Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Диалектика как метод познания. Основные принципы диалектики. Диалектика объективная и субъективная.



Понятие диалектики (от греч. dialektike techne - искусство вести беседу, рассуждать ) употреблялось в истории философии в разных значениях. Сократ, например, рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путём столкновения или согласования различных и даже противоположных мнений в процессе полемики. Его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений (случаев употребления) к общим понятиям - идеям, выражавшим, по его убеждению, истинно сущее.

Диалектика как искусство спора развивалась в средние века. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. (книга «Да и нет») Накопленная в веках культура диалектической полемики - умения обсуждать сложные проблемы, выявлять, понимать, уточнять разные, порой противоположные точки зрения - имеет непреходящее значение. Не подавление, не духовное уничтожение оппонента, а стремление в ходе разрешения противоречий выработать правильный, обоснованный подход к сложным проблемам - таковы цель и назначение диалектики творческого диалога.

Формирование диалектики прошло долгий путь. Среди исторических форм диалектики выделяют диалектику древних философов, идеалистическую диалектику классической немецкой философии и материалистическую диалектику. Диалектика в виде стройной теоретической системы впервые предстала в идеалистической философии Гегеля (1770 - 1831). Диалектическим методом он пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. Но это рациональное познание - особого рода: в основе его лежит диалектическая логика, движущим мотором которой является противоречие. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого понимания - заключён в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую духовную природу. Согласно Гегелю диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Диалектика предстала в виде знания о диалектических закономерностях

Существует много категорий диалектики. Сущность, например, это есть нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления

Если сущность - это нечто общее, то явление - единичное, выражающее, лишь какой-то момент сущности. Если сущность есть нечто глубинное, то явление - внешнее, более богатое, красочное. Сущность - есть нечто устойчивое и необходимое, а явление - это переходящее, изменчивое, случайное. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне, во взаимодействии со всем иным.

Единичное, особенное, всеобщее являются философскими категориями диалектики, выражающими различные объективные связи мира, а также ступени познания этих связей.

Диалектика единичного и общего универсальна, и общее проявляется не иначе как в единичном и через единичное.

Философскими понятиями, с помощью которых ранее всего, и притом долгое время, осмысливалось “ устройство ” бытия, служили понятия “ простого-сложного ”, “ части-целого ”.

Под частями понимали такие “ предметы ”, которые в своей совокупности образуют новые, более сложные предметы. Целое же рассматривалось как результат сочетания частей того или иного предмета.

Тайна целостности, её несводимости к простой сумме частей заключается в связи, объединяющей предметы в сложные комплексы, во взаимовлиянии частей.

Учёт диалектического взаимодействия части и целого имеет важное значение в процессе познания.

Существуют ещё и другие категории диалектики, как-то: возможность и действительность, необходимость и случайность, форма и содержание, качество и количество, элемент, структура и система.

Материалистическая диалектика представляет собой теоретический философский “ образ ” мира в сложном сплетении его связей, взаимодействий, в его изменении, развитии.

Существует несколько наиболее важных законов диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания, закон перехода количественных изменений в качественные.

Закон единства и борьбы противоположностей - это всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, “ ядро ” материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности, под которыми понимаются такие моменты, которые: 1) находятся в неразрывном единстве, 2) взаимоисключают друг друга, причём не только в разных, но и в одном и том же отношении, 3) взаимопроникают друг в друга. Нет противоположностей без их единства, нет единства без противоположностей. Этот закон объясняет объективный внутренний “ источник ” всякого движения, не прибегая ни к каким посторонним силам, позволяет понять движение как самодвижение.

Закон отрицания отрицания был впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. Он выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития некоторых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория “ отрицание ” означает превращение одного предмета в другой при одновременном “ уничтожении ” первого. Но это такое “ уничтожение ”, которое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание.

Закон перехода количественных изменений в качественные есть всеобщий закон развития, который констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определённый для каждого отдельного процесса момент приводит к существенным коренным качественным изменениям, к скачкообразному переходу от старого качества к новому. Качество - такая определённость предмета, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. При утрате качественной определённости предмет перестаёт быть самим собой, приобретает новые черты, определяющие его принадлежность уже к другому классу предметов.

Количество - это характеристика явлений, предметов, процессов по степени развития или интенсивности присущих ему свойств, выражаемая в величинах и числах. “ Уравнивание ” качественных различий предметов, приведение их к некоторому единству делает возможным измерение.

Диалектика - открытая, творческая система мышления, призванная осмысливать всё новые и новые реалии, проблемы, ситуации с которыми сталкивается человечество и человек на каждом новом этапе своей жизни, своего исторического пути. Каждая диалектическая позиция требует практического её освоения, формирования навыка решения проблем, использования диалектических понятий, анализа.

 

Универсальные связи бытия: Единичное и общее, сущность и явление.

Единичное, особенное, общее

. Отдельное - относительно обособленное образование - тело, вещь, явление, процесс, событие. Единичное - это индивидуальные, неповтори­мые черты, свойства, присущие отдельному. Общее - существенно сходные, одинаковые, повторяющиеся черты и свойства, принадлежащие всем отдель­ным явлениям определенной группы. Из сказанного становится ясной ошибоч­ность иногда встречающегося в учебной литературе отождествления единично­го и отдельного, рассмотрение единичного'как предмета, вещи, если она одна. Отдельное и единичное не одно и то же. Отдельное - это-вещь в целом, и имен­но ему принадлежат как единичные, так и общие черты. Оно выступает единст­вом общего и единичного. Единичное и общее составляют моменты, стороны отдельного. Отдельное же есть целое.

Общее так же объективно, как и единичное.

Категория общее может охватывать более или менее широкий класс предметов, явлений, поэтому имеет различную степень общности Единичное всегда выступает в одном качестве - как единичное. А общее может выступать в двух качествах. А именно оно выступает в своем качестве, как общее по отношению к меньшей общности, и в то же время про­являет себя как единичное по отношению к более широкой общности. Для обо­значения этой диалектики перехода единичного в общее и общего в единичное вводится категория особенного.

Следует подчеркнуть, что особенное указывает на сходство, когда высту­пает в качестве общего, и на различие, когда оно проявляет себя как единичное. Поэтому всякое единичное - есть и особенное, но всеобщее не может быть осо­бенным.

Из сказанного выше следует, что рассматриваемые категории играют большую методологическую роль в процессе познания, а именно: действитель­ное познание заключается в том, что мы в мыслях поднимаемся от единичного к особенному, а от него к общему. Это так называемый индуктивный путь. Но, познав общее, мы его экстраполируем снова на единичное, т.е. переходим к де­дукции. В единстве индукции и дедукции проявляется диалектика процесса по-

которыми осуществляется указанная организация, называются элементами.

Единство элементов и структуры называется системой..Каждый элемент системы является в свою очередь системой, состоящей из других элементов. В то же время всякая система является элементом другой, более всеобъемлющей системы.

Системный подход в процессе познания состоит в понимании того, что для более глубокого познания данной системы необходимо бывает выйти за ее рамки и рассмотреть взаимодействие данной системы с другими. Этого требует диалектический, методологический принцип учета всеобщих связей для всесто­роннего познания конкретных материальных образований.

Сущность и явление

Категории " сущность" и " явление" необходимы для выработки правиль­ного представления о процессе познания. Начинается познание с того, что в процессах и вещах доступно непосредственному чувственному восприятию. Эта внешняя и сравнительно изменчивая сторона вещей и процессов называется яв­лением. У всех вещей и процессов есть и внутренняя, относительно устойчивая и определяющая сторона, относительно скрытая за явлениями и недоступная непосредственному восприятию. Она представляет собой их сущность - основу объекта и главное в нем, единство внутренних, необходимых сторон и связей Сущность обычно выступает как общее, а явление - как единичное, индивиду­альное.

К понятию " явление" близко по содержанию понятие " видимость" (или " кажимость" ) - неадекватное, извращенное выражение сущности. В ней есть верное и неверное. Трудность познания заключается в отделении искажений от верного выражения сущности в явлениях. И вместе с тем необходимо за явле­нием вскрыть сущность.

Сущность и явление - разные, даже противоположные стороны одного предмета, но они находятся в единстве и взаимосвязи. Нет явлений без сущно­сти, нет сущности без ее проявлений. Сущность является. Явление существен­но. Изменение сущности определяет изменение явления. Вместе с тем сущность обнаруживается в явлениях и яе может обнаружиться помимо явления. Явление есть внешнее обнаружение сущности. Сущность как общее не может существо­вать вне отдельных явлений. Она существует только в отдельном и проявляется через него.

Познавая сущность тех или иных процессов, наука раскрывает законы, которые ими управляют. Сущность и закон - понятия очень близкие, однопо­рядковые; закон есть существенная, внутренняя связь, связь внутри сущности или между сущностями.

Познание идет от явления к сущности, от внешней стороны вещей к глу­боким закономерным связям. Но сущность не дается сразу, вся, а постигается по частям. Раскрыв определенную сущность, познание идет дальше, от позна­ния сущности первого порядка к познанию сущности второго порядка, более глубокой, и так без конца.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 459; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь