Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
РАЦИОНАЛЬНАЯ (ЛОГИЧЕСКАЯ) СТУПЕНЬ ПОЗНАНИЯ. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Чувственное восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Следовательно речь идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от понятийного аппар, используемого чел в его практ деятельности. Однако эта зав не явл односторонней. Понятие явл рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ понятий, роль этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от непоср контакта людей с объект реальностью. В ходе таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются, дополняются нов смыслом. Т.о. чувств и рац мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном взаимод обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком смысле. 2. деят, специально направл на создание знаний, на продуцирование понятий, т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда. В ходе физ воздействия на конкретные предметы и явл. чел-во приобретает многочисленные знания об отношениях. (между разл типами мат объектов и процессов, между разл свойствами объектов). Поскольку знание направлено на выявление отношений между свойствами предметов, между самими предм и процессами, данные отношения становятся объектами познания. Процессы в ходе кот постепенно и последовательно образуются понятия, отраж общие свойства предметов и явл окр мира, измеряются столетиями. Прежде чем знание тех или иных связей обретет обобщ форму и благодаря этому приобретет понят выражение, должны миллиарды раз осущ процессы сопоставления, сравнения, мысленного рассечения и физ видоизменения объектов. Должны остаться в стороне все несущ моменты данной связи. Знание должно приобрести обобщ форму и в том смысле, что оно должно приобрести объект значение для множества людей. Когда слово выступает в единства с более или менее полным знанием общих свойств объекта, их отличия от др объектов, оно как раз и выступает в форме понятия. Понятия- это такие воплощенные в словах продукты в социально-истор проц познания, кот выделяют и фиксируют общие существенные свойства, отношения предметов и явлений. Если бы в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт, явление. Понятие есть результат обобщения предметов некоторого класса и мысленное выделение самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса признаков. один и тот же об может выступать и как представление, и как понятие. Представление о яблоке, которое я вчера съел, и о яблоке как о фрукте. В понятиях фикс сущ и несущ признаки предметов. 4 типа понятий: 1) понятия, отражающие общее в предметах; 2) понятия, охват существенные признаки предметов; 3) понятия, возв до раскрытия смысла и значения предметов; 4) понятия-идеи(образ будущего предмета с целью его реализации в практической деятельности). Обратим внимание на действия, кот имеют место в проц. образования чувств понятий. Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл, выделение того общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и целым классам предм, в фил именуется абстрагированием, а р-ты абстрагирования - абстракциями. Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут сущ 2 важных момента: При абстр чел исходит из объект, действит свойств объектов и явлений и из их реальных отнош друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от созн существующее единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин свидетельствует о активности чел познания, о возникнов особого типа деятельности, особого типа познания, направл на фиксирование отношений. Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложн процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осущ такие процедуры как Интерпретация- первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и значений; Дивергенция - разъединение единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование. Понимание, следовательно представляет собой реализ многих процедур, обеспечивающих преобразование информ при переходе от незнания к знанию. Процесс поним состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но м в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В науке различают эмпирический и теоретический уровни познания. Для эмпирического познания характерна фактофиксирующая деятельность. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракций высоких порядков. Наряду с понятиями рациональная способность человека включает другие формы. Суждение --- форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо.Наличие или неналичие ситуации в действительности. Понятия есть элементы суждений. ННа базе суждений и понятий формируются умозаключения. Это есть вывод по определенным правилам нового знания. Все три формы рац познания как способности образуют ум, а как процесс --- мышление. Отличия абстрактного мышления от чувственно-сенситивного: 1) способность к отражению общего в предметах, при сенситивном в отдельных предметах не дифференцируются общие и единичные признаки, они слиты в один образ; 2) способность к отражению существенного в предметах; при сенситивном существенное не отграничивается от несущественного; 3) способность к конструированию на основе познания сущности предметов понятий-идей, подлежащих опредмечиванию; 4) опосредованное познание действительности---через сенситивное отображение и рассуждений и умозаключений. Это все формы мышления абстрактно-мысленные. Есть наглядно-двигательные (ребенок и рычаг) и наглядно-образные (ребенок и гусь). Многочисленные данные свид о единстве чувственного и рационального, их взаимообусловленности. Содержание ощущения опр не только внешними раздражителями, но и состоянием памяти, воображения, мышления. Например, образ яблока есть пересечение многочисленных понятий и их чувственных показателей. Суждение это яблоко есть желтое, сладкое, круглое. Исчерпывающим псих образом является синтез понятия яблока и восприятия яблока. Псих образ есть интегральный, неразрывный образ.Обозначается словом эйдос, эйдетическое --- единство чувственного и рационального.Познание, начинаясь с ощущений, восприятий, продолжаясь в виде представлений, и поднимаясь на высшие этажи теоретического мышления, представляет собой единый процесс, тесно связанный с волей и чувствами. Диалектика чувственного и рационального в познании преодолевает метафизическую ограниченность сенсуализма и эмпиризма, преувеличивающих роль чувственной формы познания с одной стороны, и рационализма, умаляющего роль ощущений и восприятий. Рационализм, сильно гипертрофирующий рациональное в ущерб реальной значимости чувственного может служить дорогой к идеализму. логическое мышление невозможно в отрыве от чувственного; из него оно исходит и на любом уровне абстрагирования заключает в себе его компоненты в виде наглядных схем, символов, моделей. Вместе с тем чувственная форма познания вбирает в себя опыт мыслительной деятельности. Единство чувственного и рационального предстает в процессе познания в виде бесконечной спирали: за каждым удалением от исходной мысли следует все новый и новый возврат к ним и их обогащение. С каждым понятием если не актуально то потенциально связаны наглядные представления, которые выступают не только начальным, но и конечным пунктом абстрактного мышления, когда оно воплощается в конкретное дело. Подчеркивая единство чувственной и рациональной ступени познания, мы должны иметь в виду, что они обладают и относительной самостоятельностью: мышление есть качественно самостоятельное целое со своей специфической структурой, отличной от структуры чувственного познания.
[29]. Истина как цель познания. Развитие учения об истине в истории человечества. Проблема критерия истины.
Обычно истину определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность знания определ мерой его истинности. Истина есть свойство знания, а не объекта познания. Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно быть предм отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности. Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее. Но человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение - это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн действительность, имеют реальный источник. В любом вымысле содержатся нити реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем, стремлением к реализ замыслов в ситуации неполной информации. Итак заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи м.б. и логически неправильное мышление. Научное познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений, также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел стремится вперед он блуждает, " - говорил Гете. Гораздо сложнее все в обществ науках в частности в истории. Тут и доступность источников и их достоверность и политика. Истина исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный характер. Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо. К абсолютным истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью. Термин абсолютное примени и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин. (Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика). Конкретность - это свойство истины, основанное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тенденций его развития. Так истинность или ложность тех или иных суждений не м.б. установлена если не известны условия места, времени..., в кот они сформулированы. Суждение, верно отраж объект в данных условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных обстоятельствах.(кипение воды при100 град). Каждый объект наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В силу этого наряду с обобщенным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред пределах. И так для люб истины. Что дает людям гарантию истинности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то более прочное. Критерий истинности находили и в правильности ее формального вывода, неверность такого подхода продемонстрировал Гедель в теореме о неполноте логик. Выдвигался и такой крит истины, как общезначимость: истинно то, что соотв мнению большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет. Сущ и прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.( полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные. Крит истины закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истинность, т.е. действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего содержания. В кач критерия истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в опосредованной форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно сказать, что логика - это опосредованная практика. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух культуры. Нельзя забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы то ни было представление, знание. " Атом неделим" - так считалось много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей. Однако она постоянно развивается, совершенствуется. В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве. Таким образом, обобщая, концепции истины: --- соответствия. Истина есть форма соотнесения психики суб и об. --- когерентная. Где есть многозвенные истинные высказывания, там и формальные правила выведения их и истинности. --- прагматическая. Критерий практики, истина как работоспособность и полезность заключенных в истине идей. Истина одновременно суб и об. Современная трактовка истины включает след моменты. 1) понятие действительность трактуется как объективная реальность из явлений и сущностей; 2) в понятие действительность входит и субъективная реальность, и духовная реальность; 3) познание, его результат - истина и объект познания понимаются как неразрывно связанные с практикой, истина воспроизводима на практике; 4) истина не только статичное, но и динамичное образование, истина есть процесс. Объективная истина имеет три аспекта: 1) бытийственный --- фиксация в ней бытия, предметно-субстрактного и духовного. При этом истина обретает собственное бытие. 2) аксиологический --- нравственно-этическая ее наполненность, ее ценность для морали и для практики человека. Человек, не могущий найти выход из противоречия и найти истину, мучается в безысходности. Приравнивается к любви, нраву и воле. 3) праксеологический --- истина связана с практикой.
[30]. Понятие " общество". Основные философские концепции общества в истории философии. Историософия ХХ века (основные подходы).
Чел. о-во - это высшая ступень развития живых систем, главные эл-ты кот. люди, формы их совместн. деят-сти, прежде всего труд, продукты труда, разл. формы собственности и вековая борьба за нее, политика и гос-во, совокупность разл. институтов, утонченная сфера духа. Жизн. основа потока обществ. жизни - труд. Объединение людей в целостную систему происходит независ. от их воли: естеств. факт рождения с неизб. включает ч-ка в обществ. жизнь. Законы развития о-ва - это объективн., существ., необход., повторяющиеся связи явлений общ. жизни, хар-ие основную направленность соц. развития от низшего к высшему. Развитие: с увеличением матер. и дух. благ возрастают и потребности ч-ка. Специфика обществ. законов: 1) возникли вместе с возникновением о-ва и сл. невечны; 2) законы природы происходят, а законы развития о-ва делаются и проявляются в совокупной сознательной деятельности людей; 3) носят более сложный характер; 4) так же как и в природе в обществе закономерное (общее) действует через единичное, индивидуальное, случайное, в органическом единстве с ним. На каждом этапе развития действуют и общие законы, характеризующие устойчивое в истории, и специфические, проявляющиеся только в ограниченном историческом времени или пространстве. Общество характеризуется: 1) общностью территории проживания; 2) целостностью и устойчивостью(коллективное единство); 3) самовоспроизводство, самообеспечение, саморегулируемочть; 4) выработка системы норм и ценностей, лежащих в основе соц связей, определенным уровнем развития культуры. Уже Аристотель указывал, что ч-ка побуждает к действию интерес. Августин рассматривает общество, град земной, в свете града Божьего. В Новое время Гоббс и ЛОкк развивали концепцию общественного договора и договорную концепцию государства. Эта проблема играла огромную роль в размышлениях философов 17-19 в. Любой ч-к живет не сам по себе, он связан с другими людьми, поэтому он как частица класса, обществ. группы он связан с другими людьми одинак. условиями существования, сходным образом жизни и общностью интересов. В этом и происходит сведение интересов индивида к интересам общества. Гегель: " Интересы" двигают жизнью народов". Интерес существует объективно, независимо от того, осознан он или нет. Без учета всех интересов общества оно не смогло бы понять путей своего развития. Простая совокупность индивидов, понимавшихся как атомы. Чем более развиты индивиды, тем более развито и прогрессивно общество. Руссо, Вольтер, Гессинг. Гольбах и Гельвеций --- чел есть продукт соц среды, кот формирует не только навыки, но и характер, тогда для идеального общества необходимо изменить соц среду, институты, систему образования и воспитания. Социальная философия возникла в 20-40 гг прошлого века. ОГЮСТ КОНТ ввел понятие социология, рассматривал общество как целостный организм и система. Оно определяет развитие и деятельность составляющих его субъектов разного уровня. Социальная статика для объяснения структуры общ и социальная динамика для объяснения процессов функционирования общ.Его фил позитивна, так как опирается только на научные наблюдения. Сформулировал великий основной закон интеллектуальной эволюции чеорвечества. Общ и история прошли через три стадии. первая --- теологическая, в которой доминирует мифологическое сознание, на основе которого формир мораль, реш обыденные проблемы и тд. Вторая --- метафизическая, когда больше оперируется не воображением, а понятиями, метод познания ориентируется на познание реальных явлений. Третья, позитивная стадия есть доминирование научных наблюдений. Проблема прогресса решается на основе биологических и астрономических законов и интеллектуальная эволюция чел. Развитие общ есть закономерное и прогрессивное явление. Особая роль --- разделение труда и позитивная политика. Решение проблем гармонизации и достижение стабильности в обществе. Гармония есть гармония между частями и различными сферами жизни общ, наилучшее сочетание интересов отдельных личностей и соц слоев. Важное значение ---мудрые политические институты. СПЕНСЕР. Органическая школа в философии. проблема соотношения биологического и социального.Особая роль гос-ву как мозгу и церкви (душа). Торговля --- кровь, телеграф -- нервы. В эволюции момент интеграции (развитие от простого к сложному), дифференциации (от однородного к разнородному), возрастание порядка (от неопределенного к определенному). в ходе эволюции развивается значение коллективной деятельности и корпоративности. При этом общ должно служить интересам индивида, а не поглощать его. Решал вопросы гармонизации и стабильности. распад общ есть явление, обратное гармонии. Неэффективность правительства, армии, орг.Возрастание дезинтегративных тенденций. ДЮРКГЕЙМ. Продолжатель. Проблема взаимодействия чел и его соц среды. против индив и псих объяснения соц явлений, исходный момент анализа поведения людей читал общ. Проблема научного метода в исследовании соц явлений. Распространить рационализм. Изучал коллективное сознание в феноменах религии, право, мораль. Проблема социального здоровья общ и критерий, поз отличать болезненные состояния от здор. Трудности комплексного излечения.Коллективность есть основной фактор социальности, из которой напрямую вытекает общ природа и сознание. МАРКСИЗМ. Общ есть совокупность общ связей и отношений всех соц субъектов, что через систему общ отношений, условий мат производства, политич и соц институтов определяет содержание и направленность деят людей. Сведение индивид к социальному. Мат условия жизни и мат потребности и интересы соц субъектов определяют идеальные побудит силы. Проблема общ бытия и общ сознания. Определяющим является первое, а его основной частью явл производство мат благ, общ сознание, хоть и связано с быт, тем не менее относительно самостоятельно, имеет свою логику развития, обладает преемственностью и имеет колоссальное влияние. Делается шаг от стихийного к сознательному регулированию и направленности жизни общ. Психол направление. Натуралистический подход к общ --- от природы. Подчеркивается особая детерминирующая специфику общества роль географических (климат, пол иск, флора и фауна) и демографических факторов, биологии человека. ЛЕСТЕР УОРД.отец социологии США. Социальные силы есть суть психологические. В качестве изнач причины выступают желания субъекта, философия желаний. Первичные --- пища, тепло, продолжение рода. Вторичные --- моральные, творческие, эстетические, религиозные, формируются на основе первых. Желания--- двигатель общ, действуют неосознанно, стихийно. Даже если они осознанны, то плохо контролируются. Основной носитель коллективных стремлений есть государство. Сознательное воздействие на психические силы дает возможность придать развитию общ более совершенный характер. Психологический эволюционизм. ГАБРИЭЛЬ ТАРД. Проблема взаимодействия общ и личности. Полемика с Дюркгеймом. Для него основа всего является не общ, а человек. Движ силы в индивидуальной и групповой психике людей. Проблема соц психологии. Социальный организм есть по своей сути подражательный. ТИпа наследственности в биологии. Самые лучшие изобрет и деяния приоб множество повторений в геометрической прогрессии. Три основных закона: 1) закон повторения, то есть усвоения и воспроизведения новшеств; 2) закон оппозиции, борьба старого и нового; 3) закон приспособления, то есть адаптации к изменениям. Изменения ведут не к унификации, а к обогащению. ПАРЕТО. Логическо - экспериментальный способ исследования соц явлений. Все должно базироваться на точных эмпирических данных. Роль социологии в обосновании соц связей и зависимостей соц явлений. Соц действия делятся на логичные и нелогичные, неосознанные, инстинктивные. Они более естественны и составл основное содержание соц явлений. в психич импульсах видел источник социальной жизни. Закономерный характер деятельности людей определяет закономерный характер развития общ. Экономия должна изучать сторону жизни общ, связанную с частной или коллективной собственностью, другие науки --- другие стороны и законы, затем все соединяется и получается представление о путях совершенствования общ. Теория элит --- социальное неравенство обусловлено псих неравенством людей и их способностей. Элита добивается прав руководить и управлять. Например, в политической элите есть львы и лисы, нужные каждый в своей ситуации. постоянная циркуляция элит. НАРОДНИКИ ЛАВРОВ И МИХАЙЛОВСКИЙ.Субъективный метод, Единственный смысл истории в развитии нравственного идеала. Основная задача в изучении целей и нрав идеалов личности. Социология фикс и изучает факты солидарности между людьми, условия ее упрочения и ослабления. Правда-истина и правда-справедливость. основной двигатель истории - герои, толпа легко подчиняется вождям, теряет независимость. личность определяет развитие культуры и общ Боролся со Спенсером, говоря о соц обусловленности соц явлений. НЕОКАНТИАНСТВО. Риккерт и Вильденбанд. Суть соц философии в изучении истолкования исторических событий. Наука об общ и культуре сильно отличается от естеств наук, первые ищут общие законы развития природы, а наличие законов в общ отрицали. Задача объяснить отдельные факты, каждый из которых имеет причину и следствие, но это уникальные явления, которые не повторяются. Науки о природе --- номотетическоое, обобщающее мышление, общ науки --- мышление идеографическое, индивидуализирующее, уникальное. историк есть в некотором смысле художник. в качестве руководящего принципа объяснения могут выступать ценности, надысторический и социальный характер и сущность которых образует трансценденциальный мир. При этом по мере осознания исходящих от них идей люди вырабатывают ценностные установки и требования, которыми руководствуются в повседневной жизни. Абс ценности --- путеводная звезда. воплощаются в общ сознании.Основа истории общ --- духовное начало. ВЕБЕР МАКС. Соц фил изучает прежде всего деят и повеление людей. Схема социального действия. это система осмысленного и целенаправленного взаимод людей. каждый частично запрограммирован соц установками, но имеет альтернативы, оценивает их и выбирает. 4 типа соц действия: 1) аффективное --- стремление к удовлетворению страсти; 2) традиционное --- подражание образцам поведения; 3) ценностно-рациональное --- ориентируется на веру в самодостаточность нек ценностей, на основе чего выр программа действий, сами ценности могут приниматься некритически; 4) целерациональность ясность сознания цели. Ценность есть не надысторическое, а сложившееся в результате исторической эпохи направление интереса. Концепция идеальных типов. Это есть модель того, что наиболее полезно и отвечает его интересам в данный исторический момент. Это и есть рел, эст и др ценности, сущность оптимальных общ состояний. своеобразный ориентир или критерий, исходя из которого вносятся изменения в общ жизнь, но он не совпадает иногда противоречит реальному состоянию дел. Ид типы есть соц значимые явления. В ходе историч процесса возрастает осмысленность и рац действий людей. ТЕОРИЯ КРУГОВОРОТА ЛОКАЛЬНЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. ШПЕНГЛЕР, ТОЙНБИ.Развитие народа есть развитие его культуры, типы их могут быть разнородны и даже противоположны. нЕт ничего общечеловеческого, в тч и исторического процесса. Каждая культура есть неповторимое, уникальное и замкнутое образование. Цивилизация есть смерть культуры. Подробнее в др вопросах. Тойнби --- нельзя сравнивать экономические и др системы в современных странах. Единство истории - ложная посылка о линейности развития. Проблема вз личности и общ в центре любой цив. Развитие осущ благодаря порывам гениев, преодол инертность и враждебность соц окружения. Распад общ --- вертикальный (на мелкие общества и гос) и горизонтальный (классы и соц группы). в этом случае поток соц жизни становится неконтролируемым, спасение в гении и законе бога, который он реализует. ПИТИРИМ СОРОКИН. Строит соц по принципу естественных наук. Нельзя вмешиваться субъекту с моральной или нравственной установкой. Надо изучать реальной взаимод, выступил против монизма духовного или материального. Делил на соц аналитику (структура соц явления), соц механика (или соц физиология, процессы поведения и взаим людей), соц генетика (разв соц жизни, ее структур и институтов). Все может быть разложено на вз двух или большего числа людей. Это и есть непосредственный предмет изучения. малые группы. Кроме того, все общ делится на соц слои --- страты, разл по доходам, образ и тд.Переход из слоя в слой --- социальная мобильность, горизонтальная - из города в деревню, профессия и уровень доходов тот же. Вертикальная - высший слой в низший.Проблема социального равенства, соотношение доходов с трудом. Противник революций, решение вопросов на уровне разумного управления.Зап общество переживает кризис при рождении новой культуры. Идея когеренции кап и коммун, третье интегральное общ. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И СТРУКТУРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ. Эмпир психология исследует частные стороны, дает практический советы в обл малых групп.Климат в коллективе и тд. Анализ на основе эмпирики рассматривает общ как целый организм и исследует возможности стабилизации общ. термин отклоняющее поведение Уровни орг общ систем: 1) отдельные чел индивиды, тут теория соц действия Вебера; 2) коллективы, где орг в соответствии со своими соц ролями; 3) соц институты; 4) общ как целостная система. Для равновесия недопустима резкая классовая дифференциация. Социобиология. фрейдизм и неофрейдизм. Юнг. Технологический детерминизм. Наука и техника стали основным и доминирующим фактором в развитии общ.Теория единого индустриального общ, стадий роста, нового индустриального общ, постиндустр общ, сверхиндуст общ, технотронного общ. 1 технологическая рев --- открытие пара, вторая --- электричество и химия, третья - компьютер. Соответственно доинд, индустр и постинд общества. Сейчас сосущ все.Соответственно разная псих и культура.
[31]. Человек как индивид, индивидуальность и личность. Проблема свободы и ответственности личности. Индивид --- единичный представитель человечества, безотносительно к его реальным или антропологическим особенностям. Родившийся реб - индивид, но не личность, так как не обладает индивидуальностью. Индивид стан личностью по мере того, как перестает быть единицей чел рода и приобретает относительную самостоятельность. Ин есть существо общественное и всякое проявление его жизни яв проявлением общ жизни. Это понятие общеродового признака. Он безличен. Начиная высказывать какие-то качества, мы начинаем выделять группы. Чем понятие конкретнее, тем оно богаче по содержанию и меньше по объему. В конце мы придем к единственному представителю чел рода, персонификации. Это и есть личность. Индивидуальность --- неповторимый, самобытный способ существования конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности. личность социальна по сути и индивидуальна по способу выражения. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, особый жизненный путь, по происхождению и форме носит инд характер. Сущность индивидуальности раскрывается в самобытности индивида, его способности быть собой в рамках окр соц среды. В развитии индивидуальности важна роль врожденных качеств и способностей, но она опосредована соц факторами.индивидуальность есть целостная система, диалектического взаим качеств общих, типических (общечеловеческих природных и соц признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимость телесных и психических характеристик).Индивидуальность есть высокая ценность, так как их многообразие, состязательность представляет собой условие прогресса. Индивидуальность меняется в процессе жизни чел. В настоящее время сущ 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие соц роли человека. Эта концепция однако не позволяет раскрыть внутренний мир чел, фиксируя только его внешнее поведение, кот не всегда отражает сущность чел. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц норм. Личностные кач чел в таком случае есть производное от его соц образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность формир в процессе деятельности, общения. Иначе говоря, формир ее в сущности есть процесс социализации индивида. Этот проц требует от чел продуктивной активности, выраж. в постоянной корректировке своих действий, поведений, поступков. Это вызывает необходимость развития способности самооценки, что связано с развитием самосознания. Самосознание и самооценка в совокупности образуют тот основной стержень личности, вокруг кот складывается неповторимая специфика личности. При этом только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Чел может строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, может быть обнаружено только в деле. И именно по нему другие люди могут оценить его личность.Соц-деятельная сущность лежит в основе социализации инд, в процессе которого и формируется личность. Социализация есть процесс усвоения социального опыта, через включенность в жизнь общ. Соц осущ в филогенезе (формирование родовых св-в и качеств человечества) и онтогенезе (форм конкретной личности). Лич --- всегда в процессе формирования, застывшая лч есть деградация. Личность есть совок трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия соц факторов и ее психосоциального ядра - " Я". Это Я определяет характер психики чел, сферу мотивации, способ соотнесения своих интересов с общественными, уровень притязаний, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же явл основой формир соц чувств человека: собств достоинства, долга, ответственности, совести, справедливости... Субъективно, для индивида, личность выступает как образ его Я - он то и служит основой внутр самооценки и представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, будущем, каким он хотел бы быть. Человек как личность есть процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности явл мировоззрение. Человек вопрошает себя: кто я? зачем я? в чем смысл моей жизни? Только выработав то или иное мировоззр, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознано, целенаправленно действовать, реализуя свою сущность. Одновременно с формир личности складывается и характер личности - психолог стержень человека. " Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность" - Гегель. Слово характер как правило означает меру личностной силы, т.е. силу воли. Люди с сильной волей обладают сильным характером. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов. Если же характер чел разменивается на пустые и мелкие цели, то он переходит в упрямство. Инди |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 710; Нарушение авторского права страницы