Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ТЕМА 1.3. Рим-наследник Греции: культура, религия, искусство
ПЛАН 1. Культура эпохи эллинизма. 2. Греко-римская культура. Трудно даже представить себе, какая область известной нам культуры не имеет отношения к тому, что было создано гением римлян. Таким образом, римская культура, а особенно - римская цивилизация, - может рассматриваться как нечто самостоятельное и самодостаточное. Однако эта культура возникла не на пустом месте. Римляне многим обязаны своим соседям и соперникам - этрускам. Но гораздо большим обязаны они грекам, которые издавна населяли города Южной Италии. Более высокий уровень развития греческой культуры способствовал тому, что римляне охотно усваивали её достижения. Между греческой и римской культурами существует определенное родство или, во всяком случае, преемственность. Это позволяет объединить их под одним понятием - понятием античной культуры. Античность буквально обозначает “древность”; в специальном смысле этот термин обозначает историю и культуру Древней Греции и Древнего Рима. Процесс проникновения греческого языка и греческой культуры в Рим особенно усилился после того, как Рим объединил под своей властью всю Италию, а вскоре (в середине 2 века до н.э.) и всю Грецию. Знаменитый римский поэт Гораций писал, что Греция, побежденная военной силой, пленила победителей своим искусством. С этих пор греческая культура на римской почве - высшие достижения литературы, искусства, науки становится неотъемлемым достоянием собственно латинской культуры. Национальная латинская литература началась как подражание греческим образцам. Первым автором комедий на латинском языке был грек Ливий Андроник (3 век до н.э.). Комедиографы Плавт и Теренций ставили на римской сцене переработки греческих комедий. Большая часть поэтических произведений классической эпохи римской литературы создается с оглядкой на греческие образцы и на те жанры, которые давно были разработаны греческими поэтами. Римский патеон в основных чертах был скопирован с греческого: Юпитер был тождествен Зевсу, Юнона - Гере, Диана - Артемиде, Венера Афродите и т.д., хотя это совпадение не было полным. Вместе с тем, римская религия (особенно её культовая сторона) имела весьма значительные особенности. У римлян было гораздо больше мелких божеств, чем у греков, значительно большее значение придавалось различным видам гаданий и предсказаний (в этой области, возможно, многое было заимствовано у этрусков). В области искусства влияние греков было столь же велико. Римские храмы строились по образцу греческих; римские скульпторы ориентировались на знаменитые греческие модели (масса греческих скульптур была вывезена в Рим после подчинения Греции). Еще большая зависимость от греческих образцов существовала в таких отвлеченных областях, как философия и наука. Здесь римляне шли буквально по стопам греков, тщательно изучая терминологию, методику и возможности применения философских и научных исследований. Большая роль в переводе греческих философских терминов на латинский язык и создании, таким образом, латинской философской лексики, принадлежит Цицерону. Римляне были прилежными учениками и с большим почтением относились к греческой культуре, многие образцы которой они справедливо считали непревзойденными шедеврами. Вместе с тем, римляне обладали выдающимся национальным самосознанием, которое не позволяло им довольствоваться копированием чужих образцов. Охотно признавая превосходство греков в сфере наук и искусств, свое предназначение они усматривали в сфере практической - прежде всего, политической и военной - деятельности. Свою главную задачу Рим всегда осознавал как господство над миром и придание миру римского порядка. Римляне усвоили лучшие достижения греческой культуры, относящиеся к различным эпохам её развития - начиная с Гомера. Однако непосредственное влияние на развитие римской культуры оказала культура эпохи эллинизма - специфическая форма греческой культуры послеклассической эпохи (с 3 века до н.э.). Начиная с 1 века до н.э. развитие культуры в Греции и Риме приобрело одинаковые темпы и направление. Единство культурных форм, сглаживание различий в темпах и формах культурного развития позволяет говорить о существовании в определенный период времени единой греко-римской культуры. Этим понятием (которое не следует полностью отождествлять с понятием “античная культура”) обозначается общность культуры Греции и Рима, - особенно в эпоху Римской империи. Это значит, что “греческое” и “латинское” объединились на какое-то время в едином “римском”, которое перестало быть синонимом “латинского”. Действительно, начиная с конца н.э. возникают совершенно иные критерии для оценки культурной принадлежности тех или иных явлений. В огромном многонациональным государстве, где латинский язык является официальным, а греческий остается языком значительной части населения и языком римской культурной элиты (как французский язык в России 18-19 веков), национальная принадлежность автора не играет роли, а литературный язык произведения имеет только формальное значение. Знаменитого Плутарха, например, вполне можно считать “римским” (но не “латинским”! ) писателем. Не менее знаменитый философ-стоик Марк Аврелий был римским императором и при этом писал по-гречески. Большинство крупных представителей культуры эпохи империи одинаково свободно владело и латинским, и греческим языком. В области искусства какие-либо различия между “греческим” и “латинским” выявить в эту эпоху почти невозможно. Таким образом, греко-римская цивилизация способствовала сохранению культурных ценностей античного мира и передала их будущей европейской культуре. ТЕМА 1.4. В римской семье ПЛАН 1. Родовое и личное имя римлянина. 2. Воспитание и образование в Риме. Жизнь римлян начиналась и по большей части проходила в стенах родного дома. Особенно это касается представителей древних родов, для которых понятия “род”, “дом” и “семья” сливались в единое целое. Культ предков был составной частью римской религии. Чрезвычайная важность родовых и семейных отношений в Древнем Риме сказывалась во многих областях жизни и культуры. В полной мере это относится и к римской системе имен, которая отличается большим своеобразием. Полное имя римского гражданина состояло из трех основных частей: личного имени, родового имени и прозвища. Собственно “имя” (nomen) - родовое имя, передающееся от поколения к поколению. Уважение к родовому имени, боязнь запятнать его были непременными слагаемыми личного достоинства благородного человека. Происхождение и этимология римских “имен” неясны; весьма часто для них предполагают этрусские источники, но доказать это практически невозможно. Римский nomen всегда оканчивается на - ius, например, Julius, Cornelius, Licinius. Понятно, что количество родовых имен было исторически ограничено количеством родов. Личное имя (praenomen, собственно, “пред-имя”) называлось так потому, что стояло перед родовым именем, например, Gaius Julius, Publius Cornelius. Личных имен было не более двух десятков; в большинстве своем они также оканчивались на - ius или - us. Писались они обыкновенно в сокращении (только начальная буква) - G. Julius, P. Cornelius. Третьей составной частью имени было семейное прозвище (cogmomen), принадлежавшее, как правило, отдельной ветви рода. Прозвища могли возникать по самым разным поводам, а потому были весьма разнообразны. Обычно поначалу прозвище выражало или подчеркивало какую-то характерную черту его обладателя, например: Scaevola (“левша”), Dentatus (“зубастый”), Bibulus (“любитель выпить”), Scipio (“посох”) и другие. Со временем оно утрачивало этот сугубо индивидуальный характер и сохранялось в качестве отличительного имени целого семейства. Поэтому для обозначения индивидуальных качеств часто использовалось еще одно дополнительное прозвище - второе cognomen, или agnomen. Оно присваивалось за выдающиеся деяния или способности в той или иной области, а также в ознаменование важных биографических обстоятельств. Например, два известных политических деятеля и полководца 3 и 2 веков до н.э. носили имя “Публий Корнелий Сципион”, а за военные подвиги получили одно и то же прозвище “покоритель Африки” и стали именоваться Publius Cornelius Scipio Africanus. Для дополнительного различия первый из них впоследствии назывался “Старшим”, а другой “Младшим”. В официальных документах и наименованиях в полное имя включали также praenomen отца, например: M(arcus) Valerius M(arci) f(ilius) Messala (Марк Валерий, сын Марка, Мессала); иногда включалось даже личное имя деда. Нужно иметь в виду, что описанная выше система римских имен в полной мере действительна только для лиц мужского пола, полноправных потомков своего рода, которые не меняли родовой и семейной принадлежности. Во всех других случаях действовали иные правила. Если человек переходил из одного рода в другой (в результате усыновления), он приобретал полный “набор” новых родовых имен. Вместе с тем в качестве второго прозвища он сохранял свое прежнее родовое имя с окончанием - anus или - inus, которое присоединялось к полному имени усыновителя. Например, усыновленный Цезарем будущий император Август, происходивший из рода Октавиев (Octavii), получил имя Gaius Julius Caesar Octavianus. Получивший свободу раб, имевший правовой статус вольноотпущенника, носил личное и родовое имя своего бывшего господина, а в качестве прозвища сохранял то имя, которое носил, будучи рабом. Например, Тирон, вольноотпущенник Марка Туллия Цицерона, получил имя Marcus Tullius Tiro (Марк Туллий Тирон). Получавшие римское гражданство иноземцы обретали вместе с ним имя одного из римских родов, а свое прежнее имя сохраняли как прозвище. Например, известный иудейский историк Иосиф стал именоваться “Иосиф Флавий” по роду Флавиев, к которому принадлежал даровавший ему свободу император Веспасиан. Женщины по римской традиции не имели особого личного имени (praenomen); в качестве такового выступала женская форма родового имени. Например, дочь Марка Туллия Цицерона носила имя Tullia. Если дочерей с одним именем было две или несколько, к имени прибавлялось прозвище “Старшая” или “Младшая”, “Третья” и т.д. Имущественные, наследственные и прочие отношения внутри римской семьи (familia) были с давних пор строго регламентированы, что нашло свое выражение уже в Законах XII таблиц. Глава семьи (pater familias) обладал преимущественными правами перед прочими свободными домочадцами. Различались два основных вида семьи: familia naturalis, - семья, к которой человек принадлежит по рождению, и familia adoptiva, приемная семья, в которую вступают по усыновлению. Для обозначения “усыновления” применялся специальный юридический термин adoptio, обозначавший юридический акт ритуального “принятия” в семью. С усыновлением, как это понятно, были связаны все описанные выше процедуры изменения имени. При изменении родовой и семейной принадлежности (mutatio familiae) вступавший в чужой род неизбежно терял часть своих прав до известного времени. То же самое происходило в результате процедуры, именуемой “конвенцио ин манум” (conventio in manum), - юридического акта, фиксирующего заключение брака и переход невесты в семью тестя. Разумеется, существовали процедуры обратного свойства, например, т.н. “эманципацио” (emancipatio) - юридический акт, фиксирующий освобождение от власти отца (т.е. главы семейства) при его жизни.
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В РИМЕ Римское воспитание и образование, как и вся римская культура, основаны на греческих образцах, но имеют собственную историю. В начальный период римской истории римское воспитание и образование носило патриархальный и откровенно практический характер; основными предметами внимания были сельское хозяйство, врачевание, военное искусство и политическое красноречие. Но со 2 века до н.э. в Риме утверждается греческая образовательная система. Как и в Греции, процесс воспитания и образования мог сочетать элементы домашнего обучения (основанного на занятиях дома с приглашенными учителями) и посещения общественных (частных или государственных школ). Домашнее обучение и дальнейшее образование в хороших частных школах, дававшее несравненно лучшие результаты, могли обеспечить себе только достаточно состоятельные родители. Римское воспитание и образование, подобно греческому, было, как мы бы теперь сказали, “комплексным”: оно должно было способствовать не только умственному, но и физическому развитию ученика. Поэтому занятия теоретическими дисциплинами обязательно сочетались с гимнастикой, что было особенно важно для юношей в перспективе будущей военной службы. В чисто теоретическом отношении образование, как и в наше время, было “пошаговым”, т.е. переходящим от начального и более простого к более сложному. Поскольку все основные элементы обучения были так или иначе заимствованы у греков, названия дисциплин, как и названия преподавателей, также были греческими. На первых порах ученик усваивал с помощью учителя-грамматиста основы грамоты, счёта и письма. Писали обычно на деревянных, покрытых воском, дощечках при помощи заостренных палочек. Сын богатого афинского ритора Герода Аттика (2 век н.э.) обучался азбуке на дощечках из слоновой кости, а для лучшего усвоения материала учитель прикреплял изображения букв к спинам домашних рабов и заставлял их по очереди проходить перед учеником. Музыкальному воспитанию, которое в Греции издавна считалось непременным условием общей образованности, римляне придавали меньшее значение. Музыкальное образование осуществлял кифарист - учитель игры на струнных инструментах - лире и кифаре; в более общем значении - учитель музыки. Физическое развитие для римлян, как для народа-воина, было едва ли не более существенно, чем греков. Физическим воспитанием начального характера ведал педотриб - руководитель гимнастических и спортивных занятий. Спортивные залы, иначе - палестры, в которых могли заниматься дети обеспеченных родителей, были хорошо оборудованы и укомплектованы квалифицированными наставниками. По завершении начального обучения желающие могли продолжить образование, состоявшее в углубленном изучении грамматики и риторики. Обучение точным и естественным наукам в школах того времени не практиковалось, и “стандартное” образование, которое мы уподобили бы современному гимназическому, носило исключительно гуманитарный характер. Прежде всего, учили правильно читать и толковать произведения древних авторов, поначалу преимущественно греческих. Но уже к концу 1 века до н.э. в круг обязательного чтения вошли Цицерон и Вергилий, затем Овидий и другие авторы. При разборе произведений главное внимание обращали на стилистический анализ, а также на моральное значение толкуемого текста. В процессе обучения ученик усваивал те сведения, которые содержались в разбираемых текстах, и таким образом попутно получал познания исторического, мифологического, географического и иного характера. Наконец, ученик переходил к ритору - преподавателю ораторского искусства, которое в Греции и в Риме (после Цицерона) считалось вершиной образования. Здесь он обучался искусству построения речей сначала в теории, на лучших образцах греческой и римской риторики, а затем и на практике. Ученики упражнялись в составлении и произнесении речей, учились выступать перед критически настроенной аудиторией, импровизировать на произвольную и часто весьма далекую от реальности тему. Как должно происходить воспитание оратора, показано в специальном сочинении Квинтилиана. Понятно, что такое образование могло подготовить к самостоятельной жизни только профессиональных риторов или адвокатов. Всему прочему приходилось учиться или на практике или в совершенно другой обстановке. Известный философ Сенека как-то заметил: “Мы учимся не для жизни, а для школы”. Тем не менее, античное общество давало возможности для профессиональной подготовки в других областях. Существовали, например, медицинские школы; научиться искусству ваяния или зодчества можно было у конкретного мастера. Точно так же мог удовлетворить свои запросы человек, имеющий склонность к философии или разного рода наукам. В Риме существовали аналоги греческих гимнасиев - специальных школ, где риторическая подготовка сочеталась с углубленным изучением философии и точных наук; здесь продолжали образование юноши после 16 лет. Особую роль в организации обучения и сохранении накопленного знания играли публичные библиотеки - общедоступные библиотеки Рима и крупных городов империи. К 4 веку н.э. в городе Риме было свыше двух десятков библиотек. Самой знаменитой библиотекой империи и всего античного мира считалась Александрийская библиотека, содержавшая сотни тысяч рукописей. Образованные и богатые люди имели собственные библиотеки, часто весьма обширные. Римское государство, особенно в императорскую эпоху, нередко оказывало поддержку людям науки, искусства и литературы. Весьма развито было и частное покровительство. Особенно известен Меценат - приближенный императора Августа (2 пол. 1 в до н.э.); его имя стало нарицательным для обозначения покровительства литературе и искусству. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 683; Нарушение авторского права страницы