Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы источниковедческого исследования



Источниковедческое исследование включает поиск любых справочных материалов по творческой биографии автора произведения, любых достоверных сведений об истории создания, экспозиционном и коллекционном бытовании предмета. Главным критерием используемых данных является их фактологическая достоверность. Фактологической достоверностью обладают печатные издания различного рода, архивные документы, фото- и видеоматериалы.

Фиксация хода и результатов источниковедческого исследования

При обнаружении документов о происхождении (таких как свидетельства или удостоверяющие расписки самого автора или его родственников) или об истории бытования произведения (свидетельства или удостоверяющие расписки о нахождении работы в неких коллекциях, финансовая либо учетная документация, касающаяся объекта) эти документы должны быть скопированы и приобщены к другим материалам исследования.

В случае если произведение упоминалось или воспроизводилось в печатных изданиях, эксперт должен привести список этих печатных изданий в соответствии с правилами библиографического описания.

Все выявленные факты и свидетельства должны сопровождаться ссылками на источник происхождения. Не допускается перенос (копирование) ссылок на источники без проверки этих источников экспертом.

8 Общие требования к экспертному заключению по результатам экспертизы произведений живописи и графики

8.1 В экспертном заключении по результатам экспертизы произведений живописи и графики должна быть изложена вся информация, существенная с точки зрения результатов экспертизы.

Содержание заключения не должно вводить в заблуждение пользователей заключения, а также допускать неоднозначность толкования.

8.2 Экспертное заключение должно включать в себя следующую информацию:

- реквизиты заключения;

- описание объекта экспертизы на момент начала исследования;

- содержание исследования;

- выводы эксперта и описание объекта экспертизы по результатам исследования.

8.3 Реквизиты экспертного заключения включают:

- данные об экспертах, проводивших экспертизу и участвовавших в формулировании выводов (фамилия, имя, отчество, телефон, адрес электронной почты, другая контактная информация - при необходимости, специальность, должность и ученое звание – при наличии);

- полное наименование экспертной организации с указанием адреса, телефона, адреса электронной почты и другой контактной информации, если исполнителем по договору является юридическое лицо;

- номер экспертного заключения и дату окончания исследования;

- подпись эксперта или подписи экспертов.

Если исполнителем по договору является юридическое лицо, заключение заверяется подписью руководителя либо иного уполномоченного представителя этого юридического лица.

8.4 Сведения об объекте экспертизы на момент начала исследования должны соответствовать описанию, содержащемуся в акте приема-передачи, составленном при заключении договора, и включать в себя:

- наименование произведения и имя автора, известные заказчику на момент заключения договора, либо указание на то, что наименование и имя автора неизвестны;

- подпись и время (период), имеющиеся на произведении, либо указание на их отсутствие;

- размеры произведения, определяемые в соответствии с порядком (приложение А);

- сведения о технике создания произведения и использованных материалов, предполагаемых заказчиком на момент заключения договора;

- фотографии общего вида произведения.

8.5 Содержание исследования должно включать в себя описание:

- хода и результатов всех проведенных исследований с указанием всех примененных методов, приборов и оборудования;

- использованных для сравнения эталонов и аналогов, включая их происхождение;

- выявленных формальных признаков произведения, в т. ч. подписей и надписей;

- других выявленных признаков и данных, имеющих значение для формулирования выводов;

- используемой литературы.

Описание может быть дополнено фотоснимками, таблицами, графиками, схемами и иной графической информацией, полученной в результате технико-технологического исследования.

Выводы эксперта

В результате исследования эксперт может сделать следующие выводы:

- о характере создания произведения (оригинальное или вторичное произведение с указанием типа вторичности);

- об имени автора произведения (фамилия, имя, отчество, годы жизни), времени (год или период) и месте его создания;

- о принадлежности произведения к определенной художественной школе или направлению;

- о невозможности установить имя автора произведения, время и место создания произведения, принадлежность его к определенной художественной школе или направлению (один, несколько или все параметры);

- о невозможности на момент окончания исследования достоверно подтвердить или опровергнуть предполагаемое имя автора произведения, время или место его создания (один, несколько или все параметры).

Примечание – В этом случае после указания фамилии автора, времени или места создания в скобках ставится знак вопроса.

Любой из выводов должен быть обоснован и подтвержден результатами исследования.

8.7 Сведения об объекте экспертизы, полученные в результате исследования, должны включать в себя:

- имя автора, наименование произведения, время (период) его создания; либо имя автора, наименование произведения, дату его создания со знаком вопроса; либо указание на неизвестность имени автора, наименования произведения, даты его создания;

- размеры произведения, определяемые в соответствии с порядком (приложение А);

- описание техники создания произведения и использованных материалов;

- для вторичных произведений - тип вторичности.

Приложение А

(обязательное)

Порядок определения размеров произведения искусства

Размеры произведения искусства объекта экспертизы определяются по основе.

Замеры произведения осуществляют сначала по левому вертикальному краю основы, затем по верхнему горизонтальному. Если произведение имеет выраженную ассиметричную форму, то размеры указывают по максимальной величине, также в круглых скобках приводят минимальные показатели. Если произведение имеет округлую или овальную форму, замеры осуществляют по центральным осям.

Если объект экспертизы смонтирован таким образом, что демонтаж создает риск механического повреждения, в описании приводят два размера: размер изображения «в свету» и размер габаритов с монтировкой.

Для произведений тиражной графики необходимо помимо размеров основы указывать размеры оттиска (если имеется) и размеры изображения.

 

Библиография

[1] Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)
[2] Федеральный закон от 26 января 1996 г. №14-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
[3] Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. №4804-1 О вывозе и ввозе культурных ценностей
[4] А. И. Косолапов. Естественнонаучные методы в экспертизе произведений искусства. Лекции для высших учебных заведений.  СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015.  222 [2] c. : ил.; 26 см.  700 экз.  ISBN 978-5-93572-636-2.
[5] Ю. Гренберг, С.Писарева. Масляные краски ХХ века и экспертиза произведений живописи. Состав, открытие, коммерческое производство и исследование красок. - М.: Зеркало мира, 2010.  192 [1] с.: ил.; 23 см.  500 экз.  ISBN 978-966-96165-3-1.
[6] В.Я. Бирштейн и др. Технология, исследование и хранение произведений станковой и настенной живописи. Учебное пособие для художественных вузов и училищ. Отв. ред. Ю. И. Гренберг.  М.: Изобразительное искусство, 1987.  346 с.: ил.; 22 см.  12500 экз.
[7] Научная экспертиза художественных произведений. Сборник статей. Отв. ред. А. Р. Киселева.  М.: ВХНРЦ, 2007.  64 с.  1050 экз.  ISBN 200-0-02613-065.
[8] И. Е. Ломидзе, Т. П. Горячева. Основы экспертизы масляной живописи и графики. Выпуск 1. Методические рекомендации.  М.: ВХНРЦ, 1994.  126 с.  1000 экз.

УДК 351.853: 006.354 ОКС 97.195

Ключевые слова: экспертиза произведений искусства, услуги по экспертизе, произведения живописи и графики, эксперт, договор на проведение экспертизы, общие требования

 

 

Разработчики:

Генеральный директор

АНО «Центр независимой оценки» И.С.Кудимов

Главный архитектор ФГУП «Центральные

научно-реставрационные

проектные мастерские С.Б. Куликов

 

Генеральный директор ФГБУК «Всероссийский

художественный научно-реставрационный центр

им. Академика И.Э. Грабаря» Д.Л. Сергеев

 

 

Эксперт отдела живописи ЗАО «Научно-исследовательская

независимая экспертиза

им. П.М. Третьякова» О.С. Глебова

 

Директор ЧОУ ДПО «Институт арт-бизнеса

и антиквариата» И.А. Колосова

 

Заместитель генерального директора

ЗАО «Сейф» В.М. Богданов

 

 

Старший преподаватель кафедры судебных экспертиз

и криминалистики ФГБОУ ВО «Российский государственный

университет правосудия» Е.В. Пискунова

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь