Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 5 / 18 марта, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской, новомучеников и исповедников Радонежских и Московских святых
В миру Графов Феодосий Федорович, родился 6 / 19 января 1874 года в селе Никитская слобода Переславского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина. В 1902 году поступил послушником в Ростовский Борисоглебский монастырь. В 1907 году принял монашество с именем Феофан. В 1908 году рукоположен во иеродиакона. В 1923 году монастырь был закрыт, но монахи, желая сохранить родную обитель, согласились на существование монастыря в качестве сельскохозяйственной артели. Однако в 1929 году были закрыты последние монастыри по всей стране, и среди них Борисоглебский. Пробыв на родине в Никитской слободе несколько месяцев в конце 1930 года переехал в Сергиев Посад и был принят служить в Успенский храм[142]. 21 октября 1935 года был арестован вместе с группой священнослужителей, живших в Посаде и заключен в Бутырскую тюрьму города Москвы. Всех арестованных обвинили в контрреволюционной и антисоветской деятельности. Следователем для дачи свидетельских показаний были вызваны благочинный Загорского округа протоиерей Димитрий Баянов, священники Леонид Багрецов и Александр Маслов. По требованию следователей НКВД они оговорили иеродиакона Феофана и других священников, арестованных вместе с ним, подписав лжесвидетельства против них. Один из лжесвидетелей, в частности, сказал: " Графов вообще враждебно настроен по отношению к советской власти, он мне говорил, что в городе Москве и повсеместно происходит массовое закрытие церквей. Советская власть закрытие церквей производит помимо воли и желания верующих, а действует самостоятельно. Лучшее духовенство советская власть высылает безвинно" . 8 января 1936 года тройка НКВД приговорила иеродиакона Феофана (Графова) к трем годам ссылки в Северный край[143]. В феврале этапом отец Феофан был направлен в город Архангельск, где местом ссылки ему был определен город Каргополь. Чтобы заработать на хлеб и платить за жилье, отец Феофан пилил дрова. Летом 1937 года начались повсеместные аресты духовенства и верующих, коснулись они и тех из них, кто отбывал различные сроки наказания в лагерях или ссылке. Осенью 1937 года сотрудник НКВД выписал справку на арест отца Феофана, обвинив его со слов осведомителей в том, будто он распространял контрреволюционные провокационные слухи о голоде в СССР, что в селах и деревнях крестьяне поголовно голодают и есть случаи голодной смерти, что жизнь в колхозах невозможна, большевики уже двадцать лет кормят народ обещаниями, а на деле ничего не дают. Назвав иеродиакона «отъявленным контрреволюционером» и «фашистским выродком», сотрудник НКВД предложил содержать его в тюрьме по первой категории, как священнослужителя и кандидата на расстрел, и немедленно арестовать. 25 сентября 1937 года о.Феофан был арестован и заключен в тюрьму в городе Каргополе. В тот же день был допрошен один из сосланных в Каргополь священнослужителей, осведомитель НКВД, который показал, что: «Графов органически не переваривает и ненавидит колхозы, называя их антихристовым царством. Весной 1937 года он говорил, что у советской власти нет хлеба, потому что в колхозах никто работать не хочет, да и кто в них будет работать, когда лучший хлеб советская власть отбирает себе, а колхозникам оставляет последние сорта, и тех немного»[144]. После этого был допрошен отец Феофан. – Расскажите о вашей практической контрреволюционной деятельности и ваших соучастниках! – потребовал от отца Феофана следователь. – Контрреволюционной деятельностью я не занимался и соучастников не имею, – ответил иеродиакон. 15 октября 1937 года тройка НКВД приговорила отца Феофана к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Скончался 18 марта 1938 года в лагере в городе Каргополе, был погребен в безвестной могиле. 15 декабря 1989 года реабилитирован прокуратурой Московской области. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 26 декабря 2002 года для общецерковного почитания. Тропарь «Мирскаго мятежа удалився, / во обитель иноческую вселился еси, / идеже, диаконскаго чина удостоився, / подвигом добрым подвизался еси. / Во дни же гонений на Церковь Русскую / темничныя узы и работы горькия Христа ради претерпев, / твердость во исповедании веры явил еси./ Темже ныне, во обителех Небесных пребывая / и с лики ангельскими Богу предстоя, / поминай нас, любовию чтущих тя, / Феофане преподобне, отче наш». Литература и архивные материалы
Использованные материалы
О дне сем. Как и всегда, служба этого дня целиком посвящена поминовению усопших. Стихиры и прочие песнопения напоминают о смерти и о посмертной участи человека, что доставляет ему немалую пользу, поскольку и живым напоминает о том, что и им надлежит переселиться в вечность, а участь их за гробом зависит от их жизни здесь. На утрени же читается 17 кафизма, на практике у нас читается только половина. Между чтением совершается заупокойная ектения, а после чтения – поются так называемые Непорочны, песнопения, чередующиеся со стихами «Благословен еси Господи, научи мя оправданиям Твоим». Сами песнопения тоже посвящены теме смерти и загробной участи человека, как и канон на утрени. После же 6 песни снова совершается заупокойная ектения. Чтения литургии. Сначала – чтения субботы 3 седмицы Великого поста и отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 19Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, 20который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою, 21и имея великого Священника над домом Божиим, 22да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, 23будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. 24Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. 25Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. 26Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, 27но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. 28Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, 29то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? 30Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. 31Страшно впасть в руки Бога живаго! 32Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий, 33то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии; 34ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее. 35Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. 36Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное; 37ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. 38Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. 39Мы же не из колеблющихся на погибель, но стои́ м в вере к спасению души. Евангелие (от Марка): 1Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме. 2Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово. 3И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; 4и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный. 5Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. 6Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих: 7что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? 8Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших? 9Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи? 10Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному: 11тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. 12Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали. 13И вышел Иисус опять к морю; и весь народ пошел к Нему, и Он учил их. 14Проходя, увидел Он Левия Алфеева, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. И он, встав, последовал за Ним. 15И когда Иисус возлежал в доме его, возлежали с Ним и ученики Его и многие мытари и грешники: ибо много их было, и они следовали за Ним. 16Книжники и фарисеи, увидев, что Он ест с мытарями и грешниками, говорили ученикам Его: как это Он ест и пьет с мытарями и грешниками? 17Услышав сие, Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Господь призывает к Себе Матфея, который здесь назван Левием Алфеевым. В славянском Евангелии во множестве используются древнерусские термины и названия. Мытарями, напомню, именовали не сборщики налого, как обычно принято думать (их называли ябедниками), а служителей таможни. Но так или иначе, а все эти чиновники, набираемые римлянами из местного населения, были презираемы соплеменниками, как предатели. Хуже того, они часто брали с народа больше, чем требовалось, наживаясь сами. Потому они считались грешниками, притом, не только предателями не только Родины, как находящиеся на службе у захватчиков, но и веры, ведь они служили языческому Риму и в его пользу собирали все эти подати и пошлины. Потому иудеи на них распространяли норму Закона Моисеева, запрещающую общаться с иноверцами. И вот, один из этих презираемых всеми людей был призван Христом. Господь видел его душу и несомненно знал, что делал, когда призывал его. Матфей же, сразу же откликнулся на призыв, сейчас же оставив свою работу, приносившую ему доход. Возможно, в немалой степени, его подтолкнуло к этому поступку чувство отверженности от Избранного народа, да и совесть могла мучить его. Так или иначе, но он бросил свой пост, сразу же отправившись за Христом. За ним последовали и многие его друзья, «коллеги по цеху». Все они оказались открыты к Богу и Господь видит состояние их душ. Но иудеи и их вожди не увидели их покаяния и обращения к Богу. Они увидели лишь нарушения нормы Закона. Но Господь пришел не к тем, кто воображает себя праведными (на деле ими не являясь, а просто в слепоте своей не видя грехов своих), а тех, кто сознал свой грех и желает изгладить его из души своей. «Нет творящих добро, нет ни единого» - писал еще псалмопевец и царь Давид и эти слова более чем точно отражает состояние человечества, погрязшего во грехе. Нет людей без греха, а есть лишь те, кто не видят своих грехов. К ним-то и пришел Господь, желая спасти их. Но грех человека очень часто виден, а вот, покаяние его не видно совсем. И этот текст призывает нас подумать, прежде чем осуждать ближних…. И чтения заупокойные, читаемые как на литургии, так и на панихиде. Отрывок из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 13Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. 14Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. 15Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, 16потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; 17потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. 18Итак утешайте друг друга сими словами. Слово утешения к тем, у кого преставился кто-то из родственников или знакомых и… не может свыкнуться с тем, что их нет. У Бога все живы и это неплохо бы помнить всегда. Впрочем, неизвестно, увидим ли мы их, ведь неизвестно, какую участь они унаследовали и какая участь ждет нас. Мы можем унаследовать сходную с ними участь, а значит, увидеть их, а может и нет. Но у Бога все живы. И Евангелие (от Иоанна): 1После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. 2Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов. 3В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, 4ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. 5Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. 6Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? 7Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. 8Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. 9И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. 10Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. 11Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. 12Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? 13Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. 14Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. 15Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус. 16И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. 17Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. 18И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу. 19На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. 20Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. 21Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. 22Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, 23дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его. 24Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. 25Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. 26Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. 27И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. 28Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; 29и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. 30Я ничего не могу творить Сам от Себя. || Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца. 31Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно. 32Есть другой, свидетельствующий о Мне; и Я знаю, что истинно то свидетельство, которым он свидетельствует о Мне. 33Вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. 34Впрочем Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись. 35Он был светильник, горящий и светящий; а вы хотели малое время порадоваться при свете его. 36Я же имею свидетельство больше Иоаннова: ибо дела, которые Отец дал Мне совершить, самые дела сии, Мною творимые, свидетельствуют о Мне, что Отец послал Меня. 37И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели; 38и не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. 39Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне. 40Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь. 41Не принимаю славы от человеков, 42но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу. 43Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. Господь исцеляет расслабленного и... сталкивается с озлобленной иудейской толпой, не увидевшей очевидног чуда, зато увидешей «нарушение субботы» и потому желавшей убить Христа. Господь увещевает их. Отрывок из этих слов и приводится здесь… После литургии совершается панихида, как и во все Родительские субботы, совершаемая более полным чином. Так, обычно у нас в начале опускается читаемая часть (Трисвятое по «Отче наш…», а затем предначинательный 90 псалом), здесь же она неукоснительно читается. Также после этого следует Великая ектения, также, по преимуществу, посвященная поминовению усопших…. Перед каноном же следует чтение 50 псалма и канон поется почти весь, лишь с опущением 3, 6 и 9 песен (поются лишь ирмосы). Правда, полный чин еще предполагает пение Заповедей Блаженства, как на литургии, перед чтением отрывка из апостольского послания и Евангелия, а по окончании пения канона – «Достойно есть» и Трисвятое по «Отче наш» и затем лишь обычные стихиры и последняя заупокойная ектения…. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы