Групповая инсталляция «Рудник сновидений»
Чем больше материалов, из которых дети будут сооружать инсталляцию, тем оригинальней она получится.
Ведущий. Перед вами большой лист бумаги и необычный набор материалов. Используя их, постройте на этом листе «Рудник сновидений». Вспомните все, что вам когда-либо снилось, и постарайтесь отразить это в композиции. Детали композиции скрепляйте между собой скотчем или клеем. В работе участвует вся группа. Не забывайте: мы в Фантазии и здесь возможно все.
На эту работу потребуется 20–25 минут. Помогайте ребятам, предлагайте различные идеи — это поможет им раскрыть свой собственный потенциал творческих идей. Работа над инсталляцией будет идти лучше, если вы включите какую-нибудь «сказочную», но активную музыку (электронные композиции Роберта Майлза).
Обсуждение.
Ритуал выхода из сказки.
ЗАНЯТИЕ 8
Ворота без Ключа
Задачи: обобщение опыта прошлых занятий; развитие самосознания; повышение уверенности в себе; тренинг эмпатии и чуткости; раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения; коллекция ключей; хула-хуп (он будет служить Воротами без Ключа); альбом, гуашь, кисти, баночки для воды, вода.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ритуал входа в сказку «через зеркало»
Повторение
Упражнение «Ключи»
Ведущий. Мы подходим к третьим, последним воротам, пройти которые нам предсказала Морла, Воротам без Ключа. Из многих мест страны Фантазии мы навсегда изгнали Великое Ничто, но во многих оно еще бесчинствует, уничтожая мечты и радость. Нам нельзя останавливаться. Дракон везения, расскажи нам об этих воротах.
Дракон везения: Это необычные ворота, как и всё в нашей стране. Они называются Ворота без Ключа, потому что никто точно не знает, какой ключ их открывает. Одного ключа не существует. Для каждого человека есть свой ключ, и человек должен его узнать. За каждым ключом есть какая-то тайна. Эту тайну человек, желающий открыть ворота, тоже должен раскрыть.
Ключи, которые мы приготовили для нашей игры, могут быть как настоящие, так и сделанные из картона или цветной бумаги. Главное, чтоб они были совершенно разными по дизайну, размеру, функциональному назначению и принадлежали к разным историческим эпохам. Ключей должно быть достаточно много, чтобы у детей был выбор. Некоторые из них могут повторяться.
Ведущий. Выберите, пожалуйста, из коллекции ключей тот, который является вашим. Не торопитесь делать выбор, подумайте, почему вы берете тот, а не иной ключ.
Если ключ уже у вас в руках, найдите удобное для вас место, расположитесь там и постарайтесь отгадать тайну ключа. Откуда этот ключ? Что он открывал раньше? Кому он принадлежал? В какое историческое время он появился? Почему вы выбрали именно его? И т.д.
Воротами без Ключа может быть обыкновенный хула-хуп. С ключом в руке ребенок пролезает через круг, который вы держите, проходя Ворота. Затем ключи возвращаются в коллекцию.
Игра «Волшебная река»
Ведущий. Отсюда по Фантазии начинает свой бег Волшебная река. Сейчас каждый из вас поймет, почему она называется волшебной.
Ребята встают в два длинных ряда, один напротив другого. Это берега реки. Расстояние между рядами должно быть больше вытянутой руки. Каждый по очереди должен проплыть по реке. Игрок решает сам, как он будет двигаться — быстро или медленно. Участники игры — «берега» — помогают руками, ласковыми прикосновениями, движению пловца, который сам выбирает путь: он может плыть прямо, может крутиться, может останавливаться и поворачивать назад. Когда пловец проплыл весь путь, он становится краешком берега и встает рядом с другими. В это время следующий пловец начинает путь. Играть можно как с открытыми, так и с закрытыми глазами. При желании используйте приятную музыку со звуками реки, моря или водопада.
Упражнение «Говорящие вещи»
Ведущий. Река вынесла нас в долину Говорящих вещей. Вы можете представить себе говорящие вещи? Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что окружающие вас предметы хотят что-то сказать вам? Представьте себе, что какой-то предмет научился говорить. Что он рассказал бы о вас? Выберите три любых предмета и запишите все, что каждый из них смог бы рассказать о вас.
Чтобы облегчить выбор, можно заготовить для каждого ребенка карточки, на которых будут указаны названия трех предметов.
Примерно через 10–15 минут группа делится на микрогруппы, и в них проводится обсуждение. При желании можно провести общегрупповое обсуждение, выделив при этом наиболее интересные варианты самоописаний.
Ритуал выхода из сказки
ЗАНЯТИЕ 9
Многоликая королева
Задачи: обобщение опыта прошлых занятий; развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания; повышение уверенности в себе; тренинг эмпатии и чуткости; раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения; кукла-марионетка Детской королевы; костюмы сказочных героев или элементы костюмов (веер, шляпка, хвост, ушки, плащ, меч и щит и т.п.); грим или детская краска для лица; коллекция аудиозаписей.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ритуал входа в сказку «через зеркало»
Повторение
Игра «Сказочный бал»
Ведущий. Для того чтобы окончательно победить Ничто, мы должны попасть на бал во дворец и дать новые имена королеве Фантазии.
Дракон везения: Наша королева — такая же, как вы, девочка. От других королев ее отличает то, что каждый ребенок дает ей новое имя. Для кого-то она Елена Прекрасная, для кого-то Белоснежка. У нее много имен. И пока дети дают ей новые имена, Фантазия процветает.
Ведущий. Сегодня во дворце состоится большой бал, и мы приглашены.
Используя костюмы сказочных героев (элементы костюмов, маски) и грим, необходимо перевоплотиться. Каждый ребенок может выбрать, кем он хочет быть (костюмы можно принести из дома). Грим поможет усилить эффект перевоплощения. Для этого вам также понадобятся зеркала, вата и средства для снятия макияжа. Ребята могут разбиться на пары, чтобы помочь друг другу подготовиться к балу.
Когда костюм надет и наложен грим, ребенку необходимо из коллекции аудиозаписи выбрать музыкальную композицию, соответствующую его персонажу. Хорошо, если вы сделаете это заранее.
Ведущий объявляет начало бала и по очереди представляет каждого пришедшего на бал персонажа. Сказочный герой рассказывает о себе: из какой он сказки, зачем пришел на бал, чем он отличается от других.
Упражнение «Сказочный танец»
Под свою, специально подобранную музыку сказочный герой показывает свой танец. Остальные участники бала стоят вокруг.
Обсуждение:
– Для чего проводятся такие балы?
– Что было самым трудным?
– Передавала ли музыка и танец характер героя?
– Какой герой заинтересовал больше всего и почему? И т.д.
Упражнение «Дать имя»
Ведущий. Для того чтобы увидеть королеву, необходимо дать ей новое имя. Сейчас каждый из вас подумает, а затем по очереди мы назовем ее новые имена.
Ребята называют придуманные ими для многоликой королевы имена. Если хотите усложнить задание, то предложите нарисовать эти имена или вылепить их из пластилина. Используя музыкальные инструменты, можно озвучить имена.
Появляется королева: Я рада приветствовать вас в своем дворце. На протяжении всего вашего пути я следила за вами и хочу признать, что вы выбрали правильный путь. Те, кто побывал у нас, многому научились, и это помогло им кое-что изменить в своем, реальном мире. Вы тоже стали другими: научились любить себя и других, научились слышать, видеть и говорить, а главное — дружить и совершать добрые дела. В этот момент, когда мы разговариваем, последние, призрачные части некогда Великого Ничто покидают Фантазию. Теперь там, где раньше были только серые будни, вы будете видеть тайну и чудо. Я всегда буду с вами, и если вы почувствуете, что в вашем сердце поселяется Ничто, только дайте мне новое имя, и Фантазия снова откроется для вас.
Королева прощается и уходит.
Ритуал выхода из сказки
ЗАНЯТИЕ 10
Бесконечная Фантазия
Задачи: подведение итогов; развитие рефлексивных навыков; развитие самосознания; раскрытие творческого потенциала.
Необходимые материалы: кукла или маска Дракона везения; групповой коллаж «Страна Фантазия» (из занятия 1); картинки из журналов, клей, ножницы; бумага, гуашь, кисти, баночки для воды, вода;. карандаши, фломастеры, мелки, краски, нитки шерстяные (вязальные) и многое другое — для нового коллажа.
ХОД ЗАНЯТИЯ