Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Самоактуализация, по Гольдштейну
Поскольку концепция самоактуализации – наиболее важный вклад Маслоу в психологию, может быть полезным посмотреть, как развивал это представление его создатель, Курт Гольдштейн. Его представления существенно отличаются от поздних формулировок Маслоу. Будучи нейрофизиологом, занимающимся в основном пациентами с поврежденным мозгом, Гольдштейн рассматривал самоактуализацию как фундаментальный процесс в каждом организме, который может иметь как позитивные, так и негативные последствия для индивидуума. Гольдштейн писал, что " организм управляется тенденцией актуализировать в наибольшей возможной степени свои индивидуальные способности, свою природу в мире" [3, с. 169]. Гольдштейн утверждает, что ослабление напряжения является сильным побуждением только у больных организмов. Для здорового организма первичной целью является " формирование определенного уровня напряжения, такого, который сделает возможной дальнейшую упорядоченную деятельность" [3, с. 195-196]. Такое влечение, как голод, – это особый случай самоактуализации, в котором напряжение-разрешение ищется для того, чтобы возвратить организм к оптимальному состоянию для дальнейшего выражения его способностей. Однако лишь в ненормальных ситуациях это влечение становится слишком настоятельным. Гольдштейн утверждает, что нормальный организм может временно отложить еду, секс, сон и т.д., если другие мотивы, такие как любопытство или желание игры, вызывают это. По Гольдштейну, успешное обращение со средой часто включает определенную долю неуверенности и шока. Здоровый самоактуализирующийся организм часто вызывает такой шок, входя в новые ситуации ради использования своих возможностей. Для Гольдштейна (как и для Маслоу) самоактуализация не означает конца проблемам и трудностям, напротив, рост часто может принести определенную долю боли и страдания. Гольдштейн писал, что способности организма определяют его потребности. Обладание пищеварительной системой делает еду необходимостью; наличие мышц требует движения. Птица нуждается в том, чтобы летать, а художник нуждается в том, чтобы творить, даже если акт творчества требует болезненной борьбы и значительных усилий. " Пик-переживание" " Пик-переживания" (peak-experiences) – это особенно радостные и волнующие моменты в жизни каждого индивидуума. Маслоу отмечает, что " пик-переживания" часто вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы. " Способности настойчиво требуют употребления и прекращают свои требования лишь когда их достаточно и полноценно употребляют" [17, с. 152]. " Всякое " пик-переживание" может быть плодотворно понимаемо как полнота действия или как завершение гештальта в терминах гештальт-психологии, или " полный оргазм" в райхианской парадигме, как полная разрядка, катарсис, кульминация, завершение, окончание, опустошение" [17, с. 111]. " Термин " пик-переживание" – это обобщение для лучших моментов человеческого бытия, для счастливейших моментов жизни, для опыта экстаза, восторга, блаженства, величайшей радости" [19, с. 105]. Большинство из нас испытали немало " пик-переживаний", хотя мы так их не называли. Прекрасный закат или особенно впечатлившая музыкальная пьеса – примеры " пик-переживания". По Маслоу, " пик-переживания" вызываются интенсивными, вдохновляющими событиями. " По-видимому, всякий опыт реального совершенства... может вызвать " пик-переживание" [19, с. 175]. Жизнь большинства людей наполнена длительными периодами сравнительной невнимательности, недостаточной вовлеченности, даже скуки. В противоположность этому " пик-переживания" в наиболее широком смысле слова – это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с ним. Наиболее значительные " пик-переживания" сравнительно редки. Поэты описывали их как моменты экстаза, люди религии – как глубокие мистические переживания. По Маслоу, высшие " инки" характеризуются " чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, восторга и трепета, потерей ощущения пространства и времени" [18, с. 164]. " Плато-переживание" " Пик-переживания" – вершины, которые могут длиться несколько минут или несколько часов, редко дольше. Маслоу описывает и более устойчивые и длительные переживания, называя их " плато-переживаниями". Они представляют собой новый и более глубокий способ видения и переживания мира. Это включает фундаментальное изменение отношения к миру, изменяющее точку зрения и создающее новые оценки и усиленное сознавание мира. Маслоу сам пережил это в конце жизни, после первого сердечного приступа. Его интенсифицированное сознание жизни и надвигающейся возможности смерти произвело переворот в восприятии мира (более полно см. в разделе " Теория из первых рук" ). Трансцеидирование самоактуализации Маслоу обнаружил, что некоторые из самоактуализирующихся индивидуумов стремились испытывать много " пик-переживаний", в то время как другие сталкивались с ними редко, если вообще сталкивались. Он пришел к различению самоактуализирующихся людей, психологически здоровых, продуктивных, но с незначительным опытом трансценденции или вообще без такового, и людей, для которых трансцендентный опыт является важным или даже центральным. " На высочайших уровнях человеческого развития знание соотносится, скорее позитивно, нежели негативно, с чувством таинственного, трепетом, смирением, предельным незнанием, благоговением и ощущением жертвы" (19, с. 290]. Маслоу писал, что люди, трансцендирующие самоактуализацию, чаще сознают мистичность всего, трансцендентное измерение жизни среди повседневной деятельности. " Пик" или мистические переживания расцениваются ими как наиболее важный аспект их жизни. Они мыслят более холистично, чем " только здоровые" самоактуализирующисся люди, они более способны трансцендировать категории прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринять единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Это скорее новаторы и оригинальные мыслители, чем систематизаторы идей других. По мере развития знания в них развивается и чувство смирения и невежества, они воспринимают вселенную су величивающимся трепетом. Трансцендирующие люди более склонны считать себя носителями своих талантов и способностей, поскольку они менее эгоистично вовлечены в свою работу. Они могут честно сказать: " Я – наилучший кандидат для этой работы, поэтому мне и следует ее поручить" или в другом случае признать: " Вы – лучший кандидат для этой работы, поэтому лучше, чтобы вы взяли ее у меня". Не каждый, имевший мистические переживания, является трансцендирующим самоактуализатором. Многие люди, которым доступны мистические переживания, не обладают психологическим здоровьем и продуктивностью, которые Маслоу считает существенным свойством самоактуализации. Маслоу также указывает, что он встречал столь же много трансцендирующих людей среди бизнесменов. менеджеров, учителей и политиков, как среди тех, кто социально считается ближе к этому – поэтов, музыкантов, священников и т.п. Иерархия потребностей Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность как " болезни лишенности", то есть считает, что они вызываются лишением удовлетворения определенных фундаментальных потребностей, так же как недостаток определенных витаминов вызывает физическую болезнь. Примерами фундаментальных потребностей могут служить физиологические потребности, такие как голод, жажда или потребность в сне. Неудовлетворение этих потребностей определенно ведет в конце концов к болезни, которая может быть излечена только их удовлетворением. Фундаментальные потребности присущи всем индивидуумам. Объем и способ их удовлетворения различен в различных обществах, но никогда фундаментальные потребности (такие как голод) не могут полностью игнорироваться. Для сохранения здоровья должны удовлетворяться также и определенные психологические потребности. Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности: потребность в безопасности, обеспеченности и стабильности: потребность в любви и чувстве принадлежности; потребность в самоуважении и уважении других. Кроме того, каждый индивидуум имеет потребности роста, то есть потребности развивать свои задатки и способности и потребность в самоактуализации. ИЕРАРХИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПО МАСЛОУ: 1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.) 2. потребность в безопасности (стабильность, порядок) 3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба) 4. потребность в уважении (самоуважение, признание) 5. потребности самоактуализации (развитие способностей) По Маслоу, ранее называемые потребности доминируют, то есть должны удовлетворяться прежде называемых позже. " Человек может жить хлебом единым – если ему не хватает хлеба. Но что происходит с желаниями человека, когда хлеба достаточно, когда его желудок постоянно сыт? Сразу же появляются другие более широкие потребности и начинают доминировать в организме. Когда и они удовлетворяются, новые, еще более высокие потребности выходят на сцену и так далее" [18, с. 38]. " Эмоция природа человека опирается на его низшую природу, нуждается в ней как в основе и терпит неудачу без этой основы. То есть для большинства человечества высшая природа человека недостижима без удовлетворения низшей природы, как ее опоры" [17, с. 173]. Метамотивация Метамотивация касается поведения, вызываемого потребностями.и ценностями роста. По Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых, по определению, удовлетворены более низкие потребности. Метамотивация часто принимает форму посвящения себя определенным идеалам или целям, чему-то " вне себя". Маслоу указывает, что метапотребности составляют континуум с фундаментальными потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызывает " метапатологии". Метапатологии могут проявляться в недостатке ценностей, бессмысленности или бесцельности жизни. Маслоу утверждает, что чувство принадлежности, достойная профессия, приобщенность к системе ценностей так же существенны для психологического благосостояния, как безопасность, любовь и самоуважение. " Рост теоретически возможентолько потому, что вкус " высшего" лучше, чем вкус " низшего", и потому, что удовлетворение " низшего" становится скучным" [19, с. 47]. Жалобы и мета-жалобы Маслоу полагает, что существуют различные уровни жалоб, соответствующие уровням фрустрированных потребностей. На заводе, например, жалобы низшего уровня могут касаться отсутствия техники безопасности, произвола начальства, негарантированности работы на следующий день и т.п. Это жалобы, касающиеся неудовлетворения наиболее фундаментальных потребностей физической безопасности и обеспеченности. Жалобы более высокого уровня могут относиться к недостатку соответствующего работе признания, угроз потери престижа, недостатка групповой солидарности; эти жалобы касаются потребностей принадлежности или уважения. " Когда к вам врываются представительницы женского комитеты и возбужденно жалуются на то, что розы в парнике недостаточно ухожены, это само по себе замечательно, потому что указывает на высоту уровня жизни, жалующихся" [15, с. 240]. Мета-жалобы касаются фрустрации мета-потребностей, таких как потребности в созершеистве, справедливости, красоте и истине. Этот уровень жалоб – хороший показатель того. что все обстоит сравнительно благополучно. Когда люди жалуются на неэстетичносгь среды, это означает, что в отношении более фундаментальных потребностей они более или менее удовлетворены. Маслоу полагает, что жалобам не может быть конца: можно надеяться лишь на повышение их уровня. Жалобы на несовершенство мира. отсутствие совершенной справедливости и т.п. – это здоровые указания на то. что, несмотря на довольно высокий уровень фундаментальной удовлетворенности, люди стремятся к дальнейшему совершенствованию и росту. Фактически Маслоу полагает, что уровень жалоб может служить показателем просвещенности общества. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы