не остается, обращается, наконец, врачу. Он узнает, что жить ему осталось шесть месяцев. Теперь, узнав правду, он успокаивается и находит в себе силы закончить жизнь спокойно и даже жизнерадостно.

Хорошо известно, что на поле боя солдаты обычно чувствуют себя спокойнее после перехода противника в атаку, чем до ее начала. Когда люди не знают, что их ожидает, им свойственно подозревать худшее. Когда же факты, какими бы ошеломляющими они ни были, известны людям, они могут противодействовать им. Но человек не может противостоять неизвестному. Для поддержания устойчивого морального состояния армии необходимо, чтобы войска знали все, что относится к их положению, даже если обстановка чрезвычайно тяжелая. Бывает, конечно, что некоторые сведения могут оказаться полезными противнику и поэтому их надо держать в секрете, но в остальных случаях солдат следует посвящать и в самое лучшее, и в самое худшее.

Настоящее противоядие страху - дисциплина. Ее можно определить как искусство смотреть страху в глаза. Когда страх наталкивается на смелость, он утрачивает свою силу. Страх вступает в свои права, если его жертва ищет выхода в бегстве. Человек, который организует спою жизнь по определенному плану, придерживается умеренных привычек и ведет скромную жизнь, менее подвержен страху, чем человек, живущий сегодняшним днем, позволяющий дрейфовать своей жизни и неспособный организовать ни собственный труд, ни отдых.

Если повиновение становится инстинктом, в броне мужества не может образоваться трещина, через которую проник бы страх. Когда приемы заряжания, прицеливания и стрельбы доводятся до автоматизма, тогда в разгар сражения беспорядочная стрельба становится маловероятной. Такой автоматизм, выработанный человеком, создает у него чувство уверенности.

То, что правильно в отношении индивидуума, не менее правильно и в отношении целого подразделения. В данном случае обучение тоже становится средством вселения в людей уверенности путем согласования их действий. Так вырабатывается чувство солидарности. Каждый солдат чувствует себя спокойным от сознания, что все его товарищи заодно с ним и не просто находятся рядом, а готовы в любую минуту прийти к нему на выручку. Его личность поглощена, а уверенность усилена коллективом.

Плохо дисциплинированной армии будут свойственны все слабости, присущие любой толпе, ибо только дисциплина превращает толпу в армию. В то время как высокодисциплинированную армию нельзя запугать внезапной опасностью, армия с низкой дисциплиной, подобно толпе, обратится в слепое, паническое бегство. Если в высокодисциплинированной армии уверенность каждого индивидуума усиливается уверенностью его товарищей, то в армии с низкой дисциплиной инстинктивный страх каждого солдата разжигается страхом окружающих. Каждый чувствует в себе неодолимое стремление спастись немедленным бегством, а последствия этого стремления настолько ужасны, что никакие. соображения приличия, уважения или жалости не становятся преградой. Жертвы страха часто превращаются в невменяемых, в опасных маньяков и не приходят в себя до тех пор, пока не минует опасность.

В свете вышеизложенного кажется невероятным, что находятся люди, которые пренебрежительно относятся к укреплению дисциплины.

Являясь во многих случаях могущественным средством борьбы со страхом, дисциплина, однако, нуждается в подкреплении другими средствами. Например, когда войска подвергаются интенсивным атакам пикирующих бомбардировщиков или артиллерийскому обстрелу и вынуждены ожидать перехода противника в наступление, целесообразно отвлечь их внимание от опасности, прибегая к различным формам активных действий.

Можно организовать раздачу писем, подсчет боеприпасов, углубление окопов. Полезно отдать приказ о подготовке стрелкового оружия к стрельбе на сто, двести и пятьсот метров. Словом, надо сделать все, чтобы помочь солдатам забыть страх. Даже самые смелые солдаты испытывают страх. Единственная разница между смелым солдатом и малодушным состоит в том, что страх первого находится под контролем, а страх второго - вне контроля.

Здесь-то и открывается широкое поле деятельности для умного командира независимо от того, ожидают ли его войска перехода в атаку или готовятся к отражению атаки противника. Более чем когда бы то ни было он обязан вдохновить своих солдат, убедить их, что они составляют подразделение, где каждого солдата поддерживают все остальные, и что наступит время, когда противник будет " списан со счета". Если есть время, командир должен попытаться сказать солдатам несколько слов, обращаясь к каждому по фамилии: " Ну, рядовой Снукс, готов ли к действию твой пулемет? Отлично! Теперь ты, по-видимому, убежден, что получил свой неприкосновенный запас, рядовой Малвани? Правильно. Надеюсь, эта фляга наполнена водой, рядовой Бэндольер? Сержант, помоги-ка рядовому Форсайту справиться со снаряжением". Такое обращение не только убеждает каждого солдата, что он уважаем, необходим, но и - а это имеет чрезвычайное значение - заставляет его думать, что к нему с особым расположением и заботой относится человек, рядом с которым он хотел бы быть.

Очень полезно поощрять солдат оказывать друг другу небольшие услуги. Когда человека посылают кому-нибудь на помощь, он забывает о своем страхе, а все индивидуумы начинают чувствовать себя, как этот один человек.

Большое впечатление на солдат, ожидающих опасности, производят короткие рассказы офицера об эпизодах, в которых ярко проявилось мужество, и прошлых успехах полка в аналогичной обстановке. Даже если его голос будет слышно всего на расстоянии нескольких ярдов, эти рассказы охотно передадут дальше и обсудят во всем подразделении.

Каждый руководитель должен остерегаться искушения недооценивать силы противника. В " Моей борьбе" Гитлер описывает, какое потрясение испытали солдаты его полка в период Великой войны, когда впервые вошли в соприкосновение с английскими войсками. Командиры говорили им, что англичане слабы физически и трусливы. Доверчивые солдаты поверили, этому. Во время боя, после первого знакомства с противником, солдаты поняли, что их бессовестно обманули, и были страшно напуганы и раздосадованы.

Когда войска убеждены, что дело обстоит именно так, а не иначе, и когда они неожиданно сталкиваются с совершенно иной обстановкой, внезапность этого перехода часто вызывает панику. Войска должны сражаться с верой в свои силы, а это значит, что им надо говорить как о самом лучшем, так и о самом худшем.

Другим сильным противоядием страху служит честолюбие - страстное желание человека быть заметным. Сэр Арчибальд Уэйвел подчеркивает, что " Наполеон достиг своего величия не столько потому, что он усиленно изучал стратегию, сколько благодаря блестящему знанию проявления человеческих характеров в войне. Уже его первые шаги свидетельствовали о знании психологии. Будучи офицером-артиллеристом в период осады Тулона, он установил батарею на столь выдвинутой вперед позиции, что, казалось, для ее обслуживания не найти солдат. Но он высоко над батареей повесил плакат с надписью: " Батарея бесстрашных", и на ней никогда не было недостатка в солдатах".

Каждый солдат хочет считаться героем. Из поколения в поколение оружие меняется, а человеческая природа остается неизменной. Каждый батальон должен иметь свой простой девиз, провозглашенный самими солдатами. Каким бы экстравагантным он ни был, солдаты всеми сипами будут стремиться оправдать его, если это их собственный девиз. Как на поле боя, так и в период учебы в мирное время необходимо настойчиво внушать солдатам, что репутация подразделения должна быть незапятнанной.

Нет нужды говорить, что офицеры и сержанты должны показывать личный пример. Холл подчеркивает, что в период первой мировой воины контузии у офицеров случались в три-четыре раза чаще, чем у солдат. Эту диспропорцию Холл объясняет тем, что " офицеры были не просто храбрыми, но и показывали пример своим солдатам".

Все подразделение ищет поддержки у офицера, а ему не у кого искать ее. Офицер может надеяться только на себя. Если же он понадеется на кого-нибудь другого, его престиж будет мгновенно подорван. Перед лицом опасности солдаты инстинктивно обращаются к нему, и если он проявит хоть малейшую растерянность, их боевой дух ослабнет, пусть даже не случится ничего серьезного. Но если он будет держать себя спокойно и собранно, они продолжат бой, поверив, что их командир уверенно ориентируется в обстановке.

Войска, сознающие, что они уступают противнику в боеспособности, не могут быть надежными. Английского солдата не подавляет численное превосходство до тех пор, пока" ни верит, что его оружие не уступает оружию противника. В душе он оптимист, а оптимизм дает силу, тогда как пессимизм расслабляет.

Все искусство руководства солдатами может быть выражено формулой: сделать их оптимистами. Если солдаты считают, что условия их жизни скверные, а руководство" никуда не годится, ими овладевают пессимистические настроения, и боеспособность падает. Когда же солдаты чувствуют, что о них заботятся, и знают, что ими командуют люди, которые не допустят беды, они настраиваются оптимистически, и их боеспособность поднимается. Оптимизм рождает боеспособность, тогда как страх убивает ее. Перефразируя изречение Наполеона, можно сказать: один довольный солдат стоит трех недовольных.

Важнейший источник высокого морального состояния солдата - уверенность. Это никогда не было более справедливо, чем теперь, когда солдатами овладевают тяжелые раздумья из-за неуверенности в будущем. Будет ли работа после войны? Останутся ли целыми дома? Останутся ли живыми жены и дети? Каков будет послевоенный мир? Эти вопросы владеют умами всех мыслящих солдат. Необходимо сделать все возможное, чтобы воодушевить солдат и вселить в них уверенность!

Важную роль может сыграть религия, больше того, если использовать ее решительно, она может сделать все. Однако эта проблема носит национальный и интернациональный характер, и как таковая она почти неразрешима. Военные капелланы и представители религиозных организаций, работающие в войсках, обязаны использовать каждую возможность, чтобы внушить солдатам уверенность в себе и в деле, за которое они воюют. Церковные службы должны стать средством воодушевления солдат на ратные подвиги. Пусть песнопения, чтение библии, проповеди служат душевному подъему, внушают уверенность.

" Ты - творец, наш Бог, а мы - твои рабы". Это изречение следует постоянно напоминать. С божьей помощью английская империя добьется победы. Такая проповедь не может не восстановить уверенности.

Глава пятая

НАЗНАЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Ни один офицер, ни один сержант не оставит рядового солдата в неведении относительно назначения винтовки, штыка, пулемета или гранаты. Каждого солдата тщательно обучают пользоваться противогазом, показывают, как укладывать ранец. Однако считают почему-то само собой разумеющимся, что каждый военнослужащий понимает, зачем нужна дисциплина.

На деле же слишком немногие глубоко понимают назначение и важность дисциплины. Почти полстолетия недисциплинированность сознательно проповедовалась как закон жизни. Философы, ставившие во главу угла принцип " Поступай, как тебе нравится", нападали на все общепринятые нормы, законы и порядки: на женитьбу, семью, церковь, государство, империю и т. д. Даже в области музыки, литературы, театрального искусства отвергались ранее принятые формы, возникали новые школы (если их можно назвать школами), которые не признавали, казалось, никаких определенных правил. Философию последних пятидесяти лет можно назвать философией индивидуализма. Она делала чрезмерный упор на права и привилегии индивидуума и на почти полное забвение прав и привилегий общества. Престарелый маршал Петен в своем историческом выступлении по радио возложил на эту философию вину за падение Франции. Пожалуй, он был прав.

Абсолютно необходимо довести до сознания каждого солдата, зачем нужна дисциплина. Гендерсон в " Науке о войне" пишет: " Война - не просто слепая битва между толпами людей, лишенных руководства и взаимодействия. Это конфликт между хорошо организованными массами, которые разумно взаимодействуют, подчиняются единой воле, имеют перед собой определенную цель".

Иными словами, главное назначение дисциплины - сплотить массу индивидуумов в организованный коллектив, действующий как единое целое, направленный на достижение единой цели и скованный единой волей. История неоспоримо доказывает, что как в мирное, так и в военное иремя такая система оправдывает себя. Она скорее приводит к достижению определенных целей, чем любая другая система.

В других сферах нетрудно найти подтверждение справедливости этого мнения. Футбольная команда, укомплектованная одиннадцатью блестящими игроками, которые действуют, полагаясь каждый только на себя, не будет иметь реальных шансов на успех против одиннадцати менее опытных футболистов, которые играют коллективно. При перетягивании каната из двух равных сторон неизбежно выиграет та, которая действует согласованно. В гребле, в состязаниях по парусному спорту, теннису, игре в крокет и т. д. победа зависит от согласованности действий. То же и в бизнесе: успеха добивается та фирма, члены которой подчинены строгой дисциплине.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 398; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь