Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основы экономики и финансов. ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Экономика – наука, изучающая хозяйственную деятельности семьи, организаций, государства, и собственно деятельность. Экономический интерес – причина, побуждающая людей осуществлять хозяйственную деятельность, позволяющая приобретать средства для удовлетворения общественные и собственные потребности. Потребность – ощущаемая человеком нужда в чем-либо необходимом для обеспечения жизнедеятельности. Производство – деятельность, контролируемая и выполняемая определенной институциональной единицей, осуществляемая для создания материальных благ и удовлетворения потребностей. Кругооборот экономических благ – процесс создания и обмена благами, включающий производство, распределение, обмен, потребление благ. Собственность – имущественные отношения, устанавливающие право владения, пользования, распоряжения неким имуществом. Интеллектуальная собственность – результаты интеллектуальной (творческой) деятельности лица, а также комплекс прав по распоряжению правомочиями. Конкуренция – соперничество субъектов различных видов отношений в целях создания лучших условий своей деятельности и достижения превосходства по разнообразным критериям. Предприятие – одна из организационных форм; это самостоятельно хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, занимающийся различными видами экономической деятельности. Существуют государственные, муниципальные и частные предприятия, это определяется тем, кто является собственником предприятия. Субсидирование – перераспределение государственных ресурсов, выделение средств из бюджетов высшего уровня бюджетам низшего уровня. Рынок – обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, а также за счет взаимодействия спроса и предложения. Спрос – подкрепленное денежной возможностью желание, намерение потребителя приобрести данный товар. Характеризуется его величиной, означающей количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести в данное время и по данной цене. Предложение – стремление продавца, производителя предложить в продажу свои товары, Измеряется количественно, характеризуется объемом, Это то количество товаров (продукта, услуг и др.), которое продавец (производитель) предлагает продать в данное время по данной цене.
Организация производства различных материальных и нематериальных благ имеет в основе определенные принципы, общие для ряда этих процессов. Совокупность производств определенного (одного) блага объединена в понятие «отрасль», которая, в свою очередь, объединяется в группу отраслей – «промышленность». В основном хозяйственная деятельность осуществляется в отношении материальных благ, однако развитие техники и технологии позволило превратить нематериальное производство в достаточно объемный рынок, имеющий внушительный экономический и общественный потенциал. Экономическая модель создания аудиовизуальных, музыкальных и других творческих произведений предполагает наличие финансовых, технических, технологических, трудовых и других ресурсов. Кроме того, данная деятельность направлена на определенный финансовый и социальный результаты. Безусловно, как и любой другой бизнес, деятельность по созданию аудиовизуального и иного аналогичного продукта предполагает постановку и решение массы проблем организационного характера, преодоления кризисных и критических ситуаций, различных рисков. Так, американский кинематограф сегодня признан достижением мировой экономики, поскольку оптимальным образом организован. Например, в медиасекторе США, обеспечивающим занятость более 2 миллионам работникам и высокий экспортный уровень, ежегодный финансовый оборот составляет более 500 миллиардов долларов. В России же ситуация несколько иная. Кинобизнес не является отраслью, имеющей высокое значение, и, хотя медиа в целом, уже признаны одним из главных инструментов влияние на общественное создание, отношение к производству идей и информации как к достойному и серьезному делу еще не сформировалось. Одной из центральных фигур производства аудиовизуального продукта в России и за рубежом выступает продюсер, лицо, принимающее на себя ответственность по созданию и реализации проекта. Для западного кинематографа фигура продюсера является привычной. В России эта профессия находится на стадии формирования. Возникновение ее связано с глубокими социально-экономическими трансформациями конца ХХ века, приведшими, в частности, к разрушению системы советского кинематографа. Роль катализатора перемен в киноиндустрии сыграло Постановление Совета Министров СССР j 18 ноября 1989 года № 1003 «О перестройке творческой, организационной т экономической деятельности в советской кинематографии». Отменялась система советского кинематографа, которая действовала на протяжении 70 лет. Отказ от диктата государства означал и прекращение финансирования отрасли. Теперь кинопроизводителю предлагалось самостоятельно устанавливать отношения со зрителем и существовать за его счет. Это означало фундаментальный сдвиг в культурно-психологической миссии кино, терявшего нормативы образа жизни. Теоретически – это переход к жанровому кино, однако о предпочтениях зрителей того времени системных представления не имелось. Постановление №1003 оказалось более революционным, чем ожидалось, так как разрешало и частное кинопроизводство, и торговлю фильмами. Однако кинотеатры все еще оставались государственными. Не была предложена и система преобразования областных контор проката и распределения фильмов в рыночные прокатные структуры. Не предусматривались и источников компенсации оборотных средств для киностудии, что при отсутствии их собственного возвратного механизма грозило неминуемой катастрофой. Отныне студии не сдавали свои фильмы в Госкино, не ждали поправок и присвоения прокатной категории. Разрешался прямой выход со своими фильмами в прокат, то есть установление прямых связей с кинотеатрами. Твердые единые тарифы проката были отменены, так же как и цензура. Наступала необходимость возврата потраченных на съемку фильма средств через прокат, и многие кинематографисты оказались не готовы к этому. Таким образом, можно признать, что Постановление №1003 не создавало будущего, а лишь констатировало разрушение старого. В целом, это время характеризуется отдаленными представлениями об интеллектуальной собственности, когда не существовало законодательство об АП, что и послужило возникновению «пиратства». Законодательство того периода не могло исчерпывающе ответить на вопросы о собственности и праве, зачастую вступало в противоречие с договорными отношениями. Возникшие в то время конфликты по вопросам авторских прав до сих пор являются предметом судебных слушаний. Каждый отдельный процесс кинопроизводства предполагает некую организацию, юридически оформленную, которая занимается производством конкретного фильма, включая при этом, как поиск профессионалов, так и поиск средств. Кинобизнес превращался из государственной службы на огромной кинофабрике в самостоятельную предпринимательскую деятельность. Безусловно, новые виды деятельности диктуют новую логику и методы работы, требуют новых технических решений, учат принимать оперативные мероприятия, добиваться эффективности производства, что сопряжено с большими трудностями. Для преодоления трудностей кинокомпании занимаются и непрофильной деятельностью, оказывая информационно-издательские, рекламные и другие услуги. В 1991 году независимых кинокомпаний насчитывалось около 200, среди них и те, кто сохранился и известен до сих пор – 3Т, «Форафильм» и некоторые другие. Профессионализм кинокомпаний со временем укрепился, обогатившись опытом предпринимательской деятельности. Этот период характерен также началом сотрудничества независимых отечественных кинокомпаний с иностранными. Кинематографисты того времени успешно сотрудничали с Французским центром национальной кинематографии, который проводил конкурс в целях поддержки независимого кино. В результате этого сотрудничества России было реализовано 25 проектов. Среди них: «Окно в Париж» (реж. Ю.Мамин), «Прорва» (реж. И. Дыховичный), «Урга», «От 6 до 12» ( реж. Н.Михалков) и другие.
Финансы киноотрасли. Система финансирования АВС в разных странах определяется принятым ее значением как фактора развития национальной экономики. Немаловажное значение имеет экономический потенциал государства, исторические традиции культурного наследия и платежеспособности населения, а также степень развития институтов общественных и спонсорских пожертвований. В мировой практике существуют три вида финансирования систем: · За счет сборов; · За счет сборов, частных вкладов и общественных пожертвований; · За счет сборов, частных вкладов и пожертвований и бюджетных ассигнований. Первый и второй способ финансирования характерен для США и Великобритании и получил название англо-саксонской модели. Третий – называется многоканальным или смешанным (германская модель) характерен для стран Европы и России. Основу многоканальной системы финансирования составляет государственная поддержка, осуществляемая за счет бюджетов разных уровней, которую в свою очередь, следует подразделять на прямое бюджетное и косвенное финансирование. Другая составляющая многоканальной системы – это сборы от проводимых культурных мероприятий, доходы от сторонних видов деятельности. Кроме того, существуют и другие формы общественного участия в поддержке данной отрасли: § Спонсорство – деятельность, осуществляемая физическим или юридическим лицом (спонсором) в виде предоставления вклада, имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения информации о деятельности спонсора. Спонсорский вклад признается платой за рекламу, а спонсор и спонсируемый соответственно рекламодателем и рекламораспространителем. Отметим, что спонсор (в отличие от инвестора) выделяет ресурсы без расчета на участие в прибыли от реализации проекта или другие материальные выгоды. § Меценатство – относительно регулярная деятельность по оказанию безвозмездной помощи (чаще финансовой) в целях развития науки, искусства и культуры. § Пожертвование – дарение вещи или права в общеполезных целях. Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта, часто, аккумулируются в оборотные средства – часть средств производства (финансовых и материальных ресурсов), целиком потребляемая в течение производственного цикла. Оборотные средства являются частью актива предприятия, который делится на три составные: · Основные средства; · Оборотные средства; · Денежные средства. Прямое бюджетное финансирование АВС обычно устанавливается законодательными федеральными, региональными или местными органами власти в определенной доле расходной части бюджета, которая идет на финансирование социально-культурного обеспечения населения. Согласно Российскому законодательству финансирование в сфере культуры должно осуществляться в размере 2% расходов федерального, и не менее 6% регионального и местного бюджетов. Основание бюджетного финансирование – реализация конституционного права граждан на обеспечение минимального набора культурных благ и услуг. Это право реализуется в виде установленных нормативов обеспечения населения учреждениями культуры. Социальные нормативы и нормы по АВС предусматривают обеспечение граждан кинотеатрами, видеозалами, возможность просмотра телевидения и прослушивания радио. Прямое бюджетное финансирование осуществляется по ряду направлений, среди которых, можно выделить следующие: 1. Финансирование культурных программ национального и регионального значения 2. Финансирование текущих расходов организаций и учреждений культуры 3. Финансирование капитальных вложений, в том числе, связанных с развитием сети культурных учреждений, а также целевые трансферты, гранты организациям и деятелям культуры 4. Финансирование подготовки кадров Одним из примеров федеральной поддержки является Федеральный Закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» № 126-ФЗ от 22 августа 1996 года, а также приказы Министерства культуры Российской Федерации и федеральные программы. Проблемы финансирования отдельных видов АВС и СМИ тесно переплетаются в силу их большой взаимосвязи, что отчетливо проявилось в послереформенный период российской экономики. Основные финансовые проблемы появились у АВС, когда произошло замещение в сфере потребления аудиовизуальной продукции – кинотеатры проигрывали домашним просмотрам. Так в 1991 году посещение кинотеатров в России составило 14, 2 на 1 жителя страны в год, мы занимали первое место в мире по этому показателю. Для сравнения: в Индии этот показатель составил – 11, в США -10, 5, в Европе – 5,. К 1996 году в России данный показатель сократился в 29 раз и составил 0, 3, в то время, как в других странах он неуклонно рос. С одной стороны это было обусловлено падением уровня жизни, а с другой – появлением другого вида АВП – видео. В то же время, в кинотеатрах на 1 сеанс российского кино приходилось 9 фильмов зарубежного производства. Это привело к снижению популярности кино среди населения. Снизилось и производство отечественной продукции: со 172 фильмов в 1992 году, до 51 – в 1995 году. Основная масса демонстрируемых фильмов того времени составляли 50% производства США, поэтому доходность проката обеспечивали американские фильмы на 90%, а в Москве – 97%. Это отрицательно сказалось на состоянии отечественного кинематографа, приблизив системный кризис кино. Киноиндустрия России из некогда прибыльной отрасли превратилась в убыточную, требующую все больше и больше бюджетных средств. Со временем ситуация оптимизировалась. В соответствии с положениями упомянутого выше Федеральным Законом № 126-ФЗ от 11.08.96 фильм является национальным достоянием если: · Производитель фильма (продюсер) должен являться гражданином РФ · Авторы фильма должны быть гражданами РФ · В состав съемочной группы входит большинство граждан РФ · Фильм снимается на русском языке или других языка народов РФ · Не менее 50% общего объема работ в сметных ценах по производству фильма, тиражированию, прокату осуществляется организациями кинематографии, зарегистрированными на территории РФ · Иностранные инвестиции в производство составляют не более 30%. Для получения бюджетных средств под социальный заказ на национальный фильм требуется предоставить некоторые сведения конкурсным комиссиям Министерства культуры РФ, а также в Фонд кино (Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии). Эти сведения содержатся в «Положении о национальном фильме» (Приложение к Приказу Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 27 сентября 2004 г. № 60): 1. Селективная поддержка производства и проката с учетом дифференциации зрительского спроса. 2. Премиальная поддержка выдается продюсеру или режиссеру на создание фильма, если предыдущая работа получила награду на отечественном или международном кинофестивале, либо собрала максимальное количество зрителей. 3. Поддержка молодых талантов. 4. Поддержка производства и проката фильмов для детей. 5. Возврат господдержки. 6. Стартовая поддержка для финансирования подготовительного периода создания фильма. Помимо указанных направлений прямое бюджетное финансирование осуществляется на проведение различного рода фестивалей и конкурсов, проведение празднования памятных дат, отдельных организаций связанных с подготовкой кадров, содержание организаций по архивированию и хранению киноматериалов, осуществление капитальных вложений в ремонт и строительство новых объектов кинематографии. Косвенное бюджетное финансирование имеет следующие направления: 1. Предоставление налоговых льгот организациям культуры, которые могут выражаться в виде полной или частичной отмены выплаты по отдельным налогам федерального, регионального или местного значения (НДС, налог на прибыль, налог на землю); 2. В некоторых странах предоставляется льгота по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в части творческого труда работников; 3. Таможенные льготы: 4. Льготы по оплате коммунальных услуг и арендной плате. Эти льготы предоставляются, как отдельным организациям, так и творческим союзам; 5. Льготное кредитование, предоставление гарантий государства по кредитам; 6. Уменьшение налогооблагаемой базы для юридических и физических лиц на сумму благотворительной помощи учреждениям культуры; Помимо государственного финансирования источниками доходов киноорганизаций являются собственные доходы, полученные от сборов с киносеансов, оказание коммерческих услуг населению, таких как предоставление в аренду собственных площадей и территорий, оборудования и др. разрешенные законом виды деятельности. Среди таких видов деятельности можно назвать: · Торгово-посредническая деятельность. · Оказание договорных услуг. · Видеопрокат. · Аудио- и видеозапись · Видеобары. · Рестораны, дискотеки, клубные учреждения. · Аттракционы. · Платное обучение. · Спортивно-оздоровительные учреждения. · Аренда оборудования. · Услуги населению. Некоторые фильмопроизводящие предприятия представляют услуги по своей фильмотеке. Финансирование коммерческими структурами. Большая часть видеорынка считается теневым. По мнению законодателя, вывод средств из теневого видеорынка способно во многом оптимизировать финансирование кинематографии. Помимо прочих источников финансирования кинематографии и культуры предполагается создание фондов поддержки кинематографии, формирование которых может осуществляться из следующих источников: 1. Лицензионная оплата за радио и ТВ, а также налоги на продажу книг, показ спектаклей, копирование книг, копирование АВП, а также на сами копировальные средства. 2. Специальные налоги на чистые аудиовизуальные диски и технику. 3. Введение в обращение специальных акцизных марок (Специальные отчисления от табачного, алкогольного игрового бизнеса). 4. Выделение части арендной платы. 5. Расширение сборов от благотворителей. 6. Отчисления от реализации незаконно использованного оборудования. 7. Введение абонентной платы за телепрограммы. Современному отечественному кинематографу необходимо более широкое включение в проекты по производству фильмов страховых компаний для формирования так называемого «страхования завершения» ( Completion Guarantee) - вид страхования, обеспечивающий выполнение контракта и завершение проекта. Участие страховых компаний в производстве фильма стабилизирует и дисциплинирует процесс производства. Кроме того, чрезвычайно интересным представляется опыт некоторых зарубежных территориальных единиц, власть которых обеспечивает возврат части расходов, произведенных во время съемочного процесса и пребывания съемочной группы на данной территории. Это сотрудничество является взаимовыгодным и для кинопроизводителя в части оптимизации бюджета, так и для населения территориальной единицы (создание дополнительных рабочих мест, участие населения в социально значимом событии, возможность организации туристического бизнеса после окончания проекта (особенно в случае его коммерческого успеха) и многое другое). |
Последнее изменение этой страницы: 2017-04-12; Просмотров: 474; Нарушение авторского права страницы