Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И концепции в биологии и экологии



Лекция 10. Концепция уровней биологических структур

и организации живых систем……………………………………………………

Вопросы для повторения и семинара…………………………………………………………..

Литература…………………………………………………………………………………………

Лекция 11. Концепция биосферы и экология..........................................................................

Вопросы для повторения и семинара ……………………………………………………………

Литература…………………………………………………………………………………………

Тест к разделу 4................................................................................................................................

 

Список основной литературы ……………………………………………………………………

Список дополнительной литературы ……………………………………………………………

Вопросы к экзамену и зачету …………………………………………………………………

Персоналии ………………………………………………………………………………

Глоссарий ………………………………………………………………………………………

 


Раздел 1. Введение в учебный курс

Тема 1. Естественнонаучная картина мира

 

Лекция 1.

Введение в курс «Естественнонаучная картина мира»

План лекции:

1. Специфика учебного курса «Естественнонаучная картина мира».

2. Место дисциплины в структуре ООП и требования к результатам освоения дисциплины.

3. Содержание полюсов мнений о соотношении естественно-научной и гуманитарной культуры.

4. Формы и критерии оценивания работы студента.

5.Выводы по лекции.

 

 

1. Специфика учебного курса «Естественнонаучная картина мира». Появление курса в системе высшего образования закономерно. Его задача: на основе ретроспективного взгляда на историю естествознания, развернуть перед студентами широкую панораму современного процесса познания человеком Природы и Человека в их диалектическом единстве. Предлагаемый курс дает возможность студентам понять общие закономерности сложного и полного драматизма процесса осмысления человечеством своего места в Природе и ее познания. В этом смысле, введение курса в систему высшего образования – объективный шаг в содержательном и философском плане, с философией курс имеет тесную связь и по своему понятийному аппарату.

Учебный курс «Естественнонаучная картина мира» по своему содержанию является синтезированной наукой и базируется на междисциплинарным комплексе историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию.

Современной тенденцией науки в целом, является гармоничный синтез гуманитарных и естественных наук, что и подчеркивают актуальность изучения дисциплины в высшей школе.

Потребность в изучении данного курса обусловлена еще и тем обстоятельством, что на протяжении последних десятилетий в нашем обществе все более широкое распространение получают различные виды иррационального знания – мистицизм, астрология, оккультизм, магия, спиритизм и т.п. Постепенно и последовательно они пытаются вытеснить из общественного сознания научную картину мира, основанную на рациональных способах его объяснения.

Мистици́ зм (от др. греч. μ υ σ τ ι κ ό ς − таинственный) − философское и богословское учение, а также особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Под мистическим опытом понимают опыт прямого личностного общения, слияния или постижения некоей абсолютной реальности и абсолютной истины, а в рамках религий часто отождествляемой с Божеством или Абсолютом. Мистические доктрины встречаются во всех мировых религиях и верованиях и имеют общие черты: тяготеют к интуитивизму и символизму; предполагают практику определённых психофизических упражнений или медитаций для достижения определенного состояния разума и психики.

Астроло́ гия (ст. слав. Астрология, звездословие, др. греч. ἀ σ τ ρ ο λ ο γ ί α от ἀ σ τ ή ρ, ἄ σ τ ρ ο ν «звезда» и λ ό γ ο ς «мысль, причина») − группа предсказательных практик, традиций и верований, постулирующих воздействие небесных тел на земной мир и человека (на его темперамент, характер, поступки и будущее) и, соответственно, возможность предсказания будущего по движению и расположению небесных тел на небесной сфере и относительно друг друга.

Оккульти́ зм (от лат. Occultus − скрытый) − общее название учений и традиций, считающих, что существуют скрытые и неизвестные науке силы и явления в человеке и космосе (природе), опыт которых доступен лишь людям с «особыми способностями» или «посвящённым».

Ма́ гия (лат. magia, от греч. μ α γ ε ί α ) — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие (обряд) или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхестественным путём.

Спирити́ зм (от лат. Spiritus − «душа, дух») − религиозно-философская доктрина доктрина, разработанная во Франции в середине XIX столетия Алланом Кардеком. В России термин «спиритизм» принял более общее значение, став синонимом, с одной стороны, религиозной философии спиритуализма, с другой − так называемого «столоверчения», автоматического письма и спиритической практики в самом широком смысле слова.

В создавшихся условиях, особую значимость приобретают: утверждение научно-рационального отношения к действительности, целостное представление о живой и неживой природе, понимание содержания и возможностей современных методов научного познания, также умения их применять в профессиональной деятельности.

Основную часть курса составляет рассмотрение определяющих концепций и тенденций развития современного естествознания в различных его сферах, а также анализ современной естественнонаучной картины Мира в сравнении с представлениями прошлых этапов ее развития. В процессе изучения дисциплины будут рассмотрены не только основные этапы истории естествознания, но также изложены способы и принципы научного познания.

Отсюда объектом исследования является естественнонаучная картина мира, а предметом – концепции пространственно-временной организации мира, объясняющие отношения объективного мира, процессы самоорганизации сложных систем живой и неживой природы, взаимоотношения человека с окружающей средой, место человека во Вселенной.

В лекционной части курса (22 часа) излагаются основные идеи курса, а на семинарских занятиях (22 часа) подлежат обсуждению, общие проблемы и частные вопросы развития отдельных направлений естествознания.

Целью дисциплины «Естественно-научная картина мира» является формирование у студентов целостной системы знаний об окружающем мире. Из цели вытекают основные задачи курса: получение знаний об основных этапах развития естествознания; усвоение знаний об основных теориях, законах, моделях и гипотезах современного естествознания – науки, изучающей мир в его естественном состоянии; освоение общенаучных теоретических и эмпирических методов.

2. Место дисциплины в структуре ООП и требования к результатам освоения дисциплины. Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» является дисциплиной вариативной части математического и естественно-научного цикла ФГОВПО по направлению 100400 – Туризм. Основное внимание было обращено на раскрытие и освещение важнейших концепций современного естествознания, имеющих важное значение для формирования научного мировоззрения и общей культуры студента.

Требования к результатам освоения дисциплины. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

– способность к интеллектуальному, культурному, нравственному, физическому, профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию (ОК-1);

– способность к достижению целей и критическому переосмыслению накопленного опыта (ОК-2);

– способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности (ОК-3);

· – готовность соблюдать этические и правовые нормы, регулирующие с учетом социальной политики государства отношения человека с человеком, обществом, окружающей средой; использует нормативные и правовые документы в туристской деятельности (ОК-5);

· – владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством обеспечения информацией в туристской деятельности, способен работать в глобальных компьютерных сетях (ОК-12).

В результате изучения учебной дисциплины «Естественно-научная картина мира» студент должен:

знать:

– специфику научной деятельности, ее цель, структурные составляющие, возможности ее методов;

– особенности исторических этапов развития науки и понимать причины трансформации основных научных идеалов, видеть следствия изменения научных парадигм;

– особенности физической картины мира: корпускулярную и континуальную концепции описания природы; структурные уровни организации материи; теорию неравновесных систем; пространство и время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодействие; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе;

– основы космологии: модели происхождения Вселенной, ее структуру и особенности развития; строение солнечной системы.

– особенности химической картины мира: о химических процессах и реакционной способности веществ;

– особенности биологического уровня описания природы: выделять структурные уровни организации живого; понимать проблему происхождения жизни; знать принципы эволюции, воспроизводства и развития живых организмов; основы генетики;

– проблемы естественно-научной антропологии: определять специфику «человеческой природы», структуру психики, особенности эмоций, физиологии человека;

– концепцию биосферы, ее структуру и развитие, понимать место и роль человека в формировании биосферы; знать специфику антропного принципа.

уметь:

– владеть методами научного познания;

– отличать научное знание от не научного согласно критериям научности;

– различать естественнонаучное и гуманитарное знание.

владеть:

– навыками написания конспектов;

– принципами верификации и фальсификации.

3. Содержание полюсов мнений о соотношении естественнонаучной и гуманитарной культуры. В истории науки и философии существуют две крайние точки зрения по вопросу о соотношении естественнонаучной и гуманитарной культур. Сторонники первой из них заявляют, что именно естествознание с ее точными методами исследования должно стать образцом, которому должны подражать гуманитарные науки. Наиболее радикальными представителями этой точки зрения являются позитивисты, которые считают идеалом науки математическую физику, а методом построения любого научного знания – аксиоматико-дедуктивный способ математики. Защитники противоположной позиции справедливо утверждают, что подобный взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного исследования и потому является явно утопическим и малопродуктивным. Некоторые крайние ее сторонники даже отказываются признать какую-либо общность и единство между гуманитарным и естественно-научным познанием. К их числу относятся многие представители возникшего еще в прошлом веке антипозитивистского направления в истории, социологии, психологии и других гуманитарных науках.

В последние годы под влиянием научно-технической революции и возникновения таких новых общенаучных методов исследования, как системный подход, концепции самоорганизации и эволюции, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли важность и необходимость использования в своей науке не только технических и информационных средств естествознания и точных наук, но и эффективных общенаучных методов исследования, которые первоначально возникли в рамках естествознания.

Повышение общего кругозора, культуры мышления и формирования научного мировоззрения студента-гуманитария во многом определяется его знакомством и усвоением наиболее важных концепций, которые выработало естествознание на протяжении всей истории своего развития. Поэтому по курсу предпринята попытка проанализировать именно эти концепции. Среди них наиболее фундаментальными нам представляются концепции системного подхода, самоорганизации и эволюции.

Системный подход, получивший широкое распространение в современном научном познании, ориентирует исследователя на целостный охват изучаемых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями и тем самым предостерегает его от односторонности, неполноты и ограниченности результатов.

Эволюционный взгляд на явления, события и процессы помогает понять их роль в общем процессе развития, а самоорганизация раскрывает некоторые внутренние механизмы эволюции.

Перечисленные основные концепции естествознания составляют по сути дела ядро современной научной картины мира. Опираясь на них, мы можем правильно понять и объяснить все остальные концепции естествознания, раскрывающие хотя и общие, но специфические стороны, связи и отношения процессов природы.

На этих соображениях и основана структура учебного пособия. Сначала дается общая характеристика естественно-научной и гуманитарной культур и рассматривается вопрос о научной картине природы. Потом освещаются наиболее важные концепции естествознания.

4. Формы и критерии оценивания работы студента.

Критерии оценивания семинарского занятия

Развернутый ответ студента должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях и учитывает: полноту и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного; языковое оформление ответа.

Оценка «5» (отлично) ставится, если: студент полно излагает материал, дает правильное определение основных понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» (хорошо) – студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» (удовлетворительно) – студент обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Темы докладов студентов включают презентационную форму выступления.

Презентация (представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР. Термин «презентация» (иногда говорят «слайд-фильм») связывают с информационными и рекламными функциями картинок, рассчитанные на определенную категорию пользователей. Мультимедийная компьютерная презентация – это динамический синтез текста, изображения, часто и звука; яркие и доходчивые образы; самые современные технологии интерфейса; интерактивный контакт докладчика с демонстрационным материалом; мобильность и компактность информационных носителей и оборудования; способность к обновлению, дополнению и адаптации информации.

Примерный алгоритм оформления презентации по учебному курсу:

1. Титульный лист, тема, авторские данные. 2. Введение: объект, предмет, цель и задачи презентации. 3. Основное содержание доклада (10-15 презентаций). 4. Заключение. 5. Список использованной литературы

Правила составления презентации с целью эффективного восприятия слайдов:

1. Презентация выполняется на базе одного шаблона. 2. Не более трех фактов, выводов и определений на слайд. 3. Не перегружать текстом и изображениями, не более 4 рисунков на слайд. 4. Минимум строк и столбцов в таблицах. 5. Первый слайд нужно оформить так, чтобы все сразу заинтересовались. 6. Плакатные шрифты (например, Arial, Verdana, Tahoma и т.п.). 7. Не смешивать типы шрифтов в одной презентации. 8. Тщательная проверка орфографии и пунктуации. 9. Выровнять текст, буквицы, маркеры списков и т.д. 10. Горизонтальное расположение информации. 11. Наиболее важная информация – в центр экрана. 12. Использовать рисунки хорошего качества. 13. Пояснительная надпись желательно под рисунком.

Методическая литература:

1. Правила составления презентаций [Электронный ресурс] easyen.ru›

2. Методика разработки и создания компьютерной презентации [Электронный ресурс] nach-school.narod.ru›files/03/03-37.doc

3. Каптерев А. Мастерство презентации [Электронный ресурс]: как создавать презентации, которые могут изменить мир/ Каптерев А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.— 329 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/39270.— ЭБС «IPRbooks»

Критерии оценивания презентации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Критерии оценивания презентационного доклада студента

 

Оценка
Содержание Работа полностью завершена Почти полностью сделаны наиболее важные компоненты работы Не все важнейшие компоненты работы выполнены Работа сделана фрагментарно
Работа демонстрирует глубокое понимание описываемых процессов Работа демонстрирует понимание основных моментов, хотя некоторые детали не уточняются Работа демонстрирует понимание, но неполное Работа демонстрирует минимальное понимание
Даны интересные дискуссионные материалы. Грамотно используется научная лексика Имеются некоторые материалы дискуссионного характера. Научная лексика используется, но иногда не корректно. Дискуссионные материалы есть в наличии, но не способствуют пониманию проблемы. Научная терминология или используется мало или используется некорректно Минимум дискуссионных материалов. Минимум научных терминов
Студент предлагает собственную интерпретацию или развитие темы (обобщения, приложения, аналогии) Студент в большинстве случаев предлагает собственную интерпретацию или развитие темы Студент иногда предлагает свою интерпретацию Интерпретация ограничена или беспочвенна
Везде, где возможно выбирается более эффективный и/или сложный процесс Почти везде выбирается более эффективный процесс Студенту нужна помощь в выборе эффективного процесса Студент может работать только под руководством преподователя
Дизайн Дизайн логичен и очевиден Дизайн есть Дизайн случайный Дизайн не ясен
Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн подчеркивает содержание. Имеются постоянные элементы дизайна. Дизайн соответствует содержанию. Нет постоянных элементов дизайна. Дизайн может и не соответствовать содержанию. Элементы дизайна мешают содержанию, накладываясь на него
Все параметры шрифта хорошо подобраны (текст хорошо читается) Параметры шрифта подобраны. Шрифт читаем. Параметры шрифта недостаточно хорошо подобраны, могут мешать восприятию Параметры не подобраны. Делают текст трудночитаемым
Графика Хорошо подобрана, соответствует содержанию, обогащает содержание Графика соответствует содержанию Графика мало соответствует содержанию Графика не соответствует содержанию
Грамотность Нет ошибок: ни грамматических, ни синтаксических Минимальное количество ошибок Есть ошибки, мешающие восприятию Много ошибок, делающих материал трудночитаемым

5. Выводы по лекции:

Появление курса в системе высшего образования закономерно. Предлагаемый курс дает возможность студентам понять общие закономерности сложного процесса осмысления человечеством своего места в Природе и ее познания.

Учебный курс «Естественнонаучная картина мира» по своему содержанию является синтезированной наукой и в этом смысле, базируется на междисциплинарном комплексе на основе историко-философского, культурологического и эволюционно-синергетического подходов к современному естествознанию. Потребность в изучении данного курса обусловлена еще и тем обстоятельством, что на протяжении последних десятилетий в обществе все более широкое распространение получают иррационального знания. В создавшихся условиях, особую значимость приобретают: утверждение научно-рационального отношения к действительности, целостное представление о природе, понимание содержания и возможностей современных методов научного познания.

Отсюда объектом исследования является естественнонаучная картина мира, а предметом – концепции пространственно-временной организации мира, объясняющие отношения объективного мира, процессы самоорганизации сложных систем живой и неживой природы, взаимоотношения человека с окружающей средой, место человека во Вселенной.

Целью дисциплины «Концепции современного естествознания» является формирование у студентов целостной системы знаний об окружающем мире. Из цели вытекают основные задачи курса:

– получение знаний об основных этапах развития естествознания; – усвоение знаний об основных теориях, законах, моделях и гипотезах современного естествознания – науки, изучающей мир в его естественном состоянии; – освоение общенаучных методов, как теоретических, так и эмпирических.В истории науки и философии существуют две крайние точки зрения по вопросу о соотношении естественно-научной и гуманитарной культур. Сторонники первой из них заявляют, что именно естествознание с ее точными методами исследования должно стать образцом, которому должны подражать гуманитарные науки. Защитники противоположной позиции справедливо утверждают, что подобный взгляд не учитывает всей сложности и специфики гуманитарного исследования и потому является явно утопическим и малопродуктивным. Под влиянием научно-технической революции и возникновения таких новых общенаучных методов исследования, как системный подход, концепции самоорганизации и эволюции, прежняя конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями значительно ослабла. Гуманитарии поняли важность и необходимость использования в своей науке технических и информационных средств естествознания и точных наук.

Вопросы для повторения и для семинара 1.

1. Назовите причины актуализировавшие введение курса «Естественнонаучная картина мира» в программу высшего образования.

2. Объясните, почему учебный курс «Естественнонаучная картина мира», по своему содержанию является синтезированной наукой?

3. Какие виды иррационального знания получают распространение в последние десятилетия?

4. В чем заключается значимость утверждения научно-рационального отношения к действительности?

5. Объект и предмет изучения учебного курса «Естественнонаучная картина мира».

6. Целью и задачи изучения дисциплины «Концепции современного естествознания».

7. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля):

8. В результате изучения учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» студент должен: знать, уметь, владеть.

Проблемно-аналитическое задание (аналитическая записка), тема:

1. Значимость курса «Естественнонаучная картина мира» в программе высшего образования.

2. значимость утверждения научно-рационального отношения к действительности.

Информационно-исследовательский проект (презентацию) по теме на выбор:

1. Естественнонаучная картина мира как пример рационального объяснения окружающего мира.

2. Междисциплинарность курса «Естественнонаучная картина мира».

3. Иррационального виды знания современности.

4. Мировоззренческая роль научно-рационального отношения к действительности.

5. Объект и предмет изучения учебного курса «Естественнонаучная картина мира».

6. Цель и задачи изучения дисциплины «Концепции современного естествознания».

 

Литература

1. Зарипова Р.С. Естественнонаучная картина мира. Организация и проведение семинарских занятий и самостоятельной работы студентов [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Зарипова Р.С., Хасанова А.Р., Махубрахманова В.Р.— Электрон. текстовые данные.— Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет, 2016.— 66 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/60699.— ЭБС «IPRbooks»

2. Садохин А.П. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления/ Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 447 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/40463.— ЭБС «IPRbooks»

3. Степин В.С. Философия и методология науки [Электронный ресурс]/ Степин В.С.— Электрон. текстовые данные.— М.: Академический Проект, 2014.— 716 c.— Режим доступа: http: //www.iprbookshop.ru/36626.— ЭБС «IPRbooks»

 

 

Лекция 2.

«Естественнонаучная и гуманитарная культура»

План лекции:

1. Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений окружающей действительности.

2. Позитивизм и антипозитивизм в методологии науки.

3. Единство науки и научный метод.

4.Выводы по лекции.

 

1. Две традиции в объяснении, понимании и предсказании явлений окружающей действительности. В природе действуют слепые, стихийные и независимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественно-научную культуру часто противопоставляют культуре гуманитарной.

Наиболее отчетливо различие между естественнонаучной и гуманитарной культурами выражается в истолковании их подхода к основным функциям науки, важнейшие из которых − объяснение, понимание и предсказание явлений.

Объяснение в самой общей форме можно определить как подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию.

В естествознании первоначально преобладали причинные объяснения, когда для этого использовались простейшие эмпирические законы. Именно с такого рода объяснениями мы встречаемся уже в механике. Мы говорим, что причиной ускорения движения тела служит приложенная к нему сила. С дальнейшим развитием науки становилось все более очевидным, что причинные законы составляют лишь часть обширного класса научных законов. Поэтому объяснения с помощью законов в настоящее время называют помологическими.

Особый интерес представляет проблема объяснения посредством законов в естествознании и гуманитарных науках, по которой до сих пор не прекращаются споры. Они вызваны главным образом тем обстоятельством, что в ряде гуманитарных наук (например в истории), трудно подвести индивидуальные и неповторимые события и явления под какой-либо общий закон или теорию.

Среди историков и других ученых-гуманитариев есть немало исследователей, которые заявляют, что методы объяснения оказываются вообще бесполезными в гуманитарных науках, поскольку в них главное внимание должно быть обращено не столько на общность, сколько на индивидуальность, неповторимость и даже уникальность событий и явлений духовной и социальной жизни. Поэтому они считают главным или даже почти единственным способом их исследования метод понимания, связанный с их истолкованием.

Пониманием называют способ, посредством которого можно интерпретировать или истолковывать явления и события индивидуальной духовной жизни и гуманитарной деятельности. Такой метод часто называют герменевтическим, по имени древнегреческого бога Гермеса, который, согласно легенде, служил посредником между людьми и богами Олимпа. Поскольку смертные люди не понимали божественный язык, то Гермес выступал как переводчик и истолкователь воли богов.

В гуманитарной методологии различают два подхода к процессу понимания, которые условно можно назвать психологическим и теоретическим. К психологическому относят понимание, основанное на переживании одним человеком духовного опыта другого, его чувств, настроений, мотиваций, т.е. необходимо влезть в его " шкуру" и внутренне пережить то, что пережил автор.

Подобный взгляд на понимание был широко распространен в прошлом веке среди теоретиков и историков искусства, литературоведов и критиков, а также других гуманитариев. Наиболее видным представителем этого направления был известный немецкий историк искусства и теоретик герменевтики Вильгельм Дильтей (1883-1911). Прием перевоплощения в другого человека, проникновения в его духовный мир, приносит пользу. Но условия жизни, события и процессы, которые наблюдал У. Шекспир (1564-1616), или древний грек Еврипид (ок. 480-406 до н.э.), существенно изменились. Поэтому современный исследователь не может наблюдать их теперь, к тому же о прошлой эпохе, его нравах, обычаях и духовной жизни он судит с точки зрения сегодняшних идей, нравов и представлений. В лучшем случае он может размышлять о прошлом, опираясь лишь на некоторые аналогии и предположения.

Теоретическое понимание основывается прежде всего на интерпретации, или истолковании, определенных фактов, событий и процессов. Суть интерпретации в гуманитарной деятельности состоит в раскрытии целей, мотиваций и смысла действий и поступков людей. В этом отношении такое понимание сближается с телеологическими объяснениями. В то же время нельзя не признать, что взгляд с более высокой позиции, обоснованный и обогащенный опытом новых поколений, дает возможность лучше понять тенденции исторического развития, а тем самым и прошлые события.

В целом понимание представляет собой более сложный, противоречивый и запутанный процесс, чем объяснение. Различие между ними состоит в том, что если объяснение сводится к логическому выводу, то понимание − к интерпретации.

К логическому выводу обращаются и при предвидении событий, явлений и иных новых фактов.

Предвидение, или предсказание, по логической структуре не отличается от объяснения и основывается также на выводе высказываний о фактах из общих утверждений (законов, теории), но сама факты остаются гипотетическими, неизвестными и их предстоит еще открыть.

В то время как объяснение относится к событиям и фактам настоящим, а часто и к прошлым (археология, история, палеонтология), предвидение направлено к будущим событиям. Оно играет решающую роль не только в развитии теоретического знания, но особенно в процессе практического применения этого знания, обеспечивая возможность прогнозирования явлений и событий. Известная максима " знать, чтобы предвидеть" достаточно ясно выражает роль предвидения в практической деятельности.

Другая особенность предсказаний связана с вероятностным их характером. Это в особенности относится к предсказанию социальных и гуманитарных событий и процессов, которые опираются не на универсальные законы, а законы статистические, вероятностные. В этом отношении предсказания в социальных и гуманитарных науках по своей точности далеко отстают от предсказаний в естественных науках.

Гуманитарные и социальные науки не достигли той степени теоретической зрелости, которая присуща так называемым точным наукам (астрономия, механика, физика, химия и др.). Точность предсказаний прямо зависит от характера исследуемых наукой процессов. Если в механике и астрономии предсказания опираются на общие, универсальные законы (законы динамики и закон всемирного тяготения Ньютона), то в социологии и психологии приходится ограничиваться полуэмпирическими законами статистического характера.

Следует особо подчеркнуть также роль субъективного фактора в социально-гуманитарном познании, что делает прогнозы в этой сфере не точными и достоверными, а лишь вероятными в той или иной степени.

2. Позитивизм и антипозитивизм в методологии науки. Поскольку методы исследования и способы объяснения, понимания и предсказания в естествознании были разработаны значительно раньше, чем в социальных и гуманитарных науках, то уже давно предпринимались попытки целиком перенести их в сферу общественных наук.

Первая такая программа была сформулирована известным французским философом и социологом Огюстом Контом (1798-1857) в его " Курсе позитивной философии". Для Конта позитивные, или положительные науки, к которым он относил прежде всего науки о природе, не нуждаются в философии, стоящей над ними и указывающей им приемы и методы исследования.

Наука − сама себе философия, так можно было бы кратко выразить суть контовского позитивизма. Основное свойство науки, которую Конт называет позитивной философией, состоит в том, что " положительную философию можно считать единственной прочной основой общественного преобразования".

Враждебное отношение Конта к традиционной философии легко понять, если учесть, что вплоть до середины прошлого века была широко распространена натурфилософия, представители которой пытались объяснить явления и процессы природы исключительно посредством чисто умозаключений. Проблемы объяснения и понимания социальных процессов и явлений, сторонники позитивизма пытались свести их к уже существующим закономерностям естествознания. Сам Конт, например, рассматривал социологию как своего рода социальную физику, в которой вместо атомов фигурируют человеческие индивидуумы. Неудачи редукции, или сведения, социальных законов к физическим позитивисты объясняли недостаточной теоретической зрелостью.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.08 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь