Особенности воспитания в первобытном обществе.
Особенности воспитания в первобытном обществе.
Зарождение
воспитания
| 1) групповое коллективное начало вос - я (к жизни готовили всех одинаково, только в восп. девочек упор на ведение хоз, мальч. – охота).2) вос –е осуществлялось в процессе трудовой деят. 3) процесс был стихийным, бессистем. 4) имело интегриров хар – р: физ,, умственное, нравственное взросление, 5) отсутствие спец. приемом, форм, методов, 6) возрастающая роль взрослого, 7) возникновение речи как мощного средства воспитания
| далее
| Вос-е – стало носить упорядоченный х –р, складыв. опред. приемы: подражание примеру взрослого, повадкам жив. инсценировки охоты, рыб.. показ способов действия( как собирать растения), мех повторение. Для детей изготав. спец орудия труда. При выработки поведения использ. средства: участие в церемониях, празд., система запретов ( табу) наказаний, поощрений, сказания, легенды об идеальн. героях.
| По мере усложнения жизни
| менялись задачи и приемы передачи опыта. Воспитание сосредотачивалось в руки спец. лиц. Маленькие отдавались под присмотр женщинам, подростки делились по половому признаку. На исходе пер. общ. стали появ. «Дома молодежи» где были учителя, кот занимались передачей опыта. В них готовился обряд посвящения во взрослых – инициация ( испытания для дев. и мальч.), кто проходил испыт. признавались звездными, кто нет – снова отправлялся на испытания. Инициация – первый общественный институт, имел цель преднамеренной организации уч. – восп. процесса. детство было непродолжительное
| В 9-8 тыс до н.э.
| происходит соц. и имуществ. расслоение перв. общества. В хоз. деят склад группы людей, кот занимаются опред. видом труда, между племенами завязывается обмен, торговля. Все это ведет к появлению знати ( вожди, старейшины) функция воспитания начинается сосредотачиваться в семье. Усложнение производства привело к необходимости спец. обучения, ремесленного ученичества. Воспитание из равного становится семейно – сословным. В семьях знати увел. срок детства.
| - Воспитание и образование в Античном мире и римском государстве.
Воспитание детей в Спарте. (Древняя Греция)
Цель воспитания - готовить из детей воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев
Рождение
| Старейшины осматривали новорожденных: здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (бросали в пропасть). Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду.
| С 7 лет до 18 лет
| Воспитание в спец. гос. учреждениях- агелах
| Воспитанием в агеллах руководили педономы, больше внимание – воен.-физ. подготовке, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов. Образование ограничивалось обучением письму и счету. Учили детей четко и кратко отвечать на вопросы (“лаконическая речь”). Подростки 14—15 лет участвовали в криптиях — ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов.
| С 18 до 20
| специальную военную подготовку в эфебии, затем они зачислялись в войско
| Лишь с 30 лет молодые спартиаты считались полноправными гражданами.
| Дев. воспитывались дома, на первом месте также физ. развитие, военн. подготовка, приучение их управлять рабами.
Воспитание и школа в Афинах.( более развитое государство)
В воспитании стремились к сочетанию умст., нрав., эстетического и физического развития человека.
До 7 лет
| Воспитание в семье, часто с помощью кормилиц
| Большое внимание уделялось физ воспитанию. Заботясь об умственном воспитании, рассказывали сказки, читали лит. произведения, играли с детьми. Жизнь сопровождалась музыкой, игрой на флейте.
| С 7 до 13-14 лет
| Учились в школах грамматистов и кифаристов.
| В школе грамматиста учителя дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. В школе кифариста мальчики получали литературное образование и эстетическое воспитание
| С 13-14 лет
| Переход в палестру
Для большинства населения образ. заканчивалось
| занимались физическими упражнениями, наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.
| С 18 лет
| Переход в эфебию
| в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.
| Дети богатых рабовладельцев учились в гимназиях, изучали философию, литературу, готовились к управлению государством., рабы были отчуждены от школы.
Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома — в гинекее.
Педагогическая система Я.А. Коменского.
Великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592—1670) Самый известный теоретический труд Коменского «Великая дидактика»т.е. общая теория обучения, «Материнская школа» - произведений по преддошкольному и дошкольному воспитанию, « Пампдия» ( о воспитании)
Принцип природосообразности воспитания
Правильное воспитание, по Коменскому, должно быть природосообразным. Он призывал “учить всех всему”, исходить из указаний природы, учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Он требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться как на богатых, так и на бедных, как на мальчиков, так и на девочек. Эта идея всеобщего обучения детей обоего пола, несомненно, была передовым, демократическим требованием, отвечавшим интересам народных масс.
Исходя из принципа природосообразности, Коменский установил следующую возрастную периодизацию. Он определил четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость; каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школа.
До 6 лет
| особую материнская школа, т. е. воспитание и обучение малышей под руководством матери
| От 6 до12 лет
| обучаются в школе, которая должна быть открыта в каждой общине, селении, местечке
| От 12 до 18 лет
| Подростки и юноши, обнаружившие наклонность к научным занятиям, посещают латинскую школу, или гимназию, создаваемую в каждом большом города,
| От 18 до 24 лет
| Готовятся стать учеными, Коменский предлагал организовать в каждом государстве академию. Образование должно завершаться путешествием.
| Демократ Коменский мечтал об установлении стройной и единой системы школ, преемственной на всех ступенях, которая должна обеспечить всестороннее воспитание молодого поколения.
Для всех ступеней (кроме академии) Коменский подробно разработал содержание обучения.
Начальная школа – школа родного языка
| дети должны научиться свободно читать и писать, познакомиться с арифметикой и некоторыми элементами геометрии, получить элементарные знания по географии и естествоведению.
| Средняя школа
| Значительно расширялся круг знаний. Сохраняя латинский язык и “семь свободных наук”, Коменский вводил в курс гимназии физику (естествознание), географию и историю. Предлагал изменить порядок прохождения наук: после изучения языка (грамматики) он считал целесообразным перейти к физике и математике, а занятия риторикой и диалектикой перенести в старшие классы, т. е. развитием речи и мышления учащихся следует заниматься по приобретении ими реальных знаний.
| Дидактика Каменского 1) принцип наглядности (золотое правило) – вещам учить раньше, чем словам; исп.при созд.учебн.) 2) пр.сознательности 3) пр.систематичности 4)пр.доступности 5) пр.последовательности 6) пр.активности (физ.воспит: умерен.образ жизни, чередов. труд-отдых) 7) нравств. воспит.: христ.-этич.позиция. 4-ре добродеят: мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Твёрдая дисциплина – залог хорош. организации. Телесн. наказ.- в редких случаях.
Педагогическая мысль Российского Зарубежья. ( 1920 – 1930)
Особенности воспитания в первобытном обществе.
|