Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Преподобный Венедикт ( Бенедикт) Нурсийский
День памяти: 14 / 27 Марта
Преподобный Венедикт, основатель западного монашеского ордена бенедиктинцев, родился в итальянском городе Нурсии[344] в 480 году. У него была сестра-двойняшка, с которой им суждено было вести одну и ту же борьбу за добродетель, а, по кончине, их тела были похоронены в одной могиле, в то время как души их пребывали вместе в раю. Об их детских годах известно мало, но уже в юности святой Венедикт и святая Схоластика стали отвращаться от мирских утех. В 14 лет святой был отправлен родителями на ученье в Рим, однако, угнетенный окружавшей его безнравственностью, он решил посвятишь себя другой жизни. Вначале святой Венедикт поселился при церкви святого апостола Петра в селении Еффеди, но молва о его подвижнической жизни заставила его уйти дальше в горы. Там он повстречал отшельника Романа, который постриг его в монашество и указал ему для жительства отдаленную, пещеру в Субиако - глухом, пустынном месте в сорока милях от Рима. Он побудил мальчика обосноваться в ближней пещере, где три года тот прожил в полной безвестности, одиночестве и молчании. Время от времени отшельник приносил святому пищу. Три года в полном уединении святой вел суровую борьбу с искушениями и превозмог их. В конце концов, однако, он был обнаружен пастухами. Видя в нем служителя истинного Бога, многие из них обратились в христианство. В житии святого сообщается, что «его образ жизни стал известен в сельской местности, куда многие приходили к нему, принося с собой потребное для его тела, тогда как они получали из его уст пищу духовную. Но истинная победа не достигается без борьбы и внутренней брани. Вскоре враг нашего спасения приблизился к св. Венедикту, искушая его сильнее, чем когда либо прежде: " Ибо злой дух представлял его воображению воспоминания о женщине, однажды им увиденной, и он так сильно разжигался плотскими вожделениями, что, почти побежденный ими, собирался покинуть пустыню. Но, по благодати Божией, он вдруг опомнился и, увидев поблизости заросли крапивы и шиповника, сбросил с себя одежду и, обнаженный, кинулся в колючий кустарник. Он катался в нем так долго, что, когда поднялся с земли, на его израненное тело было больно смотреть. Так ранами плоти исцелил он раны души. С тех пор, как он сам сказал своим последователям, он был свободен от этого искушения. Отныне многие, оставляя мир, вверяли себя его духовному руководству. Теперь, избавившись от порока, он вполне заслуженно стал достойным учителем добродетели". Число учеников настолько выросло, что святой разделил их на двенадцать общин. Каждая община состояла из двенадцати иноков и составила отдельный скит. Каждому скиту преподобный дал игумена из своих опытных учеников. У преподобного остались ради назидания только новоначальные иноки. Строгие правила, установленные для монахов святым Венедиктом, не всем пришлись по душе, и преподобный не раз становился жертвой клеветы и преследований. Наконец он поселился в Кампанье и на горе Кассино основал Монте-Кассинский монастырь, который долгое время был центром Богословского образования для Западной Церкви. На месте монастыря раньше стоял храм языческого бога Аполлона. Множество язычников приносило там жертвы до того, как появился святой, свергнул идола и построил там часовню. В Монтекассино постоянной проповедью и молитвой он сумел привести многих людей ко Христу. При монастыре была создана замечательная библиотека. В этой обители преподобный Венедикт написал устав, основанный на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (память 29 февраля / 13 марта). Устав был принят впоследствии многими западными монастырями (до 1595 года он выдержал более 100 изданий). Устав предписывает инокам абсолютное отречение от собственности, безусловное послушание и постоянный труд. Старшим инокам вменяется в обязанность обучение детей и переписывание древних рукописей. Это помогло сохранить многие памятники письменности, относящиеся к первым векам христианства. Каждый новопоступающий должен пробыть послушником в течение года, чтобы изучить устав и привыкнуть к монастырской жизни. На всякое дело испрашивается благословение. Главою общежительного монастыря является игумен, имеющий всю полноту власти. Он судит, учит и вразумляет. Игумен выслушивает советы старших и опытных братьев, однако решение выносит единолично. Исполнение устава строго обязательно для всех и рассматривается как важная ступень, приближающая к совершенству. Святой Венедикт удостоился от Господа дара прозрения и чудотворения. Многих он исцелял молитвами. Так, он способен был изгонять бесов из одержимых, имел дар пророчества, мог читать в людских сердцах и умах, исцелять больных, чудесным образом наделять бедных деньгами; святой даже воскресил мертвого. Сестра преподобного Венедикта, святая Схоластика, также прославилась своей строгой подвижнической жизнью и причислена к лику святых (почитается католиками, а также греками – ее память в Элладской православной Церкви – 10 февраля). Простота и искренность святых близнецов Венедикта и его сестры видна из истории их встречи перед кончиной святой Схоластики. Как повествует " Житие", «Его сестра Схоластика, посвященная Богу с самого детства, раз в год навещала его; чтобы увидеться с нею, святой шел в дом, расположенный неподалеку от монастырских ворот. Однажды она пришла, как обычно; пришел и ее достопочтенный брат со своими учениками. Весь день они провели, восхваляя Бога и ведя благочестивый разговор, а с наступлением вечера разделили трапезу. Когда они еще сидели за столом, сестра упрашивала его, говоря: " Молю тебя, этой ночью не покидай меня, чтобы мы могли до утра беседовать о радостях жизни небесной". Он ответил на это: " Что ты такое говоришь, сестра? Я никак не могу остаться вне монастыря". В этот момент небо было мирным – на нем не видно было ни облачка. Поэтому святая женщина, выслушав отказ брата, сплела пальцы рук, положила руки на стол и, склонившись на них головой, стала молиться Богу. Когда она подняла голову от стола, начался такой ливень с неистовыми молниями и громом, что ни преподобный Венедикт, ни его братья не могли выйти наружу... Тогда человек Божий опечалился и сказал: " Да простит тебя Бог, сестра, что ты наделала? " Она ответила: " Я умоляла тебя не уходить, но ты не внял мне; я помолилась Богу, и Он меня услышал. Теперь, стало быть, если можешь, иди в монастырь, покинь меня". Но он, не в силах выйти наружу, был принужден остаться. Так случилось, что они провели эту ночь в бдении и насладились духовной беседой о небесном. На следующий день достопочтенная женщина вернулась в свою обитель, а человек Божий в свой монастырь. Через три дня, стоя в своей келье, он увидел, что душа сестры покинула ее тело и, как голубка, вознеслась и вошла в небесные селения. Увидев ее в великой славе, он возрадовался, воздал благодарение Богу в гимнах и хвалах и объявил о ее кончине братьям. Он послал их принести тело в монастырь и устроил так, что она была похоронена в той же могиле, которую он приготовил для себя. Таким образом произошло, что как умы их были всегда едины в Боге, так и тела оказались неразлучны после похорон». Святой Венедикт, великий патриарх западных монахов, почил 21 март / 3 апреля 543 года. Он предсказал свою смерть за шесть дней до нее и велел приготовить могилу, в которую ранее была положена его сестра. На шестой день он попросил, чтобы его отнесли в часовню, где " он укрепился для исхода, причастившись Телу и Крови Господа". Затем, даже в этот последний момент, являя власть души над телом, " он встал, воздев руки к небу, и со словами молитвы отдал Богу душу". В этот же день два монаха, находившихся в разных местах, увидели дорогу, протянувшуюся от кельи святого к небу и осиянную бесчисленными светильниками. Прекрасный мужчина (по-видимому, ангел), стоявший над нею, сказал им: «Это дорога, по которой возлюбленный Господом Венедикт взошел на небеса». Житие преподобного Венедикта было написано святителем Григорием Великим, епископом Римским. Хотя Григорию было лишь три года когда преподобный почил, игумен Константин, ставший преемником Венедикта, как и три других игумена, все бывшие учениками святого, поделились со святителем тем, чему они лично были свидетелями. В то время как на Православном Востоке устав Венедикта не получил особого распространения, будучи основан на широко распространенных восточных образцах и монашеской жизни, для Западной Европы " Правило" Венедикта явилось основоположным монашеским писанием, со временем принятым во множестве обителей. Мощи святого Венедикта почивали в основанной им обители, оставаясь там и после ее разрушения в конце VI века. Лишь во второй половине VII века они были перенесены в монастырь Флёри во Франции[345]. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 405; Нарушение авторского права страницы