Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Додворцовый период (2600—2100 годы до н. э.) ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Около 3000 г. до н. э. на остров проникают носители культуры, родственной западноанатолийским. Этот период отмечен появлением характерных лощёных сосудов с носиком, а также бурным развитием местных технологий (в частности, металлургии). Вместе с широким распространением меди, растет и население Крита. В 2000 году до н. э. начинаются первые коммерческие контакты с соседними регионами: Кикладами, Малой Азией и Египтом. Критские изделия начинают распространяться по всему Средиземноморью. В то же время, вплоть до микенского периода контакты с материковой Грецией минимальны. Воспользовавшись ключевым географическим положением, критяне заложили основу для будущей Минойской цивилизации. Первые городские центры Крита сформировались ко второму тысячелетию до нашей эры вокруг дворцов местных архонтов (царей), расположенных в центре сельских общин, процветавших благодаря прибыльному сельскому хозяйству. Подобного рода социальные организации существовали в течение 600—700 лет, во времена Минойской цивилизации. Благодаря бурному развитию сельского хозяйства Крит становится одним из самых богатых регионов Средиземноморья. Дворцовый период и минойская цивилизация Карта минойского Крита К началу II тыс. до н. э. на острове Крит сложилось четыре местных царства с центрами в городах Кноссе, Фесте, Мальи и Като Закро. Примерно в середине XVIII до н. э. Крит был объединён под верховенством кносских владетелей, а правители остальных царств вероятно стали их вассалами. История этого периода почти неизвестна. Этническая принадлежность древнейшего населения Крита не установлена, но предполагается, что местное население изначально говорило на языке, не относившемся к индоевропейским (Этеокритский язык). Начиная с 1900 года до н. э. на Крите начинается строительство первых дворцов, что стало следствием наивысшего из экономических расцветов, которые знал остров. Согласно археологическим раскопкам, к этой эпохе относятся дворцы в Кноссе, Фесте, Малье и Като-Закросе. Важнейшей находкой древнедворцового периода является Фестский диск (1700—1600 до н. э.). Концом этого периода принято считать мощное Минойское извержение на о. Санторин, которое вызвало разрушение крупнейших дворцов. Сильные волны стёрли с лица земли прибрежные города, разрушили флот, изолировав его от внешнего мира, пепел закрыл солнце, вызвал похолодание и уничтожение сельского хозяйства. В результате разразился страшный голод, приведший к разрушению социальной структуры и привычного уклада жизни. Долгое время среди исследователей Крита господствовала теория, автором которой был греческий археолог С. Маринатос. Согласно этой теории, извержение на острове Санторин положило конец догреческой минойской цивилизации, ослабило остров и стало одной из главных причин его захвата греками. Современные исследования, однако, датируют извержение не ранее 1600 г., то есть почти за 200 лет до греческого вторжения. После извержения Крит успел пережить новый экономический подъём. При реконструкции дворцов было выяснено о существовании Новодворцовой (греч. Ν ε ο α ν α κ τ ο ρ ι κ ή ) эры — периода наивысшего расцвета Минойской цивилизации, центром которой был, без сомнения Кносс, расположенный в 10 км к югу от Ираклиона. Кноссу абсолютно не угрожали вторжения, внешние или внутренние, так как при раскопках не были обнаружены какие либо оборонительные сооружения. Дворцы в Фесте, Малье, Като-Закросе и других местах были местными административными центрами и контролировали торговлю Кносса с Кипром, греческим материком и другими торговыми партнерами. Археологические находки показывают многие аспекты жизни того времени (от торговли до повседневного быта) которые меняются от города к городу. Главным занятием критян было судоходство и торговля, а также сельское хозяйство, животноводство и производство текстиля и керамики. Известно, что морские течения вдоль побережья Малой Азии, мимо Родоса, гнали корабли с Востока на Запад. Это направление течений и сопутствующих им ветров указывало на стартовую площадку международной торговли, направленной главным образом в сторону Крита. Это считалось главным узлом сухопутных дорог Передней Азии, расположенным в Сирии, в том числе с выходом к Угариту (совр. Рас-эш-Шамра).[2] Основная часть коммерческих внешнеторговых перевозок осуществлялась через порты Айа-Триады, Мальи и Феста. Продукты питания по территории острова перевозились с помощью хорошо организованной сети дорог, существовавшей на острове в то время. Крит не имел централизованного правительства. Египетские источники, весьма щепетильные к титулатуре правителей, с которыми Египет поддерживал контакты, о Крите говорят лишь «народ Кефтиу». Ахейцы Проникновение на остров греков и пеласгов привело к возникновению гибридной микенской цивилизации, в которой минойские элементы сочетались с элементами материковой культуры. Греческие предания связывают это проникновение с именем легендарного царя Миноса. Тот факт, что минойская (то есть догреческая) цивилизация была названа в честь Миноса, является историческим курьёзом: первооткрыватель минойской цивилизации А. Эванс отрицал роль греков в крито-микенской культуре. В микенской культуре минойские достижения проникают в материковую Грецию, где они до того были совершенно неизвестны. Кносс постепенно уступил свою ключевую роль материковому городу Микены. Различные источники указывают на то, что в 1200 до н. э. Крит имел сильный флот и совершал пиратские набеги на Восточное Средиземноморье. Также критяне участвовали в Троянской войне. Дорийцы В X веке до н. э. на Крит прибыли дорийцы, поселившиеся в крупнейших городах острова (Кносс, Фест, Гортина, Кидония и т. д.). Новые жители привезли с собой технологию выплавки железа, которое использовали не только для изготовления оружия, но и для производства строительных инструментов и декоративных изделий. Также дорийцы принесли новые традиции (сжигание мёртвых — кремацию, и т. д.). В это же время коренные жители Крита уходят в труднодоступные центральные и восточные районы острова. При распространении дорийцев, на Крите стало доминировать олигархическое правительство по образцу Спарты. Образовалось более 100 городов-государств, крупнейшими из которых были Фест, Кносс, Иерапефа, Гортина и т. д., а всё общество было разделено на 4 группы: дорийцы, периэки, миноиты и афамиоты (или клароты). Последние две группы были рабами без политичеcких прав, из чего можно сделать вывод о сходстве критского общества со спартанским.Вообще, интеллектуальные и религиозные связи между дорийским Критом и дорийской Спартой были, судя по всему, достаточно прочными, о чем говорит деятельность таких критских прорицателей, жрецов и целителей, какими были Эпименид и Фалет. В конце III веке до н.э. Крит попыталась захватить Македония. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 932; Нарушение авторского права страницы