Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886г.
Основным международным договором в области авторских прав будет Бернская конвенция, принятая в 1886 г. Конвенция устанавливает как общие принципы, так и специальные минимальные стандарты охраны авторских прав. В число общих принципов входят: 1. охрана авторского права без каких-либо формальностей; 2. национальный режим охраны; 3. национальная независимость охраны авторских прав. В Бернской конвенции в отношении авторских прав закреплено: пользование авторскими правами и их осуществление не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей. Это значит, что для последующей охраны авторского права не требуется осуществить процесс его регистрации в государственных органах. Данный принцип отличает авторское право от патентного. Национальный режим охраны означает, что любому произведению, созданному в любой стране – участнице Конвенции, предоставляется такая же охрана, как и собственным произведениям. Национальная независимость охраны авторских прав означает предоставление охраны во всех странах Бернского союза, не зависит от существования ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ ующей охраны или срока ее действия в стране происхождения произведения. Бернская конвенция содержит положение о том, что устанавливается охрана произведений, кᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ые к моменту вступления Конвенции в силу не стали еще общим достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. Условия применения ϶ ᴛ ᴏ го принципа определяются ϲ ᴏ ᴏ ᴛ ʙ ᴇ ᴛ ϲ ᴛ ʙ ующими странами каждой для себя самостоятельно. При присоединении России к Бернской конвенции Правительством РФ было заявлено, что действие данной Конвенции не распространяется на произведения, кᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ые на дату ее вступления в силу для РФ (13 марта 1995 г.) уже являлись на ее территории общественным достоянием. Бернская конвенция содержит пояснительный неисчерпывающий перечень охраняемых произведений. К ним ᴏ ᴛ ʜ ᴏ ϲ ᴙ тся любые оригинальные произведения в области литературы, науки и художественного творчества независимо от формы и способа их выражения. Охраняются так же все производные работы, т. е. те, кᴏ ᴛ ᴏ ᴩ ые основаны на других, ранее существовавших произведениях. К производным работам ᴏ ᴛ ʜ ᴏ ϲ ᴙ тся переводы, адаптации, музыкальные аранжировки, другие виды переделок произведений. Охрана авторского права Бернской конвенцией предоставляется не только автору, но и его правопреемникам. Устанавливается наличие у автора исключительных прав на произведение (имущественных и личных неимущественных).
Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. Цель разработанной в 1952 г. Всемирной конвенции об авторском праве – дать возможность всем странам вступить в многостороннюю систему охраны авторских прав. Всемирная конвенция имеет более универсальный характер, чем Бернская конвенция, и поэтому более приемлема для стран с различным общественным строем, уровнем экономического развития, традициями и т. д. В этой Конвенции содержится небольшое количество материально правовых норм, и она допускает менее согласованное внутренне законодательство стран участниц, т. е. предпочтение отдается вопросам национального права. Все устанавливаемые Всемирной конвенцией прямые нормы в материальном смысле существенно ниже, чем в Бернской конвенции. Согласно Всемирной конвенции минимальный срок охраны имущественных прав определен в границах жизни автора и 25 лет после его смерти. Право на перевод, которое подлежит обязательной охране во всех странах, присоединившихся к Всемирной конвенции, во внутреннем законодательстве может быть ограничено (например, в виде выдачи специальных лицензий на перевод). Всемирная конвенция не касается прав владельцев фонограмм, не детализирует защиту кино и телефильмов, оставляя эти вопросы на усмотрение государств участников. Советский Союз подписал Всемирную конвенцию 1 июня 1973 г. После ее подписания во внутреннем законодательстве СССР произошли изменения. В частности, изменения коснулись охраны прав автора в отношении переводов его произведений. Было признано, что перевод произведения в целях выпуска в свет допускается не иначе как с согласия автора или его правопреемников. Перевод, как и некоторые другие формы использования произведения, предполагал заключение с автором договора, что означало отказ от многолетнего принципа «свободы перевода», отказ от безгонорарного использования произведений, написанных на других языках. Изменились также сроки действия авторского права. Советские Основы гражданского законодательства устанавливали, что авторское право принадлежало автору пожизненно, а после его смерти законодательством союзных республик права владения определялись для разных видов произведений на сроки до 15 лет. Начиная с 1973 г. нормы советского права стали соответствовать Всемирной конвенции: 25 лет после смерти автор а– на литературные произведения и 10 лет– на фотографические произведения и произведения прикладного искусства. Новые нормы советского права интеллектуальной собственности стали применяться с 1 июня 1973 г., так как Всемирная конвенция обратной силы не имеет.
20.Понятие и содержание прав, смежных с авторскими Смежными правами называются права близкие к авторскому праву (отсюда и название) и производные от них, однако полностью не совпадающие с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права. Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако последние могут существовать независимо от смежных прав. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен, либо произведение может вообще не охраняться авторским правом (например, срок охраны может истечь, исполнятся будет произведение фольклора либо речь идет о записи звуков природы, пения птиц и т.д. Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного м кабельного вещания.). В соответствии с ГК РФ смежными правами являются интеллектуальные права: - на результаты исполнительской деятельности (исполнения); - на фонограммы; - на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания); - на содержание баз данных; - на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. К смежным правам относится исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права.
Объекты смежных прав Объектами смежных прав являются: - исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств; - фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение; - сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией; - базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов; - произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений. Перечень объектов смежных прав установлен в Гражданском кодексе и является закрытым. Как мы видим, объектами смежных прав являются совершенно разные результаты интеллектуальной деятельности. Их нельзя объединить по признаку творчества, так как исполнения и постановки – это результат творчества, а, например, работа публикатора творческой однозначно не является. Их нельзя объединить по субъекту права, так как часть смежных прав принадлежит изначально только физическим лицам, а часть – только юридическим лицам. Объекты смежных прав охраняются различное по продолжительности время. Содержание исключительного права на использование объектов смежных прав зависит от конкретного объекта, потому что те действия, которые можно произвести, например, с публикацией, нельзя произвести базой данных. Единственный признак, который объединяет все объекты смежных прав – это необходимость правовой охраны и защиты интересов тех или иных лиц, но невозможность сделать это с помощью авторского права или патентного права. Отсюда и возникают «пограничные» институты интеллектуальной собственности, в частности, смежное право.
Субъекты смежных прав Субъектами смежных прав являются исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания. В качестве исполнителей прежде всего выступают артисты: актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы или искусства, в том числе эстрадные, цирковые или кукольные номера. В число исполнителей входят также режиссеры-постановщики спектаклей и дирижеры. Производителями фонограмм называются лица, осуществляющие звуковую запись исполнения или иных звуков на любом материальном носителе. В свою очередь, под записью понимается фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, например в форме кассеты или компакт-диска, позволяющих осуществлять неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение данных звуков. Производителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую звуковую запись исполнения или иных звуков. При отсутствии доказательств иного производителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого обозначено на фонограмме и (или) содержащем ее футляре обычным способом. Под организациями эфирного и кабельного вещания понимаются радиостанции, телевизионные компании (ОРТ, НТВ), различные государственные и частные компании, ведущие передачи по каналам кабельного телевидения, как правило, за дополнительную абонентную плату.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы