Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекция 1(Л-1.1). Информатизация общества.



Лекция 1(Л-1.1). Информатизация общества.

Информационные революции.

В Окинавской Хартии глобального информационного общества указывается на то, что «Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества двадцать первого века». Так же в Хартии сказано, что ИКТ оказывают революционное воздействие на образ жизни людей, их образование и работу, взаимодействие правительства и гражданского общества. Из истории нам известно, что именно в результате революционных преобразований человеческое общество приобретало новое качество. Большое влияние на развитие общества оказывали не только политические, но и информационные революции. На пути к информационному обществу человечество претерпевало несколько информационных реформ.

Самая первая информационная революция связана с изобретением письменности. Это изобретение стало поворотным моментом в развитии мысли. Письменность позволила фиксировать знания, передавать их из поколения в поколение.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) сделала возможным появление класса интеллигенции – изобретено книгопечатание, которое коренным образом изменило сформировавшееся на тот момент индустриальное общество, дало новый импульс в развитии культуры, организации человеческой деятельности. Книга стала материальной основой для создания государственной системы образования.

Изобретение электричества обусловило третье информационное преобразование (конец XIX в.). Благодаря электричеству появились телеграф, телефон, радио. С появлением этих новшеств стало возможным оперативно накапливать и передавать информацию.

Четвертая (и последняя на сегодняшний день) информационная революция - это, безусловно, появление персональных компьютеров. Микропроцессорная техника позволила перейти от механических и электрических средств обработки информации к электронным. Новый способ работы с информацией можно сказать вошел во все сферы интеллектуальной жизнедеятельности человека, принес с собой совершенно новые представления о возможностях обработки информации, новые приемы и формы работы, новый уровень информационной обеспеченности общества.

Последняя информационная революция послужила платформой для появления новых отраслей производства, в частности появления информационной индустрии, важнейшей составляющей которой являются ИКТ. ИКТ становятся материальной и технологической базой информационного общества.

Информационная культура.

Важный признак человека информационного общества – высокий уровень общечеловеческой культуры. Составными ее частями являются информационная и экономическая культуры.

Деятельность многих специалистов, предприятий, организаций уже сейчас все в большей степени начинает зависеть не столько от их информированности, сколько от способности эффективно переработать собранную информацию, проанализировать ее и использовать. Ориентироваться в лавинообразном потоке информации сегодня достаточно сложно. Порой легче создать новый продукт, чем искать его аналог. Возникает противоречие между необходимостью обрабатывать все большие объемы информации и устаревшими «безкомпьютерными» информационными технологиями. На пути преобразования общества из индустриального в информационное приходится решать множество проблем, одна из которых – необходимость подготовить человека к свободной ориентации в мире информации, сформировать у него такое качество как информационная культура. Информационная культура проявляется в разных аспектах деятельности человека, в том числе в его умении находить информацию, выбирать и использовать требуемые компьютерные информационные технологии для ее обработки. Существенный элемент информационной культуры – владение методикой коллективного принятия решений, умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми. Проблемы формирования и развития информационной культуры решаются в основном в сфере образования.

3. Становление информатики. Информатика как научная дисциплина.

Если обратиться в далекое прошлое, то жалобы на обилие информации можем найти тысячелетия назад. На глиняной дощечке (шумерское письмо 4 тысячелетия до нашей эры) начертано: " Настали тяжелые времена. Дети перестали слушаться родителей, и каждый норовит написать книгу." Особенно модным стало жаловаться на непереносимость информационного бремени с 17 века. В 20 веке заговорили об информационной катастрофе. Информационный кризис - это возрастающее противоречие между объемами накапливаемой информации и ограниченными возможностями ее переработки отдельно взятой личностью. Количество информации, циркулирующей в обществе, удваивается примерно каждые 8-12 лет. Появилась уверенность в том, что справиться с таком лавиной информации человек не сможет. Для этого нужны специальные средства и методы обработки информации, ее хранения и использования. Поэтому и сформировалась новая научная дисциплина - информатика, поставившая своей целью изучение закономерностей информационных процессов. Точкой отсчета становления информатики как индустрии стало изобретение в середине XX века электронных вычислительных машин. Основной особенностью компьютеров стала возможность автоматической обработки информации.

Слово информатика происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Information (информация) и Automatique (автоматика), что выражает ее суть как науки об автоматической обработке информации. Кроме Франции, термин информатика используется в ряде стран Восточной Европы. В то же время, в большинстве стран Западной Европы и США используется другой термин — Computer Science (наука о средствах вычислительной техники).

В качестве источников информатики обычно называют две науки: документалистику и кибернетику. Документалистика сформировалась в конце XIX века в связи с бурным развитием производственных отношений. Ее расцвет пришелся на 20-30-е годы XX в., а основным предметом стало изучение рациональных средств и методов повышения эффективности документооборота.

Основы близкой к информатике технической науки кибернетики были заложены трудами по математической логике американского математика Норберта Винера, опубликованными в 1948 г., а само название происходит от греческого слова (kyberneticos — искусный в управлении).

Впервые термин кибернетика ввел французский физик Андре Мари Ампер в первой половине XIX в. Он занимался разработкой единой системы классификации всех наук и обозначил этим термином гипотетическую науку об управлении, которой в то время не существовало, но которая, по его мнению, должна была существовать.

Сегодня предметом кибернетики являются принципы построения и функционирования систем автоматического управления, а основными задачами - методы моделирования процессов принятия решений, связь между психологией человека и математической логикой, связь между информационным процессом отдельного индивидуума и информационными процессами в обществе, разработка принципов и методов искусственного интеллекта. На практике кибернетика во многих случаях опирается на те же программные и аппаратные средства вычислительной техники, что и информатика, а информатика, в свою очередь, заимствует у кибернетики математическую и логическую базу для развития этих средств.

Информатика как научная дисциплина сохраняет своеядро - общие принципы, законы и методы организации вычис­лений и обработки информации с помощью ЭВМ, а также принципы органи­зации и работы машинных интеллектуальных систем (систем искус­ственного интеллекта) на ЭВМ. Эти принципы сохранят свою роль и значение для всех моделей и типов ЭВМ неза­висимо от их элементной базы, быстродействия и объемов памяти.

Информатика - это наука и техника, связанные с машинной обработкой, хранением, передачей информации. Она занимается - предмет исследования - формализованным представлением информации, ее обработкой, определением предписаний и правил по ее переработке, техническими устройствами (в частности, компьютерами), выполняющими обработку информации. Это включает в себя вопросы анализа и моделирования взаимосвязей и структур в самых различных областях применения. Цель состоит в разработке способов решения задач информационной обработки на вычислительных машинах (компьютерах), а также в разработке, организации и эксплуатации вычислительных систем.

Цельювузовского курса информатики считается освоение профессионального использования персональных компьютеров и решения на ЭВМ профессиональных задач. Для развития этих умений необходима определенная культура и развитие логического мышления.

Эффективное использование ЭВМ предполагает наличиеинфор­мационной культуры - умений искать, передавать и подготавливать информацию в форме текстов и рисунков с помощью персональных компьютеров и сети Интернет. Развитие этой культуры ведет к более глубокому развитию логического мышления. Логическое мышление проявляется в умении решать различные интеллектуальные задачи и в том числе в решении сложных задач с помощью ЭВМ. Эти интеллектуальные способности выражаются в умениях рассуждать, доказывать, ставить задачи, а также подбирать и обосновывать способы их решения.

Информатика – это техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а так же функционирования этих средств и методы управления ими.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАТИКА 1. Философские основы информатики. Теория информации. Методы измерения информации. 2. Математические основы информатики. Информационное моделирование. Теория алгоритмов. 3. Представление знаний и интеллектуально-информационные системы.
Средства информатизации. Технические. Хранения и обработки данных. 1. Персональные компьютеры. Рабочие станции. Вычислительные системы. 2. Устройства ввода/вывода. Накопители (магнитные, оптические, смешанные).
Передачи данных. Сети ЭВМ. Комплексы. Цифровые технические средства связи. Телекоммуникационные системы передачи аудио, видео и мультимедийной информации.
Программные. Системное ПО и системы программи-рования 1. Операционные системы и среды. 2. Сервисные оболочки. 3. Утилиты. 4. Системы и языки программирования
Реализации технологий. Универ-сальных 1. Текстовые и графические редакторы. 2. Системы управления базами данных. 3. Табличные процессоры. 4. Средства моделирования объектов, процес­сов и систем
Профес-сиональ-но-ориенти-рованных 1. Издательские системы. 2. Профессионально-ориентированные системы автоматизации расчетов. 3. Системы автоматизации проектирования, научных исследований и пр.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ • ввода/вывода, сбора, хранения, передачи и обработки данных; • подготовки текстовых и графических документов, технической документации; • ГИС-технологии; • программирования, проектирования, моделирования, обучения, диагностики, управления.
СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА 1. Информационные ресурсы общества. Информационное общество — закономерности и проблемы. 2. Информационная культура, развитие личности Информационная безопасность

Информатику можно рассматривать как науку, как технологию и как индустрию.

Информатика как наука объединяет группу дисциплин, занимающихся изучением различных аспектов свойств информации в информационных процессах, а также применением алгоритмических, математических и программных средств для ее обработки с помощью компьютеров.

Информатика как технология включает в себя систему процедур компьютерного преобразования информации с целью ее формирования, хранения, обработки, распространения и использования.

Основными чертами современной (новой) информационной технологии являются:

дружественный программный и аппаратный интерфейс;

интерактивный (диалоговый) режим решения задач;

сквозная информационная поддержка всех этапов решения задачи на основе интегрированной базы данных;

возможность коллективного решения задач на основе информационных сетей и систем телекоммуникаций;

безбумажная технология, при которой основным носителем информации является не бумажный, а электронный документ.

Информатика как индустрия — это инфраструктурная отрасль народного хозяйства, обеспечивающая все другие отрасли необходимыми информационными ресурсами. Индустрия информатики включает в себя предприятия, производящие вычислительную технику и ее элементы; вычислительные центры различного типа и назначения (индивидуальные, кустовые, коллективного пользования и др.); предприятия, осуществляющие производство программных средств и проектирование информационных систем; организации, накапливающие, распространяющие и обслуживающие фонды алгоритмов и программ; станции технического обслуживания вычислительной техники.

Структура информатики отображена в таблице 1.

В соответствии с современным пониманием, информатика включает в себя четыре части:

1. Теоретическая информатика.

2. Средства информатизации.

3. Информационные технологии.

4. Социальная информатика.

Каждая из этих частей, в свою очередь, делится на разделы.

Основные понятия.

Понятие информации является центральным для информатики. Точное выяснение понятия “информация” существенно необходимо для глубокого понимания систем обработки информации.

Термин “ информация ” происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. Понятие “информация” используется во многих областях знаний, поэтому многозначно, так что определить его исчерпывающим образом через более простые понятия невозможно.

В широком смысле, с позиции материалистической философии, информация есть отражение реального мира с помощью сведений в какой-либо форме (речь, текст, график, цифровые данные и т.п.). Информацию как философскую категорию рассматривают как один из атрибутов материи, отражающей ее структуру. В рамках науки информатики информация является основополагающим понятием. Любая деятельность человека представляет собой процесс сбора и переработки информации, принятия на ее основе решений и их выполнения. С появлением современных средств вычислительной техники информация стала выступать в качестве одного из важнейших ресурсов научно-технического прогресса.

В технике под информацией понимают все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования. Многие формы представления информации допускают различное толкование. Одна и та же последовательность литер (одно слово) может иметь разные толкования, как и наоборот одно и то же смысловое содержание может быть представлено различными способами. Поэтому, вообще говоря, следует различать информацию и форму ее представления. Выявление подходящих систем представления (“языков”) для определенных классов информации является одной из задач информатики. Кроме того, абстрактная информация не всегда является отражением реального мира в конкретных условиях (например: осень - дождливая пора, но конкретная осень какого-то года может быть не дождливой, или отдельные конкретные осенние дни могут быть жаркими и без осадков).

Таким образом, в связи с информацией различают:

ее представление или изображение (внешняя форма)

ее значение

ее отношение к реальному миру (связь абстрактной информации с действительностью при интерпретации ее к конкретным условиям реального мира).

Информация – абстрактное содержание (содержательное значение, семантика) какого-либо высказывания, описания, указания, сообщения или известия. Внешнюю форму изображения называют представлением информации.

Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний.

С понятием информации связаны такие понятия, как сигнал, сообщение, сведения, данные.

Сигнал – любой процесс, несущий информацию.

Сообщение – это информация, представленная в определенной форме и предназначенная для передачи.

Сведения – это смысл, который хочет и может передатьодин человек другому или группе людей с помощью сообщений.

Данные – это информация, представленная в формализованном виде и предназначенная для обработки ее техническими средствами, например, ЭВМ.

По способам восприятия По форме представления По общественному значению
Визуальная. Аудиальная. Тактильная. Обонятельная. Вкусовая. Текстовая. Числовая. Графическая. Музыкальная. Комбинированная. Массовая: -обыденная; -общественно-политическая; -эстетическая. Специальная: -научная; -производственная; -техническая; -управленческая. Личная: -знания; -умения; -интуиция.

Информация классифицируется следующим образом:

Меры информации.

Единица измерения информации была определена в науке под названием «теория информации». Информацию измеряют в битах. Бит – это один разряд в ячейке компьютерной памяти. В один разряд можно вписать только одну цифру (0 или 1). Это очень маленькая величина, поэтому используют величину в 8 раз больше – байт. Т.о. байт - это 8 бит. Для измерения больших объемов информации используются производные от байта единицы:

1 килобайт = 1 Кб = 1024 байта

1 мегабайт = 1 Мб = 1024 Кб

1 гигабайт = 1 Гб = 1024 Мб

1 терабайт = 1 Тб = 1024 Гб и т.д.

Теория информации рассматривает следующие меры количества информации:

I. Синтаксическая мера информации оперирует с обезличенной информацией, не выражающей смыслового отношения к объекту. На этом уровне объем данных в сообщении измеряется количеством символов в этом сообщении.

Рассмотрим два подхода к измерению синтаксической информации.

1. Содержательный подход. Информация измеряется в битах, байтах и т.д., т.е. для определения количества применяется двоичная система счисления. Минимальная единица – бит.

Количество информации i, содержащееся в сообщении о том, что произошло одно из N равновероятных событий, определяется из решения показательного уравнения

2 i = N (1)

В общем виде

m n = N (2)

Эту формулу в 1928 году вывел Ричард Хартли. В ней

N – количество равновероятных событий,

n – число разрядов (символов в сообщении),

m – основание системы счисления.

Для двоичной системы счисления m = 2, n = i, т.о.

2 i = N, или i = log 2 N (3)

Эта формула является частным случаем формулы Клода Шеннона, когда количество информации определяется не через количество возможных равновероятных событий, а через вероятность. Величина вероятности определяется в долях или процентах и

0% < P < 100%

или

0 < P < 1.

Если события не равновероятны, то согласно теории информации нужно решить показательное уравнение (получено из формулы Шеннона)

2 i = 1/P или i = log 2 (1/P) (4)

P – вероятность события. Чем меньше вероятность, тем больше информации.

2. Алфавитный подход. При этом подходе используется мощность алфавита N (в том числе знаки препинания и пробел). Расчет осуществляется по формулам (3). Каждый символ несет i бит информации. Например, в русскоязычном алфавите 54 символа, т.е. N = 54, следовательно i = log254 = 5, 75. Количество информации, содержащееся в символьном сообщении К*i, где К – количество символов сообщения, i - информационный вес символа алфавита, мощность которого N.

II. Семантическая мера информации используется для измерения смыслового содержания информации. Наибольшее распространение здесь получила тезаурусная мера, предложенная Ю.И. Шнейдером (идеи тезаурусного метода были сформулированы еще основоположником кибернетики Н. Винером) и связывающая семантические свойства информации со способностью пользователя принимать поступившее сообщение. Для понимания и использования информации ее получатель должен обладать определенным запасом знаний.

Тезаурус — это совокупность сведений, которыми располагает пользователь или система. Максимальное количество семантической информации потребитель получает при согласовании ее смыслового содержания со своим тезаурусом, когда поступающая информация понятна пользователю и несет ему ранее не известные сведения.

Семантический подходопределения количества информации является наиболее трудно формализуемым и до сих пор окончательно не определившимся. Тем не менее…:

Если индивидуальный тезаурус потребителя Sп отражает его знания о данном предмете, то количество смысловой информации, содержащееся в некотором сообщении, можно оценить степенью изменения этого тезауруса, произошедшего под воздействием данного сообщения. Очевидно, что количество информации нелинейно зависит от состояния индивидуального тезауруса пользователя, и хотя смысловое содержание сообщения Sп постоянно, пользователи, имеющие различные тезаурусы, будут получать неодинаковое количество информации. В самом деле, если индивидуальный тезаурус получателя информации близок к нулю ( Sп ~ 0), то в этом случае и количество воспринятой информации равно нулю: = 0.

Иными словами, получатель не понимает принятого сообщения и, как следствие, для него количество воспринятой информации равно нулю. Такая ситуация эквивалентна прослушиванию сообщения на неизвестном иностранном языке.

Несомненно, сообщение не лишено смысла, однако оно непонятно, а значит, не имеет информативности.

Количество семантической информации Ic в сообщении также будет равно нулю, если пользователь информации абсолютно все знает о предмете, т.е. его тезаурус Sп и сообщение не дают ему ничего нового.

Интуитивно мы чувствуем, что между этими полярными значениями тезауруса пользователя существует некоторое оптимальное значение Sпопт при котором количество информации Ic , извлекаемое из сообщения, становится для получателя максимальным. Эта функция зависимости количества информации Ic от состояния индивидуального тезауруса пользователя Sп приведена на рисунке.

Тезаурусный метод подтверждает тезис о том, что информация обладает свойством относительности и имеет, таким образом, относительную, субъективную ценность. Для того чтобы объективно оценивать научную информацию, появилось понятие общечеловеческого тезауруса, степень изменения которого и определяла бы значительность получаемых человечеством новых знаний.

III. Прагматическая мера информации определяет ее полезность, ценность для процесса управления. Обычно ценность информации измеряется в тех же единицах, что и целевая функция управления системой.

Прагматический подход определяет количество информации как меры, способствующей достижению поставленной цели. Одной из первых работ, реализующей этот подход, явилась статья А.А. Харкевича. В ней он предлагал принять за меру ценности информации количество информации, необходимое для достижения поставленной цели. Этот подход базируется на статистической теории Шеннона и рассматривает количество информации как приращение вероятности достижения цели. Так, если принять вероятность достижения цели до получения информации равной Ро , а после ее получения Р1 , прагматическое количество информации Iп определяется как

Iп = log Р1/ Ро

Если основание логарифма сделать равным двум, то Iп будет измеряться в битах, как и при синтаксическом подходе.

При оценке количества информации в семантическом и прагматическом аспектах необходимо учитывать и временную зависимость информации. Дело в том, что информация, особенно в системах управления экономическими объектами, имеет свойство стареть, т.е. ее ценность со временем падает, и важно использо­вать ее в момент наибольшей ценности.

Кодирование информации.

Цветовая модель CIE Lab.

В 1920 году была разработана цветовая пространственная модель CIE Lab (Communication Internationale de I'Eclairage — международная комиссия по освеще­нию; L, a, b — обозначения осей координат в этой системе). Система является аппаратно независимой и потому часто применяется для переноса данных между устрой­ствами. В модели CIE Lab любой цвет определяется светлотой (L) и хроматическими компонентами: параметром а, изменяющимся в диапазоне от зеленого до красного, и параметром b, изменяющимся в диапазоне от синего до желтого. Цветовой охват модели CIE Lab значительно превосходит возможности мониторов и печатных устройств, поэтому перед выводом изображения, представленного в этой модели, его приходится преобразовывать. Данная модель была разработана для согласова­ния цветных фотохимических процессов с полиграфическими. Сегодня она явля­ется принятым по умолчанию стандартом для программы Adobe Photoshop.

Цветовая модель RGB.

Цветовая модель RGB является аддитивной, то есть любой цвет представляет собой сочетание в различной пропорции трех основных цветов — красного (Red), зеле­ного (Green), синего (Blue). Она служит основой при создании и обработке компью­терной графики, предназначенной для электронного воспроизведения (на мони­торе, телевизоре). При наложении одного компонента основного цвета на другой яркость суммарного излучения увеличивается. Совмещение трех компонентов одинаковой яркости дает ахроматический серый цвет, который при увеличении яркости приближается к белому цвету. При 256 градационных уровнях тона чер­ному цвету соответствуют нулевые значения RGB, а белому — максимальные, с координатами (255, 255, 255).

Цветовая модель HSB.

Цветовая модель HSB разработана с максимальным учетом особенностей воспри­ятия цвета человеком. Она построена на основе цветового круга Манселла. Цвет описывается тремя компонентами: оттенком (Hue), насыщенностью (Saturation) и яркостью (Brightness). Значение цвета выбирается как вектор, исходящий из центра окружности. Точка в центре соответствует белому цвету, а точки по периметру окружности — чистым спектральным цветам. Направление вектора задается в градусах и определяет цветовой оттенок. Длина вектора определяет насыщенность цвета. На отдельной оси, называемой ахроматической, задается яркость, при этом нулевая точка соответствует черному цвету. Цветовой охват модели HSB перекрывает все известные значения реальных цветов.

Модель HSB принято использовать при создании изображений на компьютере с имитацией приемов работы и инструментария художников. Существуют специальные программы, имитирующие кисти, перья, карандаши. Обеспечивается имитация работы с красками и различными полотнами. После создания изображения его рекомендуется преобразовать в другую цветовую модель, в зависимости от предполагаемого способа публикации.

Загрузка ПК.

Нормально настроенный и работоспособный компьютер запускается простым нажатием кнопки питания па лицевой панели системного блока. При поступлении питания на процессор он обращается к памяти (по жестко заданному адресу) в поисках инструкций для выполнения. Поскольку никакой информации в оперативной памяти компьютера в выключенном состоянии быть не может, этот стартовый адрес находится в специальном участке памяти, который выполнен на базе отдельной микросхемы по специальной технологии. Это так называемое постоянное запоминающее устройство (ПЗУ).

В микросхеме ПЗУ содержится базовая система ввода-вывода (Basic Input Output System, BIOS). Несмотря на свое название, BIOS (по-русски: БСВВ) имеет очень отдаленное отношение к средствам ввода и вывода информации и на самом деле представляет собой комплекс первичных программ, с которых компьютер начинает работу. Назначение этих программ состоит в том, чтобы проверить работоспособ­ность основных систем, убедиться в наличии и исправности базового оборудова­ния (клавиатуры, видеоподсистемы и жесткого диска) и подготовить условия, при которых компьютер сможет общаться с внешним миром и действительно заниматься вводом-выводом информации под управлением оператора или автоматически.

Работа программ, входящих в состав BIOS, начинается с процедуры POST (Роwer-Оп Self Test — самотестирование при включении). В первую очередь при этом проверяется наличие, объем и исправность оперативной памяти. Во вторую очередь — наличие и исправность клавиатуры. Если самотестирование проходит нормально, компьютер переходит к следующим операциям. В случае наличия ошибок на экране появляется соответствующее сообщение. Если неисправность касается видеоподсистемы и сообщение не может быть отображено на экране, компьютер выдает серию коротких и длинных звуковых сигналов, по которым можно установить характер неисправности в самых общих чертах. Метод кодирования неисправностей звуковыми сигналами зависит от конкретной версии BIOS и должен быть объяснен в документации к матери некой плате.

Главная задача программ, входящих в состав BIOS — провести компьютер до момента загрузки и запуска операционной системы. После того как это сделано, операционная система возьмет на себя управление компьютером и обеспечит связь с периферийными устройствами и с оператором. Но современные операционные системы имеют такие гигантские размеры (сотни Мбайт), что об их размещении в небольшой микросхеме ПЗУ не может быть и речи. Операционная система размещается либо на жестком диске, либо в виде небольшого пускового ядра на гибком диске, либо (для последних версий BIOS) на лазерном компакт-диске. Но ни об одном из этих устройств компьютер на момент включения ничего «не знает» и не может воспользоваться ими напрямую.

Для хранения информации о свойствах дисковых накопителей компьютера служит специальная микросхема памяти, которую называют CMOS-память (по-русски: КМОП-память). Она получила такое наименование по названию технологии, с помощью которой изготовлена. СМOS-память отличается от ПЗУ тем, что в нее можно записывать информацию. Например, при установке на компьютере жесткого диска сюда записываются данные, необходимые для работы с ним (число цилиндров, количество секторов и прочие). Здесь хранятся показания системных часов: время и дата. Здесь может храниться пароль для предотвращения несанкционированного доступа к компьютеру. На современных моделях здесь хранятся такие данные, как коэффициент внутреннего умножения частоты процессора, метод работы с кэш-памятью и многое-многое другое.

СМOS-память отличается не только от ПЗУ, но и от оперативной памяти. Она не «забывает» информацию при выключении питания, поскольку имеет автономный источник — маленькую литиевую аккумуляторную батарейку. Эта батарейка установлена на материнской плате и обычно служит безотказно в течение многих лет.

Если компьютер исправен, то работа процедур BIOS заканчивается обращением к системному диску для запуска операционной системы. Иногда перед этим в оперативной памяти создается копия ПЗУ — если какой-то программе захочется обратиться к процедурам BIOS, то такое обращение произойдет быстрее, если BIOS находится не в ПЗУ, а в оперативной памяти. Но операционная система Windows к функциям ПЗУ не обращается, и сегодня такое копирование не имеет особого смысла.

О том, какой диск является системным, система BIOS ничего не знает и потому перебирает все диски подряд, пока не найдет диск с операционной системой. При этом нам важен порядок этого перебора — он записан в СМOS-памяти и называется последовательностью запуска.

В абсолютном большинстве случаев операционная система находится на жестком диске, поэтому целесообразно так настроить последовательность запуска, чтобы при переборе жесткий диск (С: ) стоял первым. В тех случаях, когда жесткий диск неисправен или операционная система на нем повреждена, в качестве системного используют гибкий диск. В этом случае последовательность запуска должна начинаться с дисковода гибких дисков, то есть с диска А:. В некоторых моделях материнских плат предусмотрена возможность запуска операционной системы с лазерных дисков (хотя к этой возможности следует относиться с осторожностью) — тогда последовательность запуска начинается с дисковода CD-ROM.

Периферийные устройства.

Периферийными или внешними устройствами называют устройства, размещенные вне системного блока и задействованные на определенном этапе обработки информации. Прежде всего - это устройства фиксации выходных результатов: принтеры, плоттеры, модемы, сканеры и т.д. Понятие " периферийные устройства" довольно условное. К их числу можно отнести, например, накопитель на компакт-дисках, если он выполнен в виде самостоятельного блока и соединен специальным кабелем к внешнему разъему системного блока. И наоборот, модем может быть внутренним, то есть конструктивно выполненным как плата расширения, и тогда нет оснований относить его к периферийным устройствам.

Принтеры.

Принтеры предназначены для вывода информации на твердые носители, большей частью на бумагу. Существует большое количество разнообразных моделей принтеров, которые различаются по принципу действия, интерфейсу, производительности и функциональным возможностями. По принципу действия различают: матричные, струйные и лазерные принтеры.

Сканеры.

Сканер - это устройство, позволяющее вводить в компьютер черно-белое или цветное изображения, считывать графическую и текстовую информацию. Сканер используют в случае, когда возникает потребность ввести в компьютер из имеющегося оригинала текст и/или графическое изображение для его дальнейшей обработки (редактирование и т.д.). Ввод такой информации с помощью стандартных устройств ввода требует много времени. Сканированная информация после обрабатывается с помощью специального программного обеспечения (например, программой FineReader) и сохраняется в виде текстового или графического файла.

Модемы.

Модем - это устройство, предназначенное для подсоединения компьютера к обычной телефонной линии. Название происходит от сокращения двух слов - Модуляция и Демодуляция.

Компьютер вырабатывает дискретные электрические сигналы (последовательности двоичных нулей и единиц), а по телефонным линиям информация передается в аналоговой форме (то есть в виде сигнала, уровень которого изменяется непрерывно, а не дискретно). Модемы выполняют цифро-аналоговое и аналого-цифровое преобразования. При передаче данных, модемы накладывают цифровые сигналы компьютера на непрерывную частоту телефонной линии (модулируют ее), а при их приеме демодулируют информацию и передают ее в цифровой форме в компьютер. Модемы передают данные по обычным, то есть комутированным, телефонным каналам со скоростью от 300 до 56 000 бит в секунду, а по арендованным (выделенным) каналам скорость может быть и выше. Кроме того, современные модемы осуществляют сжатие данных перед отправлением, и соответственно, реальная скорость может превышать максимальную скорость модема.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.066 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь