Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Демократическая журналистика 19 века. Публицистика Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева.



Истоки мировой журналистики. Допечатный период.

Пражурналистские явления можно разделить на устные, письменные. Устные – это межличностное и групповое общение, культовое общение (ритуалы), ораторское искусство (риторика), информирование через глашатаев, гонцов, посланцев.Письменные – культовое общение (ритуалы погребения, эпитафии), рукописные книги, рукописные «газеты» древности («анналы», Actа Senatus и Actadiurna populi Romani), эпистолярное искусство, хроники. Истоки журналистики следует искать в мифологии, религии, риторике, литературе, истории, философии, театре древности.

Реализация информационной потребности как общения человека с Богом, так имежду собой внутри социально однородных и разнородных групп происходила с помощью эпитафий и настенных надписей. Это пример первых информационных материалов, которые были обращены к Богам. Анналы можно считать первыми периодическими изданиями-ежегодниками. В переводе – это «белые доски», которые выставляли в Древнем Риме около дома верховного понтифика (жреца) с информацией для граждан. Сначала сведения касались изменений в календаре, поэтому они и были названы «ежегодники» (от латинского слова год – annus). Позднее тематика информации стала шире и анналы превратились в хроники: сведения о войнах, стихийных бедствиях, внутриполитических событиях, деятельности сената, выборах, погоде. В 130 г. до н.э. были изданы «Большие анналы» – это 80 книг со сводками погоды. Таким образом, «анналы» можно считать прообразами современных газет.

В обширных древних государствах устные формы распространения сведений оказались недостаточными, равно как и рассылка с гонцами письменных сообщений. Поэтому возникли «писаные» формы собственно пражурналистики – подобия газет в виде сводок актуальных материалов разного рода. Известно, что в Древнем Египте при дворе фараонов «выходила», в виде папирусных свитков, «газета»; в противовес ей существовало и оппозиционное «издание». Но более устойчивым оказалось другое пражурналистское предприятие: в римском государстве по указанию Юлия Цезаря стали «выходить» и удерживались в течении столетий сводки различных известий – « Acta Senatus» и «Acta diurnal populi Romani ». Предназначенные для них сообщения писались на покрытых гипсов досках, которые вывешивались на видных местах. В письменных копиях «Асta» рассылалась по городам и провинциям Рима. И в других странах, например, Японии, до возникновения печатной техники существовали «газеты» – оттиски с обожженных глиняных досок. Известна самая старая такая «газета» – «Иомиури Каварабан» за 1615 г. В Англии распространялись рукописные листки «News Letters».

С появлением государства в Греции сложилась необходимость формирования общественного мнения => Ораторские выступления. Политическая деятельность великих ораторов древности, в частности, Демосфена (Греция) и Цицерона (Рим), представляют яркое проявление того, что можно уже с большой определенностью назвать пражурналистской деятельностью, – целенаправленное распространение в массе людей сведений, оказывающих на них идейно-психологическое воздействие, формирующих их мнения, представления, стремления, побуждающих к тем или иным действиями. (Квинтилиан, Лисий, Исократ, Аристотель). [Логографы – писали речи для суда]

Историческая проза. ГЕРОДОТ (480-430 гг. до н.э.) В труде «История» объяснял судьбу народов, втянутых в войну, причины возникновения греко-персидских войн, приведших к возвышению Афин. В ней он отвечал на вопрос: «ПОЧЕМУ ПРОИЗОШЛИ СОБЫТИЯ? »

ФУКИДИД (~400 г. до н.э.) – военачальник, участник и свидетель междоусобной войны, участников которых знал с обеих сторон. Главный труд – «История Пелопонесской войны». События описаны по свежим следам, поэтому книге свойственны вполне журналистские черты: оперативность, достоверность, информативность, актуальность КСЕНОФОНТ (430-354 г. до н.э.). Его главный труд «Греческая история» – продолжение труда Фукидида. Он также свидетель событий, о которых пишет. Письма Плиния Младшего (1 в. н.э.) нельзя рассматривать лишь как частные письма к другу. Это скорее документальная проза, написанная по законам информационных жанров журналистики.

Древний театр интересен для журналистики не только как массовое явление, в котором информацию получали сразу тысячи людей. Это была часть богослужения, важная для всех граждан, дававшая им знание мифологии, мифологическое миропонимание, ориентировку в жизни. Герои – образы для подражания. (Эсхил, Софокл, Еврипид).

Античная литература. Гомер, Гесиод, Эзоп, Петроний, «Сатирикон», Вергилий «Энеида».

Библиотеки. Александрийская библиотека: 700 тыс. томов, свитки.

911 – первая в мире газета «Кинг Пао» («Столичный вестник»)- Китай.

 

Профессиональная этика журналиста: основные нормы и правила профессионального поведения.

Во многих странах мира существуют журналистские кодексы. В 1983 году на очередной консультативной встрече международных и региональных журналистских организациях были приняты так называемые «Международные принципы журналистской этики». Прежде всего, они требуют от работников СМИ правдиво и честно распространять новости и обеспечивать право людей на свободное выражение мнений и свободное получение информации. Профессионально-этические стандарты, выработанные мировым журналистским сообществом, помогают принимать объективные решения, определяют тот коридор, в границах которого расположено ваше свободное творческое пространство.

Журналист – аудитория

1. всемерно защищать свободу прессы;

2. уважать право людей знать правду (своевременно предоставлять им объективную и правдивую информацию о действительности, четко отделяя факты от мнений; противодействовать намеренному сокрытию общественно значимых сведений и распространению заведомо ложных данных);

3. уважать право людей на собственное мнение;

4. уважать моральные ценности и культурные стандарты аудитории (не допускать в своих работах смакование подробностей преступлений, потворство пороку, не оскорблять, в том числе и невольно, национальных, религиозных, нравственных чувств человека);

5. укреплять доверие людей к средствам массовой информации (содействовать открытому диалогу с аудиторией, предоставлять возможности ответа на критику, оперативно исправлять существенные ошибки и т.д.).

Журналист – источник информации

· использовать при работе с источниками для получения сведений исключительно достойные и законные действия (методы нелегального получения документов, подслушивания, «скрытой камеры», «скрытой записи» используются в самых исключительных случаях, после всестороннего обсуждения, только при таких обстоятельствах, которые угрожают общественному благополучию или жизни людей);

· уважать право физических и юридических лиц на отказ в предоставлении сведений (за исключением ситуаций, когда обязанность предоставлять информацию предоставлена законом. Но об этом – ниже.);

· указывать в материалах источники информации (если нет серьезных оснований, хранить их в тайне);

· сохранять профессиональную тайну относительно источника информации (если существуют веские основания для анонимности);

· соблюдать оговоренную при получении информации конфиденциальность.

Журналист – герой

· заботиться о непредвзятости своих публикаций (не писать о людях, отношения с которыми могут быть истолкованы как корыстные или пристрастные);

· уважать как личность человека, ставшего объектом профессионального журналистского внимания (проявлять в общении с ним корректность, такт, выдержку);

· уважать право человека на неприкосновенность частной жизни (не вторгаться в нее без согласия будущего героя – кроме тех случаев, когда герой является публичной персоной, а его частная жизнь вызывает несомненный общественный интерес);

· быть верным реальности, не искажать в материале жизнь героя (любая попытка приукрасить или очернить ее усложнит его отношения со знакомыми и в их глазах дискредитирует журналистику вообще и автора публикации в частности);

· воздерживаться в материалах от любых пренебрежительных замечаний или намеков, способных унизить человека (раса или цвет кожи, национальность, религия, болезни, физические недостатки, ироническое обыгрывание его имени, фамилии, деталей внешности, упоминание о нем, как о преступнике, если это не установлено судом).

Журналист – коллеги

· уважать общность интересов и целей журналистского содружества (предпочитать их интересам и целям политических или общественных организаций; профессиональная солидарность);

· заботиться о престиже профессии (не допускать уголовно-наказуемых действий, не принимать подарков, услуг, привилегий, которые компрометируют моральную чистоту журналиста, не использовать служебного положения в личных целях, не отказываться от публикации и не писать заказных материалов в угоду чьим-то корыстным интересам);

· приходить на помощь коллегам, оказавшимся в трудной ситуации или попавшим в беду;

· уважать нормативы служебных отношений (дисциплинированность и творческая инициатива, конкуренция и взаимопомощь, поддержание достойного нравственного климата в редакции);

· уважать чужие и отстаивать свои авторские права, уважать право коллеги на отказ от выполнения задания, если оно противоречит его личным убеждениям и принципам.

Журналист – власть

· проявлять уважение к власти как важному социальному институту.

· оказывать информационную поддержку властным структурам (осуществлять прямую и обратную связь между ними и народом);

· отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур;

· разоблачать злоупотребления и проступки лиц, работающих во властных структурах, заботиться о точности и доказательности критики;

· отстаивать право журналистики на независимость от власти (это важнейшее условие ответственного контроля общества за деятельностью властных структур);

· опровергать фактами несоответствующее действительности утверждение политиков.

Как вы понимаете, нравственные принципы – не приказ, не закон, и журналисты делятся на тех, кто им следует, и тех, кто ими пренебрегает. Надеемся, все вы собираетесь их соблюдать, однако, напомним, они имеют рекомендательный характер. Но есть нормы, которые журналист соблюдать обязан, невзирая на то, нравятся они ему или нет.

 

Интернет как особый канал коммуникации. Подготовка материалов для публикации в интернете.

Коммуникация - обмен информацией между индивидами посредством общей системы символов, который может осуществляться вербальными и невербальными средствами. «Массовая коммуникация - это систематическое распространение сообщений среди численно больших, рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей»

методы ведения бизнеса в целом ряде случаев неприменимы к миру Интернета в их существующей форме. Широкие возможности Интернета ставят перед современными компаниями достаточно сложную задачу их эффективного использования в коммерческой деятельности и требуют адаптации старых или разработки новых методов ведения бизнеса.

Для того чтобы показать разницу между Интернетом и традиционными средствами массовой информации (СМИ) в данной работе рассмотрены их основные черты, представлено сравнение характеристик традиционных и новых средств информации. Под понятием «традиционные средства информации» подразумеваются телевидение, радио, газеты, журналы, прямая почтовая реклама. Под новыми средствами понимается, прежде всего, Интернет.

При самом первом знакомстве с Интернетом хорошо видно, что в отличие от традиционных СМИ, он предоставляет значительно большую степень контроля и свободы выбора со стороны потребителя. Интернет, благодаря рассматриваемым далее свойствам интерактивности, эффекту присутствия и информационной насыщенности (текст, изображение и даже звук), а также за счет использования сетевой навигации превосходит другие средства информации по возможностям общения с существующими и потенциальными клиентами. С другой стороны, Интернет, как и любая коммуникативная среда, всегда трансформирует и как бы «размывает» личность автора, что приводит к относительной анонимности пользователей, общающихся через эту среду.

Результаты сравнения Интернета с традиционными СМИ показывают, что коммуникационная среда Интернета обладает рядом значительных особенностей и преимуществ:

· интерактивный характер коммуникации;

· многофункциональная модель коммуникации «многие ко многим», органически включающая модели «один ко многим» и «один к одному», лежащая в основе Интернета, позволяет реализовать широкий диапазон видов коммуникационного взаимодействия, исходя из потребностей клиентов и используемых ими средств;

· наличие контроля над поиском и получением информации позволяет

· потребителям занимать активную позицию в коммуникационном процессе;

· широкий диапазон видов представления информации;

· высокая гибкость и масштабируемость;

· возможность нелинейного поиска информации, обусловленная

· гипермедийным способом ее представления;

· возможность интерактивного заключения сделок и проведения платежей.

Подготовка текстов.

· Заголовок - самая главная часть новости. Читатели решают, какую статью прочесть, именно по заголовку.

· «телеграфный стиль» - Наконец, широко используются сокращения. В заголовке могут появиться %, м, км, проц, руб, долл.

· Первое сообщение: одна строка, выражающая суть события.

Второе сообщение: один абзац с подробностями.

Третье сообщение: три-четыре и более абзаца со всеми подробностями.

· Заголовки Ленты всегда глагольные, причем глагол НИКОГДА не стоит в настоящем времени.

ПРАВИЛЬНО: Раскольников убил старушку

ПРАВИЛЬНО: Раскольников убьет старушку

НЕПРАВИЛЬНО: Раскольников убивает старушку

НЕПРАВИЛЬНО: Раскольников обдумывает убийство старушки

· Специфика веб такова, что люди чаще просматривают документы, чем прочитывают их от начала до конца. Чтобы облегчить просматривание, ключевые элементы должны быть выделены, а текст - структурирован определенным образом.

ü Во-первых, сделайте ее привлекательной. Напишите хороший заголовок. Выберите интересный новостной повод.

ü Во-вторых, новость - одноразовый предмет. Читатели не привыкли использовать ее многажды. Хорошо написанное сообщение удовлетворяет интерес с первого раза и не требует перечитывания.

ü В-третьих, поделите текст на связанные друг с другом части - никто не потребляет новость залпом, одним огромным абзацем.

ü В-четвертых, дайте возможность читателю проверить источники. Оставьте на них в тексте дополнительные ссылки и указания.

ü В-пятых, избавьтесь от длинных предложений в новостном тексте от длинных предложений. Поставляйте читателю информацию легко осмысливаемыми фрагментами. Подумайте, нельзя ли заменить запятые на точки.

· Избавляетесь от излишне сложных конструкций;

· Поправьте найденные ошибки.

 

 

Информационный отчет

Предмет - события, совершающиеся в форме обмена информацией (конференции, заседания, симпозиумы, семинары, собрания и пр.)

Интервью. Среди разновидностей интервью выделяют: событийные, проблемные (аналитические), портретные, интервью-диалог и монолог. По постановке вопросов интервью делятся на стандартизированные (формализованные) и нестандартизированные (свободные). С учетом этих особенностей и строится композиция той или иной публикации. Например, в стандартизированных интервью (имеются в виду прессовые или анкетные опросы) заранее продумывается логика вопросов, а полученные ответы выстраиваются в той последовательности, в которой они были заданы в вопроснике.Информационное интервью. Задача - сообщить аудитории сведения, полученные от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал.

Блиц-опрос. В отличие от интервью, цель которого – получение ответов на несколько (различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос от множества людей.

Вопрос – ответ

Публикация данного типа возникает в результате соединения вопроса читателя и ответа на него либо самого журналиста, либо какого-то компетентного лица.

Репортаж

Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». Задача любого репортера заключается прежде всего в том, чтобы дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера), т.е. создать «эффект присутствия». Для репортера важно не только наглядно описать какое-то событие, но и описать его так, чтобы вызвать сопереживание читателя того, о чем идет речь в тексте. Наиболее часто данная цель достигается двумя способами. Первый – изложение динамики события. Второй - изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.

· · выбор отображаемого отрезка события;

· · выбор и расстановку участников события;

· · отбор и расположение фактического материала в репортаже;

· · отбор и компоновку наиболее ярких эпизодов для описания;

· · отбор характерных деталей;

· · отбор авторских впечатлений.

В журналистской практике выработана устойчивая схема репортажного описания. Вначале дается зарисовочная заставка (как правило, это яркий жизненный эпизод), с помощью которой журналист вводит читателя в курс события. Роль такой заставки – привлечение внимания читателей к материалу. Далее следует собственно репортажное описание. Здесь присутствуют различные отступления, диалоги с героями, собственные авторские впечатления и т.п. С содержательной точки зрения именно эти элементы способны создать в репортаже, так называемый, эффект присутствия. Напрямую обращаясь к своим читателям, автору нужно апеллировать не только к их разуму, но и к чувствам. В основной части важны и удачно подобранные детали, и подробности, с помощью которых воссоздается отображаемая действительность. Для придания репортажному описанию особой динамичности необходимо, чтобы в каждом эпизоде «проглядывалось» действие, чтобы участники события постоянно находились в тесном взаимодействии, чтобы само авторское отношение к объекту носило активный характер. В концовке автор должен суммировать или обобщить свои впечатления, оценки и мнения.

 

демократическая журналистика 19 века. Публицистика Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева.

Павел I был убит, и престол занял его сын Александр I. При нем наступило некоторое оживление общественной жизни. Молодой царь высказывал либеральные идеи, а политический произвол предыдущего царствования, деспотизм Павла I заставляли говорить самых высокопоставленных дворян о необходимости твердых законов и даже конституции. В 19 веке все периодические издания делятся на три направления: - консервативно-монархическое (“Русский вестник”, “Московские ведомости”, “Гражданин”, “Новое время”); - либерально-буржуазное (“Вестник Европы”, “Голос”, “Санкт-Петербургские ведомости”, “Русские ведомости”); - демократическое (“Искра”, “Отечественные записки”, “Дело”). История русской журналистики является частью истории общества, развития культуры. В ней, как в зеркале, отразились все существенные сдви­ги, которые происходили в разных областях обществен­ной и политической жизни страны. Особенно близка была к жизни, к насущным потребностям русского наро­да демократическая печать, которая никогда, несмотря на жестокие репрессии царизма.

Становление и развитие русской демократической и рабочей печати проходило в непрерывной острой борьбе с реакционной прессой, с монархическими, дворянско-буржуазными изданиями, которых всегда немало было в царской России. В полемике с «Северной пчелой», «Москвитянином», «Московскими ведомостями» Каткова и многими им подобными защитниками православия и монархии выковывалось идейное оружие революционно-демократических публицистов, укреплялось их литературное мастерство, возрастали влияние и популярность среди читателей.. Демократических легальных газет не было, появлялись только нелегально, как “Колокол”. У правительства была своя четкая позиция на этот счет, пресекала попытки издания демократических газет. {Белинский заложил основы демократической журналистики}.

Герцен «Полярная звезда », «Колокол» - Вольная русская пресса за границей.

Cамым важным, ярким и значительным по содержанию, влиянию на общество был демократический журнал «Современник», редактором которого в середине века был Н. Некрасов. Некрасов уже в середине 50-х годов предпринимает ряд мер к оживлению журнала, привлекает к исключительному сотрудничеству в нем видных писателей: И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого. Главными его достоинствами были полное идейное единство, строгая выдержанность направления, преданность интересам народа, прогресса и социализма. Небывалое значение приобрела публицистика. Все годы издания «Современника» цензура зорко следила за ним, в 1862 г. журнал был приостановлен за революционное направление на шесть месяцев, а в 1866 г., уже после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского, был вовсе закрыт с нарушением законодательства о печати по личному распоряжению царя.

В 1854 г. в «Современнике» начинает сотрудничать Н.Г. Чернышевский — великий революционер-демократ, сначала как литературный критик, а затем как публицист, политик и организатор всех революционных сил в стране. Чернышевский начал с того, что возродил принципы Белинского как в литературной критике, так и в журналистике. Он начинает при поддержке редактора Некрасова борьбу за демократизацию самого «Современника» («Об искренности в критике», «Очерки гоголевского периода русской литературы» и другие статьи). Дает бой оказавшимся в годы реакции в журнале представителям дворянской эстетики, либеральным беллетристам. Большое значение имели идеи его диссертации «Об эстетических отношениях искусства к действительности», философские работы «Антропологический принцип в философии» и др. Некрасов поддерживает молодого сотрудника, и постепенно либералы, включая Тургенева, один за другим начинают покидать «Современник».

К 1859 г. противоречия русской жизни настолько обострились, что в стране сложилась революционная ситуация, когда крестьянское восстание против крепостничества, помещиков становилось все реальнее. В эти годы особенно важную роль начинает играть «Современник» как центр передовой идеологии, идейный штаб освободительного движения. Вопросы, связанные с обсуждением крестьянской реформы, условий освобождения крестьян от помещиков, которые постоянно обсуждались в журнале с 1857 г., фактически снимаются с повестки дня. Они уступают место пропаганде революции, восстания как наиболее радикального средства преодоления гнета помещиков. Чернышевский начинает идейную подготовку крестьянского восстания. Он открывает отдел «Политика», оставив отдел критики. Добролюбова. Анализируя в отделе «Политика» события европейской истории, факты классовой борьбы народов, Чернышевский убеждает своих читателей в неизбежности революции, необходимости изоляции либералов.

Чернышевский и Добролюбов достигают большого совершенства в методах революционной пропаганды. Примером революционной пропаганды в условиях царизма, жестокой цензуры может служить статья Чернышевского «Не начало ли перемены? » По форме — это литературно-критическая статья, посвященная народным рассказам писателя Н. Успенского. Но в эту форму критической статьи писатель-революционер сумел вложить острую оценку состояния страны, идею неизбежности революции для удовлетворения справедливых требований русского народа. По ходу анализа литературных источников Чернышевский цитирует в статье стихотворение «Песня убогого странничка» из поэмы Некрасова «Коробейники», в котором есть такие слова:


Я в деревню: мужик! ты тепло ли живешь?

Холодно, странничек, холодно,

Холодно, родименький, холодно!

Я в другую: мужик! хорошо ли ешь, пьешь?

Голодно, странничек, голодно,

Голодно, родименький, голодно! И т.д.


Стремясь разбить представление о русском мужике как забитом и пассивном существе, Чернышевский прибегает в статье к аллегории, сравнивая народ с безропотной смирной лошадью, на которой всю жизнь возят воду. Аллегория, иносказание очень часто оказывались надежным средством революционной пропаганды. Мастерство Чернышевского, умевшего в подцензурной печати говорить о революции, воспитывать своими статьями настоящих революционеров.

С приходом в журнал в 1858 г. Н.А. Добролюбова позиции революционных демократов значительно усиливаются. Не менее ярко отразились идеи революции в статьях и рецензиях Добролюбова. В качестве примера можно назвать статью Добролюбова «Когда же придет настоящий день? », отмеченную горячей симпатией критика к борцам за счастье народа — Инсарову и Елене Стаховой. Добролюбов в своих критических статьях, таких как «Луч света в темном царстве», «Что такое обломовщина? », «Когда же придет настоящий день? » и др., развенчивает крепостничество, порицает либералов за нерешительность и предательство народных интересов, воспитывает веру в освободительные силы народа, который не может без конца терпеть своих угнетателей. Добролюбов организует в «Современнике» новый сатирический отдел (фактически журнал в журнале) под названием «Свисток». И этот отдел был направлен прежде всего против русского и международного либерализма, всех носителей реакционных, антинародных идей. Здесь Добролюбов проявил себя как талантливый поэт-сатирик.

В статьях политического содержания Добролюбов, анализируя опыт исторического развития передовых европейских стран, приходит к выводу об общих революционных путях преодоления сопротивления эксплуататорских классов как в Европе, так и в России («От Москвы до Лейпцига»). Особенность России должна заключаться только в более решительной и последовательной борьбе с эксплуатацией, либерально-буржуазным соглашательством.

Вторым журналом революционной демократии 60-х годов XIX в. явилось «Русское слово». Журнал был организован в 1859 г., однако демократический характер приобрел только в 1860 г. Журнал «Русское слово» имел научно-популярный уклон. Антимонархическая, антифеодальная позиция журнала не раз вызывала репрессии царизма. Одновременно с «Современником» Некрасова «Русское слово» прекращалось на 6 месяцев в 1862 г. и было окончательно закрыто в 1866 г. Наиболее удачным решением редактора было приглашение в журнал на роль ведущего критика Д.И. Писарева. Он его определил как союзника «Современника» и Чернышевского, о чем прямо заявил во второй части одной из первых больших статей, опубликованных в «Русском слове», «Схоластика XIX века». Писарев выступил адвокатом «голодных и раздетых» людей, сторонником раскрепощения личности от любых социальных и семейных стеснений и уз. Накануне крестьянской реформы 1861 г. Писарев выступает в защиту авторитета Герцена, резко отрицательно отзывается о династии царствующего дома Романовых в России, вообще об обществе, разделенном на классы, где один присваивает себе плоды труда другого (см. статьи «О брошюре Шедо-Ферроти», «Пчелы»). Писарев выступает защитником материализма. В статье по поводу брошюры наемного писателя Шедо-Ферроти Писарев прямо призывал к свержению русского самодержавия. За попытку опубликовать эту работу в нелегальной типографии публицист был заточен на четыре года в Петропавловскую крепость. В статьях о художественной литературе в развитие «реальной критики» Н. А. Добролюбова трактовал художественные образы как объективное изображение социальных типов (статья «Базаров» о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», 1862; «Борьба за жизнь» о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», 1867, и другие). Вёл борьбу с эстетством и эстетикой (статьи «Реалисты», 1864; «Пушкин и Белинский», «Разрушение эстетики», «Посмотрим! », 1865) как врагами «разумного прогресса». Отрицал значение творчества Пушкина.

После реформ 60-х годов Бывший редактор «Русского слова» Благосветлов с конца 1866 г. стал издавать демократический журнал «Дело», а Некрасов — редактор «Современника» — в 1868 г. приступил к изданию журнала «Отечественные записки», взяв его в аренду у Краевского. Однако по-прежнему ведущее положение (конечно, не по числу изданий, а по содержанию) занимала печать демократическая, поскольку она наиболее последовательно защищала интересы основной массы трудящихся города и деревни. Борьба против остатков крепостничества, феодализма, против помещиков-латифундистов, национального угнетения, борьба против новых эксплуататоров-капиталистов, кулаков, царской чиновничьей бюрократии, реакционных тенденций в искусстве и литературе составляла главное содержание передовой демократической журналистики, и прежде всего «Отечественных записок» — лучшего журнала пореформенной эпохи. Вся демократическая печать последней трети XIX в. испытывала сильное влияние народнических идей. Покушение на Александра II позволило правительству расправиться с самим революционно-народническим движением и перейти снова к политике реакции, удушению всей демократической печати в России.

В последующие годы правительству удалось существенно ослабить легальную демократическую прессу. Особенно ухудшилось ее положение после введения новых Временных правил о печати 1882 г.

После закрытия в 1884 г. «Отечественных записок» и фактического прекращения журнала «Дела» всем демократическим журналистам, оставшимся на свободе, приходилось вплоть до революции 1905 г. печататься в изданиях, направление которых часто не соответствовало их мировоззрению, и через эти органы влиять на читателя. Это относится к Г. Успенскому, Н. Шелгунову, М. Горькому и др.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь