Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Руководитель и многонациональный коллектив ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Руководитель должен стремиться приводить в соответствие нормы и формы общения представителей различных этнических общностей, широко использовать знания национально-психологических особенностей для наиболее эффективного стимулирования их активности в коллективе. В процессе сплочения руководитель обязан постоянно анализировать положение дел в межнациональных отношениях, следить за тем, чтобы оно как объективная предпосылка способствовало укреплению дружбы и братства между представителями разных национальностей. Особым направлением деятельности руководителя является предотвращение конфликтных ситуаций в коллективе, которые всегда являются следствием неправильных контактов представителей одной национальности с другой, отсутствия опыта взаимоотношений, излишней впечатлительности от такого рода опыта общения. На первых порах совместной деятельности представителей различных национальностей нужно предвидеть излишнюю замкнутость членов многонационального коллектива в микрогруппах по этническому признаку. Необходимо следить за тем, чтобы интересы последних не входили в противоречие с целями и задачами всего коллектива. Одной из таких мер может выступить забота об авторитете актива многонационального коллектива. Руководитель должен заботиться о том, чтобы члены актива представляли интересы всех национальностей, входящих в коллектив. Важнейшим элементом воспитательной деятельности в многонациональном коллективе является формирование культуры межнационального общения. Для многонациональных коллективов характерна активность межэтнического общения, обусловленная формированием их по территориальному признаку, комплектованием из традиционно проживающих в конкретных местностях национальностей, привыкших к постоянным контактам друг с другом, взаимно уважающих традиции, привычки, нормы поведения одна другой. Знание специфики проявления в этом процессе национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей облегчает деятельность руководителя, социального психолога и социального педагога. 29.Своеобразие общения у хантов и манси. Финноугорские народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие в северной, центральной и южной частях Урала, в Карелии и на севере Кольского полуострова, ведут свое происхождение от ананьинской археологической культуры, когда начали формироваться пермские и волжские финны — предки представителей этой этнической общности. Все эти народы, а также финнов, карелов и венгров объединяют общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности. К последним можно отнести: · трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности; · неприхотливость в повседневной жизни и в быту; · твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках; · обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов; · стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек; · высокая чувствительность в межличностных отношениях, готовность понять и простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей. Ханты и манси — родственные, смешавшиеся друг с другом народы, населяющие районы Западной Сибири по Оби и ее притокам. Отличаются практическим складом ума, большой сообразительностью, трудолюбием, выдержкой и выносливостью, художественными способностями. Территория расселения народа ханты огромна. Полярный Урал, Бассейн Оби и Иртыша, Ямал. Слово " ханты" в переводе означает " человек". В тайге кочевники редко встречались друг другу и поэтому в их языке сложилось столько разных диалектов, что даже члены одной семьи не всегда понимают друг друга. И поэтому современные ханты предпочитают общаться по-русски. Ханты (остяки) и манси (вогулы) составляли одну из значительных групп коренных народов Сибири. В изучаемое время они занимали бассейн средней и нижней Оби. В хозяйстве этих народов преобладало рыболовство (ханты) и охота (манси). Черты старинного быта хантов и манси сохранили свою силу и в XVIII в.— езда на собаках, полуземлянка и конический берестяной чум в качестве жилища, одежда из рыбьей кожи, древние формы верований и обрядов. Однако культура хантов и манси на севере подвергалась сильному влиянию тундровой оленеводческой культуры и ее носителей — самодийских племен (ненцев и др.) - Северные ханты и манси также разводили оленей, запрягали их в нарты, имели такие же крытые оленьими шкурами чумы, носили: такую же глухую меховую одежду. У южных хантов и манси сказывалось влияние степной скотоводческой культуры: здесь {разводили лошадей и рогатый скот, жили оседлыми поселками. Наконец, некоторые черты хозяйства и культуры хантов и манси свидетельствовали о влиянии населения лесостепной полосы Восточной Европы. Материальная культура характеризуется наличием срубных жилищ (четырехугольная юрта), выделкой холста из дикорастущей крапивы Туникообразный покрой холщевой рубашки и орнаментация ее вышивкой, мужская верхняя одежда, запахивающаяся налево, многострунные музыкальные инструменты, — все это указывает на древние связи с народами Восточно-Европейской равнины. Общение с трудовыми массами русского народа оказывало благотворное влияние на хозяйственное и культурное развитие ханто-мансийских племен. В районах, где были более или менее благоприятные условия для земледелия, ханты и манси переходили к хлебопашеству. Миссионеры ревностно распространяли православие среди местного населения, действуя убеждением, заманиванием, запугиванием и другими принудительными методами, расправляясь с «кумирами» и «капищами», до выражения документа, «сокрушиша, разориша и сожгоша». Миссионеры действовали через местных князьков, стараясь крестить их в первую очередь и при содействии последних распространять новую религию среди их «подданных». И все же часто население оказывало решительное сопротивление. Нередко после крещения прежняя религия сохранялась почти в неприкосновенности. Несмотря на насильственный характер, христианизация имела и прогрессивное значение для хантов и манси. Принятие новой религии содействовало культурному сближению местного населения с русским населением и облегчало тем самым положительное влияние последнего на быт и культурное развитие хантов и манси. 30.Своеобразие общения тюркских народов. Представители тюркской группы народов России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой достаточно самобытные, сплоченные национальные общности, в силу особенностей исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа. Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются: острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности; неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей; высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами; дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности; резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям; групповая, национальная и родовая сплоченность; при слабом знании русского языка у них присутствуют определенная стеснительность и скованность в общении с представителями других этнических общностей, некоторая пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении. Татары — представители одной из наиболее многочисленных наций нашей страны. Обычно они делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар. Волго-уральские, сибирские и астраханские татары — консолидированная и сплоченная в культурном отношении этническая общность, оформившаяся в XX столетии в высокоразвитую, в том числе и экономически, нацию. Волго-уральские татары расселены как в Республике Татарстан, так и в Башкортостане, Чувашии. Сибирские татары проживают в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях. Астраханские татары расселены в окрестностях Астрахани. Всех их отличают сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, обладающие высокоразвитым и ярко выраженным чувством национального самосознания и собственного достоинства, в проявлении которого тем не менее иногда присутствуют как самоуверенность, так и самолюбование. В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность. Представители татарской национальности склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку. Они иногда бывают резкими, категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с представителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость, однако впоследствии быстро улаживают возникшие конфликты. Волго-уральские, сибирские и казанские татары обладают большим опытом межнационального общения и взаимодействия, легко сходятся с представителями любых других этнических общностей на основе активного и продуктивного сотрудничества с ними в трудовой и общественной деятельности. В больших городах они образуют свои землячества. Крымским татарам присущи примерно такие же национально-психологические особенности, как и их волжским соплеменникам. Однако они на протяжении всей истории своего существования подвергались различного рода гонениям и притеснениям со стороны властей. По этой причине они намного более самолюбивы и обидчивы, более резки в своих отношениях с представителями других этнических общностей. Башкиры — коренное население Республики Башкортостан, как показывают социологические и социально-психологические исследования, отличаются большим трудолюбием и самостоятельностью. Они исполнительны, аккуратны и прилежны в выполнении своих профессиональных и гражданских обязанностей, но не всегда выдержанны и настойчивы. Вместе с тем им свойственна достаточно высокая психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. В ряде случаев можно констатировать пассивность и меланхоличность в восприятии ими событий и явлений окружающего мира. В быту башкиры неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако высокоразвитое чувство ответственности позволяет им всегда владеть собой. В целом они добродушны, приветливы, радушны и гостеприимны. Хакасы — народ, издревле населяющий таежные территории Южной Сибири в долине Среднего Енисея близ городов Абакан, Ачинск и Минусинск. В царской России хакасы, как и ряд других тюркских народов, именовались минусинскими, ачинскими и абаканскими татарами. В процессе исторического и социального развития у хакасов сформировались такие национально-психологические особенности, как стойкость в достижении поставленных целей, неприхотливость, умеренность и выносливость, уважение к достоинству представителей других этнических общностей, стремление строить с ними взаимовыгодные отношения. Алтайцы — представители коренного населения Алтая, немногочисленная народность, сохранившая свои традиции и обычаи. Для них свойственны неприхотливость, умеренность и простота в обыденной жизни, стремление к сохранению кровно-родственных связей в течение жизни многих поколений, высокая степень организованности совместных действий, уважительное отношение к древним традициям и привычкам, беспрекословное следование им. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы