Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Музейный уголок в Новочеремшанской библиотеке



СЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙ

ХРАНЕНИЕ И АТРИБУЦИЯ

ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПОНАТОВ

Методические рекомендации

для работников культуры муниципальных образований

Ульяновской области

 

Ульяновск

ВВЕДЕНИЕ

 

Сельские музеи занимают важное место среди музейной системы нашей страны. В Ульяновской области во многих сельских поселениях есть энтузиасты, взявшие на себя нелёгкий труд по сбору предметов старины, далёкой и не очень. Коллекции таких музейных уголков чаще всего включают в себя предметы сельского быта, одежды, сельскохозяйственных орудий труда конца XIX – XX веков. Почти в каждом сельском музее организуется выставочная экспозиция, посвящённая участию односельчан в Великой Отечественной войне, чеченской войне. На базе некоторых музеев ведётся активная работа с разными возрастными группами населения, в том числе с детьми.

К сожалению, условия существования таких музеев оставляют желать лучшего. Многие экспонаты хранятся в неотапливаемых и сырых помещениях, что недопустимо. Часто предметы, хранящиеся в музейных уголках, не пронумерованы, не обозначено их название и предназначение. Сотрудники Домов культуры, библиотек или школ, при которых организованы небольшие музеи, часто не многое могут рассказать о своей коллекции.

Предлагаемое методическое пособие составлено в помощь неравнодушным к истории своей малой родины сотрудникам библиотек, Домов культуры и сельских школ, которые заинтересованы в собирательской и организационной работе музеев, музейных комнат, музейных уголков.

Важное место в обеспечении сохранности ценностей истории, культуры, природы, а также в расширении знаний о значительных событиях прошлого и настоящего среди детей, молодёжи и взрослого населения принадлежит сельским музейным уголкам. Главной целью их создания является воспитание у подрастающего поколения национального самосознания, приобщение к национальному и общечеловеческому наследию населения.

Существуют разграничения в понятиях «музей», «краеведческая комната» и «музейный уголок».

Музей должен отвечать следующим требованиям:

- наличие изолированного помещения для экспозиции (не менее 25 кв. м) и фондохранилища;

- наличие коллекции (не менее 100 подлинных экспонатов);

- присутствие музейных форм работы (сбор; учет и обработка музейных предметов; обновление экспозиции и выставочная деятельность; просветительская работа).

Краеведческая комната:

- изолированное помещение площадью до 25 кв. м.;

- отсутствие подлинников или малое их количество;

- отсутствие музейных форм работы.

Краеведческий (музейный) уголок:

- отсутствие изолированного помещения;

- в основе коллекции копийный материал.

 

 

Музейный уголок в Новочеремшанской библиотеке

Школьный историко-литературный музей Дениса Давыдова.

Театрализованная экскурсия с показом музейного спектакля

«О поэте-гусаре замолвите слово»

Радищевский район, село Верхняя Маза

Учёт фондов музеев

 

Все фонды музея являются общенародной собственностью, входят в состав музейного фонда РФ и подлежат документальному учёту, который предусматривает следующие этапы:

1) актирование всех поступивших в музей материалов;

2) регистрацию и описание материалов в книге учета экспонатов.

Акты приёма поступивших в музей материалов

Акты приёма составляются на все материалы, поступающие в музей от государственных учреждений, общественных организаций и отдельных лиц, а также материалы, передаваемые из других музеев. Для актов используются специальные бланки или чистые листы со штампом учреждения, при котором действует музей; акт заполняется под копирку в 2-х экземплярах. Один экземпляр акта остается в музее, другой вручается сдающему лицу или учреждению.

При передаче материалов музея в постоянное или временное пользование другим музеям оформляется акт выдачи.

Регистрация поступивших материалов в книге учёта экспонатов.

На темную поверхность инвентарный номер наносится светлой краской, на светлую – тёмной.

 

Хранение музейных фондов

 

Общие правила хранения

Организация хранения фондов музея имеет целью обеспечить их сохранность (как в фондохранилище, так и на экспозиции) от возможных повреждений, разрушений, хищений и порчи, а также создание условий для использования коллекций в работе музея.

Помещение музея должно быть изолировано от жилья, снабжено противопожарным инвентарём и оборудованием. Противопожарный режим и порядок топки при наличии печного или электрического отопления согласуется с Государственным пожарным надзором. Требуется постоянное наблюдение за состоянием электросети.

Для предупреждения хищений помещения музея в нерабочее время запираются, пломбируются или опечатываются. Окна музея на первом этаже снабжаются железными решётками. Необходимо установление пожарной и охранной сигнализации.

Для хранения не находящихся в экспозиции предметов выделяется отдельное помещение – фондохранилище, дверь и окна, которого снабжаются железными решётками. Доступ в фондохранилище строго ограничен и разрешается только в присутствии заведующего фондами (хранителя фондов).

Если фонды музея не велики, то они могут храниться в рабочем помещении в сейфах и шкафах, закрывающихся на ключ, и опломбированных хранителем. В музеях, располагающих большими фондами, изготавливается оборудование из металла или сухого дерева, обработанного антисептическим составом.

Хранение музейных фондов требует определённой температуры и влажности воздуха. Несоблюдение правил температурно-влажностного режима является причинами разрушения предметов.

Световой режим . Его главная цель – регулирование доступа световых и ультрафиолетовых лучей к музейным предметам. Свет способен вызывать физические и фотохимические изменения. Степень воздействия света на предмет зависит от материала, из которого сделан предмет, окрашен ли предмет искусственно или имеет природный цвет, свето- и цветостойкости красок, использованных для окрашивания, продолжительности и интенсивности воздействия светового излучения.

По светостойкости материалы делят на 3 группы:

1) с высокой светостойкостью (низкой светочувствительностью): металлы, нецветной камень, гипс, неглазурованная керамика, бесцветное стекло, неокрашенная синтетическая ткань (или окрашенная некоторыми синтетическими красителями) и т.п.;

2) со средней светостойкостью (средней светочувствительностью): кость, кожа, мех, неокрашенные и небелёные натуральные ткани, окрашенная синтетическая ткань, дерево, глазурованная керамика, эмаль, масляная и темперная живопись и т.д.;

3) с низкой светостойкостью (высокой светочувствительностью): фотография, главным образом, цветная, а среди цветных – особенно выполненная на фототехнике «Polaroid», акварель, пастель, бумага, белёная и окрашенная натуральная ткань (особенно, если краситель натуральный).

Чем темнее предмет, тем выше его способность поглощать световые лучи, а, следовательно, и быть подверженным воздействию света.

Предметы с высокой светостойкостью требуют только предохранения от прямого попадания солнечного света. Уровень освещённости для них не должен превышать 150 люкс. Это связано с опасностью повышенного воздействия не только света, но и ультрафиолетового излучения.

Среднесветостойкие материалы требуют особого режима: уменьшение освещённости или полное затемнение. Так, дерево в основном требует затемнения, потому его рекомендуют одевать в чехлы. Масляная и темперная живопись без света не могут, потому их не очехляют (при длительном недостатке света масло и темпера темнеют). Белый мех, кость также требуют освещения, поскольку в темноте они желтеют. Уровень освещённости для них не должен превышать 75 люкс.

Высокосветочувствительные (с малой светостойкостью) предметы рекомендуется хранить в затенённом помещении в защищённом от света оборудовании. Норма освещённости в отечественном музееведении для высокосветочувствительных материалов – от 50 люкс до 75 люкс. Возможны ситуации, когда высокосветочувствительные предметы должны храниться в полной изоляции от света (в этих случаях предмету рекомендовано только закрытое, фондовое хранение, а в экспозицию, особенно длительную, лучше помещать копию).

Для защиты предметов от действия естественного света все окна в экспозиционных залах и фондохранилища должны быть снабжены шторами для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей.

 

Температурный режим. В помещении фондохранилища и экспозиционных залах должна поддерживаться температура воздуха в пределах +, -18оС. Относительная влажность воздуха, измеряемая специальными приборами – психрометрами, допускается в пределах 55% +, -5%. Безопасные пределы относительной влажности для музеев, не оснащённых кондиционерами, 50-65 %.

В помещениях с повышенной влажностью допустимо хранение камня (кроме мрамора, известняка и других, близких к ним, материалов), керамики, фарфора при условии хорошего состояния их сохранности.

В помещениях с пониженной влажностью целесообразно хранить металл (кроме олова), стекло, гипс.

Отклонения температурно-влажностного режима от рекомендуемых правил вызывают следующие изменения: при повышенной влажности возникает коррозия металлов (на железе – ржавчина, на бронзе – дикая патина), плесневение и обесцвечивание кожи и гербариев; активизация щелочных процессов стекла (появление радужной побежалости и расслоения); появление красных пятен, являющихся окислами железа, на некоторых породах мрамора; расслоение пористой керамики; образование складок и пузырей и отставание от стекол – у фотоматериалов; набухание и загнивание клея в живописи, бумаге и т.д.

При пониженной относительной влажности воздуха (ниже 50%) происходит потеря эластичности у всех гигроскопических материалов (кожи, дерева, бумаги, ткани и т.д.), начинается их коробление, растрескивание, расслоение. Особенно при этом подвергаются разрушению предметы фанерованной и инкрустированной мебели, наборная кость, живопись, скульптура, деревянная резьба, покрытые грунтом и красочным слоем.

В случае чрезмерной сухости воздуха в помещениях можно пользоваться естественным испарением из открытых сосудов с водой, размешённых вблизи отопления. Регулировать влажность воздуха можно и путём проветривания помещений. Осеннее проветривание возможно только в тёплые погожие дни, когда температура наружного воздуха близка к температуре внутренних помещений.

 

В музее нужно соблюдать так называемый биологический режим, обеспечивающий защиту от биологических вредителей: плесени, грибов, насекомых, грызунов. Грибок, плесень, личинки насекомых интенсивно размножаются при нарушении температурно-влажностного режима, запылении предметов. Опасность исходит и от новых поступлений, т.к. они могут оказаться зараженными, а, следовательно, перед помещением в фонды предмет не только должен быть соответствующе оформлен, но и проверен на свою безопасность для других предметов. Например, плесень размножается при влажности 70–75% и более и температуре +20–25°С. Она поражает неорганические материалы, например, керамику. Для предотвращения плесени требуется соблюдать температурно-влажностный режим и обрабатывать оборудование 2%-м спиртовым раствором формальдегида.

Такие насекомые, как точильщики, древогрызы, кожееды, моль, притворяшки, сахарные чешуйницы, комнатные мухи и их личинки, повреждают, прежде всего, органические материалы (бумагу, дерево, акварель (в хорошей акварели используется натуральный мёд), кожи, пергамент и т.д.). Для воспрепятствования появлению этих вредителей также важно соблюдать температурно-влажностный режим, режим воздуха. Ранее для борьбы с этими вредителями использовали в основном обработку газами, инсектицидами, окуривание новых поступлений. Это требует наличия дезинсекционных камер и специальных изоляторов и всё равно связано с риском для персонала и возможным воздействием ядов на сами экспонаты. Поэтому во многих музеях в соответствии с новыми техническими возможностями либо строятся бескислородные камеры (где ведётся обработка окисью азота), либо в таковые переоборудуются старые дезинсекционные камеры. Также изобретён другой нетоксичный способ: в специальной камере предметы нагревают при температуре +52°С.

Основной профилактической мерой является систематическое проветривание материалов и удаление с них пыли, способствующей размножению вредителей.

 

Защита от механических повреждений – предполагает особое обращение с музейными предметами, которое препятствует их порче или утрате. Особенно это важно при непосредственной работе исследователей с предметами. В этом случае от них требуется обязательно мыть и высушивать руки с целью устранения соприкосновения с объектом жира и влаги; использовать небелёные хлопчатобумажные перчатки при работе со всеми предметами, кроме тех единиц хранения, в которых могут застрять волокна (впоследствии они могут служить адсорбентами влаги, что также опасно). К таким предметам относятся резные лакированные изделия, деревянные резные изделия и т.п. Следы пальцев на металлах и бумаге удаляются только с повреждением фактуры предмета. Предмет должен браться за его прочные части: отдельные листы бумаги по диагонали – за углы, сосуды – за горлышки (в самом узком месте), но ни в коем случае за ручки, носики и т.п.

 

Для правильной организации хранения фондов большое значение имеет оборудование фондохранилищ. Наиболее доступным видом оборудования являются стеллажи или полки, на которых можно хранить крупногабаритные предметы, не боящиеся света (керамика, стекло, металл). Но при этом недопустимо их совместное хранение, они должны быть размещены на разных стеллажах или полках, по возможности закрытых занавесками. Для хранения тканей, графики и др. используются шкафы с выдвижными полками или ящиками. Для хранения мелких объёмных предметов применяются коробки соответствующих размеров.

Все предметы в фондохранилище необходимо распределить на группы: по материалу, например, металл, дерево, керамика, ткань, пластмасса и т.п. На каждую полку стеллажа или шкафа прикрепляется топографическая опись с указанием учётных номеров и наименований хранящихся на них предметов.

Правила хранения предметов разных групп различны:

· Рукописные и печатные материалы хранятся в папках не подшитыми, не более 100 листов в каждой, желательно в порядке учётных номеров.

· Документы с нестойкой краской должны быть проложены листами чистой бумаги.

· Фотографии, если они составляют единый тематический комплекс с документами, хранятся вместе с ним, но вкладываются в отдельные конверты. Остальные фотографии нужно помещать в конверты и хранить в коробках или выдвижных ящиках в вертикальном положении.

· Негативы заворачиваются в мягкую бумагу, вкладываются в чёрные конверты и хранятся в вертикальном положении в коробках. На конверты наклеиваются контрольные отпечатки.

· Рисунки, гравюры, литографии, акварели и другие художественные произведения на бумажной основе хранятся в папках. Они вкладываются в паспарту из тонкого белого картона или прокладываются мягкой белой бумагой. Живопись развешивается на стенах.

Материалы на бумажной основе складывать стопкой или перегибать нельзя, т.к. они могут разрушиться от собственной тяжести.

На папках и конвертах проставляются учётные номера, хранящихся в них материалов. В папки вкладываются описи, а на конвертах с фотографиями и негативами пишутся краткие аннотации.

· Монеты и медали хранятся в бумажных конвертах, которые в свою очередь вкладываются в коробки с разделителями. Наружная сторона конверта используется для написания данных о предмете.

· Одежда подвешивается на специально подогнанных плечиках, концы которых обёртываются ватой и обшиваются холстом.

· Минералы, палеонтологические и археологические коллекции хранятся в шкафах или стеллажах с выдвижными лотками или ящичками.

 

Приложение №1

Полевая опись

 

Материалы, собираемые во время экспедиций, походов, целевых поездок, помимо актирования, целесообразно учитывать и описывать непосредственно в процессе сбора в Полевой описи. Полевая опись ведётся в отдельной тетради с прочной обложкой и пронумерованными листами. Её форма и порядок заполнения аналогичны Книге учета фондов.

На первой странице Полевой описи должны быть записаны следующие данные:

Полевая опись

Наименование экспедиции (поисковой группы)_____________________________

Место работы (область, район, населенный пункт, объект сбора материалов) _________________________________________________________________________

Начата: «____»____________ г.

Окончена: «____»___________ г.

Число описанных предметов____________

Исполнитель _________________________

 

Если материалы собираются несколькими группами, работающими по разным темам, каждая из них ведёт свою Полевую опись.

В процессе сбора материала в полевых условиях на предметах карандашом проставляются номера, под которыми они записаны в Полевой описи, или к ним прикрепляется бирка при помощи нитки с написанным на ней номером.

 

Для материалов археологических, геологических коллекций составляются этикетки, в которых указываются:

 

Экспедиция (поисковая группа) ___________________________________________

Наименование предмета__________________________________________________

Номер по полевой описи________

Дата ___________________ Подпись заполнившего________________

 

Этикетка складывается текстом внутрь и заворачивается вместе с предметом.

 

 

Приложение №2

 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ:

1. https: //infourok.ru/obrazovatelnaya-programma-muzeyniy-ugolok-875420.htmlhttp: //egov.law.kodeks.ru/npd/show_document/9049691

3. https: //fessl.ru/docs-downloads/NMO/MK_BAL.pdf

4. http: //netnado.ru/t-v-barteneva-etnograficheskie-ugolki-v-municipalenih-bibliote/page-1.html

5. http: //pandia.ru/text/77/385/30840.php

6. http: //www.metod-kopilka.ru/fondy_shkolnogo_muzeya__metodicheskie_materialy-44207.

7. http: //kultura-novosk.ru/fedzakony.html

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Арсеньева Е.В. Узорные ткани // Русское декоративное искусство. Т. 3. – М., 1965

2. Воробьев К. Кустарно-ремесленные промыслы Симбирской Губернии. – Симбирск, 1916.

3. Гончарова Л.М. Художественные промыслы Ульяновской области. // Краеведческие записки – вып.3 – Ульяновск, 1971.

4. Иванова М.С. Гончарный промысел Симбирской губернии // Материалы IV Поливановских чтений 26-27 апреля 2007 г. – Ульяновск, 2007.

5. Иванова М.С. Кузоватовские резчики – возрождение традиций // «Мономах»

6. Историческое краеведение. Ульяновская область / Уч. пособие. под ред. Егорова В.Н. –Ульяновск, 2000.

7. Ключников С.В. Старинная крестьянская музыка Ульяновской области: музыкальные инструменты, наигрыши, контекст //Мир народной песни. Материалы научных чтений. Серия «Наследие Симбирского Красноречья» – Ульяновск, 2011.

8. Липинский. Материалы для географии и статистики России. Симбирская губерния. ч.2. – С-П., 1868.

9. Паньшин И.Н. Декоративно-прикладное искусство. – Минск, 1975.

10. Система научного описания музейного предмета. Классификация, методика, терминология. Справочник. – Санкт-Петербург, 2003 г.

11. Ульяновская – Симбирская энциклопедия, гл. ред. Егоров В.Н. –Ульяновск, 2000.

12. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. – Москва, 1992.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………………….
Учёт фондов музеев……………………………………………………………………
Хранение музейных фондов …………………………………………………………..
Словарь музейной терминологии……………………………………………………...
Приложение № 1. Полевая опись ……………………………………………………..
Приложение № 2. Акт приёма на постоянное (временное) хранение ……………...
Законодательство в сфере музееведения ……………………………………………..
Список источников (Интернет-сайты) ………………………………………………..
Рекомендуемая литература ……………………………………………………………

 

Областное государственное бюджетное учреждение культуры

«Центр народной культуры Ульяновской области»

Тел./факс (8422) 44 12 06

E-mail: [email protected], www.cultura-cnk.ru

 

Составитель: М.С. Иванова

СЕЛЬСКИЙ МУЗЕЙ

ХРАНЕНИЕ И АТРИБУЦИЯ

ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПОНАТОВ

Методические рекомендации

для работников культуры муниципальных образований

Ульяновской области

 

Ульяновск

ВВЕДЕНИЕ

 

Сельские музеи занимают важное место среди музейной системы нашей страны. В Ульяновской области во многих сельских поселениях есть энтузиасты, взявшие на себя нелёгкий труд по сбору предметов старины, далёкой и не очень. Коллекции таких музейных уголков чаще всего включают в себя предметы сельского быта, одежды, сельскохозяйственных орудий труда конца XIX – XX веков. Почти в каждом сельском музее организуется выставочная экспозиция, посвящённая участию односельчан в Великой Отечественной войне, чеченской войне. На базе некоторых музеев ведётся активная работа с разными возрастными группами населения, в том числе с детьми.

К сожалению, условия существования таких музеев оставляют желать лучшего. Многие экспонаты хранятся в неотапливаемых и сырых помещениях, что недопустимо. Часто предметы, хранящиеся в музейных уголках, не пронумерованы, не обозначено их название и предназначение. Сотрудники Домов культуры, библиотек или школ, при которых организованы небольшие музеи, часто не многое могут рассказать о своей коллекции.

Предлагаемое методическое пособие составлено в помощь неравнодушным к истории своей малой родины сотрудникам библиотек, Домов культуры и сельских школ, которые заинтересованы в собирательской и организационной работе музеев, музейных комнат, музейных уголков.

Важное место в обеспечении сохранности ценностей истории, культуры, природы, а также в расширении знаний о значительных событиях прошлого и настоящего среди детей, молодёжи и взрослого населения принадлежит сельским музейным уголкам. Главной целью их создания является воспитание у подрастающего поколения национального самосознания, приобщение к национальному и общечеловеческому наследию населения.

Существуют разграничения в понятиях «музей», «краеведческая комната» и «музейный уголок».

Музей должен отвечать следующим требованиям:

- наличие изолированного помещения для экспозиции (не менее 25 кв. м) и фондохранилища;

- наличие коллекции (не менее 100 подлинных экспонатов);

- присутствие музейных форм работы (сбор; учет и обработка музейных предметов; обновление экспозиции и выставочная деятельность; просветительская работа).

Краеведческая комната:

- изолированное помещение площадью до 25 кв. м.;

- отсутствие подлинников или малое их количество;

- отсутствие музейных форм работы.

Краеведческий (музейный) уголок:

- отсутствие изолированного помещения;

- в основе коллекции копийный материал.

 

 

Музейный уголок в Новочеремшанской библиотеке


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.078 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь