Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК МИХАИЛ РАЖКИН
Память 23 февраля / 8 (7 – в високосный год) марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 1 / 14 октября 1871 года в селе Елань Саратовской губернии в семье крестьянина. Со временем семья переехала жить в город, и Михаил окончил 4-е городское училище. 26 июня / 9 июля 1901 года он был назначен псаломщиком в храм в станицу Копановскую Енотаевского уезда Астраханской губернии. С 12 / 25 июня 1903 года он стал служить псаломщиком в храме в селе Пролейка Царевского уезда, а 22 июня / 5 июля 1904 года был назначен псаломщиком к Казанской церкви в городе Астрахани. 20 октября / 2 ноября 1908 года он был определен псаломщиком к Михаило-Архангельской церкви слободы Владимировки Царевского уезда, а 18 / 31 октября 1910 года – псаломщиком в храм в селе Никольском Енотаевского уезда. 12 / 25 августа 1916 года был назначен псаломщиком к церкви в селе Харабали Енотаевского уезда. С 1924 по 1930 год служил псаломщиком в храме в селе Верхний Баскунчак. В 1930 году заболел служивший в храме в селе Косики иеромонах Мелхиседек (Дроздов), и епископ Астраханский Андрей (Комаров) 18 февраля 1930 года рукоположил псаломщика Михаила во священника к этому храму. Приход, однако, был настолько беден, что для семейного священника представляло большую трудность прокормить здесь семью, и отец Михаил вынужден был написать об этом письмо архиерею: «Имею честь сообщить Вашему Преосвященству, что иеромонах Мелхиседек совершенно выздоровел от своей болезни и вполне может опять исполнять свои пастырские обязанности в приходе... Как я уже сообщал Вашему Преосвященству, вследствие малого населения (всего 220 дворов) весьма трудно прожить семейному священнику, тем более по случаю малого урожая. Сами прихожане крайне удивлены, что я решился приехать со своей семьей и со своим имуществом в Косики; зная свою малосеющность и свои насущные недостачи в домашнем хозяйстве, они при всей своей готовности и любви к пастырю помочь не могут, так как хлебные пайки не выдают, а на урожай надежды совершенно мало; а я, вследствие плохих доходов, на стороне хлеба не могу купить по дороговизне. И посему, в Косики пастырские обязанности может исполнять монашествующее лицо или же вдовствующий священник, совершенно не семейный... О чем и осмеливаюсь донести Вашему Преосвященству, но наперед пишу Вам – какая бы ни была резолюция Вашего Преосвященства, я беспрекословно заранее подчиняюсь ей как сын Православной Церкви и любящий своего Архипастыря»[36]. Несмотря на трудности материальные, он был ревностным пастырем и проповедником и за каждой службой произносил проповеди, что было с неудовольствием отмечено властями; в это время усилились гонения на Церковь, раскулачивались и ссылались крестьяне, закрывались храмы и арестовывалось духовенство. Осенью 1930 года священнику предложили уплатить очередной налог. Неуплата налога была равнозначна закрытию храма, и священник обратился к верующим, предложив устроить собрание церковной общины для обсуждения этого вопроса. Собрание состоялось 2 ноября 1930 года. Отец Михаил, обращаясь к прихожанам, сказал: «Если хотите, чтобы у вас была служба, то внесите деньги для уплаты в госстрахкассу». Церковная община постановила собрать добровольные пожертвования для уплаты налога государству, чтобы таким образом избежать закрытия храма. Однако такое решение не устраивало власти, и 15 ноября 1930 года сотрудники ОГПУ арестовали священника и наиболее активных прихожан и заключили их в енотаевскую тюрьму. 22 ноября следователь допросил священника. «Проповеди я говорил каждое воскресенье о том, что нужно ходить в церковь, больше молиться Богу. Господь простит вам грехи и подаст вам все, – сказал отец Михаил. – В конце августа или в начале сентября я встретил на улице молодежь... говорил, чтобы они ходили в церковь, молились Богу. По окончании службы я спрашивал о том, у кого есть кресты или нет, если нет, то нужно приобрести в церкви у ктитора...»[37] 26 ноября сельсовет выдал для ОГПУ справку на священника, в которой писалось, что отец Михаил «замечен в антисоветских выступлениях, особенно ярко вырисовывались его выступления в церкви во время чтения проповеди в первые дни его прибытия в село Косики; он призывал верующую молодежь не посещать народный дом, и тот, кто будет посещать его, тот должен оставить храм Божий... замечен вращающимся в группах женщин на улицах по вечерам, проповедуя слово Божие, в разговорах борясь с культурной работой... Незаконно провел собрание верующих по вопросу самообложения в уплату за него сельсовету исчисленного на него самообложения... в целом элемент антисоветский, требующий немедленного изолирования от трудящейся массы»[38]. 29 декабря было составлено обвинительное заключение. Следователи писали в нем, что священник «в церкви заявил: православные, скажите своим мужьям, братьям, и женам, и сестрам, чтобы они в конце концов покаялись...» В сентябре во время проповеди говорил: «Что вы помогаете советской власти, несете хлеб, деньги – и для чего все это; они говорят, что строим заводы, всего у них много, а сами все больше и больше берут с мужика; не нужно им давать ничего, пусть их требуют – ничего не будет, потаскают немного и перестанут, как меня забирали несколько раз в ГПУ, но я все равно настаиваю на своем: не нужно ходить в народный дом, слушать разные басни, а нужно ходить в церковь, молиться Богу, может быть, Он простит наши грехи... Я вот послужу у вас с годок, поправлю народ, а то стали забывать церковь... я ничего не боюсь – куда бы меня ни сослали, везде солнышко светит»[39]. 3 февраля 1931 года тройкой при ПП ОГПУ по Нижне-Волжскому краю[40] приговорен к пяти годам заключения в концлагерь. Вернувшись в 1936 году из заключения, отец Михаил поселился в селе Никольском Енотаевского района. Храм в селе был захвачен обновленцами, и православные служили в часовне. Отец Михаил, живя в селе, стал совершать требы. 27 февраля 1937 года был подвергнут административной ссылке с указанием проживать в городе Астрахани, без права выезда из города и с обязанностью являться для отметки в НКВД каждый месяц. Он переехал в Астрахань, где оставался незакрытым последний храм – Покрова Божией Матери. Отец Михаил пел в храме на клиросе, а пропитание для себя и своей семьи испрашивал на паперти храма как нищий. 20 января 1938 года был вновь арестован. Выступивший против него в качестве дежурного свидетеля диакон Покровской церкви показал, что он знает отца Михаила «как человека, враждебно настроенного к советской власти... Ражкин, – заявил он, – систематически на протяжении 1937 года проводил антисоветскую агитацию, направленную против мероприятий партии и правительства, среди прихожан Покровской церкви распространяя клеветнические слухи о советской власти: якобы советская власть притесняет религию и необоснованно расправляется со служителями религиозного культа. Якобы страна советской властью доведена до разрухи, чего, мол, при царском строе не было»[41]. 8 февраля следователь допросил отца Михаила. – Вы арестованы за проведение систематической антисоветской деятельности. Признаете себя в этом виновным? – Нет, не признаю. Никакой антисоветской деятельности я не проводил. – Вы говорите неправду. Следствием установлено, что вы, будучи враждебно настроенным к ВКП(б) и советской власти, проводили антисоветскую агитацию. Требуем говорить правду. – Я говорю только правду. Антисоветских разговоров и агитации не проводил. В тот же день были устроены очные ставки священника со лжесвидетелями, но все их показания отец Михаил категорически отверг. 13 февраля тройкой при УНКВД СССР по Сталинградской обл. был приговорен к расстрелу. Был расстрелян 8 марта 1938 года и погребен в общей безвестной могиле. Причислен к сонму новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 26 декабря 2001 г. для общецерковного почитания. Использованные материалы
Мученик Сергий (Бородавкин) Дни памяти: Собор Новомучеников и исповедников Российских, 23 февраля / 8 97 – в високосный год) марта Мученик Сергий (Сергей Матвеевич Бородавкин) родился 29 декабря 1878 (это было бы 11 января 1879) года в городе Красный Холм. Окончил городское училище. Был купцом первой гильдии и почетным гражданином города. До революции занимался торговлей мануфактурой и бакалеей, а также заготовкой яиц для отправки их за границу — в сезон до тридцати вагонов. Имел магазины в Петрограде и в Красном Холме и сто десятин земли. Вскоре после большевистского переворота все его имущество было изъято. В 1930 году Сергей Матвеевич был арестован и приговорён к двум годам ссылки, по окончании которой вернулся в 1933 году в родной город и стал в храме старостой. Только закончились аресты и расстрелы 1937 года, которые государственная власть распорядилась провести в течение четырех месяцев, начиная с 5 августа, как 31 января 1938 года Политбюро ЦК приняло новое решение — «об утверждении дополнительного количества подлежащих репрессии... чтобы всю операцию... закончить не позднее 15 марта 1938 года». 16 февраля 1938 года был арестован и староста храма в городе Красный Холм Тверской области Сергей Бородавкин. Сразу же после ареста Сергей Матвеевич был допрошен — и это был первый и последний допрос. — Назовите ваши связи в Краснохолмском районе, а также и вне района, — сказал следователь. — В городе Красный Холм я имею сестру Антонину Матвеевну Комендантову, и вне Краснохолмского района я имею брата Бородавкина Василия Матвеевича, проживает в городе Ярославле, но где работает, я сказать не могу, так как с ним переписки никакой не имею. — Дайте следствию показания о проводимой вами антисоветской агитации среди населения в Красном Холме. — Какой-либо антисоветской агитации я среди населения в Красном Холме не вел и виновным себя в этом не признаю3. Через три недели, 6 марта, Тройка НКВД приговорила Сергея Матвеевича к расстрелу. Он был расстрелян 8 марта 1938 года. Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. О дне сем. Паремии на 6 часе. Книга пророка Исаии (Глава 5): 1Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы, 2и Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые грозды, а он принес дикие ягоды. 3И ныне, жители Иерусалима и мужи Иуды, рассудите Меня с виноградником Моим. 4Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему? Почему, когда Я ожидал, что он принесет добрые грозды, он принес дикие ягоды? 5Итак Я скажу вам, что сделаю с виноградником Моим: отниму у него ограду, и будет он опустошаем; разрушу стены его, и будет попираем, 6и оставлю его в запустении: не будут ни обрезывать, ни вскапывать его, - и зарастет он тернами и волчцами, и повелю облакам не проливать на него дождя. 7Виноградник Господа Саваофа есть дом Израилев, и мужи Иуды - любимое насаждение Его. И ждал Он правосудия, но вот - кровопролитие; ждал правды, и вот - вопль. 8Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. 9В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые - без жителей; 10десять участков в винограднике дадут один бат, и хомер посеянного зерна едва принесет ефу. 11Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; 12и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. 13За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. 14За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и всё, что веселит их. 15И преклонится человек, и смирится муж, и глаза гордых поникнут; 16а Господь Саваоф превознесется в суде, и Бог Святый явит святость Свою в правде. 17И будут пастись овцы по своей воле, и чужие будут питаться оставленными жирными пажитями богатых. 18Горе тем, которые влекут на себя беззаконие вервями суетности, и грех - как бы ремнями колесничными; 19которые говорят: " пусть Он поспешит и ускорит дело Свое, чтобы мы видели, и пусть приблизится и придет в исполнение совет Святаго Израилева, чтобы мы узнали! " 20Горе тем, которые зло называют добром, и добро - злом, тьму почитают светом, и свет - тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое - горьким! 21Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! 22Горе тем, которые храбры пить вино и сильны приготовлять крепкий напиток, 23которые за подарки оправдывают виновного и правых лишают законного! 24За то, как огонь съедает солому, и пламя истребляет сено, так истлеет корень их, и цвет их разнесется, как прах; потому что они отвергли закон Господа Саваофа и презрели слово Святаго Израилева. 25За то возгорится гнев Господа на народ Его, и прострет Он руку Свою на него и поразит его, так что содрогнутся горы, и трупы их будут как помет на улицах. И при всем этом гнев Его не отвратится, и рука Его еще будет простерта. 26И поднимет знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, - и вот, он легко и скоро придет; 27не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснет, и не снимется пояс с чресл его, и не разорвется ремень у обуви его; 28стрелы его заострены, и все луки его натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его - как вихрь; 29рев его - как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. 30И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот - тьма, горе, и свет померк в облаках. Та же самая глава…. Обличение народа еврейского в нечестии. От иносказаний пророк переходит к фактам¸ а затем – к приговору…. Паремии на Великой вечерне. Паремии Триоди. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 4): 1Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. 2И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. 3Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, 4и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, 5а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. 6И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? 7если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним. 8И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. 9И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? 10И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; 11и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; 12когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. 13И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; 14вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. 15И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. 16И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. 17И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох. 18У Еноха родился Ирад [Гаидад]; Ирад родил Мехиаеля [Малелеила]; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха. 19И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла [Селла]. 20Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. 21Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. 22Цилла также родила Тувалкаина [Фовела], который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема. 23И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; 24если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. 25И познал Адам еще [Еву, ] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она, ] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин. 26У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа [Бога]. Бог не истребил Каина, этого первого убийцу, не изъял с земли, но позволил жить и продолжать род. Тут же описывается род его и указывается, что в его детях и потомках нечестие прародителя накапливается, не потому что грех, якобы, передается генетически, но потому что дети усваивают поведение родителей, как бы те не старались привить им хорошие манеры – дети смотрят не столько на то, чему те их учат, сколько на то, что они фактически делают. Так зло начало умножаться. И вот, потомок Каина перещеголял пращура в преступлении, притом неясно, кается ли он в этом перед женами, либо наоборот, хвалится, как это делают иные современные маньяки. И тут же указывается на рождение третьего сына Адама – Сифа, праведника. И добрый пример родителя передавался детям. Правда, потом все было уничтожено за счет скрещивания потомков Сифа и Каина, так что усвоенный последними греховный навык стал передаваться и детям Сифа…. Страшен и тяжел крест родителей, так что те на Суде дадут ответ не только за себя, но и за то, каких детей они воспитали. Я, человек холостой, отвечаю только за свои грехи, но если женюсь и у меня будут дети, то горе мне, если мои грехи через подражание родителям передадутся детям. Думаешь об этом – и ужас берет….. Боже, помилуй мя! Паремия 2. Книга Притч Соломоновых (Главы 5 и 6): Сын мой! внимай мудрости моей, и приклони ухо твое к разуму моему, 2чтобы соблюсти рассудительность, и чтобы уста твои сохранили знание. [Не внимай льстивой женщине; ] 3ибо мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; 4но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; 5ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. 6Если бы ты захотел постигнуть стезю жизни ее, то пути ее непостоянны, и ты не узнаешь их. 7Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. 8Держи дальше от нее путь твой и не подходи близко к дверям дома ее, 9чтобы здоровья твоего не отдать другим и лет твоих мучителю; 10чтобы не насыщались силою твоею чужие, и труды твои не были для чужого дома. 11И ты будешь стонать после, когда плоть твоя и тело твое будут истощены, - 12и скажешь: " зачем я ненавидел наставление, и сердце мое пренебрегало обличением, 13и я не слушал голоса учителей моих, не приклонял уха моего к наставникам моим: 14едва не впал я во всякое зло среди собрания и общества! " 15Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. 16Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям; 17пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. 18Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, 19любезною ланью и прекрасною серною: груди ее да упоявают тебя во всякое время, любовью ее услаждайся постоянно. 20И для чего тебе, сын мой, увлекаться постороннею и обнимать груди чужой? 21Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. 22Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: 23он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется. Глава 6. 1Сын мой! если ты поручился за ближнего твоего и дал руку твою за другого, - 2ты опутал себя словами уст твоих, пойман словами уст твоих. 3Сделай же, сын мой, вот что, и избавь себя, так как ты попался в руки ближнего твоего: пойди, пади к ногам и умоляй ближнего твоего; 4не давай сна глазам твоим и дремания веждам твоим; 5спасайся, как серна из руки и как птица из руки птицелова. Так как на 9 марта отмечается первое и второе обретение Главы Предтечи Крестителя Господня Иоанна, то на вечерне также читаются и Паремии праздника. Паремия 1. Книга пророка Исаии (Главы 40, 41, 48 и 54): 1Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш; 2говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение, ибо он от руки Господней принял вдвое за все грехи свои. 3Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; 4всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими; 5и явится слава Господня, и узрит всякая плоть [спасение Божие]; ибо уста Господни изрекли это. 6Голос говорит: возвещай! И сказал: что мне возвещать? Всякая плоть - трава, и вся красота ее - как цвет полевой. 7Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ - трава. 8Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно. 9Взойди на высокую гору, благовествующий Сион! возвысь с силою голос твой, благовествующий Иерусалим! возвысь, не бойся; скажи городам Иудиным: вот Бог ваш! 10Вот, Господь Бог грядет с силою, и мышца Его со властью. Вот, награда Его с Ним и воздаяние Его пред лицем Его. 11Как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей, и водить дойных. 12Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы? 13Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него и учил Его? 14С кем советуется Он, и кто вразумляет Его и наставляет Его на путь правды, и учит Его знанию, и указывает Ему путь мудрости? 15Вот народы - как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. Вот, острова как порошинку поднимает Он. 16И Ливана недостаточно для жертвенного огня, и животных на нем - для всесожжения. 17Все народы пред Ним как ничто, - менее ничтожества и пустоты считаются у Него. 18Итак кому уподобите вы Бога? И какое подобие найдете Ему? 19Идола выливает художник, и золотильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки. 20А кто беден для такого приношения, выбирает негниющее дерево, приискивает себе искусного художника, чтобы сделать идола, который стоял бы твердо. 21Разве не знаете? разве вы не слышали? разве вам не говорено было от начала? разве вы не уразумели из оснований земли? 22Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. 23Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли. 24Едва они посажены, едва посеяны, едва укоренился в земле ствол их, и как только Он дохнул на них, они высохли, и вихрь унес их, как солому. 25Кому же вы уподобите Меня и с кем сравните? говорит Святый. 26Поднимите глаза ваши на высоту небес и посмотрите, кто сотворил их? Кто выводит воинство их счетом? Он всех их называет по имени: по множеству могущества и великой силе у Него ничто не выбывает. 27Как же говоришь ты, Иаков, и высказываешь, Израиль: " путь мой сокрыт от Господа, и дело мое забыто у Бога моего"? 28Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. 29Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. 30Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, 31а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут - и не устанут, пойдут - и не утомятся. Глава 41. 1Умолкните предо Мною, острова, и народы да обновят свои силы; пусть они приблизятся и скажут: " станем вместе на суд". 2Кто воздвиг от востока мужа правды, призвал его следовать за собою, предал ему народы и покорил царей? Он обратил их мечом его в прах, луком его в солому, разносимую ветром. 3Он гонит их, идет спокойно дорогою, по которой никогда не ходил ногами своими. 4Кто сделал и совершил это? Тот, Кто от начала вызывает роды; Я - Господь первый, и в последних - Я Тот же. 5Увидели острова и ужаснулись, концы земли затрепетали. Они сблизились и сошлись; 6каждый помогает своему товарищу и говорит своему брату: " крепись! " 7Кузнец ободряет плавильщика, разглаживающий листы молотом - кующего на наковальне, говоря о спайке: " хороша"; и укрепляет гвоздями, чтобы было твердо. 8А ты, Израиль, раб Мой, Иаков, которого Я избрал, семя Авраама, друга Моего, - 9ты, которого Я взял от концов земли и призвал от краев ее, и сказал тебе: " ты Мой раб, Я избрал тебя и не отвергну тебя": 10не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей. 11Вот, в стыде и посрамлении останутся все, раздраженные против тебя; будут как ничто и погибнут препирающиеся с тобою. 12Будешь искать их, и не найдешь их, враждующих против тебя; борющиеся с тобою будут как ничто, совершенно ничто; 13ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку твою, говорю тебе: " не бойся, Я помогаю тебе". 14Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев. 15Вот, Я сделал тебя острым молотилом, новым, зубчатым; ты будешь молотить и растирать горы, и холмы сделаешь, как мякину. 16Ты будешь веять их, и ветер разнесет их, и вихрь развеет их; а ты возрадуешься о Господе, будешь хвалиться Святым Израилевым. 17Бедные и нищие ищут воды, и нет ее; язык их сохнет от жажды: Я, Господь, услышу их, Я, Бог Израилев, не оставлю их. 18Открою на горах реки и среди долин источники; пустыню сделаю озером и сухую землю - источниками воды; 19посажу в пустыне кедр, ситтим и мирту и маслину; насажу в степи кипарис, явор и бук вместе, 20чтобы увидели и познали, и рассмотрели и уразумели, что рука Господня соделала это, и Святый Израилев сотворил сие. 21Представьте дело ваше, говорит Господь; приведите ваши доказательства, говорит Царь Иакова. 22Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. 23Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги, или сделайте что-нибудь, доброе ли, худое ли, чтобы мы изумились и вместе с вами увидели. 24Но вы ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас. 25Я воздвиг его от севера, и он придет; от восхода солнца будет призывать имя Мое и попирать владык, как грязь, и топтать, как горшечник глину. 26Кто возвестил об этом изначала, чтобы нам знать, и задолго пред тем, чтобы нам можно было сказать: " правда"? Но никто не сказал, никто не возвестил, никто не слыхал слов ваших. 27Я первый сказал Сиону: " вот оно! " и дал Иерусалиму благовестника. 28Итак Я смотрел, и не было никого, и между ними не нашлось советника, чтоб Я мог спросить их, и они дали ответ. 29Вот, все они ничто, ничтожны и дела их; ветер и пустота истуканы их. Глава 42. 1Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к Которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд; 2не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; 3трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине; 4не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать народы[42]. 5Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней. 6Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, 7чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме - из темницы. 8Я Господь, это - Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам. 9Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам. 10Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них. 11Да возвысит голос пустыня и города ее, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор. 12Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах. 13Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовет и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих. 14Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё; 15опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озера; 16и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути - прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их. 17Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: " вы наши боги". 18Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть. 19Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? 20Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал. 21Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон. 22Но это народ разоренный и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: " отдай назад! " 23Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего? 24Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его. 25И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем. Глава 43. 1Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой. 2Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя. 3Ибо Я Господь, Бог твой, Святый Израилев, Спаситель твой; в выкуп за тебя отдал Египет, Ефиопию и Савею за тебя. 4Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам других людей за тебя, и народы за душу твою. 5Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое и от запада соберу тебя. 6Северу скажу: " отдай"; и югу: " не удерживай; веди сыновей Моих издалека и дочерей Моих от концов земли, 7каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил. 8Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши". 9Пусть все народы соберутся вместе, и совокупятся племена. Кто между ними предсказал это? пусть возвестят, что было от начала; пусть представят свидетелей от себя и оправдаются, чтобы можно было услышать и сказать: " правда! " 10А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет. 11Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня. 12Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы - свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог; 13от начала дней Я Тот же, и никто не спасет от руки Моей; Я сделаю, и кто отменит это? 14Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев: ради вас Я послал в Вавилон и сокрушил все запоры и Халдеев, величавшихся кораблями. 15Я Господь, Святый ваш, Творец Израиля, Царь ваш. 16Так говорит Господь, открывший в море дорогу, в сильных водах стезю, 17выведший колесницы и коней, войско и силу; все легли вместе, не встали; потухли как светильня, погасли. 18Но вы не вспоминаете прежнего и о древнем не помышляете. 19Вот, Я делаю новое; ныне же оно явится; неужели вы и этого не хотите знать? Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне. 20Полевые звери прославят Меня, шакалы и страусы, потому что Я в пустынях дам воду, реки в сухой степи, чтобы поить избранный народ Мой. 21Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою. 22А ты, Иаков, не взывал ко Мне; ты, Израиль, не трудился для Меня. 23Ты не приносил Мне агнцев твоих во всесожжение и жертвами твоими не чтил Меня. Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением и не отягощал тебя фимиамом. 24Ты не покупал Мне благовонной трости за серебро и туком жертв твоих не насыщал Меня; но ты грехами твоими затруднял Меня, беззакониями твоими отягощал Меня. 25Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну: 26припомни Мне; станем судиться; говори ты, чтоб оправдаться. 27Праотец твой согрешил, и ходатаи твои отступили от Меня. 28За то Я предстоятелей святилища лишил священства и Иакова предал на заклятие и Израиля на поругание. Глава 44. 1А ныне слушай, Иаков, раб Мой, и Израиль, которого Я избрал. 2Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и возлюбленный [Израиль], которого Я избрал; 3ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих. 4И будут расти между травою, как ивы при потоках вод. 5Один скажет: " я Господень", другой назовется именем Иакова; а иной напишет рукою своею: " я Господень", и прозовется именем Израиля. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 419; Нарушение авторского права страницы