Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Лекции по курсу: «История искусств, архитектуры и градостроительства»



Лекции по курсу: «История искусств, архитектуры и градостроительства»

 

 

Часть 2: Античность

 

 

Харьков - 1999

.

 

ЛЕКЦИЯ N 3: АРХИТЕКТУРА И ИСКУССТВО ГРЕЦИИ ГОМЕРОВСКОГО

ПЕРИОДА И АРХАИКИ

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

 

1. Особенности архитектуры и искусства Гомеровского периода.

2. Архитектура Архаики. Дорический ордер. Его формирование и развитие. Основные сооружения Архаического периода в дорическом ордере, их особенности.

3. Ионический ордер, его происхождение и развитие. Основные сооружения Архаического периода в ионическом ордере.

4. Скульптура и вазопись Архаики.

 

 

1. Гомеровский период назван по имени первого в мире поэта – Гомера, автора известных эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», которые появились, предположительно, в IХ –VIII вв. до н.э. Этот период характеризуется общим упадком культуры, материальной бедностью. После дорийского завоевания в конце XII в. до н.э. города и дворцы микенской культуры были разрушены и, вместе с ними, была разрушена экономическая основа материальной культуры, прервались торговые и культурные связи с другими странами Средиземноморья. Каменное строительство практически прекратилось, в гробницах отсутствуют драгоценности и изделия художественных ремесел, формы керамики упрощаются, росписи становятся примитивными. В XIII – XII вв. до н.э. дорийцы обосновываются на Пелопоннесе и далее переселяются на острова Эгейского моря, Крит и Родос и частично – в Малую Азию. Ионийское население обособилось и осело в Аттике, на о. Эвбея и в Ахайе, некоторых островах Эгейского моря и в Малой Азии: в районе гг. Милета, Эфеса, Колофона. Восстанавливается родовой строй, письменность утрачивается до VIII в. до н.э. Отрасли производства, которые обслуживали узкую общественную прослойку правящей элиты, исчезают. Мастера покидают разоренную страну. С Х в. до н.э. начинается распространение железа, из него делаются топоры, резцы, ножи, удила, столярные инструменты. Постепенно оживают ремесла: кузнечное, гончарное, кожевенное, плотничное, ткацкое. Активно развивается торговое и военное кораблестроение. Общество Гомеровского периода было военной демократией, земля принадлежала общине полиса. Постепенно в обществе выделяется родовая знать – аристы («лучшие»), которые имели рабов и экономически зависимых крестьян. Среди них появляются базилеи – правители, способные сформировать из своих приближенных гвардию. Они были предводителями в войнах, жрецами, судьями. В управлении делами полиса участвовали также Совет старейшин и Народное собрание. Более высокий уровень развития был достигнут в Малой Азии и колониях на о. Сицилия (Сиракузах, Пестуме, Агригенте). Среди полисов в Аттике и на Пелопоннесе выделяются крупные ремесленно-торговые центры: Коринф, Спарта, Афины. В VIII – VI вв. до н.э. в Греции начинается новый экономический подъём, связанный с колонизацией новых земель и восприятием влияний восточных культур, а также – с развитием науки.

Древнейшие постройки Гомеровского периода относятся к IX-VIII вв. до н.э. Жилые дома строились на каменном фундаменте из дерева или кирпича-сырца. Они имели прямоугольную, овальную или круглую в плане форму. Главным помещением богатого жилого дома был мегарон с портиком перед ним. Внутри мегарона был очаг, над которым делалось отверстие в кровле. К нему пристраивались кладовые для запасов продовольствия и оружия. Пол был земляной. Женская половина находилась на втором этаже. Появились первые храмы, стены которых были выложены из грубого камня-известняка или песчаника. Иногда стены были глинобитными, что обусловило необходимость их защиты от сырости широкими свесами кровли. Покрытие было деревянным, кровля – стропильной с крутыми скатами. По планировке храм напоминал мегарон, т.к. мыслился как ”жилище бога”. Внутри находился очаг-жертвенник и деревянная или бронзовая статуя божества – ксоан. О внешнем облике храмов Гомеровского периода можно судить по глиняным моделям, найденным в гробницах г. Аргоса и у мыса Перахора. Некоторые храмы имели удлиненную форму главного помещения и апсиду эллиптической формы, где было выделено дополнительное служебное помещение.

К этому же периоду относится храм Артемиды Орфии в Спарте, план которого существенно отличается от мегарона: длинное главное помещение храма (которое позже получило название “наос” или “целла”) разделено центральным рядом деревянных колонн на два нефа. Эти колонны поддерживали длинный коньковый брус крыши. Снаружи перекрытие опиралось на два ряда столбов, поставленных вдоль боковых глинобитных стен, таким образом, освобождая непрочные стены от нагрузки. Алтарь был вынесен наружу. Такое оформление храма позволяло привлечь к религиозному культу большее количество людей. К VII в. до н.э. храмы такого типа стали более распространенными. Примером может служить храм в Фермосе, построенный над остатками более ранних сооружений типа мегаронов. Храмы с центральным рядом опор внутри целлы встречаются и в более поздний Архаический период уже в каменной стоечно-балочной конструкции, но они, очевидно, признаются неудобными из-за того, что интерьер оказывается разделенным по оси главного входа колоннадой, которая мешает восприятию его пространства. Поэтому интерьер целлы либо вовсе освобождается от опор, либо опоры делаются в два ряда ближе к продольным стенам. Внутри храмов стояли деревянные статуи богов – ксоаны.

В IX – X вв. в керамике существовал «протогеометрический стиль» - грубые формы бытовых сосудов с простой орнаментикой, нанесенной темно-коричневым лаком по светлому фону. Далее этот стиль развивается в «геометрический»: формы сосудов становятся более разнообразными, пропорции – более совершенными. Получили распространение как маленькие сосуды для благовоний, так и очень большие (выше 1, 5 м.) для установки над могилами для ритуальных возлияний. Поверхность сосуда разделялась на пояса, заполненные линейным орнаментом из геометрических фигур и их комбинаций. В VIII в. до н.э. между поясами орнамента появляются прямоугольные поля с изображениями стилизованных фигур людей и животных. Вазы с изображением сцен оплакивания умерших были найдены при раскопках Дипилонского кладбища в Афинах. По месту находки этот стиль был назван «дипилонским» («дипилонские сосуды»). Изображения людей силуэтные и носят условный, геометрический характер. Некоторые сосуды украшены объёмными фигурками животных на крышке или ручке. Сосуды «геометрического стиля» делались также из бронзы. Найдены были также небольшие бронзовые фигурки людей и животных, изображающие мифологических персонажей: Минотавра, Аполлона, Орфея, Кентавра. Некоторые фигурки имеют весьма примитивную форму, другие же удачно стилизованы.

 

2. С VIII в. до н.э. в Греции начинается экономический подъём. Активная колонизация, развитие международной торговли способствовало взаимовлиянию различных культур. На основе заимствованного у Финикийцев алфавита была создана греческая письменность, начинается чеканка монет, совершенствуются ремесла, развиваются науки: астрономия и геометрия. Ремесло керамики превращается в целую индустрию, гончары и вазописцы образуют влиятельную социальную группу, в экономически развитых полисах появляются специализированные ремесленные кварталы. Наиболее значительные школы керамики сформировались в Коринфе и Афинах.

В городах-полисах власть захватывают узурпаторы – тираны. Некоторые тираны, опираясь на поддержку ремесленно-торговых слоёв, создавали могущественные полисы и расширяли их (Сиракузы, Самос, Коринф, Афины), покровительствовали искусствам, активно занимались строительством: строили храмовые комплексы, общественные здания, инженерные сооружения (водопроводы, канализации, фонтаны). Постепенно власть концентрируется в руках небольшого круга должностных лиц – родственников тирана, что вызывает возмущение народа и стремление восстановить демократическое правление.

В VII – VI вв. до н.э. начинается активное каменное строительство, связанное с оживлением общественной жизни. Полисы соревнуются за первенство в общегреческом мире. Храмы строятся из дорогих сортов местного и привозного мрамора. Храм стал центром не только религиозной, но и общественно-политической жизни. Внутреннее пространство храма увеличивается, перед храмом организуется общественное пространство, где ставятся памятники в честь значительных событий в жизни полиса в целях воспитания патриотизма граждан. К концу Архаического периода в оформлении храмов активно применяется скульптура и цвет. Статуарные изображения божеств достигают 8-метровой высоты. Всё большее внимание уделяется внешним формам храмов. Входы обрамляются порталами. Скульптура и рельеф тематически раскрывают смысловое содержание храма, характер божества, которому он посвящен. Появились общественные и административные здания: дома для заседаний совета старейшин – булевтерии, пританеи - административные здания и дома симпосиев – для пиршеств. В это же время начинают формироваться комплексы общегреческих святилищ (теменосов) в Олимпии и в Дельфах, которые были религиозными, культурными и общественными центрами раздробленного на отдельные полисы греческого мира. В них проводились спортивные игры (олимпиады) и пифийские празднества. Комплексы святилищ складывались постепенно в течение нескольких веков. В их состав входило множество разнообразных зданий: храмы, сокровищницы, гостиницы, булевтерии, гимнасии, театры, стадионы и ипподромы, мемориальные сооружения и памятники героям и победителям в спортивных соревнованиях.

Главным достижением эпохи Архаики явилось формирование основных греческих ордеров: дорического и ионического. Зрелые формы их сложились постепенно в процессе достаточно длительного творческого поиска. Дорический ордер получил своё название от имени воинственного племени дорийцев, земли которых находились, в основном, в европейской части греческого мира, а также в италийских и сицилийских колониях. Архаический дорический ордер произошёл от деревянных стоечно-балочных конструкций храмов Гомеровского периода, его прототипами могли служить также формы критского ордера и каннелированные столбы древнеегипетских портиков периода Нового царства. Он имеет тяжеловесные пропорции и строгие формы. Его образ в художественной культуре греков ассоциировался с мужским началом. Греко-дорический ордер ещё не был ордером в полном смысле этого слова: он не имел строгих канонических пропорций и форм, таких, которые сложились в Риме, существовало множество вариантов форм этого ордера. Например, в архаическом храме Геры в Олимпии было 8 разновидностей форм дорических колонн. Но основные составные части и элементы его с тех пор существенно не менялись. Прежде всего, ордер характеризуется четким делением на несущие и несомые элементы, которые уже осмыслены тектонически: конструктивная логика поддерживается, выявляется пластическим языком форм. Те элементы и формы, которые были излишне изобразительными (например, оформление шейки колонны “листочками”, чрезмерно выпуклый энтазис ствола, слишком пологий и широкий эхин) к началу V в. до н.э. исчезают. Окончательно утверждается появившаяся ещё в Египте трёхчастность ордера, и она распространяется на все его составные элементы: стереобат, колонну, антаблемент, все элементы ордера получают своё название. Развитие форм греко-дорического ордера идёт в направлении увеличения пропорционального отношения высоты колонны к диаметру основания от 4, 5 до 6, 2. В римском каноне это отношение достигает 8. Кроме того, пропорции несущей и несомой частей ордера, которые в начале Архаического периода были равными, изменяются ближе к “золотым” отношениям (около 1: 3). В итоге развития пропорции фасада греческого храма приближаются к пропорциям человеческого тела.

В архаических храмах практически отсутствует закономерность в отношении количества колонн на торцевых и боковых фасадах. Иногда количество колонн на торцевом фасаде могло быть нечётным (5 или 9). Это бывало в тех случаях, когда целла храма имела центральный ряд колонн (например, “базилика” в Пестуме). Количество колонн на боковом фасаде могло втрое превышать количество колонн на торцевом фасаде, что делало пропорции храма и целлы очень удлинёнными. К концу архаического периода устанавливается закономерность в расчёте количества колонн на боковом фасаде, которую можно описать математической формулой 2n + 1 (где n – количество колонн на главном фасаде, обычно: 4, 6, 8, 10). Существовало также много вариантов форм целлы: она могла быть с антовыми стенками или без них, могла иметь или не иметь заднее помещение (опистодом).

Основные памятники Архаики в дорическом ордере уцелели, в основном, на территории бывших греческих колоний Италии и Сицилии. Это ансамбль храмов в Пестуме (Посейдонии), ансамбль в Селинунте, храм Зевса в Агригенте (Акраганте). Сохранились также руины архаического храма Геры в Олимпии, храма Аполлона в Коринфе, фундамент архаического храма Гекатомпедона на Афинском акрополе, сокровищница афинян в Дельфах. Архаические храмы на территории Аттики и Пелопоннеса были разрушены в ходе греко-персидских и Пелопоннесских войн.

 

3. Ионический ордер сложился на территории Малой Азии, населенной греками (Ионии). На его формы оказали влияние догреческие формы, сложившиеся в более ранних культурах этого региона: прототипические аналоги ионических форм встречаются в деревянной архитектуре островов Кипр и Делос, в Ахеменидском Иране, Мидии (так называемые “протоионические капители” в мидийских скальных гробницах, формы баз и каннелюр в персидских каменных колоннах). Отсутствие крупного строительного леса в этом регионе привело к измельчению форм антаблемента и деталей капители. Опасность землетрясений обусловила появление базы колонны, придающей ей большую устойчивость. Формы баз были очень разнообразны, иногда база превращалась в пластический декоративный элемент и оформлялась рельефом.

Основной отличительной особенностью ионического ордера является волюта - подушка с двумя спиралевидными завитками, помещенная между эхином и абаком. Эхин покрыт резным декором – иониками или овами (яйцевидными формами). Абак покрыт растительным резным орнаментом в виде листочков. Шейка иногда выделяется профилем (астрагалом), покрытым «бусами», иногда – полосой рельефного орнамента между двумя валиками. В период Архаики формы ионического ордера были очень разнообразны. Вначале фриз отсутствовал, вместо него проходил ряд зубчиков-дентикул, которые в деревянном варианте ордера являлись торцами мелких поперечных балочек перекрытия. Архитрав обычно делился на три горизонтальных части - фасции. Завитки волют имели значительные свесы над стволами колонн. Позже ордер приобрёл более стройные формы и стал ассоциироваться с женским началом: в этом ордере строились храмы, посвящённые женским божествам. Появился также и фриз, который был оформлен в виде сплошной ленты, часто покрытой рельефами, изображающими фигуры людей и животных. Этот фриз называется «зоофор» («несущий жизнь»). Архитрав, фриз и карниз заканчивались киматиями – профилями в виде каблучка или четвертного вала. Водосточный желоб сима имел профиль в виде гуська и был украшен резьбой. Храмы в ионичском ордере появились в Малой Азии в VI в. до н.э. и почти не сохранились. Самые известные из них: храмы Геры Самосской, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Милете - огромные диптеры по аналогии с сооружениями восточных деспотий. Длина их бокового фасада достигает 100 м., а глубина портиков – 18 м. Высота колонн храма Артемиды в Эфесе – 23 м. Они поставлены на цилиндрические пьедесталы, оформленные рельефными изображениями фигур. Этот храм был построен на средства самого богатого в то время в мире царя Лидии Креза и считался одним из семи чудес света. Высота ионических колонн была равна 8 нижним диаметрам ствола. В римском каноне она достигла 10.

В других вариантах ионического ордера встречаются колонны с пальмовидными капителями (сокровищница мессалийцев в Дельфах), а также опоры в виде женских фигур - кариатид (сокровищница сифносцев в Дельфах).

 

4. В период Архаики активно развивается монументальная скульптура. Именно в скульптуре воплощаются представления греков о прекрасном. Для Архаики характерна некоторая нескладность пропорций, геометризм форм, которые постепенно исчезают уже к концу VI – началу V в. до н.э. Изучение анатомических принципов строения человеческого тела, его пропорций и биомеханики, отличают работу греческих скульпторов потому, что для греков человеческое тело являлось воплощением космических законов гармонии и красоты.

С VII в. до н.э. появился обычай ставить в общественных местах статуи куросов – юношей атлетов. Иногда это были надгробия мужественных воинов или изображения Аполлона, несущего на плечах жертвенного теленка («мосхофоры»). Статуи эти напоминали египетские канонические скульптуры: они были фронтальными, левая нога – выдвинута вперед, хотя фигура статична. Было найдено около 200 подобных фигур. Наиболее ранние из них найдены на мысе Суний в Аттике близ Афин. Их пропорции весьма несовершенны, формы упрощены, на лицах изображена отстранённая полуулыбка. Все говорит об идеализации образа, отстранённости от реальности. Большое внимание уделено выявлению мышц, рост, как правило, преувеличен (до 2 - 2, 5 м.). Эти фигуры отражают идеал того времени – образ мужественного юноши-героя, защитника интересов своего полиса, в котором проявляются божественные черты. Недаром мифические герои были полубогами. К VI в. до н.э. скульптуры куросов становятся более реалистичными и пропорциональными, мастерство скульпторов заметно совершенствуется, хотя изобразить объёмную фигуру в движении для скульпторов представляется ещё сложным.

В VI в. до н.э. появляются и женские аналоги куросов – фигуры девушек-коры. Они ставились возле храмов, изображая жриц богини, или использовались в качестве опор ионического ордера. 14 таких фигур найдены при раскопках на Афинском Акрополе: архаические коры при постройке нового ансамбля были использованы в качестве фундаментных блоков для стен. Эти фигуры более совершенны, чем фигуры куросов. Предполагается, что они были сделаны мастерами из Ионии, где скульптурная школа была более древней, чем в Аттике. Фигуры кор были одеты в длинные, сложно драпирующиеся одежды. Многие из них сохранили следы окраски, иногда волосы окрашивались в зеленый цвет, что показывало неземное происхождение изображаемой девушки – спутницы богини Афины. Скульптуры кор украшались бронзовыми деталями: венками, пальмовыми ветками или фруктами, которые они держали в руке. На лицах кор изображалась загадочная улыбка.

Постепенно скульптура становится частью архитектуры: с VII в. до н.э. появляются рельефы в метопах и на фризах храмов. Сюжеты чаще всего военные. Встречаются одинаковые повторяющиеся в ряд изображения всадников, вооружённых копьями и щитами (храм в Принии). В этом тоже видно влияние восточных деспотий. Но очень скоро греки находят собственные композиционные приёмы сочетания скульптуры и архитектуры: композиции метоп становятся разнообразными, движения фигур – более сложными, чувствуется активное стремление к оригинальности сюжетов и поз. Каждый новый храм оформляется по-новому, каждый полис стремится «перещеголять» соседний. Греческая скульптура, в отличие от египетской пошла не по каноническому, а по творческому пути, и поэтому мастерство скульпторов в течение столетия достигло высокого уровня.

В начале V в. до н.э. скульптура Греции ещё остаётся по своему характеру архаичной, но уже преодолены статик и нескладность движений, появляются многофигурные композиции во фронтонах храмов. Разнообразные и динамичные позы фигур композиционно согласованы с тем пространством, в котором они находятся. В 480 г. до н.э. был построен храм Афины Афайи на о. Эгина, он был богато украшен цветными росписями и бронзовыми деталями. Во фронтоне этого храма располагалась скульптурная группа, изображающая сюжет Троянской войны. Главная фигура – фигура Афины – несколько крупнее других. Она фронтальная и стоит в центре композиции. У её ног лежит раненый воин, над которым склоняются спешащие ему на помощь друзья. Следующие за этими фигуры вписываются в треугольное поле фронтона: одни наклонены вперёд, занося копьё, другие упали на колено, последние, находящиеся в углу фронтона – лежат. На лицах сражающихся и умирающих воинов всё ещё изображается «архаическая улыбка».

В керамике Архаического периода появляются разнообразные мотивы росписей с изображением людей и животных. Формы ваз приобретают совершенство линий и пропорций, упорядочивается соотношение размеров орнаментальных поясов и полей с изображениями, мастера стремятся найти создать гармоничное единство формы вазы и изображения на ней. В период поздней Архаики искусство вазописи быстро совершенствуется, появляется так называемый «чернофигурный стиль»: роспись наносится черным или тёмно-коричневым лаком на терракотовый или жёлтый фон вазы. Фигуры силуэтны, детали процарапываются резцом, тело женских фигур окрашивается в белый цвет. Сюжеты росписей берутся из мифологии или произведений Гомера «Илиада» и «Одиссея». Гончары и художники-вазописцы часто подписывали свои произведения. В Археологическом музее во Флоренции находится знаменитый чернофигурный кратер – «ваза Франсуа», названная по имени нашедшего её археолога. На пяти поясах этой вазы изображено 9 мифологических сцен из 200 фигур. Размеры фигур постепенно увеличиваются от крайних поясов к среднему, где они расположены более плотно. Декоративные ручки увенчивают верхний пояс вазы мощными волютами. Имена авторов этой вазы – Клитий и Эрготим.

В конце VI в до н.э. появляются чернофигурные вазы, где изображение укрупнено и расположено в большом центральном поясе. Примером такого стиля может служить амфора аттического мастера Эксекия, на которой изображены герои Троянской войны Ахилл и Аякс, играющие в кости. Композиция росписи удачно согласуется с формой амфоры на основе выявления общего композиционного центра. В это же время появляется новый стиль вазописи – краснофигурный. Он представляет полный «негатив» чернофигурного: фигуры оставляются светлыми, а фон окрашивается в коричневый цвет. Это позволяет сделать фигуры объёмными, оторвать их от фона, лучше проработать кистью детали. Представителем этого стиля был мастер Евфроний, известна его краснофигурная пелика «Ласточка», сюжет росписи которой - радость людей, увидевших первую ласточку, символизирующую приход весны.

 


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

 


1. Гомеровский период

Храм Геры в Перахоре

3. Протогеометрический стиль

4. Геометрический стиль

5. Ксоан

6. Архаический период

7. Типы греческих храмов

8. Антовый храм

9. Простиль

10. Амфипростиль

11. Периптер

12. Псевдопериптер

13. Диптер

14. Псевдодиптер

15. Фолос

16. Целла (наос)

17. Опистодом

18. Дорический ордер

19. Стереобат

20. Стилобат

21. Ствол (фуст)

22. Каннелюры

23. Энтазис

24. Шейка (гипотрахелион)

Капитель

26. Эхин

27. Абак (абака)

28. Антаблемент

29. Архитрав

30. Фриз (триглифон)

31. Карниз

32. Метопы

33. Триглифы

34. Мутулы

35. Сима

36. Акротерий

37. Фронтон

38. Тимпан

39. Ансамбль храмов в Пестуме (Посейдонии)

40. Ансамбль храмов в Селинунте

41. Храм Аполлона в Коринфе

42. Храм Геры в Олимпии

43. Ионический ордер

44. База

45. Волюта

46. Ионики (овы)

47. Фасции

48. Зоофор

49. Киматий

50. Дентикулы

51. Кариатиды

52. Храм Артемиды в Эфесе

53. Сокровищница сифносцев в Дельфах

54. Храм Геры на о. Самос

55. Храм Аполлона в Милете

56. Курос

57. Кора

58. Чернофигурный стиль

59. Краснофигурный стиль

60. Эксекий

61. Евфроний

 


 

ПЕРИОДА

 

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

 

1. Аттика и Афины в V в. до н.э. Время правления Перикла. Строительство ансамбля Афинского Акрополя.

2. Основные сооружения ансамбля Афинского Акрополя, их композиционно-художественные особенности, синтез архитектуры и скульптуры

3. Градостроительство Греции V – IV вв. до н.э. Основные типы планировочных решений.

4. Особенности жилой архитектуры

5. Искусство Классического периода

 

1. К VI в. до н.э. материковая Греция представляла собой совокупность независимых полисов, которые то вступали в политические союзы, то воевали между собой. Наиболее крупными из них были Афины и Спарта. В Малой Азии греческие колонии превратились в богатые торгово-ремесленные центры. В это время в Азии мощная персидская держава захватывает всё новые территории. Во 2-й половине VI в. до н.э. персы захватили Малую Азию. В Афинах в результате политической борьбы складывается рабовладельческая демократия: главными органами управления были народное собрание – экклесия и выборный совет-буле. Спарта была олигархической республикой: во главе общины стояли два царя, власть которых была ограничена советом старейшин – представителей знати и коллегией эфоров. Народное собрание в Спарте не имело реальной силы.

В 492 г. до н.э. персидский царь Дарий I предпринял первый поход в материковую Грецию, но его флот попал в шторм, и 300 кораблей погибло. В 490 г. до н.э. персам удалось переправиться через Эгейское море, и они высадились в Аттике у Марафона. В бою у Марафона афинянам во главе с полководцем Мильтиадом удалось одержать победу. Через 10 лет новый царь персов Ксеркс снова организовал поход в Грецию. Греки создали оборонительный союз во главе со Спартой. В бою под Фермопилами они потерпели сокрушительное поражение, в котором погибли лучшие 300 воинов-спартанцев во главе с царём Леонидом. Персы разграбили Афины, опустошили Аттику и Беотию. Афины создали мощный флот и одержали победу над персами в Саламинском проливе. В 479 г. до н.э. греческие войска разбили сухопутную армию персов, в 449 г. до н.э. последнее сражение между греками и персами у о. Кипр, закончилось победой греков. В Малой Азии постепенно греческие города отстояли свою независимость.

Победа греческих полисов открыла перед ними возможности дальнейшего развития. Главенствующую роль в греческом мире стали играть Афины как центр культурной и экономической жизни. В тоже время в Афинах возрастает количество бедноты, пришлых людей, появляется рынок рабов. Острая социальная борьба в Афинах вылилась в два политических движения: демократическое и олигархическое. Для дальнейшего противостояния персам на море создаётся Делосский союз, во главе которого встали Афины, т.к. они обладали самым мощным флотом.

Афины собирали с членов этого союза, которых было около 200, денежные средства, которыми стали распоряжаться в своих интересах. Фактически была создана Афинская морская держава – архэ. На средства, собранные с Делосского союза в Афинах начал строиться новый комплекс Акрополя, который, по представлению афинян, должен был стать общегреческим святилищем, утверждающим мощь и главенство Афин в общегреческом мире.

Пришедший в это время к власти в Афинах стратег Перикл (ок. 495 – 429 гг. до н.э.) – вождь демократической партии - рассчитывал превратить Афины в политический и культурный центр Греции и распространить демократический строй на все греческие полисы. Перикл собирал в своём доме известных философов, учёных, художников. В Афинах начался экономический и культурный расцвет. Именно в этот период между Персидскими и Пелопоннесскими войнами были созданы лучшие произведения искусства, которые стали образцами для художников и скульпторов Греции, а в дальнейшем – Рима и других стран Европы. Поэтому период этот называется Классическим (от слова «classicos» – образец).

 

2. Скала Акрополя находится в центре Афин. С древнейших времён здесь находилось святилище Афины – богини-покровительницы города. Образ Афины в греческой мифологии многозначен: она – мудрая Дева – олицетворение мудрости самого Зевса, богиня справедливой войны, покровительница ремёсел. Божество-покровитель выбиралось в Афинах путём всенародного голосования. Спор шёл между сторонниками Посейдона – покровителя аристократов и сторонниками Афины. Поскольку большинство афинского демоса принадлежало к ремесленному и военному сословиям, победили сторонники Афины. Постройки Архаического периода на Акрополе были разрушены персами в 480 – 479 гг. до н.э. Основные постройки Классического периода были возведены во время правления Перикла. Это храм Афины – Девы Парфенон (447 – 432 гг. до н.э.), парадные ворота – Пропилеи ( 437 – 432 гг. до н.э.), статуя Афины Промахос (Воительницы). Позже были построены храм Ники Аптерос (Бескрылой) - в 421 г. до н.э. и храм Эрехтейон – закончен в 407 г. до н.э. Этот ансамбль был задуман как памятник в честь победы в войне с Персидской державой, а также он призван был увековечить победу демократии над олигархией в Афинах. Созданием этого ансамбля в течение 20-ти лет руководил известный скульптор Фидий – автор гигантской фигуры Зевса в храме Олимпийского святилища, причисленный к 7-ми чудесам света. Кроме него в строительстве участвовали архитекторы Иктин, Калликрат, Мнесикл, Каллимах и множество скульпторов - учеников Фидия.

В основу композиции ансамбля Афинского Акрополя положен принцип постепенного развёртывания визуальных картин в пространстве. Композиционным центром всего комплекса служила бронзовая фигура Афины Промахос (Воительницы), поставленная на высокий постамент. Её копьё, сверкающее на солнце, было видно из афинского порта Пирей. Все основные визуальные точки рассчитаны на совместное восприятие зданий относительно этой активной вертикали и в контрастном сопоставлении друг с другом. Путь Панафинейского шествия проходит не по прямой линии, а по спиралевидной, огибая скалу Акрополя от агоры, находящейся с северной стороны. Вход в Парфенон ориентирован на восход солнца в день летнего солнцестояния, а Пропилеи (ворота комплекса) – на запад. Таким образом, Парфенон оказывается развёрнутым к Пропилеям не главным фасадом, а задним, поэтому для того, чтобы войти в Парфенон, нужно обойти его, минуя площадь для общественных собраний с портиками-стоями и последовательно увидеть три его фасада. Слева, при этом можно увидеть статую Афины Промахос с окружающими её памятниками и храм Эрехтейон. То есть путь движения продуман так, что, прежде чем попасть в главное здание комплекса, которое и является целью движения, человек видит все сооружения ансамбля в разных ракурсах, в различных визуальных картинах и отношениях с природным окружением.

Парфенон – главный храм Акрополя – был многофункциональным зданием. Он выступал в роли хранилища государственной казны. Деньги на различные нужды, в том числе и военные, “брали взаймы” у Афины, а затем возвращали ей. Статуя Афины – Девы, хранительницы казны, была сделана по древней традиции из дерева, а снаружи покрыта пластинами слоновой кости и золота. Такая техника называлась “хрисоэлефантинной”. Предполагается, что казна хранилась в опистодоме – отдельном помещении, выделенном с западной стороны храма, внутри которого было 4 ионических колонны. Другая функция Парфенона – культовая, связанная с празднованием Панафиней, который проводился через 4 года. В день Панафиней все жители Афин собирались на агоре – рыночной площади – и шли длинной вереницей на Акрополь, чтобы преподнести Афине дары. Главным подарком было новое платье – вышитое афинскими девушками пеплос, который надевался на статую богини. Главное помещение Парфенона – целла – было не очень большим и осмысливалось, как “дом божества”. Основная масса людей, по-видимому, не входила в храм, поэтому он имеет очень развитую наружную часть – периптер-октастиль, который окружает шестиколонный амфипростиль. Ступени стереобата имеют высоту 50 см., на них можно было сидеть, как в театре. Третья функция Парфенона – мемориальная: это здание-памятник, посвящённый победе греков над персами. Поэтому, как памятник, он поставлен на искусственную платформу, возвышающую его над другими зданиями ансамбля. Сознательно сделанные курватуры – искажения формы антаблемента, наклоны осей крайних колонн внутрь усиливают впечатление целостности и монументальности здания, которое является как бы постаментом для экспозиции рельефов и скульптуры, раскрывающих его смысловое содержание. Объёмная скульптура, которая размещалась в треугольниках фронтонов, представляла собой многофигурные композиции. На восточном фронтоне была изображена сцена рождения Афины из головы Зевса. На западном: сцена борьбы Афины и Посейдона за власть в Аттике. Самым замечательным скульптурным элементом Парфенона является Панафинейский фриз, опоясывающий верхнюю часть стены целлы по всему её периметру. Здесь изображены афинские граждане, несущие дары Афине в день праздника Панафиней: ремесленники, воины, девушки и юноши. Фигуры как бы повторяют строй колонн периптера, окружающего целлу.

Лента фриза – элемент ионического ордера – оживляет строгий облик дорического Парфенона. Самые мелкие элементы, несущие изображение – метопы – оформлены в виде разнообразных рельефных композиций, изображающих борьбу лапифов с кентаврами. Этот мифологический сюжет метафорически выражает идею борьбы греков с варварами (персами), которые мыслились как полулюди-полуживотные. Каждая из 92 метоп имеет свою индивидуальную рельефную композицию.

Богатая смысловая нагрузка Парфенона и его исключительное значение среди всех современных ему построек Греции поставили перед архитекторами Иктином и Калликратом задачу воплощения в этом храме всех лучших достижений греческой архитектуры, и эта задача была ими успешно решен. Парфенон стал на все времена примером идеального произведения архитектуры, практически непревзойдённой вершиной мастерства. Парфенон стал символом самой архитектуры.

Особому впечатлению, которое производит Парфенон на зрителя даже сегодня, способствует и его удачное градостроительное расположение, т.к. он виден из любой точки города и его окрестностей, а также – с близлежащих островов Эгины и Саламина, и его особый пропорциональный строй, основанный на принципах подобия и золотых отношений всех частей, и скрытая, но ощутимая антропоморфность его образа, особый “героический” масштаб членений фасада и органическое единство архитектуры и скульптуры.

 

3. Греческий полис состоял из городского поселения и окружающей его сельскохозяйственной территории и имел площадь от 75 до 8500 кв. км. В период Архаики города росли, в основном, стихийно у подножия акрополя и не имели внешних укреплений. В случае военной опасности население города укрывалось в цитадели акрополя. С VIII в. до н.э. начинается активный процесс колонизации побережий Средиземного и Черного морей. В этих новых городах, которые строились довольно быстрыми темпами, появились уже регулярные планы. Например, в акрополе Селинунта (о. Сицилия) были две перпендикулярные улицы шириной 9 м. и через каждые 30 метров они пересекались поперечными улицами шириной 3, 6–3, 9 м. Регулярный план имел также г. Пестум. Новые города имели внешние оборонительные стены неправильной геометрической формы, учитывающей рельеф местности. Более 80-ти городов-колоний основали выходцы из малоазийского города Ми-лета. В их числе – причерноморские города Истрия, Аполлония, Одесс, Томы, Феодосия, Пантикапей, Диоскуриада, Фасис. Новые города располагались вблизи удобных морских бухт, источников питьевой воды, в местах, благоприятных для обороны. Регулярная планировка способствовала лучшей экологии города, более демократичным общественным отношениям. Возможно, градостроительный принцип регулярной планировки греки-колонисты позаимствовали у этрусков и финикийцев.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.072 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь