Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1 Философия, ее предмет и место в культуре человека.



  1. Философия как мировоззрения. Понятие мировоззрения и его исторические типы: Мифология, религия, философия.
  2. Философия как наука как форма духовной жизни человека. Предмет философии. Категориальная природа философского знания. Философия и другие науки.
  3. Структура философии: онтология, гносеология, социальная философия, антропология, логика, этика, эстетика.
  4. Функции философии: мировоззренческая, методологическая, ценностная, критическая, прогностическая.

 

Тема 2 Философия Древнего мира.

  1. Древнеиндийская философия:

I. Основные принципы: космизм, экологизм, акультизм

II Основные школы: веданта, йога, чья, вайшешика, санкхья, миманса, джайнизм, буддизм, чарвака.

  1. Древнекитайская философия:

I. Характерные черты: натурализм, социальность, авторитетность

II. Основные школы: даосизм, конфуцианство, моизм, школа имен.

  1. Особенности философии Древнего Востока

I. Недиференцированность.

II. Преднаучность.

III Несистематизированность знаний о мире и человеке.

 

Тема 3 Античная философия.

1. Начальный этап античной философии – поиски первоосновы мира. Философские школы: Милетцы, Элеаты, Атомисты, Диалектика Гераклита.

2. Новый взгляд на философию: Софисты, Сократ.

3. Классический период философии: Платон, Аристотель.

4. Эллинистический период античной философии: Эпикурейцы, Стоики, Скептики, Эклектики, Неоплатоники.

5. Характерные черты античной философии (космоцентризм, универсальность ) и ее место в культуре человека.

 

Тема 4 Средневековая философия.

1. Теоцентризм – как новый принцип философии.

2. Патристика (Августин)

3. Схоластика (П. Абеляр, Боэций)

4. Ф. Аквинский и его роль в средневековой философии.

5. Основные понятия: душа, тело, вечное, временное, предопределение и свобода. Природа общих понятий – номинализм и реализм.

Тема 5 Философия эпохи Возрождения.

1. Основные понятия: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.

2. Проблема человека как индивидуальности (Эразм Ротердамский)

3. Натурфилософия (Н. Коперник, Дж Бруно)

4. Диалектика (Н. Кузанский)

 

Тема 6 Философия Нового времени ( XVII-XVIIIв.в)

1. Место гносеологии и методологии в философии.

2. Эмпиризм (Ф. Бэкона) и рационализм ( Р. Декарт) в познании.

3. Новая картина мира ( Г. Лейбниц)

4. Пантеизм Б. Спиноза

5. Эмпирико-сенсуалистические направления 17в. ( Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм.)

Тема 7. Классический этап философии Нового времени

1. Основные понятия: бытие, рациональность, активность, познание, человек. Принцип тождества бытия и сознания.

2. И. Кант: учение о познании и нравственности. Категорический императив.

3. Гегель: идеалистическая система и диалектический метод.

4. Л. Фейербах – антропологический материализм. Понятие: человек, мораль, религия

5. Марксистская философия: диалектический и исторический материализм. Учение о познании, человек и общество.

 

Тема 8 Современная западная философия.

1. Новые типы философствования: сцеентичесикй и антропологический.

2. Позитивизм (О. Конт) и неопозитивизм (Л. Витгенштейн) – философия науки. Постпозитивизм (Т. Кун. И. Лакотос)

3. Иррационалистический антропологизм (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А Бергсон)

4. Экзистенциализм - философия существования.

5. Современная философская антропология (М.Шелер, А. Гелен) о сущности человека.

6. Герменевтика и структурализм как методы познания.

7. Неотомизм – современная религиозная философия. Божественная природа человека и общества.

 

Тема 9 Русская философия.

1. Русская идея: славянофилы и западники о путях развития России.

2. Основные понятия русской религиозной – идеалистической философии: соборность, всеединство, София, космизм

3. Проблема « Запад-Восток – Россия» в русской философии

 

Тема 10 Учение о бытии (онтология)

1. Основные понятия: Бытие, небытие, ничто.

2. Материя ее структура (вещество и поле) и ее свойства. Движение, пространство, время. Определение материи в марксизме.

3. Картина мира: объединенное, религиозное, научное, философское.

4. Многообразие бытия и проблема единства мира. Материалистическая, и идеалистическая трактовка.

 

Тема 11 Учение о развитии

1. Понятия развития. Развитие и прогресс.

2. Диалектика и метафизика – две концепции развития. История метафизического метода. (Ф. Энгельс « Диалектика природы»)

3. Понятия: Диалектика, эклектика, софистика, схоластика.

4. Законы, принципы и категории диалектики. Источник развития, цикличность и поступательность развития. Детерминизм и индетерминизм. Принцип системности.

 

Тема 12 Природа человека и смысл его существования.

1. Человек как родовое существо, подходы к его объединению в истории философии: материалистические и идеалектические, биологические и социальное.

2. Природа человека. Биологическое и социальное в человеке. Дух, душа, телесность.

3. Понятия: индивид, личность, индивидуальность. Личность и общество. Индивидуальность и мир. Индивидуальность и творчество.

4. Понятие свободы. Свободы внешняя и внутренняя. Свобода как « произвол» и как познанная необходимость.

5. Человек как смысл жизни. Жизнь, смерть и бессмертие. Человеческая судьба.

 

Тема 13 Учение об обществе (социальная философия)

1. Понятие общества как социальной системы натуралистические, идеалистические и материалистические концепции. Структура общества и его системность.

2. Общество как политическая система. Государство, его признаки и функции. Государство и гражданское общество.

3. культура и цивилизация, пути их взаимосвязи. Формация и цивилизация.

4. Исторические развитие общества. Общественный прогресс и его критерий. Роль личности в истории. Двигательные силы развития общества.

Развитие общества: 1) как одноправленное движение

2) как циклическое движение

«Осевое время» К. Ясперса и направленность истории. Ф. Фукуяма – « конец истории».

Тема 14 Ценность как способ освоения мира (аксиология)

1. Понятие ценностей и их природы. Аксиология как теория ценностей. Материальные и духовные ценности, человек как высшая ценность.

2. Нравственные ценности. Этика, мораль, нравственность. Добро, долг, совесть как нравственные ценности.

3. Эстетические ценности. Эстетическое сознание ценностная характеристика эстетических понятий. Роль искусства в формировании эстетического сознания личности.

4. Религиозные ценности. Специфика религиозного сознания. Понятие веры и ее религиозный смысл. Антиномия веры и разума. Ценность религии в духовных поисках человека.

Тема 15 Проблема сознания

1. Понятие сознания как духовной реальности сознание как свойство человеческой психики и как отражение бытия. Мозг, психика. Интеллект.

2. Проблема происхождения сознания. Роль труда и языка в возникновении сознания

3. Структура сознания. Разум, память, воля, эмоции. Язык и мышления. «Язык» животных и язык человека. Искусственные языки. Сознательное и бессознательное.

4. Сознание и самосознание. Общественное и индивидуальное сознание. Дух и душа как свойства сознания.

5. Функции сознания. Активность сознания. Познание и преобразование бытия, отражения и творчество. Самопознание и саморегуляция.

 

Тема 16 Познание (гносеология)

1. Познание как взаимодействие субъекта и объекта. Понятие: субъект, объект, познание. Знание и вера. Познание и творчество. Понимание и объяснение.

2. Ступени познания. Чувственное и рациональное познание и их формы. Роль интуиции в познании.

3. Понятие истины. Формы истины. Абсолютное и относительное в истине. Критерий истины. Практика как критерий истины.

4. Многообразие форм познания: научное и вненаучное, объединенное и теоретическое мифологическое и религиозное, художественное, герменевтическое, паранаучное познание.

Тема 17 Научное познание

1. Наука или вид духовного производства. Особенности научного познания. Системность как признак научного познания.

2. Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы и формы научного познания. Научный факт, гипотеза, теория. Научное предвидение. Социальное познание и его особенности. Социальное прогнозирование.

3. Научные революции и рост научного знания (Т. Кун, К. Поппер) Роль личности ученого в познании. Этика и наука.

 

Тема 18 Философские проблемы науки и техники.

1. Понятие науки. Наука как система знаний, как особый вид деятельности и как социальный институт. Проблема классификации наук. Функции науки: познание, выработка картин мира, прогнозирование.

2. Основные модели развития науки (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд) Роль творческой индивидуальности в науке.

3. Понятие техники. Исторические этапы ее развития. Социальная роль техники: преобразование природы и общества. Проблема технократического детерминизма. Понятие информационного общества техники и человека. Техника как сущность человека (М. Хайдеггер, А. Гелен) и как отчуждение человека ( К. Ясперс, Н. Бердяев)

4. Научно – технический прогресс и его современные проблемы. Проблема гуманизации современной науки и техники

 

Тема 19 Будущее человечества (философский аспект)

1. Современная цивилизация и ее противоречия (Духовность и потребительство, личность и общество, индивидуальность и индивидуализации)

2. Глобальные проблемы современной цивилизации (экологическая, сырьевая, энергетическая и др.) и пути их решения.

3. Новые сценарии будущего общества: информационное общество, коэволюция

Природы и общества, ноосферная цивилизация.

4. Взаимодействие цивилизаций на основе культурных ценностей и сближения различных культур – путь движения человечества к единой (планетарной цивилизации).

 

 

XI. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

МОДУЛЬ 1. ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ.

 

Изучение истории философии раскрывает процесс зарождения и становления философской мысли в истории человечества. Поэтому изучение истории философии есть необходимый шаг к изучению философской теории.

Западная философия начинается с VI в до н.э., т.е. существует уже 2600 лет. За время ее существования были выдвинуты множество различных философских идей, возникли различные философские школы и направления, изучать которые необходимо исторически, в определенный временной последовательности, чтобы правильно понять их значение.

Во-вторых, здесь важно понять логику развития философской мысли, ее зависимость от развития науки и культуры, что позволит получить представление об особенностях различных философских школ и об исторических типах философии, о своеобразии философской мысли различных народов и различных эпох.

Так, особенность античной философии состоит в том, что она рождалась в противостоянии мифологии и в связи с формирующейся наукой. А средневековая философия развивалась в связи с религией.

Философия эпохи Возрождения испытывала мощное воздействие искусства и литературы, а философия Нового времени ориентировалась на науку. Отсюда особенность философии Нового времени – обоснование научных методов познания.

Важнейший вопрос истории философии – это вопрос о причинах возникновения философии как нового способа размышлений человека о мире и о самом себе. Как показывает история, философия возникает в древних обществах в период социально-экономического процесса, распада традиционного родового уклада жизни, когда понадобился новый взгляд на окружающий мир и на самого человека. Это произошло в VII-VI вв. до н.э. Этот способ мышления опирался уже не на обычаи и традиции, а на собственный разум человека.

Первой исторической формой философии явилась философия, возникшая в древней Индии, Китае и Греции одновременно. При этом важно иметь в виду, что собственно философия как целостная система знаний возникла в древней Греции. А в древней Индии и в Китае в это время складываются лишь предпосылки для этого. Философские взгляды здесь еще отрывочны, разрозненны. Это – изречения, афоризмы, отдельные высказывания и т.д.

При изучении античной философии главное внимание следует обратить на то обстоятельство, что она является началом современной западной философии, что основные проблемы последней имеют свои корни в античной философии.

Чтобы понять логику античной философии, необходимо выделить ее основные этапы: ранняя классика (от Милетской школы до Демокрита), средняя классика (от Сократа), высокая классика (Платон, Аристотель) и эллинизм (Эпикурейцы, стоики).

Особенностью средневековой философии является ее связь с христианством. Поэтому надо за ее религиозной формой разглядеть ее собственно философские проблемы: сущность бытия, свобода воли, соотношение веры и разума и др.

С 14 века начинается эпоха Возрождения, где основной интерес перемещается с религиозных ценностей к светским. Соответственно в философии Возрождения на первое место выходит сам человек и окружающая природа. Религия оттесняется на второй план. Ставка делается на человеческий разум, на связь философии с наукой. Природа понимается пантеистически (Бог разлит в природе).

С 17 века начинается философия Нового времени, основной задачей которой становится выработка новых методов научного познания. При ее изучении основное внимание следует обратить на связь капитализма в Западной Европе. Именно потребности капиталистического производства требовали участия человеческого разума, личной ответственности и инициативы, что нашло свое отражение в Философии этого периода. Первые философы Нового времени (Ф.Бэкон, Т.Гоббс и др.) были материалистами и ставили перед собой задачу выработки эмпирических методов познания.

В отличие от Ф.Бэкона, Р.Декарт подчеркивал роль разума в познании. Он является родоначальником рационалистического направления в философии Нового времени. Вместе с тем надо иметь в виду, что Декарт был дуалистом, т.е. признавал два самостоятельных начала мира – материальное и идеальное.

Б.Спиноза стремился преодолеть дуализм Декарта и создать монистическое учение о природе. При этом надо обратить внимание на то, что природу он трактовал пантеистически и считает, что в ней господствует абсолютная необходимость.

Особое место в философии Нового времени занимает Г.В.Лейбниц, который создал динамическую картину мира на основе своей «монадологии». Здесь важно понять суть лейбницевских «монад» - специфических единиц бытия, из которых соткан весь мир.

В 18 веке эмпирико-сенсуалистическое направление в европейской философии развивали английские философы Дж.Беркли и Д.Юм. При изучении их философии следует обратить внимание, что мир они трактовали как комплексы ощущений» человека, а Д.Юм считал, что он не познаваем.

В 18 в. во Франции складывается материалистические направление в философии (Д.Дидро, П.Гольбах, Ж.Ламетри и др.) представители которого расширяют круг обсуждающих вопросов, включая сюда вопросы бытия, морали искусства, литературы. Здесь важно понять связь французского материализма с эпохой Просвещения, с особенностями социальной жизни французского общества.

В рамках философии Нового времени выделяется немецкая классическая философия, которая образует собой особый этап ее развития (И.Кант, И.Г.Фихте, Ф.В.Шеллинг, Г.В.Гегель, Л.Фейербах). Главное в философии И.Канта – это теория познания и учение о морали. Его теория познания ставит в центр роль разума и его возможности в познании. Здесь необходимо связать его теорию познания с агностицизмом, из которого исходил Кант, а также с принципом априоризма. В его учении о морали человека главное – это понять его «категорический императив», т.е. особый направленный принцип, заложенный в человеке изначально. Наиболее крупным представителем немецкой классической философии является Гегель, создавший систему объективного идеализма, в рамках которой он разработал диалектическое учение о развитии. Здесь важно понять то новое, что сделал Гегель в развитии диалектики и ее ограниченности, возникающие из его идеалистической системы. Последним представителем немецкой классической философии был Л.Фейербах, который создал материалистическую философию, характерными признаками которой является антропологизм и метафизичность. Для понимания философии Л.Фейербаха важно понять ограниченность его философии: антидиалектичность и идеализм в понимании общества, морали, религии.

Гегелевская диалектика и материализм Фейербаха явились одной из причин возникновения марксистской философии, созданной в 40-х годах 19 в. К.Марксом и Ф.Энгельсом. При изучении марксистской философии важно понять также социально-экономические причины ее возникновения и ее конечное предназначение – быть теоретическим средством переустройства общества на коммунистических началах. Необходимо также выделить те ограниченности марксистской философии, которые обнаружились в современных условиях.

В 19 веке возникла русская философия, берущая свое начало в работах П.Я.Чаадаева. В ней выделились два направления – славянофилы (А.С.Хомяков, И.В.Кириеевский и др.) и западники (А.И.Герцен, В.Г.Белинский и др), которые предлагали различные пути развития России – «самобытный» и «западный». Начиная с 70 г. в русской философии возникает «философия всеединства», созданная Вл. Соловьевым и его сторонниками и последователями (С.Л.Франк, П.А.Флоренский и др.). В центре их внимания – идея создания на земле единого человеческого общества, основанного на единстве религий.

При изучении русской философии надо обратить внимание на ее связь с особенностями жизни русского народа. Отсюда станут понятными такие идеи русской философии, как соборность, софия, всеединство и др. Всех русских философов объединяет главный вопрос – вопрос об исторических судьбах России.

Современная западная философия 20 века объединяет в себе разнообразные концепции и направления. Среди них - неопозитивизм, феноменология, экзистенциализм, герменевтика, фрейдизм, современная философская антропология и др. Особенностью современного этапа западной философии является перенесение внимания с роли разума на иррациональные силы человека, с общества на отдельного индивида, на его подсознание, интуицию, волю и т.д. Изучение данного из указанных направлений требует прежде всего выделения их специфики, определения основной проблемы, на которой сосредоточено их внимание. Так, для неопозитивизма такой проблемой является язык науки, для феноменологии – является сознание, выражающее жизненный мир человека, для энзистенциализма – проблема существования человека, герменевтики – метод истолкования литературных текстов, фрейдизма – разработка метода, объясняющего феномены психической жизни и т.д.

 

МОДУЛЬ 2. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

 

Второй раздел философии – это логическое, систематическое изложение проблемы философии с помощью философских категорий и принципов, Это требует от студента другого способа мышления, не исторического, а логического.

Исходный философской проблемой является проблема бытия и формы его проявления – материальная и духовная, материя и сознание.

В теме «Учение о бытии» основными вопросами являются: бытие, материя, движение, пространство и время, изучение которых предполагает выяснение различных точек зрения на их сущность, существующих в философии. Выделение различных концепций бытия послужило основанием возникновения различных картин мира (обыденная, научная, религиозная).

Тема «Учение о развитии» - раскрывает бытие в его движении, изменении. Здесь важно понять два противоположных подхода к развитию – диалектику и метафизику. Диалектика имеет свои законы, принципы и категории, для изучения которых необходимо обратиться прежде всего к Гегелю, который разработал их на идеалистической основе, а также к Марксу, который их переработал с позиций материализма. Вместе с тем необходимо рассмотреть и взгляды К.Поппера, выступившим против диалектики Гегеля. Важнейшим принципом диалектики является детерминизм как общий принцип бытия. Его изучение требует выделить формы детерминизма и его роль в общественных и естественных науках.

Тема «Природа человека и смысл его существования».

Здесь исходным началом в изучении проблемы человека является вопрос о природе человека, об истоках его формирования о различных концепциях человека в философии (объективистские - биологическая и социологическая и субъективиские – психоаналистическая и экзистенциональная).

Далее, необходимо выделить понятия о человеке: индивид, личность, индивидуальность и их место в структуре человека. Это позволит понять различные роли человека в обществе, а также смысл его собственной жизни и его собственную судьбу. Отдельно надо выделить вопрос «Личность и общество», в рамках которого надо осмыслить роли и функции личности в обществе, роль личного начала в истории. Здесь же возникает проблема свободы и ответственность личности, которую необходимо понять через взаимосвязь человека с окружающим миром: свобода как «познанная необходимость» и свобода как «произвол», свобода как независимость от внешних влияний и свобода как средство деятельности в мире.

Тема «Учение об обществе (социальная философия)».

Общество является объектом изучения многих социальных наук. Философия изучает общество в целом, как социальную систему, способную к самоорганизации и саморазвитию.

В качестве социальной системы общество имеет свои специфические признаки и вои законы, отличающие его от природы. Изучение общества целесообразно начинать с выявления этих принципов и законов, а также с подходов построения теоретической модели общества. Далее необходимо определить структуру общества, которая включает в себя: экономическую, социальную, политическую и духовную сферы его бытия. Важную роль в познании общества играют такие понятия как формация и цивилизация, выступающие методами его познания.

Для познания общества важное значение имеет исторический подход, который раскрывает его движение по пути прогресса.

Здесь важно выделить, существует ли общий путь развития человеческого общества и какова роль необходимости и случайности, роль отдельной личности и масс в истории.

Развивается ли общество одно направленно, или его движение «циклическое». Что такое «осевое время» К.Ясперса в понимании направленности истории.

Тема «Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология).

Проблема ценностей – это проблема практически духовного отношения человека к миру. Для ее изучения необходимо раскрыть понятия ценности как блага, установить роль оценки и нормы в ее понимании.

Вместе с тем крайне важно установить природу ценностей, выяснить причину их появления. Здесь мнения авторов расходятся. Одни считают их природу общественной. Другие видят причину ценностей внутри личности, либо в самих свойствах предметов и т.д. Это надо иметь в виду и при изучении роли ценностей в жизни человека и общества.

В мире существует многообразие ценностей. Поэтому важно изучить их классификацию. Здесь в качестве основных ценностей выделяются: моральные, эстетические и религиозные ценности. Студенту надо изучить их специфику, их характерные признаки и их роль в жизни человека.

Тема «Проблема сознания».

Сознание – наиболее существенное свойство человека, имеющее свои объективные и субъективные предпосылки. Поэтому его изучение предполагает раскрыть сознание как субъективную реальность, как свойство человеческого мозга и как отображение бытия. В вопросе происхождения сознания необходимо выделить роль труда и языка, а также роль генетических изменений индивидов, приведших к превращению обезьяны в человека. Сознание имеет сложное строение. В связи с этим его изучение предполагает выделить его структурные элементы: разум, чувства, волю, сознательное и подсознательное, а также общественное и индивидуальное сознание, сознание и самосознание и их роль в жизни человека. Наконец, необходимо выделить основные функции сознания: познание мира и самопознание человека, преобразование бытия, а также управление, социальный прогноз и др.

Тема «Познание (гносеология)».

Познание – это специфический процесс постижения мира человеком. Оно включает в себя различные формы постижения бытия: отражение, «конструирование», объяснение, понимание и т.д. Его изучение предполагает, прежде всего, раскрыть структуру познавательного процесса, которая включает в себя объект, субъект и средства познания. Познание включает в себя две ступени познания: чувственную и рациональную (логическую).

В связи с этим важно изучить их особенности и их формы (ощущения, восприятие, представление и понятие, суждение, умозаключение). Целью познания является получение истины. Здесь необходимо усвоить понятие истины, ее формы: объективная, абсолютная, относительная истины. Важнейший вопрос теории истины – ее критерий. В философии существуют различные критерии истины: практика, интуиция, верификация, фальсификация, «экономия мышления» и др.

Тема «Научное познание».

Научное познание – это особый вид познания, отличающийся своими средствами и своим объектом познания. Поэтому изучение научного познания предполагает прежде всего выяснить критерий научности.

Научное познание включает в себя два уровня: эмпирический и теоретический и соответственно различные формы и методы познания. Студент должен изучить эти формы и методы и их роль в научном познании.

Тема «Философские проблемы науки и техники».

Прежде всего, необходимо уяснить себе понятие науки и техники. Наука – это сложное образование. Она предстает перед нами как определенный социальный институт, организующий деятельность ученых для получения системы теоретических знаний об окружающем мире. Для этого необходимо изучить такие вопросы, как классификации наук, их внутренняя интеграция и дифференциация, модели развития современной науки (К.Поппер, Т.Кун, И. Локатос, П.Фейерабенд). Важно также понять функции науки, к которым относятся: познание, прогнозирование, выработка научных картин мира, Особую актуальность приобрели этические проблемы современной науки.

Техника – это система искусственных органов в деятельности человека. Она имеет исторические этапы своего развития, которые необходимо изучить прежде, чем изучать ее роль в жизни человека и общества. Необходимо также уяснить себе суть и следствия технократического детерминизма для понимания путей развития современного общества.

Тема «Будущее человечество (философский аспект).

Кризис современной техногенной цивилизации ставит вопрос о перспективах развития, о новом информационном обществе. В связи с этим необходимо понять причины этого кризиса, состоящие в падении ценностных ориентиров потребительского общества, и породившие глобальные проблемы современности. Студент должен знать классификацию глобальных проблем и предлагаемые пути их разрешения, а также возможные сценарии будущего, предлагаемые в современной литературе.

 

 

XII МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ:

3.1. Планы семинарских занятий

Тема 1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества.

4. Понятие мировоззрения и его исторические типы: Мифология, религия, философия. Философия как специфическая форма мировоззрения. Мировоззрение и картины мира. Мировоззрение общества и мировоззрение индивида.

5. Философия как наука. Предмет философии. Особенности философского познания мира. Взаимосвязь философии и других наук.

6. Структура философии. Основные компоненты философского знания. Функции философии. Философия как теория и методология культуры.

Литература.

Вольф Р.П. О философии. М., 1996.

Вундт Г.В. Введение в философию. М., 1998.

Илькнков Э.В. Философия и культура., 1991.

Мамардиашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992.

Никифоров А.П. Природа философии. М. 2001.

Сознание и теория мировоззрения. М., 1992.

При изучении данной темы в центре внимания надо иметь в виду три главных вопроса:

1) философия как мировоззрение,

2) философия как наука,

3) внутреннее строение философии и ее функции.

Задача первого вопроса – выявить суть и особенности философии как теоретической формы мировоззрения. Во втором вопросе – это выделение предмета философии как общих законов мира в отличие от предметов частных наук. В третьем вопросе главное – функции, присущие философии. Основная литература указана в теме семинарского занятия.

 

Тема 2. Философия Древнего мира.

4. Зарождение философской мысли в странах Древнего мира – в Индии и Китае. Особенности восточного и западного стилей философствования.

5. Древнеиндейская философия, ее основные принципы (космизм, экологизм, альтруизм) и направления – ортодоксальные (веданта, йога, ньяя, вайшешика, санхья, миманса) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм).

6. Характерные черты древнекитайской философии (натурализм, социально-нравственный характер, ориентация на авторитет) и основные школы (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм, школа имен).

Литература.

Абрамов В.А. История философии Китая. Чита. 1996.

Бродов В.В. Истоки философской мысли Индии. М., 1990.

Древнекитайская философия. М., 1973.

Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке. М., 1989.

Мюллер М. Шесть систем индийской философии. М., 1995.

 

Здесь надо сначала выделить особенности философского мышления в Древней Индии и в Древнем Китае, и в связи с этим будет более продуктивным раскрыть основные философские школы и их связь с современной философией. Особенность индийской философии состоит в том, что она была ориентирована на отдельного человека и его бытие в мире, в то время как древнекитайская философия фиксирована на общество и его традиции.

 

Тема 3. Античная философия.

5. Поиски первоосновы мира (милетцы, элеаты, атомисты). Диалектика Гераклита.

6. Софисты – новое представление о философии.

7. Платон – открытие идеальной реальности.

8. Энциклопедическая философия Аристотеля.

Литература.

Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998.

Гомперц Т. Греческие мыслители. СПб, 1999.

Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

Целлер Э. Очерки истории греческой философии. СПб, 1996.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1991.

 

В данной теме в центре стоит проблема поиска первооснов мира и создание первых философских концепций мира. Среди них нужно основное внимание обратить на Платона и Аристотеля, которые составляют вершину древнегреческой философии. Поэтому для их изучения необходимо воспользоваться кроме литературы, указанной к теме семинарского занятия, работами Платона и Аристотеля.

 

Тема 4. Средневековая философия.

4. Теоцентризм – основополагающий принцип философии Средневековья.

5. Основные этапы средневековой философии: патристика (Августин) и схоластика (Боэций, Абеляр). Классическая философия Средневековья (Ф. Аквинский).

6. Основные проблемы средневековой философии:

Учение о бытии (принцип индивидуализации). Познание (соотношение веры и разума). Спор номинализма и реализма о природе общих понятий.

Литература.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Клонстон Ф.Ч. История средневековой философии. М., 1997.

Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

Философия средневековья. Хрестоматия. СПб, 1994.

Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

 

Особенность Средневековой философии состоит в том, что она была подчинена богословию, и поэтому могла обсуждать философские проблемы в религиозной форме. При этом она опиралась на основные идеи Платона и Аристотеля, придавая им религиозный оттенок.

Далее, необходимо рассмотреть Средневековую философию в динамике, в развитии. И здесь выделить и охарактеризовать два ее этапа – Патристику и схоластику, где в центре стояли такие вопросы, как соотношение души и тела, веры и разума, сущности и существования. Здесь особо важны работы:

а) Аврелий Августин «Исповедь», «Град Божий»,

б) Фома Аквинский «Сумма теологии».

 

Тема 5. Философия эпохи Возрождения.

5. Антропоцентризм философии эпохи Возрождения.

6. Гуманизм и проблема человеческой индивидуальности (Эразм Роттердамский, Ф.Петрарка).

7. Натурфилософия. Пантеизм (Н.Коперник, Дж.Бруно, Г.Галилей).

8. Диалектические идеи (Николай Казанский).

Литература.

Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. СПб., 1991.

Ильин В.В. Философия средневековья и эпохи Возрождения. СПб., 1992.

Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991.

Соколов В.В. Европейская философия ХV-ХVII веков. М., 1999.

Философия эпохи Возрождения и реформации. Хрестоматия. СПб., 1996.

 

В философии эпохи Возрождения исчезает Бог как творец мира, и в центре человеческого земного бытия становится сам человек как высшая ценность. Поэтому на первом плане здесь оказываются вопросы гуманизма. Полезно изучить работы Петрарки и других гуманистов.

Вторая важнейшая проблема – проблема объяснения природы с позиций пантеизма. Здесь важны работы Н.Коперника, Дж. Бруно.

Третья проблема – это проблема развития, связанная главным образом с диалектическими идеями Николая Кузанского.

Из указанной литературы следует обратить внимание на хрестоматию: «Философия эпохи Возрождения и Реформации», где вы найдете тексты из произведений философов этого периода.

 

Тема 6. Философия Нового времени (ХVII-ХVIII вв).

5. Проблема научного метода в философии.

Эмпиризм (Ф.Бэкон, Дж.Локк) и рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза) в познании.

6. Обоснование новой картины мира (Г.В.Лейбниц).

7. Учение о природе, человеке и обществе во французском материализме.

8. Субъективная философия Дж. Беркли и Д.Юма.

Литература.

Ильин В.В. Философия Нового времени. СПб, 1993.

Кузнецов В.Н., Грязнов А.А., Меедовский Б.К. Западноевропейская философия ХVIII века. М., 1986.

Мир философии. М., 1991.

Соколов В.В. Европейская философия. ХV-ХVII веков. М., 1999.

Хесле В.Гении философии Нового времени. М., 1992.

 

В центре философии Нового времени встал вопрос о роли философии в выработке новых методов научного познания и новых теорий о мире и человеке. Здесь выделяются два основных направления – эмпиризм и рационализм, где были выделены индукция и дедукция в качестве основных методов научного познания. В социальной теории надо выделить новую теорию государства в учении «общественного договора» Т.Гоббса. В учении французских материалистов на первом плане – проблема человека и общества. Из указанной к теме литературы советуем воспользоваться книгой «Мир философии», часть 1, в которой сосредоточены тексты первоисточников, и что ценно – они распределены по темам курса.

 

Тема 7. Классический этап философии Нового времени.

5. Философия И.Канта. Априоризм как основа разработки новой теории познания. Учение о морали.

6. Идеалистическая система и диалектический метод Гегеля. Создание учения о развитии.

7. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Критика религии и идеализма. Учение о морали.

8. Марксистская философия. Новая концепция человека и общества. Разработка материалистической диалектики.

Литература.

Асмус В.Ф., Кант. М., 1975.

Бушуева В.В. Философия Х1Х века. М., 1994.

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986.

Гулыга А.В. Гегель. М., 1994.

Ильин В.В. Философия Нового времени (Х1Х век). М., 1994.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическ


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.145 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь