Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Общая характеристика этапов развития российской юридической науки
Российская правовая наука возникла намного позднее западноевропейской. Вопрос о дате ее возникновения имеет дискуссионный характер. Отдельные авторы полагают, что начало становления правовой науки в России приходится на XVIII в., и обусловливают ее появление деятельностью первого российского профессора С. Е. Десницкого. По мнению других авторов, изложенное воззрение не соответствует действительному ходу истории правовой науки. Согласно их теории, первым русским юридическим идеологом был киевский митрополит Иларион, опубликовавший в середине XI в. политический трактат «Слово о законе и благодати», на долгие годы определивший пути политико-правового развития раннефеодального государства и общества. Другим плодотворным исследователем предстает не кто иной, как Владимир Мономах, который имел по тем временам высокое образование, знал несколько языков и сочетал таланты государственного деятеля, глубокого юридического мыслителя и мудрого законодателя. Его перу принадлежат три дошедшие до нашего времени работы, а также пространная редакция Русской Правды. До XVIII в. в России основными формами получения профессиональных практических и научных юридических знаний были семейное образование, практическая работа в суде, иных государственных органах и монастырское образование. Университетское юридическое образование пришло в Россию в середине XVIII в., с образованием Московского университета, но достаточно развитая система университетов со входящими в них юридическими факультетами была создана лишь в начале XIX в. История российской правовой науки прошла те же эпохи, что и российское общество и государство. Наука функционировала в условиях самодержавия советского (социалистического российского правоведения) строя и продолжает функционировать в современный период — период развития рыночных отношений. В каждом из названных эпох российская правовая наука имела собственное оригинальное содержание. В дореволюционный период российские правоведы исследовали действующее право, закрепляющее крепостные порядки, зависимость основной массы крестьян от помещиков, и с учетом своего отношения к самодержавию оправдывали или критиковали эти порядки. В условиях Советского государства правовая наука имела непосредственной задачей пропаганду советского права и деяний Советского государства, поэтому все работы советских правоведов были полны позитивных оценок советской политико-правой практики и самых нелицеприятных — всех эксплуататорских государств, в том числе российского самодержавия. В современный период произошла очередная смена политических, экономических и правовых декораций, поэтому российские правоведы в своей основной массе апологизируют как действующее законодательство, так и дореволюционные порядки. История правовой науки до начала XX в. подразделяется на четыре периода: 1) семейно-монастырский (допетровский) период, когда подготовка юридических кадров велась в форме домашнего образования, практической деятельности или обучения в монастыре; 2) академический период, характеризовавшийся тем, что правовая наука и юридическое образование развивались в основном усилиями приглашенных из-за рубежа специалистов в качестве членов Российской академии наук и преподавателей российских университетов; 3) университетский период, когда подготовка юридических кадров велась в российских университетах и российскими профессорами, а послевузовское обучение научно-педагогических кадров осуществлялось ведущими западноевропейскими юридическими учебными учреждениями; 4) «золотой век» российского правоведения, в котором подготовка научно- педагогических кадров осуществлялась собственными силами университетов России, а зарубежные научные командировки правоведов признавались лишь дополнительным способом повышения научной квалификации. 14. Зарождение учений о праве в Древнерусском государстве Знание юриспруденции признавалось частным делом индивидов и приобреталось ими в процессе семейного образования, изучения действующих нормативных правовых актов российского законодательства и комментариев к ним: Эклоги, Номоканона. Позднее эти источники были дополнены «Стоглавом», принятым церковным собором в 1551 г., а также работами, подготовленными российскими авторами: «Великие Четьи минеи», «Домострой» и др. Для занятия должностей, связанных с осуществлением правосудия, иных государственных должностей специального юридического образования не требовалось. Презюмировалось, что всякий государственный муж, достойный государственной должности, непременно знает действующее законодательство и порядок разрешения уголовных и гражданских дел. В любом случае, занимаясь правоприменением, разрешением правовых конфликтов, государственный муж постигал и премудрость юридической профессии, приобретал необходимые навыки юридической деятельности. Единственным способом получения сколько-нибудь системных знаний в области правоведения было церковное образование, получаемое в монастырях. В них же хранились книги по церковному и светскому праву, вывезенные из Византии. Поэтому большая часть российских мыслителей, отличавшихся оригинальными взглядами по вопросам церковной и светской власти, действующего российского законодательства, сущности права, имела церковное образование: протопоп Аввакум, Иосиф Волоцкий, Феодосий Косой, патриарх Никон, Вассиан Патрикеев, Нил Сорский, старец Филофей и др. Перечень мыслителей Средневековья, освоивших юриспруденцию в форме домашнего образования и самообразования, является менее представительным: Иван Грозный, Даниил Заточник, Федор Карпов, Андрей Курбский, Иван Пересветов. Вопросы, связанные с осознанием места и роли церкви в жизни общества, ее соотношения с государством, в XV в. стали предметом острых полемических споров между Иосифом Волоцким, представлявшим стяжателей, т. е. представителей церкви, оправдывавшим ее право на богатство, благолепие, роскошь, и Нилом Сорским, представлявшим церковнослужителей, придерживающихся более умеренных взглядов на имущественные владения церкви (нестяжателей). Нил Сорский разделял и отстаивал представления западноевропейских идеологов на человека как разумное и свободное существо, способное управлять своими страстями. При этом человек, полагал он, должен все приобретать трудом своих рук и не иметь ничего лишнего. Церковь, призванная нести в мир учение Иисуса Христа, должна ограничиваться только сферой духовной деятельности человека, подавать ему пример аскетического образа жизни. Иосиф Волоцкий, наоборот, доказывал право монастырей и церкви на роскошь и благолепие, а также обосновывал идею Божественного происхождения царской власти и признавал царя слугой Божиим. Вопрос 15 Политико-правовая доктрина Петра I и ее влияние на развитие юридической науки. В эпоху Петра I сформировалась официальная идеология абсолютизма, закрепленная в законодательстве Петра I и облаченная в учение сподвижниками царя. Становление абсолютизма было взаимосвязано с созданием четкой структуры органов власти и управления, всецело подчиняющихся монарху. Более четкая стратегия преобразований появилась у Петра 1 после возвращения из Великого посольства (1698). Активное заимствование европейского опыта, подготовка к войне перекликались с укреплением личной власти, что отчетливо видно в подавлении стрелецкого мятежа и в расправе над восставшими. Осуществляя свои первые реформы, Петр осознавал, что опираться на патриархальные русские традиции уже невозможно. Выход из ситуации царь видел в европейских нововведениях, для чего были образованы светские школы, приглашались специалисты, а также использовались другие весьма экстравагантные методы внедрения новшеств. Общество, государство и право по претворенным в жизнь замыслам Петра I выглядят следующим образом. Россия — великая страна, во главе которой находится император. Царь не просто ссылался на божественное происхождение своей власти, а объяснял укрепление своей самодержавной власти благом для России, отождествляя себя и страну. Такая мысль прослеживается в преамбулах к законам и в его переписке с семьей. Обоснование роли монарха и своих взглядов видно и в оценке царем действий своих сподвижников, а также в отношении к сыну — царевичу Алексею. Социальной опорой царя служит дворянство. Государственная или военная служба — обязательное условие продвижения по бюрократической лестнице. Дворянство является благородным, неподатным сословием, государственное тягло за него несут податные сословия. Высшую судебную власть в стране осуществлял царь, который вовсе не должен был мотивировать свое решение. Царь рассматривал те дела, в которых ему виделись наиболее опасные преступления против самодержавия и государства. Петр I лично принимал участие в законотворчестве. Сохранилось множество черновиков актового материала, написанных рукой царя или прошедших его редактуру. По форме большинство законов являлись указами, реже — уставами (указы и уставы — вообще наиболее распространенные законодательные акты России XVII в., и здесь законодатель как бы продолжает традиции). В других случаях крупные законы Петр I называл регламентами, артикулами, актами, табелями. Здесь чувствуется влияние западной терминологии, что характерно для деятельности Петра I. Всего за годы правления Петра I было принято около 3000 правовых актов. Царь это понимал и стремился создать более совершенную законодательную базу, для чего в 1700—1725 гг. предпринимались попытки кодификации. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 4930; Нарушение авторского права страницы