Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Императорская Публичная библиотека – Российская Национальная библиотека. Пл. Островского, д. 1.



В 1895 г. произошло большое событие в жизни Н.К. Рериха. Он познакомился с Владимиром Васильевичем Стасовым. Выдающийся знаток искусства и критик, игравший заметную роль в культурной жизни Петербурга на протяжении нескольких десятилетий, оказал большое влияние на Рериха.

Знакомство произошло в Императорской Публичной библиотеке (Публичная библиотека, пл. Островского, 1), где Стасов заведовал художественным отделом. Рерих принес ему свою рукопись о значении искусства для современной жизни и попросил Стасова ознакомиться с ней. Завязалась увлекательная беседа. Рерих стал бывать у Стасова.

В «Листах дневника» у Н.К. Рериха есть такая запись: «Помню беседу с Вл. Соловьевым у Стасова, когда обсуждалась моя картина “Световитовы кони”, и философ приговаривал, теребя свою бороду: “Восток, Восток! ” Конечно, все помнят его провидческое стихотворение о Кукуноре».

Общение со Стасовым определило многие будущие устремления и поиски художника. В труде «Происхождение русских былин» (1868) и последующих статьях и книгах критик развивал идею о «преемственности русской культуры и вообще европейской от азиатской». В беседах со Стасовым определялась для Рериха его научная задача – духовные связи России с Востоком, которую он надеялся когда-нибудь разрешить на нехоженых тропах Азии. Рерих начинает изучать народные предания, древние легенды и его поражает то, насколько это совпадало с предположениями Стасова. Художник начинает строить планы путешествия на Восток. Всё более заманчивым становится «великий индийский путь».

 

Дом Адамани. Здание, где находилось Художественное бюро Н.Е. Добычиной и жил писатель Л.Н. Андреев. Набережная р. Мойки, д. 1 / Аптекарский пер., д. 8 / Марсово поле ул., д. 7.

Бывший «Соляной городок». Набережная р. Фонтанки, д. 10.

«Старинный театр» Евреинова.Мысль о создании театра принадлежала режиссеру и драматургу Николаю Николаевичу Евреинову. Его идею поддержал и помог воплотить историк театра барон Николай Васильевич Дризен. Создатели старинного театра стремились показать, как возник европейский театр, как ставились пьесы в период его зарождения, каков был средневековый зритель.

В доме Дризена по адресу Набережная Фонтанки, д. 25 собирались поэты, писатели, композиторы, художники. Здесь бывали Блок, Городецкий, композиторы Глазунов, Сац, художники Бенуа, Рерих, Добужинский, архитектор Щуко.

Рерих был приглашен для создания эскиза декорации к пьесе в стиле литургической драмы XI в. «Три волхва», написанной Н.Н. Евреиновым.

В 1911 г. организаторы Старинного театра сняли для спектаклей помещение в Соляном городке (наб. Фонтанки, 10, здание сохранилось). В художественном оформлении использовались испанские мотивы. Над оформлением помещения работали А.В. Щуко, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, А.К. Шервашидзе, Н.И. Калмаков. Для театра Рерих оформлял пьесу Н.Н. Евреинова “Три волхва” (1907) и «Фуенте Овехуна» (“Овечий источник”) Лопе де Вега (1912).

Бывшая «Башня» В.И. Иванова. Таврическая ул., д. 35 / Тверская ул., д. 1.

В доме № 25 на Таврической улице (ныне Таврическая, 37) проходили известные «среды» у поэта-символиста Вячеслава Иванова.

Дом был украшен башенкой, поэтому в литературных кругах квартиру называли просто «башня». Из башни лестница вела прямо на крышу, с которой открывался вид на Таврический сад. У Иванова собирались поэты А. Блок, С. Городецкий, писатель К. Чуковский, художник К. Сомов, А.В. Луначарский, и др.

В «башне» у Иванова Рерих встречался с Андреем Белым, с которым его связывали узы тесной дружбы, они были на «ты». Андрей Белый ценил в Рерихе не только художника, но и специалиста в вопросах восточной культуры.

 

Здание, где находилась квартира Е.С. Зарудной-Кавос. Кирочная ул., д. 18.

Рерих изредка посещал известные в Петербурге «акварельные» вечера художницы Екатерины Сергеевны Зарудной-Кавос. Она жила на Кирочной улице, 18 (адрес ныне тот же). Вечера проходили по четвергам в мастерской художницы, оформленной в стиле итальянского Возрождения. На «четвергах» у Зарудной-Кавос можно было видеть И.Е. Репина, А.И. Куинджи, П.П. Чистякова, ученицей которого была художница.

 

Здание ведомства внутренних дел, построенное на месте «Сергиевского всей артиллерии собора». Ул. П.И. Чайковского, д. 14А / Литейный пр., 6А.

Крестили Елену Шапошникову 20 марта 1879 года в Сергиевском всей Артиллерии соборе, который был расположен через дом - на пересечении Сергиевской улицы и Литейного проспекта. Восприемниками (крестными) были: младшая сестра матери Людмила Васильевна Голенищева-Кутузова и коллега отца инженер-строитель Николай Павлович Высоцкий.

В 1731 году, на пересечении двух линий Пушкарской слободы, была возведена небольшая деревянная церковь, названная Сергиевскою, во имя Сергия Радонежского Чудотворца. Со временем церковь заново перестраивали три раза. Последний раз строительство велось в 1796-1800 годах по проекту архитектора Ф.И. Демерцова, и в день рождения Сергия Радонежского, 5 июля 1800 года, новый храм был освещён митрополитом Петербургским и Новгородским Амвросием.

С 1803 года, по ходатайству Военной коллегии и Артиллерийской экспедиции, утверждённому императором Александром I, Сергиевская церковь стала именоваться Собором всей Артиллерии. В очерке, посвящённом истории собора, протоиерей Н. Покровский писал: «В данное время Сергиевский собор есть единственный в Российской Империи соборный артиллерийский храм, посвящённый имени св. Сергия, которого артиллеристы ещё во время земной его жизни избрали своим Покровителем».

С 1868 года при Сергиевском соборе существовало приходское Братство, возникшее по инициативе княгини Е.Э. Трубецкой. Братством был основан приют для больных, престарелых и детей-сирот, работала школа, где дети получали начальное образование, обучались рукоделиям и ремеслам. При храме имелись две часовни: первую построили в 1877, вторую - в 1889 году.

В 1932 году собор был закрыт и вскоре разобран. В 1933-1934 годах на фундаменте бывшего храма возвели здание, принадлежавшее ОГПУ - НКВД (ныне административное здание ГУВД СПб., Литейный пр., 6).

 

Здание, где находилась квартира И.И. и Е.И. Шапошниковых, построенное по проекту И.И. Шапошникова. Ул. П.И. Чайковского, д. 18.

«31 января в Санкт-Петербурге, в доме на Сергиевской ул., в семье архитектора-академика Ивана Ивановича Шапошникова и его жены Екатерины Васильевны, урождённой Голенищевой-Кутузовой, родилась дочь, названная Еленой», - так впоследствии напишет в очерке «Сны и видения» Елена Ивановна Рерих о своём рождении.

Дом № 16 на Сергиевской улице был построен в 1876-1877 годах по проекту архитектора И.И. Шапошникова, её отца, и принадлежал домовладелице, жене полковника, Е.Л. Осоргиной. Кроме трёхэтажного лицевого корпуса, выходящего на улицу, дом имел три дворовых флигеля. В одном из них, в квартире № 7, семья Шапошниковых жила с 1878 по 1880 годы. В этом доме 3 марта 1878 года у них родился первенец - сын Илларион, а 31 января 1879 года - дочь Елена.

Современный адрес дома: ул. Чайковского, 18.

 

Доходный дом, перестроенный и расширенный по проекту И.И. Шапошникова. Ул. П.И. Чайковского, д. 31.

 

Здание, где находилась квартира Шапошниковых. Ул. В.А. Жуковского, д. 38 / Лиговский пр., д. 19.

В 1898 году, после смерти мужа, Екатерина Васильевна Шапошникова с дочерью Еленой переезжают на угол Лиговского пр., д. 19 и Малой Итальянской ул., д. 38, в доходный дом титулярного советника А.А. Петрова, и живут в квартире № 2. Каменный пятиэтажный угловой дом был построен в 1878 году по проекту архитектора М.А. Андреева и имел шестиэтажный надворный флигель с одноэтажной пристройкой.

Летом 1899 года во время отдыха в имении князя П.А. Путятина в Бологом Елена Ивановна Шапошникова встретилась с Николаем Константиновичем Рерихом. Знакомство продолжилось в Санкт-Петербурге: Николай Рерих не раз бывал в доме на Лиговском пр., 19/38, по этому адресу Елена получала письма от него. Вскоре она приняла его предложение о замужестве, а в 1901 году состоялось их бракосочетание в церкви Академии художеств. После свадьбы молодая семья стала жить отдельно.

Екатерина Васильевна Шапошникова жила в доме на Лиговском проспекте до 1907 года. Современный адрес: угол Лиговского пр., д. 19 и ул. Жуковского, д. 38.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь