Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Лекция 9. Общественно-политические движения в России XIX века.
План лекции: 1. Движение " декабристов". 2. Общественно-политические взгляды Николаевской России в 30-50 –х гг.
9. 1. Движение " декабристов". Незавершённость реформ и последующее усиление консерватизма привели к тому, что проекты введения конституции в России стали вызревать подпольно в тайных обществах, которые вошли в российскую историю под названием Декабристских. Зарождение и развитие этих обществ в России приходится на 1810-1820-гг. Особенностью нашего революционного движения было то, что представлено оно было почти исключительно дворянством. Это связано с зачаточным состоянием русской буржуазии начала Х1Хв, и ведущей ролью дворянства в обществе этого периода. Участниками декабристских обществ были молодые дворяне (в основном офицеры), мечтавшие покончить с отставанием России от передовых стран Европы. Стимулом для движения декабристов стали заграничные походы 1813-1814 гг., давшие ощущение контраста российской и европейской социально-политической действительности. Декабрист И. Д. Якушкин так отзывался об этих своих европейских впечатлениях: " Пребывание целый год в Германии и потом несколько лет в Париже не могло не изменить воззрения хоть сколько – ни будь мыслящей русской молодёжи: при такой огромной обстановке каждый из нас сколько-нибудь вырос", а затем " В продолжение двух лет мы имели перед глазами великие события, решившие судьбы народов, и некоторым образом участвовали в них; теперь было невыносимо смотреть на пустую петербургскую жизнь и слушать болтовню стариков, выхваляющих всё старое и порицающих всякое движение вперёд. Мы ушли от них на 100 лет вперёд". Идеология декабризма сложилась из синтеза французского просветительства и идей русских вольнодумцев: Н. И. Новикова, А. Н. Радищева. Один из главных истоков декабризма - Отечественная война 1812 г., показавшая истинные масштабы патриотизма русского народа, задавленного крепостным правом и унижаемого сословным строем. Кроме того революционные выступления в самих странах Европ (прежде всего Испании и Италии) стали для декабристов образцом для подражания. Декабризм оказал большое влияние на общественное сознание русского общества Х1Х в. Его передовые представители видели в декабристах " богатырей из чистой стали" (по выражению А. И. Герцена). Стремление освободить Россию от монархического деспотизма привело декабристов к идее конституции, а некоторых и к республиканизму. Им казалось, что всё довольно просто. Например, А. Е. Розен писал, что достаточно " пересадить Францию в Россию", т. е. лишь внедрить в отечестве экономические принципы и политические институты из более передовых европейских государств, и Россия займёт " ту ступень просвещения, на которую она имела право по политическому своему положению в европейском мире". Сразу после возвращения русской армии из заграничных походов в среде молодого офицерства стали возникать различные объединения, кружки, союзы, артели. Первым политическим объединением стал " Союз спасения", созданный в Петербурге в 1816г. Учредителями его стали А. Н. Муравьёв, Н. М. Муравьёв, братья М. И. и С. И. Муравьёвы-Апостолы, С. П. Трубецкой. Малочисленное и закрытое общество не разработало продуманной тактики и носило заговорщический характер. Участники его предполагали в момент смены царствования " исторгнуть" у нового царя конституцию, отказавшись приносить ему присягу, допускали и мысль о цареубийстве. Поиск более определённой тактики породил в 1818 г. более многочисленную организацию " Союз благоденствия", поставивший своей основной задачей воздействие на общественное мнение, помощь правительству в проведении преобразований( в силу большей его численности около 200 человек). Участники общества издавали книги и литературные альманахи, организовывали народные школы, занимались благотворительностью, вели пропаганду в салонах и армейских полках против крепостничества и жестоких армейских порядков. Окончательный поворот правительства к реакции, расхождение между сторонниками умеренных и радикальных методов среде декабристов привели к ликвидации в 1821г. " Союза благоденствия", вместо которого возникли Северное и Южное общества. Несколько раньше их будущие лидеры и идейные вдохновители начали составлять основные программные документы, представлявшие взгляды декабристов на будущее устройство России. П. И. Пестель и его сторонники считали, что республика является единственно разумной формой государственного устройства. Опирались они при этом на исторический опыт греко-латинской цивилизации, а также Новгородской республики. Пестель писал: " Я вспоминал блаженные времена Греции, когда она состояла из республик, и жалостное её положение потом. Я сравнивал величайшую славу Рима во дни республики с плачевным уделом под правлением императоров. История Новгорода меня также утвердила в республиканском образе мыслей", и потому " ни в чём не видел большего благоденствия для России, как в республиканском правлении". Автор программы предполагал для республиканской России принцип разделения властей: законодательная (Народное вече), исполнительная (Державная Дума). Обе ветви выборные и постоянно сменяемые частями. " Сверх того нужна ещё власть блюстительная - Верховный собор" (из 120 " бояр", назначаемых пожизненно, и не участвующих в законодательной и исполнительной власти). При этом отвергался принцип равновесия властей. Верховный собор, таким образом, выполнял своеобразную роль коллективного государя, неподконтрольного обществу. В программном документе Северного общества - " Конституции" Н. М. Муравьёва по-другому представлено возможное государственное устройство России. У него предусматривалось возможное федеративное устройство государства ( по типу Северной Америки), но при этом – конституционно - монархическое: " Под надзором государя одно законодательное собрание находится в столице и делает все распоряжения, общие для всего государства; частные распоряжения, касающиеся до областей, представлены областным законодательным собрания. Таким образом, доставляется благосостояние целого и частей". Предусматривалось разделение ветвей на три ветви: исполнительная власть-император (верховный чиновник российского правительства, соединяющей в своей особе ее всю), при сохранении династического принципа в замещении должности. В обоих проектах провозглашались гражданские права и равенство всех перед законом. Пестель писал: " Весь российский народ составляет одно сословие - гражданское, все нынешние сословия уничтожаются и сливаются в одно сословие". Исходя из идеи равенства Пестель даже предлагал упразднить многонациональность России, составить один русский народ. Н. М. Муравьёв также предлагал считать русскими " всех, кто родился в России" и уравнять всех перед законом по этому принципу. Все декабристы выступали против крепостного права и рабства в любой форме, и за превращение России в страну свободных людей: " Раб, прикоснувшийся земли русской, становится свободным" - по Муравьёву. " Обладать другими людьми, как собственностью своею, продавать, закладывать, дарить и наследовать людей наподобие вещей…есть дело постыдное, противное человечеству" - у Пестеля. Декларировалась свобода выбора занятий, отменялись цехи и гильдии, провозглашалось право каждого на собственность: " Право собственности или обладания есть право священное и неприкосновенное" - П. И. Пестель. В тексте его " Русской Правды" просматривается уравнительная тенденция, характерная для российского общества. Собственность должна быть у всех, т. к. " все россияне суть помещики или частные или общественные", поэтому одновременно с частной собственностью предполагалась и собственность общественная, используемая по требованиям членов общества. Оба конституционных проекта отражали специфику российских представлений по общественно-политическим проблемам: 1 - великодержавность (все-русские); 2 - централизм; 3 - уравнительность. Многое в проектах было утопичным. Декабризм отражал общественные идеалы европейски ориентированной части общества, и не принимал в расчёт другие взгляды, имевшие большое распространение в стране. О методах и путях преобразования страны шли непрестанные споры - от реформизма до цареубийства. Сходились участники обоих объединений в том, что необходима военная революция - восстание армии под руководством офицеров, членов тайных обществ. Итогом развития декабристского движения стали восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. и выступление Черниговского полка на Украине в январе 1826 г., связанные с завершением правления Александра1. Поражение обоих выступлений показало, насколько далеки от масс были идеалы западной демократии, проповедуемые декабристами. Общеизвестна стала информация о том, что выведенные на Сенатскую площадь 14 декабря солдаты и матросы кричали: " Да здравствует император Константин и его жена Конституция". Начало восстания не было следствием продуманного плана, а более импровизацией, его разгром, аресты, суровое наказание, а также вышедшее из под контроля офицеров выступление Черниговского полка показало ошибки, пороки декабризма и не реалистичность его целей. Хотя движение вызывает неоднозначные оценки у его современников и в исторической литературе, однако оно имело безусловное значение как крупная попытка представителей общества изменить социальный и политический строй страны.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы