Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И с т о р и я м о н а ш е с т в а



М о н а ш е с т в о

Чин принятия монашества так же приравнен Св. Отцами к Таинствам Церкви, ибо этот чин вмещает в себя все семь таинств.

- Чин пострига подобен крещению, так как человек так же как после Крещения начинает новую духовную жизнь и ему дается новое имя.

Подобен и миропомазанию, так как монашество - это тоже избранничество, ибо этот путь спасения уготован не всем, но лишь избранным. И как в таинстве Миропомазания, так и в монашестве Господом подаются дары Духа Святого для несения этого Креста.

Монашество подобно и таинству покаяния. Цель покаяния – метанойя, что в переводе с греческого означает «перемена ума», то есть не просто осознание и исповедание своих грехов, но изменение своей жизни.

Чин пострига подобен Причастию, потому что это тоже соединение со Христом.

Подобен и браку. Как в браке люди обручаются друг с другом, так в монашестве душа обручается самому Христу.

Монашество аналогично и священству, потому что это такое же посвящение себя на службу Господу.

Чин пострига подобен елеосвящению, т.к. совершается тоже во здравие, спасение души.

По определению И. Лествичника, игумена Синайской горы, «монашество – это уподобление Ангелам. Свет для монахов – Ангелы, свет для всех людей – монашеская жизнь».

Монашество – это не гнушение миром, а отказ от привнесенного в мир греха. Монашество зарождается в III в. именно как мирянское движение, не связанное со священством. Вторая связь монашества с миром – это молитва за мир. Как говорят святые: «Мир кончится, когда прекратится монашеская молитва».

В монашестве существует три обета, которые принимаются при постриге. Это послушание, нестяжание и целомудрие.

Послушание– это добровольное отсечение своей воли, отказ от так называемого своеволия, когда человек предается в руки более духовно-опытного и зрелого наставника – старца, который руководит теперь всей его жизнью.

Нестяжание – это добровольный отказ от пристрастия к земным вещам и, вообще, к кому и чему бы то ни было.

Целомудрие – в самом слове дан его смысл: цело – мудрие, то есть целостность ума. Это когда человек добровольно отказывается от брака, чтобы иметь возможность полностью сосредоточиться на Богообщении, полностью посвятить себя молитве. Целомудрие – это не буквальное девство, но духовное.

Монашество имеет так же 3 степени. Первая – послушник или рясофорный инок. Это подготовительная ступень к монашеству, когда человек как бы примеряет на себя все тяготы монашеской жизни, а духовник оценивает его возможности. Ибо на этой стадии человек еще вправе, не нарушив своих обетов Богу, вернуться в мир. Вторая степень – мантийный монах, когда человек дает обеты и принимает постриг, после чего он уже не принадлежит мирской среде и постоянно живет в обители. Третья степень – великая схима. Это высшая форма монашества, и по сути это предел духовного развития человека. Схимник постоянно творит Иисусову молитву, и уже не устами, а сердцем.

С IV в. монашество стало совместимо со священством и дьяконством. Священника мы узнаем по кресту на шее, человек в подряснике не обязательно – батюшка. Настоятеля мы узнаем также по нагрудному кресту и по жезлу – посоху в руке. Это я говорю для того, чтобы вы не путали на острове обыкновенного послушника со священником и не обращались к нему за благословением или со словами «батюшка». Нужно - или брат, или по имени. Также и обращение к женщинам. Матушка – это либо супруга, естественно, не монашествующего священника, либо ваша духовная наставница, но никак не любая женщина в монастыре, даже и в женском. Уместно обращение «сестра» или по имени.

Кроме степеней монашество имеет три формы: отшельническую, скитскую и общежительную. Общежительная форма – обычный монастырь, обязательным условием которого является общая трапеза и общая молитва. Общая трапеза совершается в братской трапезной и предваряется чтением молитв перед и соответственно после вкушения пищи. Трапеза всегда сопровождается чтением наследия Святых Отцов для того, чтобы человек насыщал не только свою плоть, но и душу. Общая молитва – это утреннее и вечернее монашеское правило и все службы недельного и годового круга.

Скит – это малый монастырь с более суровой формой жизни. В скиту большее молитвенное правило. Все знают, что у нас в миру постные дни – среда – в память предательства Христа на Крестные Страдания, и пятница – в память Распятия Господа.

В монастыре добавляется понедельник – в честь Небесных Сил Бесплотных, то есть в честь 9-ти Ангельских чинов. А в скиту пост – во все дни недели. Но нужно помнить главное, что пост – это не только ограничение в пище, но и прежде всего воздержание помыслов.

И, наконец, отшельник – это человек, который селится отдельно от всех, обычно в недоступных местах и всей своей жизнью предстоит Господу. Это наиболее суровая форма монашеского подвига.

Таким образом, монашество – это постепенное и очень трудное восхождение от земли на небо. Книга Иоанна Лествичника о молитве так и называется – «Лествица», и в ней описаны 30 ступеней духовного восхождения.

 

Д в у н а д е с я т ы е п р а з д н и к и

Благовещение Пресвятой Богородице ( 7 апреля )

В этот день Архангел Гавриил был послан от Бога в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Мария смутилась слов Ангела о рождении ребенка, ибо была в девстве, но Он ответил Ей, что все это свершится силою всемогущего Бога.

Рождество Христово ( 7 января )

Во время царствования Ирода в Иудее, которая была под властью Рима, римский император Август издал повеление сделать в подчиненной ему иудейской земле всенародную перепись. Каждый иудей должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давида и потому отправились из Назарета в город Давидов Вифлеем. Придя туда, они не могли найти себе места в гостинице, и остановились за городом, в пещере, куда пастухи загоняли скот в ненастную погоду. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы родился Младенец – Сын Божий, Христос Спаситель мира. Она спеленала Его и положила в ясли, куда кладут корм для скота. На восьмой день после рождения Ему дали имя Иисус, которое было указано Господом через Ангела.

Сретение Господне ( 15 февраля )

По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев на сороковой день после рождения приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Закон этот был установлен в память исхода евреев из Египта – освобождения от рабства, и спасения еврейских первенцев от смерти. В исполнение этого закона Богородица с Иосифом принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм, а для жертвы приобрели двух голубиных птенцов. Кроме того, под омофор Богородица одела именно белый плат, что было символом очищения женщины после родов. В это время в Иерусалиме жил старец Симеон. Ему было предсказано Святым Духом, что он не умрет, пока не увидит Христа. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия, по преданию он жил около 300 лет. И вот в этот день, по внушению Св. Духа, он пришел в храм, и когда принесли Младенца Иисуса, он встретил Его и взял на руки, почему и получил эпитет «Богоприимец». А само слово «сретение» переводится с Церковно-славянского как «встреча», и праздник знаменует собой встречу Ветхого и Нового Завета. Символом Ветхого Завета выступает праведный Симеон, а Нового - Сам Младенец Христос.

Монастыри епархии

Самое распространенное посвящение монастырей в нашей епархии — в честь праздника Святой Троицы: Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра, Свято-Троицкий Александро-Свирский мужской монастырь, Свято-Троицкая Сергиева мужская пустынь, Свято-Троицкий Антониево-Дымский мужской монастырь, Свято-Троицкий Зеленецкий мужской монастырь. Есть в честь праздника Преображения — наш сосед по Ладоге, Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. В честь праздника Воскресения Христова — Воскресенский Новодевичий женский монастырь на Московском пр. В честь праздника Введения Богородицы во храм — Введено-Оятский женский монастырь. В честь праздника Покрова Богородицы — Покрово-Тервенический женский монастырь. В честь праздника Успения Богородицы — Тихвинский Свято-Успенский мужской монастырь. И два монастыря в честь святых: самый известный в Петербурге — Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке и Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь.

Так что при желании и по возможности, эти праздники можно отмечать в монастырях, им посвященных. Таким образом совершать, как бы, двойное паломничество — и на праздник, и к святыням: мощам, иконам, которые находятся в этом монастыре.

Спасибо за внимание. Сейчас можете немного отдохнуть, мой рассказ продолжится у п. Сапёрное.

 

Сапёрное

Сейчас мы проезжаем Саперное и я хочу обратить ваше внимание на приход с храмом во имя Коневской иконы Божьей матери. Храм задумывался как паломническая остановка на пути в монастырь, но это не подворье монастыря. Приход возведен стараниями его настоятеля о. Сергия Белькова. Он был первым управляющим подворья на Загородном, 7. По сути, это он добился возвращения этого здания монастырю, а после возглавил приход в Саперном.

Кроме того, здесь действует православная община монастырского типа комплексной духовно-психологической и социально-трудовой реабилитации наркологических больных, которая называется «Воскресение». В общине живет не более 10 человек. Живут они от 6 до 9 месяцев. Обязательным является посещение Богослужений, Воскресной школы, чтение вечерних и утренних молитв, акафистов, псалтири. Не меньшее значение предается и трудовым послушаниям, либо в столярной мастерской, либо на ферме, где держат гусей, свиней и коров, либо в саду и огороде, которые занимают три гектара. За пять лет здесь побывало 82 человека, 69% из которых полностью излечились. Многие после лечения вернулись в Саперное, приобрели дома, создали семьи и уже сами помогают приходу.

 

История монастыря в XX в.

Нам с вами остался всего час пути, мы уже близки к цели нашего путешествия – вот только обогнем оз. Отрадное, оно будет справа, и попадем в бухту Владимирская, откуда нас заберет катер и за 40 мин. доставит на остров. До 1393 г. остров был пустынным. Только летом, прибрежные карельские жители просто выпасали на нем лошадей. В 1393 г. на острове селится преп. Арсений. Сейчас его мощи хранятся в нижнем Сретенском храме монастырского собора. Вторая святыня обители – чудотворный список Коневской иконы Божией Матери, а сама икона с 1940 г. находится на территории Финляндии, ныне в Ново-Валаамском мужском монастыре. История XX в. - самый трагический период для монастыря: две войны, эвакуация, перенос иконы, отделение от РПЦ, полное разорение и осквернение святынь. Но, начнем по порядку.

До 1918 г. Финляндское княжество, к которому территориально относился Коневец, входило в состав Российской империи, а Коневский монастырь подчинялся Финляндской епархии РПЦ. В 1918 г. Финляндия от Советской России получает независимость и становится самостоятельным государством. А в 1921 г. бывшая Финляндская епархия получила автономию, и так образовалась автономная Финская Православная Церковь под юрисдикцией Московского патриархата.

Существует три основных типа церковного управления – автокефалия, автономия и экзархат. Автокефалия – это Православная церковь, управляемая патриархом. В мире их 15, напр. Константинопольская ПЦ, Иерусалимская ПЦ, Русская ПЦ, Грузинская ПЦ и т. д. Автономия – это рангом ниже, т.е. несколько епархий под управлением митрополита и внутренним самоуправлением, но в подчинении какого-то патриархата, напр. Украинская ПЦ и Японская ПЦ под юрисдикцией Московского патриархата, Финская ПЦ под юрисдикцией Константинопольского патриархата. Экзархат – это несколько епархий, которыми управляет экзарх. Самостоятельность экзархата меньше, чем автономной церкви, но больше, чем епархии. Напр., Белорусская ПЦ.

В 1923 г. управление Финской церкви, по своей инициативе, переходит из Московской юрисдикции в Константинопольскую, мотивируя это неустроенностью дел в России. Наш патриарх Тихон был против, но вынужден был подчиниться решению константинопольского патриарха. Кроме того, в 1921 г. в Финской церкви произошла календарная реформа. Местный церковный собор дал предписание перевести богослужения со старого, юлианского, на новый, григорианский, стиль. Лютеранское большинство Финляндии жило по григорианскому стилю, и было государственное неудобство в отношении праздников. Но монастыри Финляндии: Валаамский, Коневский, Линтульский, выступили против подобной церковной политики, и сохраняли в своих богослужениях старый церковный стиль. По сути, Финская церковь разделилась на новостильников и старостильников, и собором была учреждена специальная комиссия по наблюдению за ситуацией.

В период финского подчинения на острове размещается штаб береговой артиллерии финской армии. Монастырь получал от армии небольшую арендную плату, к тому же немного зарабатывали поставками для армии дров, молока и продуктов. Для детей военных была основана народная школа, где набиралось до 30-ти учеников. В 1930-е годы монастырь стал интересовать финнов как объект паломничества и туризма. Правда, Коневец не был так популярен, как Валаам, и количество его посетителей ограничивалось 2-3 тыс. человек в год. Хочется отметить, что сейчас мы уже превысили этот уровень. Стараниями братии и благодаря работе нашей паломнической службы все больше людей узнают о Коневском монастыре и посещают его престольные праздники. А в те годы монастырь даже издавал небольшую газету, которую раздавали паломникам. Но скоро история монастыря оборвалась. В 1939 г. СССР предъявил Финляндии ультиматум, получил очередной отказ, и так началась Финская или Зимняя война, за что Советский Союз исключили из Лиги наций. Остров входил в линию Маннергейма, поэтому военные действия затянулись и на 1940-й год. В течение всей войны монахи оставались на острове. Во время сильных бомбежек братия собиралась в храме на молитву. Заступничеством преп. Арсения во всю войну никто даже не был ранен, и не пострадало ни одно церковное здание. Перед тем, как советские войска заняли эту территорию, братия покинула остров, но успела эвакуировать церковную утварь, облачения, некоторые иконы и в их числе Коневскую икону Божией Матери. Все келейное и хозяйственное имущество, а также библиотеку, музей, иконостасы всех храмов пришлось оставить. К сожалению, все это было не просто разграблено, но осквернено. В 1941 г., после начала Великой Отечественной войны, финны снова овладели Карелией, и три монаха вернулись на Коневец, где до 1944 г. пытались возродить обитель. Но в 1944 г. Коневец окончательно отошел к Советскому Союзу, и на острове разместилась воинская часть, из-за секретности которой многие петербуржцы даже не знали о существовании острова. И только в 1991 г. Российское государство передало остров в управление Санкт-Петербургской епархии, и началось возрождение Рождество-Богородичного Коневского монастыря. Митрополит Иоанн назначил наместником и строителем архимандрита Назария, который уже в мае 1991 г. прибыл на Коневец.

 

Так как весь остров принадлежит монастырю, то здесь нет ни мирских поселений, ни социальных служб, т.е. ни больницы, ни почты, ни школы, ни магазинов. Поэтому существуют также определенные правила поведения на острове. Женщинам принято покрывать голову уже в каре. Запрещается курить в каре, на Св. горе и у часовен. Из-за небрежности туристов возникали опасные ситуации, поэтому нет благословения настоятеля на разведение костров.

 

П р о щ а н и е в СПб.

Экскурсовод обязан тепло и вежливо попрощаться, независимо от того, как прошла поездка!

Благодарю всех за внимание, а также за то, что Вы нашли время и силы поехать в это паломничество, и уже только этим помочь Коневскому монастырю в его восстановлении. Спасибо.

Обязательным является так же извинение за какие-либо неувязки в дороге! Можно еще раз напомнить основные моменты экскурсии – где были, что видели… Обязательно поблагодарить водителя – также независимо от имевшего место быть.

М о н а ш е с т в о

Чин принятия монашества так же приравнен Св. Отцами к Таинствам Церкви, ибо этот чин вмещает в себя все семь таинств.

- Чин пострига подобен крещению, так как человек так же как после Крещения начинает новую духовную жизнь и ему дается новое имя.

Подобен и миропомазанию, так как монашество - это тоже избранничество, ибо этот путь спасения уготован не всем, но лишь избранным. И как в таинстве Миропомазания, так и в монашестве Господом подаются дары Духа Святого для несения этого Креста.

Монашество подобно и таинству покаяния. Цель покаяния – метанойя, что в переводе с греческого означает «перемена ума», то есть не просто осознание и исповедание своих грехов, но изменение своей жизни.

Чин пострига подобен Причастию, потому что это тоже соединение со Христом.

Подобен и браку. Как в браке люди обручаются друг с другом, так в монашестве душа обручается самому Христу.

Монашество аналогично и священству, потому что это такое же посвящение себя на службу Господу.

Чин пострига подобен елеосвящению, т.к. совершается тоже во здравие, спасение души.

По определению И. Лествичника, игумена Синайской горы, «монашество – это уподобление Ангелам. Свет для монахов – Ангелы, свет для всех людей – монашеская жизнь».

Монашество – это не гнушение миром, а отказ от привнесенного в мир греха. Монашество зарождается в III в. именно как мирянское движение, не связанное со священством. Вторая связь монашества с миром – это молитва за мир. Как говорят святые: «Мир кончится, когда прекратится монашеская молитва».

В монашестве существует три обета, которые принимаются при постриге. Это послушание, нестяжание и целомудрие.

Послушание– это добровольное отсечение своей воли, отказ от так называемого своеволия, когда человек предается в руки более духовно-опытного и зрелого наставника – старца, который руководит теперь всей его жизнью.

Нестяжание – это добровольный отказ от пристрастия к земным вещам и, вообще, к кому и чему бы то ни было.

Целомудрие – в самом слове дан его смысл: цело – мудрие, то есть целостность ума. Это когда человек добровольно отказывается от брака, чтобы иметь возможность полностью сосредоточиться на Богообщении, полностью посвятить себя молитве. Целомудрие – это не буквальное девство, но духовное.

Монашество имеет так же 3 степени. Первая – послушник или рясофорный инок. Это подготовительная ступень к монашеству, когда человек как бы примеряет на себя все тяготы монашеской жизни, а духовник оценивает его возможности. Ибо на этой стадии человек еще вправе, не нарушив своих обетов Богу, вернуться в мир. Вторая степень – мантийный монах, когда человек дает обеты и принимает постриг, после чего он уже не принадлежит мирской среде и постоянно живет в обители. Третья степень – великая схима. Это высшая форма монашества, и по сути это предел духовного развития человека. Схимник постоянно творит Иисусову молитву, и уже не устами, а сердцем.

С IV в. монашество стало совместимо со священством и дьяконством. Священника мы узнаем по кресту на шее, человек в подряснике не обязательно – батюшка. Настоятеля мы узнаем также по нагрудному кресту и по жезлу – посоху в руке. Это я говорю для того, чтобы вы не путали на острове обыкновенного послушника со священником и не обращались к нему за благословением или со словами «батюшка». Нужно - или брат, или по имени. Также и обращение к женщинам. Матушка – это либо супруга, естественно, не монашествующего священника, либо ваша духовная наставница, но никак не любая женщина в монастыре, даже и в женском. Уместно обращение «сестра» или по имени.

Кроме степеней монашество имеет три формы: отшельническую, скитскую и общежительную. Общежительная форма – обычный монастырь, обязательным условием которого является общая трапеза и общая молитва. Общая трапеза совершается в братской трапезной и предваряется чтением молитв перед и соответственно после вкушения пищи. Трапеза всегда сопровождается чтением наследия Святых Отцов для того, чтобы человек насыщал не только свою плоть, но и душу. Общая молитва – это утреннее и вечернее монашеское правило и все службы недельного и годового круга.

Скит – это малый монастырь с более суровой формой жизни. В скиту большее молитвенное правило. Все знают, что у нас в миру постные дни – среда – в память предательства Христа на Крестные Страдания, и пятница – в память Распятия Господа.

В монастыре добавляется понедельник – в честь Небесных Сил Бесплотных, то есть в честь 9-ти Ангельских чинов. А в скиту пост – во все дни недели. Но нужно помнить главное, что пост – это не только ограничение в пище, но и прежде всего воздержание помыслов.

И, наконец, отшельник – это человек, который селится отдельно от всех, обычно в недоступных местах и всей своей жизнью предстоит Господу. Это наиболее суровая форма монашеского подвига.

Таким образом, монашество – это постепенное и очень трудное восхождение от земли на небо. Книга Иоанна Лествичника о молитве так и называется – «Лествица», и в ней описаны 30 ступеней духовного восхождения.

 

И с т о р и я м о н а ш е с т в а

Родиной монашества считается Египет, Фивийская пустыня. Отсюда термин – «Фиваида», означает область расцвета и сосредоточия монашества. А «Северная Фиваида» – это дореволюционные Новгородская и Вологодская епархии в России, и в том числе, монастыри современной Ленинградской области.

Отцом и учредителем монашества считается преп. Антоний Великий, который жил на рубеже III и IV вв. преподобный Антоний был основателем отшельнической формы, которая состояла в том, что каждый инок жил отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам. Но все они находились под руководством единого наставника – аввы.

Еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились на общую пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку, так называемому Уставу. Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали называться игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается преп. Пахомий Великий, который жил тоже на рубеже III и IV вв. Общежительный Устав был явлен Пахомию Ангелом, то есть монашество зародилось свыше. Первый общежительный монастырь возник в Египте, в Фивийской пустыне, в месте Тавенны в 330-е годы. Там же возник и первый женский монастырь, и его первой насельницей стала сестра Пахомия Мария. Преп. Пахомий основал 11 монастырей с общим количеством монахов до 7 тыс. человек, а через сто лет это число возросло до 50 тыс. человек.

Монашество скоро распространилось по всему Египту и перешло в Палестину, Сирию и на весь Восток. В V в. монашество появилось и на Афоне, хотя отшельники жили там с IV в.

На Руси монашество возникает даже раньше, чем Крещение Руси – в верховьях Дона, на Валааме. Но основателями русского монашества считаются преп. Антоний и Феодосий Печерские, жившие в XI в. и в 1062 г. основавшие Киево-Печерский монастырь. После чего монашество начинает быстро распространяться, в XI-XIII вв. на Руси было до 70 монастырей – в Киеве, Новгороде, Суздале, Переславле, Чернигове. Первые монастыри в Северных пределах Руси – это Юрьев и Антониев Рождество-Богородичный близ Новгорода, основанные в 20-е гг. XII в. Первые монастыри в нашей епархии возникли в Ладоге – это Успенский жен. и Никольский муж. Старо-ладожские монастыри XII в.

Сама Ладога примечательна тем, что ее существование зафиксировано в летописях с 753 г., то есть, она была северной столицей Древней Руси. Поэтому фигурирует в титуле нашего владыки – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир.

Все монастыри считаются уделом Богородицы, а сама Россия находится под ее покровом. Но Коневский монастырь, он - Богородичный по-особому. Во-первых, основан он в XIV в. – во время особого заступничества Богородицы за Русскую землю перед татарами. Все мы помним пусть временную, но победу на Куликовом поле в 1380 г. Во-вторых, основан монастырь покровительством именно Богородичной иконы, которая теперь называется Коневская. И вы ее увидите в нашем соборе. В-третьих, на острове было явление самой Богородицы, и мы с вами побываем на Св. горе, где это произошло. В-четвертых, два скита на острове освящены в честь Богородицы – Казанской и Коневской. А главный монастырский собор освящен в честь праздника Рождества Божьей Матери.

Мы знаем, что это первый в хронологическом порядке двунадесятый праздник Православной Церкви. Он празднуется 21 сентября. Так что добро пожаловать к нам на престольный праздник. В обители будет торжественное богослужение в верхнем храме, Крестный ход вокруг собора, праздничная трапеза.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь