Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1 Духовная жизнь человека и общества



Духовная сфера общества

Тема 2 Массовая культура

Термин «массовая культура» означает различные культурные продукты, а также систему их создания и распространения. Прежде всего к таким продуктам относятся произведения литературы (беллетристика), музыки (поп- музыка), изобразительного искусства (комиксы, плакаты), кино- и видеофильмы (триллеры, комедии и т. д.). В сферу массовой культуры можно также включить определённые образцы поведения, внешнего вида. Данные продукты и образцы приходят в каждый дом благодаря средствам массовой информации, через рекламу, веяния моды.

Характерные черты массовой культуры

Массовая культура имеет ряд отличительных черт.

Общедоступность. Доступность и узнаваемость стали одной из основных причин успеха массовой культуры. Говорят даже о её примитивности. Этот упрёк отчасти справедлив. Но «облегчённость» произведений масскульта во многом обусловлена объективно. В условиях индустриализации возросла потребность в «интенсивном отдыхе» — быстром восстановлении психологического равновесия, энергии после напряжённого и монотонного трудового дня. Для этого человек искал на книжных прилавках, в кинозалах, в средствах массовой информации прежде всего лёгкие для восприятия, развлекательные представления, фильмы, публикации. За них он согласен был платить деньги.

Сначала появился спрос на непритязательную беллетристику, яркие, выразительные картинки (литографии), затем — на фильмы (прежде всего на комедии, приключения, мелодрамы), граммофонные пластинки с популярными мелодиями. Спрос этот рос по мере роста грамотности населения, увеличения его доходов, сокращения продолжительности рабочего дня и расширения зоны досуга. Массовая культура — это прежде всего зона отдыха, а не пространство для решения вечных вопросов.

Простоту произведений массовой культуры нельзя однозначно связывать с их низким уровнем. Понятие «массовая культура» не равнозначно понятию «плохая культура». Произведения массовой культуры могут быть и великолепными, и средними, и совсем убогими. В массовой культуре есть свои вершины, например музыка «Битлз», песни Эдит Пиаф, роман М. Митчелл «Унесённые ветром». В рамках массовой культуры работали выдающиеся деятели искусства: актёры Любовь Орлова, Николай Черкасов, Игорь Ильинский, Жан Габен, всемирно известный певец Марио Ланца, композиторы Ф. Лоу (автор известного мюзикла «Моя прекрасная леди»), И. Дунаевский, кинорежиссёры Г. Александров и И. Пырьев. Славные имена создателей замечательных образцов «культуры для народа» можно перечислять и перечислять.

Занимательность. Эта особенность массовой культуры обеспечивается обращением к таким сторонам жизни и эмоциям, которые понятны большинству людей, вызывают неизменный интерес, а подчас и шокируют зрителя: любовь, секс, семейные проблемы, приключения, ужасы. Авторы литературных произведений стремятся «покруче завернуть сюжет», заставить читателя с нетерпением ждать развязки. В детективах, «шпионских рассказах» события сменяют друг друга с калейдоскопической быстротой. Герои произведений также просты и понятны, они не предаются долгим рассуждениям, а эффективно действуют. И чаще всего читателя, зрителя ждёт счастливый конец: влюблённые женятся, преступники получают по заслугам, враги повержены и т. п.

Особенно большими возможностями в привлечении внимания и возбуждении интереса обладает «картинка», или так называемый видеоряд. Изображение всегда более наглядно, чем текст. Акцент на зрительное, визуальное свойственен массовой культуре.

Серийность, тиражируемость. Эта черта масскульта проявляется двояко. Прежде всего она находит выражение в том, что продукты массовой культуры выпускаются в очень больших количествах, рассчитанных на потребление действительно массой людей. Книги, диски выходят подчас миллионными тиражами, мыльную оперу по телевидению также смотрят миллионы зрителей. Не меньше и количество тех, кто, пусть и невольно, знакомится с рекламными роликами.

С другой стороны, определённая серийность проявляется и в известной повторяемости сюжетных ходов, похожести героев. Так, в разных вариациях используется образ Золушки — бедной хорошей девушки, начинающей свой жизненный путь в трудных условиях (сирота, обманута любимым и т. п.) и добивающейся благодаря трудолюбию, честности, скромности, обаянию перелома в своей судьбе, жизненного успеха (удачное замужество, профессиональный рост, семейное счастье). «Миф Золушки» широко используется в латиноамериканских сериалах. На нём были построены и многие киноленты прошлого, например советские фильмы «Светлый путь», «Москва слезам не верит».

Пассивность восприятия. Эту особенность массовой культуры отмечали уже на заре её становления. Беллетристика, комиксы, лёгкая музыка не требовали от читателя, слушателя, зрителя интеллектуальных или эмоциональных усилий для восприятия. Развитие визуальных жанров (кино, телевидение) только усилило эту черту масскульта. Читая даже «облегчённое» литературное произведение, мы неизбежно что-то домысливаем, создаём свой образ героев. Экранное восприятие не требует от нас этого. Видеовосприятие, как считают культурологи, по сравнению с чтением почти развлечение.

Коммерческий характер. Культурный продукт, создаваемый в рамках массовой культуры, — это товар, предназначенный для массовой продажи. Для этого товар должен подходить, нравиться большому числу людей разного пола, возраста, вероисповедания, образования. Поэтому производители подобной продукции стали ориентироваться на самые общие, фундаментальные человеческие эмоции. Мало кто не умилится улыбке маленького ребёнка, счастью влюблённых, не обрадуется торжеству добра и наказанию зла, всем приятно смотреть на красивых женщин и мужчин.

Произведения массовой культуры создаются в основном в рамках профессионального творчества: музыку пишут профессиональные композиторы, сценарии фильмов — профессиональные литераторы, рекламу создают профессиональные дизайнеры.

При этом «массовый человек» отнюдь не просто потребляет то, что ему предлагается. Рынок массовой культуры — это в большей степени рынок покупателя, чем рынок продавца (т. е. условия обмена «культуры на деньги» диктует покупатель, а не продавец). Если вдруг по какой-то причине массовый покупатель начнёт требовать трансляции концертов классической музыки, а не очередного шоу звёзд эстрады, рынок массовой культуры пойдёт ему навстречу. Но и «продавцы» на этом рынке (как и на любом другом) также активны, стараются сформировать спрос на уже имеющийся у них продукт, рекламируют свой товар.

Словарь

Массовая культура — коммерческая форма производства и распространения стандартизированных культурных ценностей, рассчитанная на большую аудиторию.

Средства массовой информации — периодические печатные издания, сетевые издания, теле- и радиопрограммы и иные формы периодического распространения массовой информации.

Таблоид — тип дешёвой прессы небольшого объёма и формата с фотографией во всю первую полосу.

Практические выводы

1. Современная массовая культура предлагает широкий выбор образцов и стилей поведения. Каждый в рамках этого многообразия делает свой выбор. Важно, чтобы этот выбор был осознанным, ответственным и продиктованным значимыми целями.

2. Массовая культура очень разнородна. Ряд её продуктов — книг, фильмов, теле- и радиопередач — гуманистичны по направленности, насыщенны по содержанию, оригинальны по форме. Наряду с такими произведениями есть немало низкопробной продукции. Постоянное потребление такой «духовной пищи» оглупляет человека, делает его нравственно неразборчивым, невосприимчивым к подлинно прекрасному в искусстве.

3. С появлением телевидения, а затем и Интернета значительно расширились возможности распространения образцов массовой культуры, прежде всего развлекательных передач, боевиков, сериального «мыла». Вместе с тем сегодня телевидение представляет широкий круг познавательных и развивающих передач. Не следует исключать их из своей индивидуальной сетки просмотра.

Документ

Из работы современного отечественного культуролога К. Э. Разлогова.

По проблемам массовой культуры у нас и за рубежом написано немало. Одни видели в ней абсолютное зло, подлежащее искоренению, другие — неизбежные издержки на пути к демократизации. Лишь немногие смутно сознавали, что речь идёт о качественно новом феномене, принципиально отличающемся от совокупности традиционных форм функционирования культуры...

Массовая культура зародилась в конце XIX в. в результате кризиса культуры классической. Днём её рождения можно считать принятие в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности. В результате широким массам населения потенциально становился доступен главный вид художественного творчества XIX в. — роман... Едва научившись читать, массы обратились к Пинкертону и популярной беллетристике, а в пограничной с изобразительным творчеством сфере — комиксам. В 1895 г. был изобретён кинематограф — новая форма творчества, близкая всем, не требующая даже элементарной грамотности для своего восприятия. Третий раздел будущей массовой культуры (до появления самого этого термина) — лёгкая музыка, захватившая радиовещание, а затем и все формы звукозаписи и разделившая с экранным творчеством славу «развращения» широких масс...

Действительно, произведения массовой культуры строятся по совершенно иным законам, нежели классические шедевры и работы авангардистов. Массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текстом и читателем, зрителем, слушателем... Массовая культура наоборот эту дистанцию игнорирует. Если элитарное искусство характеризуется в известной мере торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных психологических и даже психофизиологических механизмах восприятия, которые активизируются независимо от образования и степени подготовленности аудитории.

Вопросы и задания к документу

1. Какое событие автор считает «днём рождения» массовой культуры? Почему? 2. Какие направления массовой культуры называет автор? Что ещё вы могли бы добавить к этому перечню? 3. В чём, по мнению автора, состоят различия между массовой культурой и элитарным искусством?

Вопросы для самопроверки

1. Что включает в себя массовая культура? 2. Назовите и раскройте основные черты массовой культуры. 3. Каковы особенности рынка массовой культуры? 4. Могла ли существовать массовая культура в нынешнем её понимании в традиционном обществе? Свой вывод аргументируйте. 5. Охарактеризуйте основные этапы становления массовой культуры. Какие факторы здесь оказались решающими? 6. Покажите на конкретных примерах влияние технических достижений на развитие массовой культуры. 7. Приведите основные аргументы критиков массовой культуры. Какие контраргументы в споре с ними можно использовать?

Задания

1. Английский писатель О. Хаксли считал, что причинами успеха массовой культуры являются её узнаваемость, доступность, а также постоянное подтверждение «высоких истин». Как вы понимаете последнюю причину? Что бы вы могли добавить в этот перечень?

2. Известно, что успех современного эстрадного певца зависит сегодня не столько от его вокальных данных (с помощью современной аппаратуры их можно существенно улучшить), сколько от постановочных эффектов, внешности исполнителя, рекламного сопровождения. Можно ли на этом основании делать вывод, что артист создаёт не художественное произведение, а коммерческий продукт? Свой вывод обоснуйте.

3. Опросы матерей в некоторых странах показывают, что более 80% детей дошкольного возраста просят те игрушки и сладости, рекламу которых видели по телевизору. Какие особенности массовой культуры проявляются в этом факте?

4. Художественных фильмов и сериалов на телевидении становится всё больше, а тиражи произведений художественной литературы продолжают падать. Чем это можно объяснить?

5. Проанализируйте данные социологических опросов, проведённых в нашей стране в разные годы. Опрашиваемые отвечали на вопрос «Что прежде всего должно делать телевидение: информировать, просвещать, воспитывать или развлекать зрителя? ». Вот как распределились ответы.

Как менялось понимание людьми функций телевидения? Укажите возможные причины таких изменений.

Мышление и деятельность.

Мышление — это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

§ Первая особенность мышления — его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познает косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное — через известное.

§ Вторая особенность мышления — его обобщенность. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом..

Объективной материальной формой мышления является язык. Мысль становится мыслью и для себя и для других только через слово — устное и письменное.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо.

Мыслительная операция — это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

Синтез — обратный анализу процесс мысли; это — объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое. Анализ и синтез — две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

Сравнение — это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным.

Абстрагирование — это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.

Конкретизация — процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация — это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение — это отдельная мысль о чем-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или об их группах человек делает общий вывод. Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным.

Дедукция — это вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя и не изучали их специально.

Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий. Познать предмет — значит раскрыть его сущность.

Понятие — это отражение существенных признаков предмета. Чтобы раскрыть эти признаки, нужно всесторонне изучить предмет, установить его связи с другими предметами. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нем.

Понимание — процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т. д.

 

Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путем изменения этой ситуации. Решение мыслительных задач проходит в несколько этапов.

§ Первый этап — осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще мыслительной деятельности.

§ Второй этап решения мыслительной задачи — это анализ ее условия. Без этого нельзя решить ни одной задачи — ни практической, ни умственной.

§ Третий этап решения мыслительной задачи — само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие и как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления:

Конкретно-действенное (практическое) мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской или иной практической деятельности людей. Практическое мышление — это прежде всего техническое, конструктивное мышление.

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлеченные мысли, обобщения человек воплощает в конкретных образах.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на поиск общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения

Существуют и другие различия в мыслительной деятельности людей. Если они устойчивы, их называют качествами ума. Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только особенности его мышления, но и особенности других познавательных процессов (наблюдательность, творческое воображение, логическая память, внимательность). Качества мышления — основные качества ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту, последовательность и некоторые другие качества мышления

 

1. Самопознание – это познание человеком самого себя.

Этапы самопознания: 1) самоузнавание 2) формулирование образа «Я» 3) самосовершенствование 4) самореализация (проявление «Я» в деле)

Одной из составляющих самопознания является самооценка

САМООЦЕНКА:

1. Важнейшее внутреннее условие развития

2. Уровень развития самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе

Саморегулирование – связано с волей человека, с его «энергетическим двигателем» ей принадлежит особая роль

Самооценка - это стержень всего процесса саморегулирования на всех этапах и включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования выбор средств его осуществления и влияет на интеграцию достигнутого эффекта поведения

 

 

Ислам (мусульманство)

Выражает покорность единому богу – Аллаху, всемогущему, предопределяющему судьбу и жизнь человека. Возник ислам в 610 году на Аравийском полуострове. Основателем считается Мухамед, объявивший себя посланником единого бога.

Ислам выступил как «синтез» религии, политических и правовых норм, нравственно-бытовых предписаний, что обусловило создание на его основе централизованного государства. В исламе жизнь не делиться на религиозную и светскую. Ислам это и вера и образ жизни. Главная книга – Каран, кроме него существует Сунна – сборник назидательных рассказов о жизни пророка и Шариат – свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман.

На сегодняшний день в мире насчитывается около 1, 5 миллиардов мусульман.

Функции религий (способы действия ее в обществе):

1. Мировоззренческая, т.е. определенные взгляды на человека, общество и природу.

2. Компенсаторская: восполняет бессилие человека перед существующим миром.

3. Коммуникативная: религиозное сознание предписывает два типа общения:

4. Верующих друг с другом

5. *Верующих с богом, святыми и пр.

6. Регулятивная функция: упорядочивает помыслы и стремления людей, их деятельность.

7. Культуротранслирующая: передача поколениям письменности, книгопечатания, искусства и всего, что связано с осуществлением религиозных культов.

Атеизм - система взглядов, отвергающая религиозные представления (веру в бога, в бессмертие души, в воскресение из мертвых и т. д.). Как система взглядов атеизм не сводится только к исторической, философской, естественнонаучной критике религии. Атеизм объясняет причины возникновения, источники веры у людей, изучает социальную природу религии. Атеизм следует отличать от других видов критики религии (антиклерикализм, вольнодумство и т. д.). Это исторически разнообразные формы отрицания религиозных представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека. Современный атеизм рассматривает религию как иллюзорное сознание.

Сейчас в мире существует множество верований, сект, церковных организаций. Большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из существующих религий. Однако многие люди тносят себя к атеистам, т.е. отрицают всякую религию и веру в сверхъестественное.

Во многих странах мира религиозные объединения отделены от государства. Тем не менее влияние религии на политическую жизнь общества остаётся значительным. Ряд государств признаёт одну из религий государственной и обязательной. Сегодня роль религии в возрождении и преумножениикультурного наследия, приобщении к нему людей неоценима. Религия как форма культуры является одним из важнейших источников нравственных ценностей и норм, регулирует повседневную жизнь людей, хранит принципы общечеловеческой морали.

Но идеализировать роль религии не следует. Виной многих конфликтов, войн, терроризма является религиозный фанатизм и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто религия и церковь накладывали запреты на определённые виды деятельности, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освещались авторитетом церкви. Обещая освобождение в ином мире, религия призывает земную жизнь провести в покое и смирении, не противясь злу. Религиозный фанатизм губителен, он противостоит культуре, общечеловеческим духовным ценностям, интересам человека.

Свобода совести.

Одним из путей преодоления религиозных противоречий является признание и соблюдение свободы совести и вероисповеданий.

Всеобщая декларация прав человека в статье 18 провозглашает: “Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии: это право включает – свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения…”

По Конституции Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 Конституции РФ гласит: “Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”.

Тема 6 Образование. Самообразование

Образование и самообразование

Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах чело­века, общества и государства.

Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Основная форма С. — изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и другой литературы, прессы. С. предусматривает также возможность использования разнообразных вспомогательных средств: прослушивание лекций, докладов, концертов, фонозаписей; консультации специалистов; просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач; посещение музеев, выставок, галерей; различные виды практической деятельности — опыты, эксперименты, моделирование и т. п.

Образование тесным образом связано с познанием человеком окружающей действительности. Образование и самообразование охватывает различные сферы человеческой деятельности: общение, игру, учение, трудовую деятельность. Но наиболее тесно процесс познания связан с учебной деятельностью и общением. В этом случае мы тоже можем говорить об объекте и субъекте образования. Человек может в процессе образования выступать и объектом – учитель – ученик, и субъектом студент – знания.
Функции образования:

1. экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);

2. социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);

3. культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).

Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)

Общие тенденции в образовании:

· демократизация образования;

· рост продолжительности образования;

· непрерывность образования;

· гуманизация образования;

· гуманитаризация образования;

· интернационализация образования;

· компьютеризация образования.

Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:
* Обеспечение доступности качественного общего образования

· Повышение качества школьной учебной литературы

· Повышение уровня оплаты труда работников образования

· Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования

· Повышение качества профессионального образования

· Расширение общественного участия в управлении образованием

· Развитие сети общеобразовательных учреждений

· Переход на нормативное бюджетное финансирование общеобразовательных учреждений

Конституция РФ ст. 43:

· 1. Каждый имеет право на образование.

· 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

· 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном учреждении и на предприятии.

· 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

В соответствии со ст. 1, 2, 4, 5, 6 Закона «Об образовании» Российской Федерации государственная политика в области образования основывается на принципах гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Они предусматривают воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. Эти принципы обеспечивают свободу и плюрализм в образовании, демократический, общественно-государственный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Государство гарантирует гражданам возможность получения общедоступного и бесплатного образования в начальной, основной и средней школе, системе среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных учреждениях независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, возраста, состояния здоровья и социально-имущественного положения.

Таким образом, государственная политика, закрепленная в Законе «Об образовании» Российской Федерации, соответствует основным нормам Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека.

 

Духовная сфера общества

Тема 1 Духовная жизнь человека и общества

Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.

Существует понятие культуры в широком и узком смысле.

Культура в широком смысле – всё, что создано обществом на протяжении его истории; совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определённых знаковых систем, а также путём обучения и подражания.

Под культурой в узком смысле понимается:

· Сфера, объединяющая искусство, религию, науку, образование, мораль;

· Исторически обусловленный уровень развития общества;

· Культура личности – степень восприятия индивидом культуры общества.

Мир культуры чрезвычайно многообразен. В него входят экономическая, политическая, научная, религиозная, эстетическая, нравственная, экологическая и другие виды культуры, отражающие многообразие образа жизни и форм деятельности человека. В этом многообразии видов культуры обычно различают материальную и духовную культуру. В обыденном сознании сложилось мнение, связывающее культуру лишь с духовными ценностями, с произведениями литературы и искусства, с научными идеями и знаниями.

 

На каком же основании мы производим деление культуры на материальную и духовную?

Во-первых, материальная культура является результатом материального производства, а духовная культура - результатом духовного производства.

Во-вторых, предметы материальной культуры предназначены для удовлетворения прежде всего материальных потребностей человека, то есть потребностей организма, тела человека в пище, одежде, жилище, а предметы духовной культуры - для удовлетворения духовных потребностей, а именно потребностей познавательных, эстетических, нравственных, религиозных и др.

В-третьих, предметы материальной и духовной культуры имеют разное функциональное назначение, они по-разному используются. Токарный станок и живописная картина, например, служат разным целям.

Но материальная и духовная культура имеют не только специфические особенности, которые позволяют отличать их друг от друга, они вместе с тем и связаны друг с другом. Эта связь выражается в том, что предметы материальной культуры заключают в себе элементы духовного начала, а предметы духовной культуры, в свою очередь, всегда облечены в ту или иную материальную форму.

Вне культуры невозможна жизнь ни человека, ни общества. Но и сама культура также не может ни возникнуть, ни существовать, ни развиваться вне отношения к человеку. Культуру образует мир материальных и духовных ценностей, взятых всегда в их отношении к человеку. Более того, человек - творец, создатель культуры, ее носитель. Но в то же время он и сам формируется и существует под воздействием культуры.

По отношению к культуре, иначе говоря, человек выступает в двух качествах. С одной стороны, он усваивает созданную ранее культуру, воспринимает формы мышления, язык, приобщается к существующим в обществе ценностям, традициям, обычаям, нормам поведения, овладевает сложившимися приемами и навыками производственной деятельности и т.д. Степень его приобщения к культуре определяет меру его социального развития, меру человеческого в человеке, меру его развития как личности.

С другой стороны, человек творит культуру. Он приходит к новым идеям и знаниям, воплощает их в практику жизни.

Культура постоянно изменяется, находится в динамике, в развитии. Ее развитие выражается, в частности, в том, что на смену устаревшим материальным и духовным ценностям приходят новые, в большей мере отвечающие потребностям и интересам людей. В процессе развития культуры проявляются две стороны: одна относительно устойчивая, консервативная, а другая - новаторская, творческая.

Формы культуры:

а) элитарная, или высокая - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;

б) народная, или национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);

в) массовая - культура, продукты которой ориентированы на коммерческий успех и

массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Типология видов культуры может основываться на сферах своего проявления:

- художественная культура,

- политическая культура,

- управленческая культура,

- культура поведения (этикет),

- педагогическая культура и т.п.

Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе (молодежная, женская, профессиональная, криминальная). Составляющие: знания, ценности, стиль и образ жизни, социальные институты как система норм, навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
Молодежная субкультура – культура демонстративного потребления, развивающаяся чаще всего на основе стилей в одежде и музыке. Причины:

· рост жизненного уровня;

· развитие общества потребления, создающего все но­вые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь;

· возрастание ­роли и значения свободного времени, досуга.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 2154; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.094 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь