Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Волшебные сказки. Общие характеристика, особенностиСтр 1 из 4Следующая ⇒
Литература как вид искусства, способ отражения мира и его познания Литература – это вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. Это главное ее отличие от других видов искусства. Понятие «детская литература», «детское чтение» Детская литература – это своеобразная область общей литературы. Она создается по тем же законам художественного творчества, по каким создается и вся литература, при этом имея существенные признаки, учитывающие особенностям возраста. «Детское чтение» – произведения или фрагменты из произведений общей литературы, доступные детскому восприятию, интересные детям и оттого закрепившиеся в их чтении. В быту детской литературой считают все книги, которые читают дети. Однако в научных исследованиях понятия «детская литература» и «детское чтение» разграничены. Специфика детской литературы Свои произведения писатель создает с учетом психологических особенностей ребенка. Главный герой детской книги – ребенок, подросток, человек растущий, изменяющийся, а его чувства, мышление, впечатления должен изображать человек взрослый. Познавательное и воспитательное значение детской литературы Главной ролью детской литературы было и остается воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо Познавательная роль: расширяется кругозор, из книг ребенок получает много новой информации о природе, животных, растениях, людях, взаимоотношениях, поведении и т.д.
Устное народное творчество Устное народное творчество – это обобщенный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Виды фольклора: народные песни, сказки, былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, частушки и многое другое. Функции фольклора: эстетическая, воспитательная, познавательная Эстетическая – формирует у детей художественный вкус, вырабатывает умение ценить и понимать прекрасное, способствует формированию гармонически развитой личности. Воспитательной – формирует качества человеческого характера. Пословицы, поговорки, сказки наполнены высоким моральным и нравственным смыслом и дают характерологические оценки личности с позиций «хорошо» и «плохо». Познавательное – это способ знакомства ребенка с окружающим миром.
Малые фольклорные жанры Малые жанры фольклора – это небольшие по объёму фольклорные произведения. В некоторых работах встречается определение «детский фольклор» В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Пестушки (от слова «пестовать» – воспитывать) связаны с наиболее ранним периодом развития ребенка. Пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. «Сова летит, сова летит», – говорят, например, когда машут кистями рук ребенка Потешки – более разработанная игровая форма, чем пестушки. Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. «Тра-та-та, тра-та-та. Вышла кошка за кота! Прибауткой называют небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. В прибаутке основу образной системы составляет именно движение: «Стучит, бренчит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке – туды ж по дорожке». Небылицы-перевертыши, нелепицы. Это разновидности прибауточного жанра. Чуковский посвятил этому виду фольклора специальную работу, назвав ее «Лепые нелепицы». Перевертыш в игровой форме помогает ребенку утвердиться в уже обретенных познаниях, когда знакомые образы совмещаются, знакомые картины представляются в смешной неразберихе. Считалки – веселые и ритмичные стишки, под которые выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Скороговорки относятся к жанру потешному, развлекательному. «Был баран белорыл, всех баранов перебелорылил». Этот жанр незаменим как средство развития артикуляции и широко применяется воспитателями и медиками. Поддёвки, дразнилки, приговорки, припевки, заклички служат развитию речи, сообразительности, внимания: «Скажи двести.Двести.Голова в тесте! » (Поддёвка.), «Радуга-дуга, Не дай нам дождя, Дай красна солнышка Колоколицы! » (Закличка.), Мишка-кубышка, Около уха – шишка.» (Дразнилка.) Заклички по своему происхождению связаны с народным календарем.
Русские народные сказки Сказка или казка, байка, побасенка (древнейшее её название “басень – от слова “баять”, “говорить”) – это устный рассказ о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, потому что они невероятны и фантастичны.
Сказки можно поделить на несколько видов: - Волшебные. - О животных. - Социально-бытовые. - Докучные.
В волшебной сказке человек общается с существами, которых в жизни не встретишь: Кощей бессмертный, Баба Яга, великаны, водяной и т.д. Тут и звери невиданные: Олень Золотые рога, Сивка- Бурка, Змей Горыныч, Жар-птица... В волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым – поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну – спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой... Сказки о животных. Народ наделил сказочных животных всем тем, что присуще человеку: заяц – трусоват, волк – жаден, лиса-Патрикеевна – хитрее хитрых, баран всегда – упрям, козел – драчлив, а петух смел и бесшабашен. Бытовая сказка или социально-бытовая (или сатирическая). Сказка передаёт быт, обстоятельства народной жизни. Здесь все обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Но, так как это сказка, то правда здесь соседствует с вымыслом, с событиями и действиями, которых на самом деле быть не может. В бытовой сказке противопоставляются слабый и сильный, бедный и богатый, жадный и щедрый, умный и глупый. Докучные сказки – значит бесконечные, от слова докучать, надоедать. Докучная сказка – сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. “Сказать ли тебе сказку про белого бычка? – Скажи. – Ты скажи, да я скажи, Да чего у нас будет, Да доколь у нас будет, Сказать тебе сказку про белого бычка?..
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности.
5. Сказки кумулятивного типа Существует не очень обширный вид сказок, которые выделяют в особый разряд. Это так называемые кумулятивные сказки. Основной их композиционный прием состоит в многократном, нарастающем повторении одних и тех же действий, пока созданная цепь не обрывается или же не расплетается в обратном, убывающем, порядке. Простейший пример – «Репка», примером обратного развития цепи – сказка «Петушок подавился». Отсюда и название: comulare – нагромождать, увеличивать. 6. Сказки о животных Главными действующими лицами в них являются дикие или домашние животные, птицы, рыбы, насекомые, иногда растения и люди. - Сказки о диких животных («Лиса и волк», «Лиса-повитуха», «Лиса и журавль», «Лисица-исповедница», «Лиса и тетерев», «Звери в яме» и др.) - Сказки о диких и домашних животных («Волк в гостях у собаки», «Кот на воеводстве», «Волк и семеро козлят», «Кот, лиса и петух»). - Сказки о человеке и диких животных («Вершки и корешки», «Старая хлеб-соль забывается», «Медведь – липовая нога», «Скалочку – на гусочку»). - Сказки о домашних животных («Коза лупленая», «Коза с орехами»). - Сказки о птицах, рыбах и пр. («Журавль и цапля», «Курочка-ряба», «Петушок и бобовое зернышко»). - Сказки о прочих животных, растениях и др. («Колобок», «Пузырь, соломинка и лапоть», «Теремок», «Война грибов»). Волшебные сказки. Общие характеристика, особенности В волшебной сказке человек общается с существами, которых в жизни не встретишь: Кощей бессмертный, Баба Яга, великаны, водяной и т.д. Тут и звери невиданные: Олень Золотые рога, Сивка- Бурка, Змей Горыныч, Жар-птица... В волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым – поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну – спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой... Сказки братьев Гримм Братья Якоб (1785–1863) и Вильгельм (1786–1859), немецкие филологи. За четыре года вместо положенных восьми лет братья окончили полный курс гимназии. Получили юридическое образование, служили профессорами в Берлинском университете. Создали «Немецкую грамматику» и словарь немецкого языка. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок». Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Кот В сапогах», «Красная шапочка», «Белоснежка», «Золушка», «Золотой гусь», «Волк И семеро козлят» - всего около 200 сказок.
Сказки Андерсена Ханс Кристиан АНДЕРСЕН (1805− 1875), датский сказочник, автор более 400 сказок, поэт, писатель, драматург, эссеист. Читать и писать он научился только к десяти годам. Благодаря помощи покровителей он получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии. Всемирную славу и любовь читателей принесли Андерсену его сказки. В 1835 появились два первых выпуска Сказок, рассказанных для детей. Третий сказочный сборник вышел в 1837. В сборники вошли хорошо известные русскому читателю сказки Огниво, Принцесса на горошине, Русалочка, и др. С этого времени регулярно публиковались сборники, которые назывались просто Сказки. Расцвет творчества приходится на вт. пол. 1830− 1840-х, когда были написаны знаменитые сказки Снежная королева, Стойкий оловянный солдатик, Гадкий утенок, Девочка со спичками, Тень, Мать, Соловей и др. Олицетворением самоотверженной любви стала для миллионов людей андерсеновская Русалочка, символ Копенгагена, где ей поставлен памятник. Александр Блок (1880-1921) Обращаясь к творчеству для детей (– " Сказки" и " Круглый год" ), А. Блок продолжал традиции фольклора и русской классической литературы. Это особенно ощутимо в его " Колыбельной": К нам в окно луна глядит, Малым детям спать велит Спите, спите, поздний час, Завтра брат разбудит вас. Братний в золоте кафтан, В серебре мой сарафан. А под вечер брат уснет И меня гулять пошлет.
Сергей Есенин (1895-1925) Свои детские стихи Есенин печатал в журналах " Мирок", " Проталинка", " Доброе утро", " Задушевное слово", " Парус". Кроме темы природы, много внимания уделяет поэт теме крестьянского быта: По лугу со скрипом Тянется обоз Суховатой липой Пахнет от колес. (" Топи да болота.)
Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) А.Н. Толстой подготовил сборник русских сказок. Он включил в него 7 волшебных сказок и 50 сказок о животных. Сказочная повесть " Золотой ключик, или Приключения Буратино" оказалась большой удачей А.Н. Толстого и вполне самобытным произведением. При создании ее писатель главное внимание обращал не на дидактическую сторону, а на связь с народными мотивами, на юмористическую и сатирическую обрисовку персонажей.
В.В. Маяковский (1893-1930) " Что такое хорошо и что такое плохо" (1925). Стихотворение относится к жанру дидактического рассказа в стихах. Этот жанр был широко распространен в дореволюционной детской литературе. Стихотворение " Что ни страница – то слон, то львица" было напечатано в 1926 году. Оно написано в жанре, издавна пользующемся успехом у читателя-ребенка, особенно ребенка дошкольного возраста. В стихотворении " Эта книжечка моя про моря и про маяк" тема труда решается в сочетании с познавательной задачей – рассказать ребенку о значении и функции маяка на море. Но, прежде всего, поэт обращается к проблеме человека – труженика, рабочего: Труд большой рабочему - Простоять всю ночь ему, Чтобы пламя не погасло, Подливает в лампу масло, И чистит Исключительное стекло увеличительное.
26. Детская литература 20 века В 20 веке резко изменяется жанровый состав детской литературы. Важнейшее место в ней занимает приключенческая и историческая проза (Р. Киплинг, Дж. Лондон, Г. Р. Хаггард, У. Коллинз, Р. Сабатини, Э. Берроуз и многие др.). В круг детского чтения входят новые жанры: детектив (А. К. Дойл), научная фантастика (Г. Уэллс, А. Р. Беляев), научно-познавательные книги о природе и животных (Э. Сетон-Томпсон, Д. Кервуд, Серая Сова; в России – В. В. Бианки, Е. И. Чарушин), фэнтези (К. С. Льюис, Дж. Р. Толкин). Претерпевает изменения традиционный жанр сказки: дидактика в ней уступает место игровому началу, литературной эксцентрике, нередко сочетающейся с лирической интонацией и философскими сентенциями (А. де Сент-Экзюпери, А. А. Милн, О. Пройслер, П. Треверс, С. Лагерлёф, А. Линдгрен, Дж. Родари, Т. Янсон и др.). В России расцвет детской литературы пришёлся на середину 20 века: поэты В. В. Маяковский, К. И. Чуковский, Д. И. Хармс, А. Н. Введенский, А. Л. Барто, С. Я. Маршак, С. В. Михалков и др., драматурги Т. Г. Габбе, Е. Л. Шварц и др., прозаики М. Горький, Ю. К. Олеша, А. П. Гайдар, Б. С. Житков, Л. А. Кассиль, А. Н. Толстой, А. М. Волков, В. П. Катаев, Л. И. Лагин и др. создали золотой фонд детской литературы, на котором было воспитано не одно поколение детей. Для детской и юношеской прозы 2-й половины 20 века характерна тенденция к психологической углублённости: внутренние противоречия героя-ребёнка, его душевные переживания становятся импульсом развития сюжета. Появляются новые типы героя: в прозе для младшего возраста – «трудный ребёнок», непослушный, но живой и непосредственный (В. Ю. Драгунский, Н. Н. Носов, Ю. В. Сотник, В. В. Медведев, Т. Ш. Крюкова и др.), для более старших – «чудак», нравственно противостоящий коллективу и с юношеским максимализмом заставляющий взрослых жить по тем законам, которые они сами исповедуют (В. Ф. Тендряков, А. Г. Алексин, Ю. Я. Яковлев, В. К. Железников, Ю. П. Вяземский и др.). В детской поэзии на первый план выходит юмористическое и игровое начало (В. Д. Берестов, Э. Н. Успенский, Б. В. Заходер, В. В. Лунин и др.). Особый размах приобрела фантастическая литература, представленная различными жанрами (научная фантастика, фэнтези); среди её создателей – К. П. Крапивин, Ю. В. Козлов, С. В. Лукьяненко, М. В. Семёнова, Кир Булычёв и др.
Пьесы-сказки С. Я. Маршака Драматургия была для Маршака первым этапом вхождения в детскую литературу. В начале 20-х годов для Краснодарского детского театра он вместе с поэтессой Е.И.Васильевой написал ряд пьес-сказок, среди них «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка», «Горе-Злосчастие». Впоследствии все эти сказки были им доработаны. Начав с маленьких одноактных пьес, Маршак постепенно приходит к многоактным драматическим произведениям: «Двенадцать месяцев», «Горя бояться – счастья не видать», «Умные вещи». Пьесы его насыщены музыкой, песнями, танцами, словесными турнирами – всем тем, чем богат народный театр. «Кошкин дом» – пьеса-сказка, которую можно было бы назвать на языке взрослой драматургии бытовой драмой. Дети требуют, чтобы добро и зло были отделены одно от другого безо всяких оговорок, и они удовлетворяются тем, что в результате пожара это отделение наконец происходит. Бывшие друзья отворачиваются от несчастной погорелицы Кошки, а котята, которых она когда-то прогнала, – эти незлопамятные дети – дают ей приют и делятся последней коркой хлеба. Прозаическая пьеса «Двенадцать месяцев» написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступают олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. «В сущности, в драматургии для детей была проделана та же работа, что и во всей детской литературе, – вспоминал С. Я. Маршак. – Мы боролись за освобождение детского театра (как и книги) от лжепедагогической назидательности, стремились к созданию живых характеров, к тому, чтобы пьесы, при их простоте, были достаточно сложны и, при всей их забавности, выражали серьезные идеи, т.е. к большой драматургии для маленьких».
Юмор в поэзии Михалкова Достаточно важной частью творчества Михалкова для детей являются юмористические и сатирические произведения. Поэтом комически изображаются хвастовство, зазнайство, упрямство, самоуверенность, избалованность и другие недостатки детей и взрослых. Высмеивание распространенных недостатков характеров и поведения нашло также место в баснях Михалкова, многие из которых поэт адресует детям («Заяц и Черепаха», «Полкан и Шавка», «Коты и Мыши» и др.). Михалковым создан ряд сатирических персонажей, имена которых получили широкую известность и стали нарицательными. Таков, например, упрямец, маловер Фома в одноименном произведении, не утратившем с годами своего места в детском чтении, сохраняющем увлекательность и воспитательный потенциал. Фома доходит в своем упрямстве до нелепости, отрицая совершенно очевидное, даже сам факт собственного существования. Прием гротеска применен Михалковым и в стихотворении «Про мимозу», в котором мастерски нарисован образ изнеженного, избалованного, искалеченного излишней неразумной родительской опекой мальчугана. Это стихотворение звучит несколько более жестко, потому что обращено в такой же степени к взрослым, как и к детям. Широка среди детей популярность Михалкова – автора юмористических стихов: «Мы с приятелем», «Бараны», «Всадник», «А что у вас? » Юмор веселых стихотворений определяется не только комедийными ситуациями и характерами, но и своеобразием лексики, строем стиха. Так, в качестве юмористического приема поэт часто применяет воспроизведение специфического детского образа мысли и склада речи:
А у нас сегодня кошка Родила вчера котят.
Или:
Мы купили синий-синий, Презеленый красный шар.
(«А что у вас? »)
То же назначение в юмористических произведениях Михалкова имеет рифма. Так, например, в стихотворении «Фома» поэт, отсекая окончания слов, поставленных под рифму, хорошо передает упорство неисправимого упрямца, которым уже «поперхнулся» крокодил:
Из пасти у зверя Торчит голова. До берега Ветер доносит слова: — Непра... Я не ве...— Аллигатор вздохнул И, сытый, В зеленую воду нырнул. («Фома»)
Природе М. М. Пришвин (1873-1954) был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать. В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать Его рассказы очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует. Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру. В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж» дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается. Детям очень интересно узнать, что не только их мама любит и ухаживает за ними, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси». Оказывается, и у них, как и у нас: родители берегут и защищают детей. Дети у них – такие же беззаботные несмышлёныши: вылезли на берег и давай играть, не обращая внимания на охотника, а наигрались – и к маме, и она их повела… Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в рассказе «Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест». В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят. Произведения М.Пришвина можно изучать не только на уроках литературного чтения, но и на уроках изобразительного искусства. У Михаила Михайловича Пришвина очень много зарисовок о природе, например, «Деревья в лесу»: Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что – и склоняется. Рассказы и повести писателя развивают познавательные интересы детей, показывают всю красоту окружающего мира, дают понять, что человек не может быть охотником, – он часть природы, с которой необходимо подружиться и изучить её, научиться бережному отношению к ней.
Годы Сельма Лагерлёф (1858-1940) В 1940 г. книгу С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» в свободной обработке для детей написали переводчицы Зоя Задунайская и Александра Любарская, и именно в таком виде книга стала популярна у советских читателей. Астрид Лидгрен общепризнанный классик детской литературы. Шведская писательница дважды удостоена Международной премии имени Х.-К. Андерсена. Первая книга – «Пеппи Длинный Чулок» вышла в 1945 г. «Три повести о Карлсоне, который живет на крыше» – вершина творчества Астрид Линдгрен. «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» – 1955 г. А. Линдгрен принадлежат и другие книги для детей, в том числе младшего и среднего школьного возраста: «Знаменитый сыщик Кале Блюмквист» (1946), «Мио, мой Мио» (1954), «Расмус-бродяга» (1956), «Эмиль из Леннеберги» (1963), «Рони, дочь разбойника»(1981), новая большая сказка – вариация на сюжет «Ромео и Джульетта». Джанни Родари. Творческая деятельность для молодого Джанни Родари началась с того, что главный редактор миланского выпуска «Унита» выделил ему в воскресном номере «Уголок для детей». Родари писал стихи о детях современной трудовой Италии, нередко близкие по форме детскому фольклору. В его стихах (сборники «Книжка веселых стихов», 1951; «Стихи в небе и на земле», 1960; «Поезд стихов» и др.) проявилось умение раскрыть в привычном и малом явлении сложность и значительность мира. Поэзия Родари сочетает здоровый юмор и напевность, социальную сатиру и оптимизм. В 1952 году Маршак представил русским детям итальянского писателя Джанни Родари, переведя циклы стихов «Книга городов», «Поезд стихов», «Чем пахнут ремесла» и др. Под редакцией С.Я. Маршака переведена на русский язык и самая знаменитая книга Родари «Приключения Чиполлино» (перевод З. Потаповой), которая выдержала не один десяток изданий. Кроме того, для спектакля по сказке Родари «Приключения Чиполлино» Маршак написал песню Чиполлино и песню Старого Помидора. Именно Советский Союз стал отправной точкой, с которой началась мировая известность Джанни Родари. У себя на родине Родари долгое время был практически неизвестен. Джанни Родари, веселый, неунывающий, неистощимый на выдумки и очень добрый сказочник, подарил детворе множество необыкновенных историй: «Приключения Чиполлино» (1951), «Путешествие Голубой стрелы» (1952), «Джельсомино в стране лжецов» (1959), «Сказки по телефону» (1961), «Торт в небе» (1966). Алан Александр Милн История про забавного медвежонка получила широкую известность и всенародную любовь благодаря переводу Бориса Заходера. Просматривая английскую энциклопедию для детей в библиотеке, писатель наткнулся на изображение славного плюшевого медведя. История привела его в такой восторг, что он тут сел за перевод книги Милна. В 1960 году советский читатель впервые взял в руки книгу «Винни-Пух и все остальные». Юлиан Тувим – известный польский поэт. Тема детства стала ведущей темой его лирики. Тувим знакомит детей с миром через игру. Известные стихи поэта: «Зося - Самося», «Паровоз» и др. На русский язык его стихи переводили: С. Маршак, С. Михалков, Б. Заходер и др. Памела Линдон Трэверс. В России «Мэри Поппинс» необыкновенно повезло – на русском языке она впервые вышла в 1974 году, в переводе блестящего детского поэта, драматурга, переводчика Бориса Заходера (кстати, он переводил многих любимых авторов Памелы Трэверс – А. Милна, Дж. Барри, Л. Кэрролла). Ту́ ве Я́ нссон (Швец.). Янссон написала 8 повестей о муми-троллях («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море», «В конце ноября»), один сборник рассказов «Дитя-невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «А что потом», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»). Энид Мэри Блайтон (1897-1968) – британская писательница, работавшая в жанре детской и юношеской литературы. «Тайна барабанного боя», «Тайна маленького оборвыша»; из циклов о Тайной Семёрке; о Великолепной Пятёрке; о Пятерых Тайноискателях Бредбери Рэй Рассказы " Дракон", " Марсианские хроники"
50. Детская литература конца ХХ-начала ХХI века Астафьев Виктор. «Мальчик в белой рубашке" Булычёв Кир. «Атлантида: боги и герои», «Тайны Древнего мира», «Тайны Античного мира», «Тайны Средневековья», «Тайны Нового времени», «Тайны Руси», «Тайны Российской империи», «Убежище» Вачков Игорь Викторович (1964) – российский ученый, доктор психологических наук, профессор, писатель, один из пионеров сказкотерапевтического направления в отечественной психологиии. " Королевство Разорванных Связей, или Психология общения для девчонок и мальчишек" Юрий Петрович Вронский (1927-2008) – советский и российский детский писатель, поэт, переводчик. «Юрьевская прорубь», «Странствие Кукши за тридевять морей» Калашников В. «Легенды русских монастырей: Ангелы России» Владисла́ в Петро́ вич Крапи́ вин (1938) – советский и российский детский писатель. Из цикла о Великом Кристалле; «Всадники со станции Роса»; «Ампула Грина» Екатерина Мурашова (1962) – семейный психолог, автор подростковых драматических книг: «Талисман» (1989), «Обратно он не придет! » («Полоса отчуждения») (1991), «Барабашка – это я» (1991), «Изюмка» (1992), «Дверь, открытая всегда» (2004), «Класс коррекции» (2004), «Афанасий Никитин: повесть о тверском купце» (2005), «Гвардия тревоги» (2008), «Одно чудо на всю жизнь» (2010)
В конце 20-го века в России начались преобразования, которые продолжаются и поныне. Сдвиги в общественном сознании повлияли и на ход всего литературного процесса. Произошли изменения, связанные и с детским чтением. Из него исключены произведения, ориентированные на советскую идеологию и частично возвращены незаслуженно «забытые»: Николай Вагнер, Дмитрий Минаев, Саша Черный, Осип Мандельштам. Главным открытием 20-го века стало изображение внутренней жизни ребёнка во всей её сложности и полноте. На протяжении всего столетия утверждалось представление о ребёнке как о полноценной самостоятельной личности. И для творчества современных авторов также характерна попытка разглядеть личность маленького человека. При этом разговор с читателем идёт на равных. По-прежнему одним из популярнейших жанров остаётся литературная сказка, в которой обыгрываются фольклорные сюжеты и образы. Сохраняются и темы, вошедшие в детскую литературу в 20-м веке и прежде всего, тема взаимоотношений детей с взрослыми, и сверстниками. Григорий Бенционович Остер. Детский писатель, в произведениях которого много интересного могут почерпнуть и взрослые. Талантливый автор, сценарист мультфильмов. «Обезьянки», «Котенок по имени Гав», «38 попугаев», «Попался, который кусался» – все эти мультфильмы сняты по его сценарию, а «Вредные советы» – это книга, получившая огромную популярность. Кстати, в Канаде издана антология детской литературы: книги большинства писателей имеют тираж 300-400 тысяч, а «Вредные советы» Остера разошлись тиражом 12 миллионов экземпляров! Эдуард Николаевич Успенский. С самого детства Эдуард Успенский был заводилой, участвовал в КВН, организовывал капустники, тогда же он впервые попробовал свои силы на поприще писателя, позже начал писать пьесы для детских радиопередач, детских театров, мечтал о создании собственного журнала для детей. Известность писателю принес мультфильм «Крокодил Гена и его друзья», с тех пор ушастый символ – Чебурашка, поселился чуть ли не в каждом доме. Также мы до сих пор любим книгу и мультфильм «Трое из Простоквашино», «Следствие ведут колобки», «Пластилиновая ворона», «Баба Яга против! » и другие. Однако в наше время возникает уже другая проблема – дети перестают читать книги, падает культура чтения. Этому способствуют разные факторы, в том числе и развитие новых информационных технологий, революция в телекоммуникациях. Заметное снижение интереса к чтению не могло не повлиять и на литературный процесс: одной из тенденций становится преобладание занимательности над всеми другими достоинствами произведения. Увеличивается число групп детей, подростков, юношества, у которых все более популярными становятся журналы. Но и при разнообразии книжной и журнальной продукции, адресованной этой аудитории, далеко не всё благополучно. Подростки ориентируются не на лучшую, а на «модную» в их среде продукцию. Растет спрос на периодику с большим количеством картинок, несущих информацию, в основном, развлекательного характера. У мальчиков старше 10 лет популярны «диснеевские», технические, познавательные и компьютерные журналы, комиксы и издания, связанные со спортом, автоделом. А девочки интересуются различными красочными изданиями, ориентированными на женскую аудиторию. Массовый, неконтролируемый выпуск детских книг в последние годы, привел к тому, что на книжном рынке появилось много литературы, не обладающей хорошим художественным вкусом. Широкое распространение получают такие жанры, как детективы и триллеры. Стремясь привлечь внимание читателя любой ценой, авторы используют в своих произведениях самые разные средства, в том числе и совсем не детские. Спросом сегодня пользуются детективы серии «Чёрный Котёнок», " ужастики" из серии «Страшилки», фэнтези из серии «Чародеи». Каких же авторов выбирают современные дети себе в друзья и собеседники? Среди читаемых современных авторов можно назвать Е. Некрасова. Он пишет о том, как вместе с человеком растут его отвага, честь и желание сопротивляться разнокалиберным гадостям окружающего мира под лозунгом: «Если не я – то кто же?! ». А. Веселов в своих повестях показывает, как общество превращает в моральных уродов мальчишек и девчонок из нищих «спальных районов». В. Гусев в фантасмагорично-весёлых произведениях пишет о том, как маленькие, но упорные и честные люди вновь и вновь разоблачают все проявления «мирового зла» и с бесстрашным озорством борются с взрослыми «хозяевами жизни», возомнившими себя всесильными. С. Сухинов поветствует о Рыцарях Света в джинсах и ветровках. С. Лукьяненко стал популярен благодаря своим печальным, но завораживающим «дозорам». Ученицы младших и средних классов увлекаются романами Ж. Уилсон, которые представляют собой своеобразные «энциклопедии жизни» для девчонок. А серия книг М. Бершадской «Большая маленькая девочка» учат их находить выход из сложных ситуаций. Дети разного возраста читают книги Дины Сабитовой «Где нет зимы», «Цирк в шкатулке», «Сказки для Марты». Очень популярны стали книги серий: " Детский детектив" (К. Кин, А.Хичкок, Э. Блайтон и др.), " Школа в ласковой долине» Ф. Паскаль. С удовольствием читают произведения: «Время всегда хорошее», «Я хочу в школу! », «Смерть мертвым душам» А. Жвалевского и Е. Пастернак, «Облачный полк» Э. Веркина, " Призрак сети", " Телепат", " Потапов, к доске! ", «Костя+Ника=», «Узник зеркала» Т. Крюковой, «Кащей и Ягда, или Небесные яблоки» М. Вишневецкой и др. Подросткам и старшеклассникам, кроме книг о Гарри Поттере Дж. Роулинг, нравятся произведения Х. Мураками, П. Коэльо, Э. Райс, Н. Гумилева, С. Есенина, М. Булгакова, Р. Бернса, японская поэзия хокку, энциклопедии и жизнеописания замечательных людей и др. Кроме признанных классиков читают и стихи А. Усачева, С. Белорусеца, М. Яснова, С. Михотина и др. И только малыши по-прежнему читают А. Пушкина, А. Волкова, Г. Остера, Э. Успенского и др. В последние годы заметно увеличивается выпуск детских книг, улучшается их содержание, расширяется тематика, более привлекательным становится оформление. Идет насыщение рынка литературой. В 1990-2000-е годы продолжился выпуск популярных журналов " Мурзилка", " Весёлые картинки", появились новые периодические издания для детей: " Незнайка", " Жили-были", " Свирелька", «Читаем, учимся, играем», «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки», " Весёлые уроки". Переиздаются произведения, ставшие классикой детского чтения: сказки К. И. Чуковского, стихи С. Маршака, В. Берестова, В. Лунина, Р. Сефа, Л. Яковлева, О. Григорьева, Г. Юдина, И. Иртеньева». В целом же современная детская литература представляет собой подвижное противоречивое явление и постоянно находится в процессе становления.
Литература как вид искусства, способ отражения мира и его познания Литература – это вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово. Это главное ее отличие от других видов искусства. Понятие «детская литература», «детское чтение» Детская литература – это своеобразная область общей литературы. Она создается по тем же законам художественного творчества, по каким создается и вся литература, при этом имея существенные признаки, учитывающие особенностям возраста. «Детское чтение» – произведения или фрагменты из произведений общей литературы, доступные детскому восприятию, интересные детям и оттого закрепившиеся в их чтении. В быту детской литературой считают все книги, которые читают дети. Однако в научных исследованиях понятия «детская литература» и «детское чтение» разграничены. Специфика детской литературы Свои произведения писатель создает с учетом психологических особенностей ребенка. Главный герой детской книги – ребенок, подросток, человек растущий, изменяющийся, а его чувства, мышление, впечатления должен изображать человек взрослый. Познавательное и воспитательное значение детской литературы Главной ролью детской литературы было и остается воспитание, нравственное сознание, верное представление о моральных ценностях. Сюжеты художественных произведений показывают что хорошо, а что плохо Познавательная роль: расширяется кругозор, из книг ребенок получает много новой информации о природе, животных, растениях, людях, взаимоотношениях, поведении и т.д.
Устное народное творчество |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы