Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Структура художественного рынка России.
Рынок произведений искусства и предметов старины в последнее время активно развивается, привлекая как возможными высокими доходами, так и нематериальными выгодами. Если говорить о непосредственном инвестировании в данные инструменты, то здесь имеет место и отсутствие закономерности в тенденциях развития покупательского интереса, и сложность оценки стоимости предмета, в которой значительную часть занимает субъективная составляющая, и потенциальные трудности, связанные с установлением подлинности произведения, возможностью вывоза из страны и, наконец, ликвидностью. Тем не менее исследования таких компаний, как, например, Art Market Research и Gabrius, доказали, что вкладывать деньги в произведения искусства перспективно и выгодно. Мировой арт - рынок начал заметно расти с 2003 г., а 2006 - 2008-й стали годами резкого подъема по количеству продаж, общему объему и среднему ценовому показателю. Если в 2002 г. общий оборот мирового арт-рынка составлял 26, 7 млрд евро, то к осени 2008-го эта сумма почти достигла 50 млрд евро. Причем более 75% приобретаемых на мировых аукционах лотов - живопись. С 2002 по 2008 г. продажи на арт-рынке выросли на 90% от оборота в стоимостном выражении и на 25% по количеству сделок. Особенность рынка искусства - его способность стать неким естественным убежищем для капиталов во времена финансовых потрясений. Возможно, именно поэтому последние два года не были провальными на арт-рынке. Весь объем продаж делят между собой два больших сектора арт-рынка - аукционы (45%) и арт-дилеры (55%). Среди аукционных домов, разумеется, доминируют Sotheby's и Christie's: их доля по стоимости в сумме составляет 27% всех аукционных продаж в мире (за ними следуют Phillips de Pury - 6% и Bonhams - 5%) и 46% общего объема продаж. Для мировых лидеров именно 2006 г. стал во многом переломным. Объем продаж Sotheby's составил 2, 8 млрд евро, его главного конкурента Christie's - 3, 6 млрд евро. В последние три года товарооборот импрессионистов у обоих аукционных домов вырос на 80%, современного искусства - на 60% на Sotheby's и на 50% на Christie's. Всего же арт - рынок насчитывает в мире около 5 тыс. аукционных домов разного уровня. И если Sotheby's и Christie's относятся к аукционным домам первого, высшего, уровня, то ко второму уровню относятся национальные лидеры, такие как Bonhams в Великобритании, Artcurial во Франции, Villa Grisebach в Германии, Kornfeld в Швейцарии. Существует и третий уровень, который включает региональные аукционные дома, чаще всего специализирующиеся на определенных областях искусства. Здесь основная доля продаж приходится на Францию, Великобританию и США. Вторая движущая сила на арт - рынке - дилеры, сектор более фрагментарный, чем аукционы. Исследователи отмечают на рынке около 4 тыс. крупных арт-дилеров, которые и определяют 75% рыночного оборота, и из них не более тысячи влияют на формирование уровня показателей стоимости. Всего же, по подсчетам экспертов, на рынке фигурируют более 70 тыс. арт-дилеров, среди которых учтены и небольшие галереи, брокеры (берущие предметы на комиссию), агенты отдельных художников. Несмотря на то что именно на стороне дилеров высокий уровень экспертизы, их бизнес более подвержен риску, чем аукционный: как правило, даже очень крупные дилеры имеют сравнительно узкую специализацию и локализацию в рамках одной страны. Аукционные дома примерно на 40% являются для дилеров источниками предметов для дальнейшей продажи. Последние годы были переломными еще в одном отношении: оба сектора стали стремительно сближаться. Аукционные дома начали совершать большое количество частных сделок, причем не только в рамках самих домов, но и приобретая для этого частные галереи. Международный арт-рынок - один из самых глобальных рынков экономики, с различными объемами и формами для каждой отдельной страны. Интенсивность ввоза и вывоза в большой степени зависит от законодательства отдельных стран в этой области. Так, в США, где отсутствуют пошлины на ввоз и вывоз произведений искусства и очень незначительны ограничения в этой области, ежегодный импорт составляет около 5 млрд евро, экспорт - около 6 млрд евро. Во многом благодаря этому рынок этой страны и является самым крупным художественным рынком. Его доля от оборота в стоимостном выражении составляет почти 50% мирового арт-рынка, а ежегодный оборот в среднем - около 20 млрд евро, из которых более половины приходится на долю арт-дилеров. Главным центром на арт-рынке США является Нью-Йорк: именно здесь заключается более 40% всех сделок в стране.
Жанры и виды искусства. Искусство реально существует в системе своих видов: литература. театр, графика, живопись, скульптура, хореография, музыка, архитектура, цирк, художественная фотография, кино, телевидение, прикладное и декоративное искусство. Художественное развитие человечества - два встречных процесса: от синкретизма к образованию отдельных видов искусства и от отдельных видов искусства - к их синтезу. Так, от нерасчленёного, слитного художественного мышления в древности отпочковались танец, пение, музыка, театр, литература. В XIX веке сформировалась художественная фотография и углубляется процесс размежевания живописи и графики, который завершили импрессионисты. Затем происходит образование новых видов искусства путём их синтеза: кино - и отдельный вид искусства, и синтез ряда видов искусства, то же самое относится и к телевидению. Классификаций видов искусства было создано очень много, но все они неспособны полностью избежать формальных моментов. В XIX веке возникла традиция делить все виды искусства на пространственные, временнЫе и пространственно-временнЫе, а также на изобразительные и выразительные. Среди многообразных видов искусства есть такие, которые наиболее близки трудовой деятельности человека и прямо связаны с производством. Это архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн. С другой стороны, есть виды искусства, которые наиболее близки игре. Это все актёрские, зрелищные виды искусства. Взятое во всей совокупности своих разновидностей, искусство как бы плавно возникает из сферы труда и столь же плавно переходит в сферу игры. Но искусство является и особым видом идеологии и познания мира. Это значение наиболее непосредственно выступает в литературе. Поэтому литература находится как бы в центре системы искусств, фаланги которой образуются искусствами трудовыми (прикладными) и игровыми (зрелищными) Переходными же сферами являются изобразительные виды искусства и искусство звуковое (музыка). Они обнаруживают общие свойства, с одной стороны, между трудовыми видами искусства и литературой (непосредственно предметный и вместе с тем повествовательный характер изобразительных искусств), с другой стороны, между литературой и игровыми видами искусства (звуковой, процессуальный и вместе с тем исполнительный, игровой характер музыки). Система видов искусства, вытекающая из характера художественной деятельности, выражается, таким образом в следующей схеме: ДПИ, ИЗО, Лит, Муз, зрелищные Если принять во внимание, что трудовые, изобразительные и игровые виды искусства объединяют в себе несколько видов, то классификация примет следующий вид: Каждый вид искусства может подразделяться на различные группы, объединённые по способу, назначению или роду изображаемого или выражаемого. Так, литература делится на эпос, лирику, драму, художественную публицистику, а живопись - на монументальную, станковую, декоративную, декорационно-оформительскую, миниатюрную, графика - на станковую или листовую (станковый рисунок, эстамп, лубок), книжную и журнально-газетную, прикладную (грамоты, дипломы, марки, этикетки, афиши, плакат и т. д.), музыка - на оперу, балет, симфоническую, камерную, лёгкую, кинематография - на художественный, научно-популярный, документально-хроникальный фильмы и т. д. Каждая из групп отдельных видов искусства, в свою очередь, по роду изображаемого подразделяется на жанры (фр. " род, разновидность" ), которые характеризуются общностью структурно-композиционных признаков, специфических для определённого жанра. так, в живописи различают жанры: портретный, батальный, исторический, бытовой, пейзаж и натюрморт. На каждой стадии развития художественной культуры выделяется то или иное ведущее искусство, наиболее отвечающее духовным потребностям и историческому своеобразию эпохи.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 1065; Нарушение авторского права страницы