Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МАРТ - СУХЫЙ, БЕРЕЗОЗОЛ 25-й день-Благовещение Пресвятой Богородицы.



Предки наши говорили, что Благовещение - самый большой у Бога праздник. В этот день, как в Пасху, и грешников в аду не мучат. На Благовещение, как и на другие важнейшие церковно-народные праздники - Пасху, Ивана Купалу, Рождество Христово, Петров день - солнце играет при своем восходе. Предки наши считали не только тяжким грехом браться за какое-либо дело, но верили, что даже неразумная тварь чествует этот великий праздник. Они говорили, что если птица проспит Благовещенскую утреню и завьет в этот день гнездо, то в наказание за это у нее отнимаются на несколько времени крылья, и она не может летать, а вместо того ходит по земле. В древнем русском быту с праздника Благовещения считали начало года, который от сего нередко назывался у наших предков «благовещенским». Благовещение считалось также началом весны. По древненародному верованию, в день Благовещения сам Бог благословляет землю, открывает ее на сеянце.Отсюда получил своё начало обычай накануне этого праздника или на самый праздник освящать просфоры или семена: те и другие потом хранятся сельскими хозяевами до первых весенних посевов как знак видимого благословения Божия для хорошего роста и плодородия своих нив. «Благовещение» Андрей Рублёв Радуясь празднику Благовещения, наши предки выражали свою радость особенным образом, именно отпускали птиц на волю, думая , что создания эти будут благословлять пред творцом своих освободителей. Нельзя не заметить, что обычай этот соответствует празднику Благовещения, как великому дню свободы всего мира. В Малороссии в старину внуки и дети на праздник Благовещения вывозили на лубках своих престарелых и бедных дедов и отцов на улицу и собирали для них милостыню. Наконец, с днем Благовещения связано множество примет и наблюдений, по которым люди гадают о будущей погоде и урожае. Здесь особенно много значило то, что этот праздник служит началом весны и вместе с тем древнерусского народного года. Между обрядами и верованиями, связанными с Благовещением, некоторые сохранились от языческой старины. Таков, например, обычай сжигать соломенные постели и старую обувь, скакание чрез костер, окуривание как предохранительное средство от всякого рода болезней. Все эти обряды близки по своему характеру к обрядам купальским. В них выражалась вера в очистительную и целебную силу огня. Приурочены они к празднику Благовещения потому, что этот день считался началом весны, времени пробуждения всеоживляющего солнца, источника теплоты и света. Поэтому церковь наша не могла ни осудить эти суеверия; уже в Кормчей 1282 г. Читаем запрещение против тех, которые в день Благовещения «пред храмины своими», или враты домов своих, пожар запаливше, прескакают по древнему некоему обычаю». К подобного же рода остаткам языческой грубости и невежества нужно отнести и то, что на Благовещение воры стараются что-либо украсть в надежде, что, если это им удастся сделать теперь, они могут быть уверены в успехе своих предприятий на целый год. Во многих местах весну на Благовещение не только встречали, но и приглашали, " кликали", " гукали", зазывали ее угощением - хлебом и пирогами. В Калужской губ. женщины и девушки после праздничной службы, собравшись вместе, " закликали весну": " Звонок колокол благовещенский; потиху звонит, далеко слышен; зарецкие, перерецкие, передайте на нашу сторону, на нашей стороне три барина, три хорошие, три барыни, три хорошие и т.п.", - трижды прокричав эти слова они расходились по домам праздновать. В Смоленской, Калужской и Пензенской губернии девушки в этот день обязательно водили хороводы с пением веснянок. В южной России молодежь после праздничной обедни – литургии, собиралась на улице и до позднего вечера играла в круглые горелки", или " горелошки", после которых девушки протяжно и жалобно закликали весну: " Весна красна! На чем пришла?..". Кое-где на Русском Севере обрядность встречи весны на Благовещение сочеталась с элементами девичьего праздника. В деревнях по реке Вашке девушки в этот день начинали скакать на досках, подпрыгивая высоко в воздух, они махали руками, возможно, изображая прилет птиц. Напрыгавшись и нагулявшись, девушки собирались в какой-нибудь дом с угощением, среди которого обязательно были кулебяки, и " чествовались" - угощали друг друга, праздновали и играли в разные игры. Одной из примет весны крестьяне считали " игру" солнца, и приговорили: " И солнышко радуется празднику", когда оно на восходе трепетало, играло лучами и переливалось разными красками. На солнце Лариса Рябинина «Благовещение ходили смотреть также на Пасху и на Ивана Купалу, по его игре предсказывали характер предстоящего года. Часто при этом его приветствовали песенками - закличками, которые в прошлом являлись составной частью обрядности встречи весны. В Саратовской губ.дети, которые рано утром на Благовещение ходили смотреть, как солнце играет", обращались к нему: " Солнышко, ведрушко! Просвети-ка, прогляни: твои дети на повети есть хотят, пить просют". День Благовещения был связан со множеством запретов. Особенно строго соблюдался запрет на любую работу, даже выезд на заработки считался грехом. Существует немало рассказов о божественном наказании тех, кто нарушил запрет. Девушку, которая пряла в этот день, Бог превратил в кукушку, а кукушку, свившую гнездо, проклял и лишил своего гнезда на веки. Грач, который, забыв о празднике, принялся строить гнездо, " захлестнулся" (удавился) прутиком, который пытался принести для своей постройки. Лариса Рябинина «Благовещение» В некоторых местах верили, что, если птица все же совьет гнездо, то в него или ударит молния и погубит птенцов, или у самой птицы отнимутся крылья и она будет ходить по земле до праздника следующего года. Работающего на Благовещение человека могли ожидать неудачи, несчастья и даже смерть: " Кто не чтит праздника, с огнем за работой сидит, у того убьет летом молнией близкого родственника". Поэтому, даже за необходимые каждодневные занятия, такие как: приготовление пищи, кормление скота, крестьяне принимались только после окончания богослужения в церкви. Эльнара Гараева «Заклички жаворонков» Запрет на зажигание огня вечером праздничного дня был известен повсеместно. Тульские крестьяне объясняли его тем, что огонь или горящая керосиновая лампа может закоптить в этот день лик Божий, и тем самым вызвать Божий гнев; пчеловоды при этом опасались, что за нарушение запрета Бог во время медосбора поразит слепотой пчел. В Пензенской губ. огня в благовещенский вечер не зажигали из боязни быть убитым летом молнией. Во многих местах крестьяне верили, что нельзя зажигать в доме огонь, чтобы не обидеть праздник, иначе в дом ударит молния или пшеница заболеет головней, а на пчел нападет ленивое роение, из-за чего будет мало меда. Но кое-где о вечере, предшествующем празднику, бытовало обратное убеждение. В Тамбовской губ. под Благовещение огня в избах наоборот не тушили, считая, что от этого лен уродится лучше, а если пренебречь этим, посевы может сжечь молния. Кое-где на Благовещение было принято приготовлять лечебную благовещенскую соль, по силе равнозначную четверговой (Четверговая соль). В день Благовещения крестьяне не только подмечали погоду, которая предопределяла весь ход хозяйственных работ, но и гадали о ней. Накануне праздника хозяйки вывешивали на открытом воздухе в тихом безветренном месте мокрую холстинку или полотенце, если она высыхала полностью, говорили, что будет урожайный год, если наполовину - вырастет средний урожай, а оставалась мокрой или замерзала, предвещали дождливое лето, а потому и плохой урожай. Известны были способы повысить плодовитость кур. Верили, если хозяйка между праздничной заутреней и обедней сгонит помелом с насеста кур, то к Светлому воскресенью они нанесут много яиц (такое же поверье закрепилось и за днем Пасхи). Катя Рябинина «Красная Горка» Дудникова Даша «Пасха»
     

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь