Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие мультимедийных технологий.
Существуют различные понятия мультимедиа: ¾ Мультимедиа – технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации различных видов; ¾ Мультимедиа – компьютерное аппаратное обеспечение (наличие в компьютере CD-Rom Drive – устройства для чтения компакт-дисков, звуковой и видеоплаты, с помощью которых возможно воспроизведение звуковой и видеоинформации, джойстика и других специальных устройств); ¾ Мультимедиа – это объединение нескольких средств представления информации в одной системе. Обычно под мультимедиа подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображения и пространственное моделирование. Такое объединение средств обеспечивает качественно новый уровень восприятия информации: человек не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем. Программы с использованием средств мультимедиа многомодальны, то есть они одновременно воздействуют на несколько органов чувств и поэтому вызывают повышенный интерес и внимание у аудитории. Мультимедиа) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию). Мультимедиа - это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь. Мультимедиа приложения можно разделить по способу представления информации на линейные и нелинейные (интерактивные). Интерактивный способ взаимодействия человека и компьютера наиболее полным образом представлен в категориях компьютерных игр. Нелинейный способ представления мультимедийных данных иногда называется «гипермедиа». В качестве примера линейного и нелинейного способа представления информации, можно рассматривать такую ситуацию, как проведение презентации. Если презентация была записана на пленку и показывается аудитории, то этот способ донесения информации линейный, просматривающие данную презентацию не имеют возможности влиять на докладчика. В случае же живой презентации, аудитория имеет возможность задавать докладчику вопросы и взаимодействовать с ним прочим образом, что позволяет докладчику отходить от темы презентации, например, поясняя некоторые термины или более подробно освещая спорные части доклада. Таким образом, живая презентация может быть представлена, как нелинейный (интерактивный) способ подачи информации. Области применения мультимедиа: 1. Деловая сфера: · редакционная деятельность (ММ-издательства); · информационная и рекламная продукция (презентации, брошюры, рекламные листки); · интерактивные презентации; · интерактивное обучение; · Internet. 2. Образование: Идея применения компьютера в обучении возникла довольно давно, но ее воплощение стало возможным лишь с появлением ПК, оснащенных мультимедиа устройствами. Компьютеризация отечественной системы образования - тема обширная, многообразная и актуальная. Министерство образования и Государственный комитет по высшему образованию в России в последнее время уделяет все больше внимание обучающим программам. Республиканский центр интерактивных средств обучения разработал ряд мультимедиа учебников по естественным, гуманитарным и техническим циклам. 3. Развлечения: игры, фильмы, музыка, виртуальная реальность и т.д. В качестве возможностей мультимедиа выступают такие типы: · мультимедийные презентации (проводятся на сцене, либо через интернет посредством использования сервиса вебинаров для онлайн-вещания и программы Power Point, например, для создания слайдов) · мультимедийные игры (игры, в которых игрок может с лёгкостью взаимодействовать с виртуально-созданным игровым пространством) · мультимедийные интернет-ресурсы (ресурсы интернета, информация на которых представлена посредством мультимедийных технологий, к примеру, сервис YouTube даёт возможность пользователям загружать собственное видео, которое будет доступно для просмотра и скачивания другим пользователям данного сервиса). В качестве основных носителей мультимедийных технологий выступают: CD-ROM (оптический диск, который предназначен для компьютерных систем), CD-I (универсальный формат компакт-дисков, предназначенный для видеоприставок), привод Blu-Ray (современный привод, предназначенный для чтения Blu-Ray-дисков, которые предоставляют высочайшее качество изображения). Аппаратные средства мультимедиа: − Средства звукозаписи (звуковые платы, микрофоны); − Средства звуковоспроизведения (усилитель, колонки, акустические систе- мы, наушники и гарнитуры); − Манипуляторы (компьютерные мыши, джойстики, миди-клавиатуры); − Средства «виртуальной реальности» (перчатки, очки, шлемы виртуальной реальности, используемые в играх); − Носители информации (CD, DVD и HDD); − Средства передачи (мини видеокамеры, цифровые фотоаппараты); − Средства записи (приводы CD / DVD-ROM, CDRW / DVD+RW, TV- и FM- тюнеры); − Средства обработки изображения (платы видеомонтажа, клавиатуры, графические акселераторы). − Компьютер, телевизор, средства для получения и удобного восприятия ин- формации и др. Программные средства мультимедиа складываются из трех компонентов: 1. Системные программные средства. 2. Инструментальные программные средства. 3. Прикладные программные средства. Инструментальные программные средства – это пакеты программ для создания мультимедийных приложений: − редакторы неподвижных графических изображений, − средства создания анимированных GIF-файлов, − средства аудио- и видеомонтажа, − средства создания презентаций, − средства распознавания текстов, введенных со сканера, − средства создания обучающих программ, − системы распознавания голоса и преобразования звуковых файлов в текстовые, − системы создания приложений виртуальной реальности и другие.
Гипертекстовая технология. Гипертекст (нелинейный текст) — это организация текстовой информации, при которой текст представляет собой множество фрагментов с явно указанными ассоциативными связями между этими фрагментами. Основная идея гипертекстовых технологий состоит в том, что поиск документальной информации происходит с учетом множества взаимосвязей, имеющихся между документами, а значит, более эффективно, чем при традиционных методах поиска. Формально гипертекст можно представить в виде сети или графа, где узлами являются фрагменты текста, а дуги отображают отношения, связывающие эти фрагменты. Доступ к информации осуществляется не путем последовательного просмотра текста, как в обычных информационно-поисковых системах, а путем движения от одного фрагмента к другому. В самом общем виде взаимодействие пользователя с гипертекстовой системой заключается в следующем. Пользователь читает на экране компьютера некоторый текст и имеет возможность выполнять ряд определенных в системе действий в зависимости от того, какие у него возникают ассоциации от чтения текста на экране. Термин гипертекст ввел Т. Нельсон. Он определил гипертекст как соединение текста на естественном языке с создаваемой компьютером возможностью интерактивного создания внутри него новых ветвей или динамичной организации нелинейного текста, который уже не может быть напечатан обычным образом на обычной странице. Гипертекст можно рассматривать как своеобразную базу данных, которая организуется в виде открытой, свободно наращиваемой и изменяемой сети, узлы которой (линейные тексты) соединяются самим пользователем. От обычной базы данных гипертекст отличается прежде всего тем, что в нем отсутствуют априорно заданные ограничения на характер связей (как, например, в иерархических структурах). Элементы гипертекста (текстовые фрагменты) называются узлами. Узлы, между которыми возможен переход, считаются смежными, а сама возможность перехода называется связь. Совокупность смежных узлов образует окрестность данного узла. Последовательно соединенные связями узлы образует цепь. Расстояние между узлами, что соответствует близости или неблизости их содержания, равно минимальному количеству промежуточных узлов. В общем случае в качестве узла могут выступать: слово; словосочетание; предложение; абзац; параграф; документ; собрание документов, относящихся к одной теме; отдельные сообщения и т. п. Характер связей между узлами может быть различным. Переход может осуществляться между: текстом и комментарием к нему, между разными редакциями текста, между текстом и его возможными продолжениями, между текстами, отвечающими или возражающими друг другу, между текстами пересекающимися по содержанию и т. д. Создание гипертекста состоит, прежде всего, в формировании системы переходов от узла к узлу (системы ссылок). В зависимости от типа гипертекстовой системы такая система может задаваться как разработчиками, так и пользователем в процессе работы с гипертекстом. Движение в гипертекстовой сети, совершаемое в процессе чтения гипертекста, называется навигацией. Если гиперсеть имеет сложную, разветвленную структуру, возникает проблема ориентации пользователя, т. е. определения в каком месте сети в данный момент он находится. Проблема ориентации присутствует и при работе с традиционным линейным текстом большого объема, но в этом случае пользователь имеет только два направления поиска — выше или ниже. Гипертекст предлагает больше возможностей в выборе направлений движения, поэтому в этом смысле работать с гипертекстом сложнее. Многие гипертекстовые системы облегчают проблему ориентации в гипертексте, предоставляя наглядное изображение структуры связей. Гипертекстовая технология реализуется в конкретной гипертекстовой системе, которая состоит из двух частей: гипертекста (базы данных) и гипертекстовой оболочки. Гипертекстовая оболочка осуществляет следующие основные функции: ü поддержка ссылочных связей; ü создание, редактирование и наращивание гипертекста; ü прямой доступ; ü поддержка ссылочных связей; ü просмотр (browsing — браузинг); ü выделение виртуальных структур. Поддержка ссылочных связей позволяет поддерживать ранее зафиксированные связи между узлами сети. Прямой доступ позволяет осуществлять прямой доступ к узлам сети по их именам. Просмотр (браузинг) — операция, характерная только для гипертекста. Означает поиск информации посредством просмотра гипертекстовой сети, при этом возможно запоминание пути следования, с тем, чтобы при последующем аналогичном запросе поиск происходил по зафиксированному пути следования. Реальные гипертекстовые системы в зависимости от специализации могут обладать различным набором вышеперечисленных функций. Гипертекстовые технологии широко используются в различных прикладных системах: · в настольных издательских системах — для создания документов большого объема со свойствами гипертекста (т. е. с системой ссылок); · в системах управления документами (СУД) — например, для сведения в один итоговый документ информации, содержащейся в разнородных документах; · в системах подготовки электронных документов, позволяющих составлять гипертекстовые документы с возможностью осуществления навигации. Если рассмотреть наиболее простую технологию построения гипертекста, то она будет состоять из следующих пяти основных шагов: Шаг 1 . Нужно разбить текст на отдельные главы/ темы. Шаг 2 . Нужно представить себе некоторый основной путь чтения гипертекста и расставить, соответственно, поля-ссылки, ведущие читателя от темы к теме по этому основному пути. Шаг 3 . Нужно выделить в тексте слова-ссылки, точнее, нужно найти ситуации (моменты) в процессе чтения текста, когда пользователь может захотеть перейти от основного пути чтения текста к другим возможным путям чтения. Шаг 4 . В результате шага 3 могут появиться слова-ссылки, для которых еще не написаны соответствующие главы/темы. Такие главы нужно дописать. Шаг 5 . Нужно связать ссылки с существующими темами. Гипертексты дают текстам два дополнительных смысловых пространства. В тексте выделяются особые поля-ссылки, которые могут " сразу" привести читателя к нужным главам/темам, рисункам, описаниям. Благодаря этому процесс чтения становится принципиально иным - гипертекст можно читать/просматривать многими различными путями и читатель сам выбирает тот путь просмотра, который ему наиболее удобен.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 2226; Нарушение авторского права страницы