Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОПРОС 1. Периодизация развития социально-культурной деятельности в России.



ВОПРОС 5. Развитие семейно-бытового досуга в истории социально-культурной деятельности России ХХ века.

 

Современная семья реализует широкий круг функций — от воспро­изводства рода человеческого до решения непреложных экономиче­ских, воспитательных, образовательных, здравоохранительных и иных социально значимых задач. Одной из важнейших функций семьи XX века является организация рационального досуга каждого члена этой первичной ячейки общества. Осознавая, что сложившаяся организация труда и система образования не могут достаточно эффективно решать кардинальные проблемы нравст­венно-эстетического формирования личности, культурно-досуговые учреждения пошли по оправдавшему себя пути реализации рекреативно-развиваю­щего потенциала досуга. И правомерно, что ныне величие государства в значительной мере определяется долей совокупного национального продукта, вложенного в эту сферу бытия.

Исторически семья по своей сути была и остается начальной структурной единицей общества.

В общественной социокультурной практике не могут игнорироваться многие другие ролевые функции семьи: эмоциональная, сексуальная, рекреативная и досуговая. Как правило социокультурная среда - дает возможность каждой их семей проявить свой социальный статус, осуществить первичный соц.контроль, всегда оставаться центром духовного общения, формирования полезных взаимодействий. Семья занимает важнейшее место в социальных саязях человека.

История развития общества - это история развития семьи. Говоря о досуге и его формах на разных этапах в истории социокультурной деятельности, можно вспомнить о том, что еще в XII-XVII веках культурно-досуговая деятельность на Руси носила семейно-бытовое направление. Праздники и обряды носили эпизодический характер, так как специальных клубов, домов, трактиров тогда еще не существовало. Взрослое население выбирало зрелищные формы досуга. К семейно-бытовым обрядам относились: свадьбы, именины, крестины, дни рождения, масленица (тещины вечерки, золовкины посиделки, участия в гуляниях, заигрыши) и т.д.

Все что, в настоящее время выражается вечеринками, пикниками и пр., в старину выражалось пирами, застольями. Пиры были обыкновенною формой общественного сближения людей.

В 20 – 30 годы активность людей в сфере досуга приобрела но­вое качество. Наблюдается небывалое прежде расширение видов, форм, всего диапазона самодеятельной досуговой деятельности. Характерно, что если прежде досуг четко дифференцировался в индивидуально-се­мейные (домашние) и обобществленные (клубные) формы, то ныне возникла огромная по своему объему и богатая по структуре досуговая деятельность людей, осуществляемая вне сложившихся традиционных рамок. При этом практика показывает, что неформальная система орга­низации досуга охватывает значительно большее число людей, чем формальная. Неорганизованный досуг по сравнению с организованным оказался несравненно более гибким, динамичным и оперативно реаги­рующим на складывающуюся социально-культурную ситуацию.

Культурно-досуговые учреждения стали активно вмешиваться в досуговую деятельность семьи. Появилось совершенно новое направление в практике культурно-досуговой деятельности «Клуб и новый быт». Традиционными стали семейные вечера в клубе. В программу которых входили – просмотр «Синей бузы» или «живой газеты», кинофильма, участие в танцевальном вечере и др.

В последующие годы XX века формы культурно-досуговой деятельности семейно-бытового досуга стали значительно разнообразнее. Семейно-бытовой досуг стал пониматься в двух направлениях. Семейный досуг - досуг организуемый для семьи досуговыми учреждениями. И семейно-бытовой досуг – досуг организуемый самой семьей и её членами.

Формы семейного досуга довольно разнообразны. Это вечера отдыха семейно-возрастных групп, семейные вечера отдыха, вечера для семейных пар, вечера молодой семьи, семейные клубы, клубы молодоженов, семейный (родительский) клуб, клуб молодой семьи и др.

Формы семейно-бытового досуга - семейная гостиная, семейное коллекционирование, семейный детский утренник, семейный отдых зарубежом, семейные турпоходы. Походы в лес за ягодами и грибами, на речку, озеро на пляж.

К формам семейно-бытового досуга мы можем отнести – свадебные обряды, именины, крещение ребёнка, семейные застолья, посвященные различным семейным датам, просмотр телевизионных передач, семейные музыкальные вечера, семейное музицирование. Различные виды семейных игр. – шахматы, шашки, домино, карты, нарды, лото, сборка различных моделей, поделок, вязание, вышивание, лепка.

Литература:

  1. Рябков, В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (вторая половина XX вв.): учеб. пособие / В. М. Рябков; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. - Т.8. - Челябинск, 2008. - С. 464-470; 478 -501.
  2. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников. – М.: МГУКИ, 2004. – С.299 – 310.

 

ВОПРОС 10. Сущность и назначение социально–культурной деятельности

Современные российские ученые, такие как Киселева, Красильников, Соколов, Ярошенко выдвигают разные точки зрения на сущность СКД. Но все они сходятся на том, что СКД – это подсистема социализации, культурная деятельность социальных субъектов (профессиональных и непрофессиональных), по созданию культурных ценностей (творчеству); развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; коммуникации, то есть распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей.

Социально–культурная деятельность занимает одно из главных мест в практическом труде социального работника; социального педагога, культуролога, социолога, экономиста – менеджера социально – культурной деятельности.

Осмысление сущности понятия СКД возможно лишь на стыке таких наук, как философия, социология, история, педагогика, психология, экономика, право, теория управления и др. Социально – культурная деятельность имеет свои, присущие ей черты. Прежде всего, она осуществляется в свободное (досуговое) время; отличается свободой выбора, добровольностью, активностью различных групп людей.

Социально – культурная деятельность обусловлена национально – этническими, региональными особенностями и традициями. Она характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, познавательных, художественных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессиональных и прочих интересов взрослых, молодежи и детей. СКД реализуется в институциональных и не институциональных формах. Она свободна от различных видов производственной, учебной деятельности, от мотивированности бизнесом, прибылью. Свободный выбор досуговых занятий связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.

СКД отличается глубокой личностной направленностью. Эта деятельность можно протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность.

Характерные черты СКД: г уманистическая (ради человека, его духовного развития); культурологическая (приобщение к культурным ценностям); развивающая (функциональное развитие личности)

Анализ сущности СКД показывает, что в ней взаимодействуют репродуктивные (простое воспроизведение форм, предметов, способов деятельности) и творческие процессы, которые являются необходимым условием жизнедеятельности человека.

Таким образом, сущность СКД связана с целенаправленной деятельностью по духовному и физическому развитию человека, на основе включения его в разнообразную культурную деятельность, в процесс освоения ценностей духовных и материальных в условиях свободного времени.

 

ВОПРОС 27. Планирование маркетинга социально-культурной сферы

В современных социально-экономических условиях выживают и процветают только те учреждения и организации СКС, которые постоянно и сознательно занимаются поисками нового. Существующие в современной динамичной и пластичной среде, они должны вести себя столь же гибко и подвижно — анализировать свои возможности, перспективы, проблемы, давая ответ на каждый (даже потенциальный) вызов рынка и социальной среды в целом, иметь веер возможных решений и программ.

Теоретико-методические основы планирования маркетинга разработаны Ф. Котлером, О. С. Виханским, Г. Л. Тульчинским, В. Е.Новаторовым, М. М. Лебедевой.

План маркетинга совокупность целей и стратегий маркетинговой деятельности, а также мероприятия по их реализации на определённый этап времени.

Программа маркетинга - совокупность мероприятий в составе плана маркетинга направленных на решение особо важных задач, представляет намеченный к осуществлению, объединённый единой целью и приуроченный к определённым срокам комплекс взаимосвязанных задачи адресных мероприятий с указанием ресурсов и источников их получения. (Голубков Е. П., Новаторов В. Е.) Планы, программы, прогнозы — не что иное, как познание все того же настоящего, наших возможностей «здесь и сейчас», рефлексия над существующим положением дел. Поэтому менеджеры должны быть постоянно открыты новым возможностям. Учреждения и организации СКС в любой момент должна иметь веер программ различной степени проработанности — как основу своего реагирования на вызовы рынка, общества, времени.

В условиях рыночной экономики планирование (программирование) складывается из двух основных взаимосвязанных частей. Во-первых, это стратегическое (перспективное) планирование, включающее планы и программы на период более 2 лет. Важно подчеркнуть, что стратегические программы не разрабатываются одноразово, а ежегодно, иногда 2 раза в год, подлежат пересмотру, уточнению, доработке, переработке, а иногда отмене в связи с изменением ситуации и перспектив. Во-вторых, оперативное (текущее или тактическое) планирование на период до 2 лет включительно (годовые, квартальные, декадные, недельные и т. д. планы) текущей деятельности.

Принципы планирования: учёт реальных возможностей организации; умение правильно выбрать центральное звено в совокупности проблем и дел; возможность корректировки планов, многовариантность подходов к решению вопросов, учёт всех направлений практического маркетинга (комплексный подход,; соотнесение достигнутых показателей с предыдущими).

Очевидно, что маркетинг, определяющий способы поведения учреждений и организаций СКС в соответствии с рыночными перспективами, связан, прежде всего, со стратегическим планированием, разработкой соответствующих маркетинговых стратегий и программ. Поэтому с точки зрения планирования маркетинг близок комплексному целевому планированию, программно-целевому подходу, опыт применения, которых в российской сфере культуры начал складываться с конца 80-х гг. (см.: Зеленина Л. Э., Тулъчинский Г. Л. Программно-целевое планирование деятельности учреждения культуры. М., 1986). Развитие методологии планирования, шедшее исподволь, прежде всего, усилиями теоретиков, появление функционального, структурного, системного подходов, их интеграция в технологию программно-целевого подхода создали предпосылки для следующего шага — применения концепции и технологии маркетинга, технологий и методик разработки маркетинговых стратегий и программ.

Причем сами эти стратегии и программы проявляют тенденцию перехода от аналогов конкурентов и от изучения спроса к проектированию и конструированию нового спроса, товаров и услуг, их производства, его обеспечения и организации роста влияния учреждений и организаций СКС в обществе. Иначе говоря, само содержание маркетингового планирования все больше напоминает разработку комплексных целевых программ, ведет к повышению роли программ в маркетинге.

Концепция маркетинга, таким образом, не заменяет, а интегрирует и обобщает систему и опыт планирования.

Стратегическое маркетинговое планирование включает в себя:

а) Формулировку миссии (сверхзадачи) учреждений и организаций СКС. Ее формулировка может быть заявлена не только с позиций потребителей и общества, поскольку на реализации их интересов строится деятельность учреждений и организаций СКС. Более того, миссия не может быть привязана к конкретным товарам и услугам, которые являются способами, средствами решения сверхзадачи, но не являются самоцелями. Так, Миссией досугового центра не может быть проведение дискотек, праздников и т. п., а миссией художественной галереи — проведение выставок. Миссия — социальная, культурная и экологическая функция учреждений и организаций СКС, в данном случае, соответственно — организация полноценного досуга конкретных групп населения и способствование продвижению в обществе изобразительного искусства. Миссия, таким образом, есть способ понимания учреждений и организаций СКС своего назначения. Обычно миссия соответствует формулировке предназначения учреждений и организаций СКС в организационно-правовых документах: уставе учреждений и организаций СКС, положении о ней. Новая миссия, стратегически осознанная фирмой, может породить необходимость новых уставных и других организационных документов.

б) Формулировку стратегических целей и задач учреждений и организаций СКС на планируемый период: коммерческих, социальных, культурных, организационных и т. д. Такими целями могут быть интенсивное развитие учреждений и организаций СКС (ее более глубокое внедрение в рынок, закрепление позиций на нем, расширение границ своей зоны деловой активности, совершенствование товара), рост объема продаж (дохода), рост прибылей, большую интеграцию деятельности учреждений и организаций СКС (установление контроля над поставщиками, субподрядчиками, системой распределения и реализации своих товаров, кооперация с конкурентами или их подчинение), или диверсификацию ее деятельности (как расширения ассортимента похожих, близких товаров и услуг или расширения ассортимента новым товаром для традиционных клиентов, так и расширение круга как товаров, так и потребителей).

в) Маркетинговые программы, устанавливающие на основе стратегических решений, что, для кого производить и как реализовывать, включая для каждого из товаров следующие факторы и показатели: сводку общих конкретных показателей (объемы услуг и продукции, прибыль, сумму бюджета); характеристику текущей маркетинговой ситуации (объем и сегменты рынка, потребители, среда, конкуренция, факторы сбыта); риски (опасности и проблемы) — как коммерческие, так и для реализации учреждений и организаций СКС; стратегию маркетинга (товарная, ценовая, бытовая, стимулирования и мотивация среды и персонала); программу действий (кто, когда и что должен делать); баланс бюджета затрат и меры по оптимизации прибылей (доля рынка, прогноз объема продажи и прибылей); в порядок контроля сбыта, доли рынка, отношения клиентов, рентабельности в разбивке по товарам, сегментам рынка, территориям, режим маркетинга. Схема планирования маркетинга:

- анализ состояния – комплексное исследование и ситуационный анализ;

- оценка возможностей - анализ возможностей и опасностей, анализ сильных и слабых сторон;

- стратегическое планирование – стратегия развития и выбор целевого рынка;

- тактическое планирование – товар (услуга) и распределение товара;

- прогнозирование продаж – цена и продвижение товара (услуг);

- определение затрат – маркетинговое исследование рынка и информация и реклама;

- контроль (маркетинговая ревизия) - расходы на маркетинг и полученная прибыль.

 

Стратегии и маркетинговые программы конкретизируются в текущих плановых документах, бизнес-планах, дополнены системами анализа, оценки, контроля, корректировки деятельности.

Разрабатываемые планы и программы определяют цели, задачи деятельности, пути и способы их решения и реализации, а значит необходимость определенных затрат ресурсов, организационные изменения, новые требования к кадрам, системе контроля и т. д. Именно поэтому планирование — центральное звено современного маркетинга. Меняются цели и задачи — меняется структура, содержание, способы управления, а нередко и менеджеры и персонал.

 

Воплощение замысла.

3 этапа.

1) Застольный период связан с первоначальной встречей режиссера с исполнителями закладка фундамента постановки

- распределение ролей

- характеристика персонажей

- режиссер посвящает в свои задумки людей, которые будут их воплощать. Цель его - знакомство с задумкой режиссера Основная задача режиссера – заразить своими идеями коллектив. Не надо выкладывать всё сразу для исполнителя, чтобы не навязать свои идеи по персонажам, пластике, характеру. Необходимо активизировать творческие предложения со стороны актеров. Только при диалоге актёры воспримут замысел как свой, смогут его принять.

Данный этап строится в форме диалога Актёр – режиссер.

2часть застольного периода – выстраивается логика и последовательность какой-то сцены, разбор по эпизодам, читка по ролям уточнение интонаций.

Корректируется замысел, проводится «разведка действием» и «разведка умом». Данный этап не имеет резкой границы с последующим.

2) «Разводка» репетиция в выгородке »). Характерной чертой этого периода являются поиски мизансцен. Он самый продолжительный по времени.

Режиссер на этом этапе пользуется рядом заданий.

Формы заданий:

- Словесное объяснение (рассказ)

- Показ Опасность – обезличивание актёра, механическое слепое копирование. Преимущество – может быстро синтетически выразить мысль (идею) режиссера Режиссер эмоционально может заразить своим показом. Плюс в том, что это экономит время.

Более безопасен этот метод, когда актёр уже состоялся как творческая личность, это значит, что механического копирования можно не опасаться.

Должен быть намёк на будущего исполнителя Показ – исходя из индивидуальности исполнител.

- Подсказ.Направление актёра по методу действия, а не чувства.

3) Этап прогонных репетиций - окончательная шлифовка, отделка, уточнение, закрепление. Все элементы сценической выразительности соединяются воедино. Прогоны бывают:

· Монтировочный - свет, музыка шумы, реквизит, костюм, перестановки.

· Сводная репетиция – соединение разных коллективов, подготовка сводных номеров, репетиция пролога и финала

· Черновой прогон- воплощение всех технических средств.

· Генеральный прогон;

· Этап сдачи, проверка на зрителя.

· Премьера

 

Литература:

1. Жарков, А. Д. Организация культурно-просветительной работы / А. Д. Жарков. – М., 1989.

2. Захава, Б. Е. Мастерство актера и режиссера / Б. Е. Захава. – М., 1978.

3. Поламишев, А. М. Мастерство режиссера. Действенный анализ пьесы / А. М. Поламишев. – М.: Просвещение, 1982.

4. Товстоногов, Г. А.Зеркало сцены. В 2-х т. / Г.А. Товстоногов. – Л.: Искусство, 1984.

5. Туманов, И. М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. – М.: Просвещение, 1976.

 

Драматургическая кривая

Драматургическая кривая представляет собой графическое изображение развития конфликта через сценическое действие от его возникновения до его разрешения.

Драматургическая кривая характеризуется следующими элементами:

Экспозиция - расстановка и представление сторон, создающих своеобразную " критическую массу", в результате чего начинается реакция, то бишь активное взаимодействие между этими сторонами с выделением психофизической энергии, воздействующей на аудиторию. (Борисов)

Компонент сюжета; изображение жизни персонажа непосредственно предшествующий завязке и развитию конфликта. Это своеобразный ввод зрителя в условия вымышленной реальности. Экспозиция как правило коротка, потому как многое объясняется самим событием. (Шилов)

 

Завязка - возникновение и начало взаимодействия сторон, создавших начальную ситуацию, т.е. возникновение и начало развития конфликта. (Борисов)

Как только на страницах сценария появляются персонажи, которые представляют конфликтующие стороны, драматургическая история вступает в новую фазу. Именно здесь декларируются основные цели действующих лиц, определяется расстановка сил в конфликте.

Развитие конфликта - постепенное обострение и повышение степени конфликта.

Кульминация - момент наивысшего напряжения в развитии нные позиции героев, а следовательно и самого автора. Подводятся итоги борьбы. Проясняются загадки. Получают окончательное оформление приемы, используемые для построения сюжета. Именно здесь с наибольшей силой обнажаются идейные и нравственные позиции героев. Подводятся итоги борьбы, проясняются загадки. Получают окончательное оформление приемы, используемые для построения сюжета.

Развязка - событие, знаменующее собой исчезновение, разрешение конфликта, когда одна из конфликтующих сторон перестает существовать, либо становится адекватной другой стороне.

Финал - итог, позволяющий осмыслить все происшедшее и обобщающий авторскую идею.

Следует помнить, что горизонтальная ось графика есть время, в течение которого происходит театрализованное действо, а вертикальная определяет степень развития конфликта. По закону драматургической кривой строится драматургия всего сценария в целом. По этому же закону создается и театральная драма­тургия.

В случае использования в качестве инструмента драматургизации развернутой метафоры, развитие конфликта осуществляется через пос­ледовательность событий, каждое из которых есть следствие предыду­щей ситуации и причина последующей, от начальной ситуации до ситуа­ции, определяющей конечное событие и разрешение конфликта.

Типы экспериментов

Классификация эксперимента в СКС возможна по следующим признакам: по длительности во времени, по структуре, по целям, по организации проведения, по степени гласности и др.

По времени выделяют длительные и кратковременные эксперименты. Определение необходимой длительности эксперимента проводится в соответствии с поставленной целью. Например, при изучении процесса развития мышления, воли, эмоциональной сферы, эксперимент должен быть не менее года, а возможно и больше. Эксперимент с учебными целями может занимать гораздо меньше времени, но и здесь большое значение имеет цель исследования.

По структуре выделяют простые и сложные эксперименты.

По целям различают формирующие и констатирующие эксперименты. Формирующий эксперимент – метод запланированного осуществления и регистрации изменений, происходящих в педагогическом процессе. Формирующий эксперимент позволяет раскрывать сущность, закономерности, механизмы, динамику, тенденции учебно-воспитательного процесса.

Формирующий эксперимент более точно называют опытно-экспериментальной работой. В научной психолого-педагогической литературе также используются следующие синонимы: обучающий, воспитывающий, созидательный, преобразующий, генетико-моделирующий эксперимент.

По организации проведения выделяют лабораторные, естественные и комплексные эксперименты. По степени гласности различают открытые и закрытые эксперименты. По функции выделяют разведочный, основной и контрольный эксперименты. Разведочный эксперимент может организовываться лишь в случае необходимости. Он предшествует основному, уточняет задачи. За основным опять в случае необходимости может быть проведен контрольный, дополнительный эксперимент. Контрольный эксперимент осуществляется с целью дополнительной проверки каких-либо зависимостей.

Пилотажный эксперимент (пилотажное исследование) выделяется в том случае, когда изучаемая область относительно неизвестна и система гипотез отсутствует. Результаты пилотажного эксперимента могут помочь уточнить направление дальнейшего анализа.

Традиционный (классический) и многофакторный эксперименты. В традиционном эксперименте меняется лишь одна часть – независимая переменная, а при многофакторном – несколько переменных.

По логической структуре доказательства гипотезы различают линейный и параллельный эксперимент. Линейный эксперимент отличается тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной, и экспериментальной. В параллельном эксперименте участвуют две и более групп: контрольная и экспериментальная (ые). Их состав должен быть идентичен по всем контрольным, а также нейтральным характеристикам, которые могут повлиять на исход эксперимента. Характеристики нейтральной группы остаются постоянными на протяжении всего эксперимента, а экспериментальной – изменяются. Потом контрольные характеристики сравниваются и делаются выводы о причинах произошедших изменений.

В ходе параллельного эксперимента иногда применяется прием перекрестного исследования, когда экспериментальный и контрольный классы меняются попеременно местами, что способствует обнаружению изменений под влиянием экспериментальной системы мер, осуществляемой как самим исследователем, так и подготовленными им учителями и воспитателями.

Основные этапы проведения эксперимента: подготовительный, организационный, итоговый.

В заключение необходимо переходить от эмпирического изучения к теоретической обработке материала, ибо факты всегда есть следствие причин, и эти причины устанавливаются на основе фактов. Обработка материала делается путем вычисления статистик для проверки гипотез, после этого необходимо произвести интерпретацию результатов.

Педагогический эксперимент является основным методом изучения педагогических процессов и явлений в социально-культурной деятельности. Соблюдение требований к организации и проведению эксперимента позволяет получить объективные данные результатов исследования и оптимизировать процессы СКД.

ВОПРОС 1. Периодизация развития социально-культурной деятельности в России.

Проблемы периодизации историографии истории социально-культурной деятельности стали активно разрабатываться учеными в конце 60 - х годов второй половине ХХ века. Так, А. М. Савченко, рассматривая вопросы периодизации истории культурно-просветительной работы, выделяет три этапа ее развития, исходя из общей периодизации истории России - дворянский (1825 - 1861 гг.), разночинский (1861 - 1895 гг.) и пролетарский с 1895 года.

А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский в учебном пособии " История культурно-просветительной работы в СССР" часть первая, исследующие культурно-просветительную работу в России в дооктябрьский период, также рассматривают три этапа - дворянский (до 1800 года, 1800 - 1861), разночинский (1861 - 1894), пролетарский - 1895 - 1917, выделяя в пролетарском этапе три периода - 1895 - 1904, 1905 - 1907, 1907 - 1917 годы.

Во второй части учебного пособия, раскрывающего советский период истории культурно-просветительной работы в СССР М. С. Андреева, А. П. Виноградов, С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, рассматривая советский этап, выделяют его девять периодов,

Как следует из приведенной периодизации, они пошли по пути общеисторической периодизации, соотнеся проблемы и задачи развития государства, с проблемами и задачами деятельности культурно-просветительных учреждений на каждом из определенных периодов.

В учебном пособии по " Истории культурно-просветительной работы в СССР", изданном в 1983 году С. А. Пиналов, Г. И. Чернявский, А. П. Виноградов фактически повторили этапы и периоды, изложенные в учебном пособии 1970 года.

В коллективном учебном пособии по истории культурно-просветительной работы под редакцией Т. А. Ремизовой, изданного в 1970 году, авторы фактически повторили периодизацию определенную и изложенную в приведенных выше учебных пособиях, с той лишь разницей, что они расширили рамки периода, начинавшегося с 1959. Они определили его рамки 1959 - 1970 и далее 1971 - 1975 годы.

В 1998 году выходит учебник " Культурно-досуговая деятельность" под научной редакцией академика РАЕН А. Д. Жаркова и профессора В. М. Чижикова. В основу исторического раздела (авторы раздела Е.М: Клюско и Г. Я. Никитина) был положен новый вариант периодизации, отражающий становление досуговых форм в широком социальном контексте, что позволило раздвинуть хронологические рамки истории социально-культурной деятельности:

1. Зарождение досуговых форм деятельности у восточных славян и их дальнейшее развитие в X - XVII веках.

2. Культурно-досуговая деятельность различных сословий российского общества в XVIII - начале XX века.

3. Культурно-досуговая деятельность в 1917 - 1941 годах.

4. Деятельность культурно-досуговых учреждений в годы Великой Отечественной Войны 1941 -1945 годов.

5. Культурно-досуговая деятельность в 1946 - 1998 годах.

В начале XXI века начинается новый этап в исследовании проблем историографии истории социально-культурной деятельности. Здесь в первую очередь надо выделить работы Е. В. Литовкина, который по-новому подошел к изучению периодизации истории социально-культурной деятельности.

Он считает, что современная социально-культурная деятельность является одним из этапов эволюции досуговой сферы и тесно связана с её прошлыми периодами, в том числе и с культурно-просветительной рабо­той. Несомненно, социально-культурная деятельность — это новое явление, которое имеет свои сущест­венные отличия. Но вместе с тем она генетически связана с предшест­вующим периодом, а поэтому пре­емственность неизбежна. Связь с прошлым опытом наибо­лее ярко проявляется на начальном этапе каждого нового периода, когда наряду с элементами новой системы в измененном виде продолжают функционировать элементы, свойства предыдущей системы. В первую очередь надо отметить, что. Е. В. Литовкин не стал связывать периодизацию развития культурно-просветительной работы с тремя этапами освободительного движения в России, как это делали все предыдущие исследователи. Он считает, что генезис культурно-просветительной работы предпола­гает раскрытие, прежде всего, време­ни и причин её возникновения, эта­пов развития. В генезисе культурно-просветительной работы, по нашему мнению, прослеживается пять эта­пов.

Первый этап (90-е годы XIX века) - зарождение культурно-просветительной работы. Возникно­вение практики, а затем и понятия «культурно-просветительная работа» было связано с развитием внешко­льного образования как образова­тельно-просветительного явления.
Второй этап (1905-1920 гг.) развития культурно-просветительной работы — деятельность досуговых учреждений профсоюзов, коопера­тивов, общественных организаций и учреждений внешкольного образования (9., С. 67). Хронологические рамки второго этапа автор обосновывает тем, что в 1905 году появились первые клубы проф­союзов, кооперативов, которые рассматривали свою деятельность как культурно-просветительную, а вне­школьную (образовательную) работу - в качестве её элемента.

Третий этап (1920-1945 гг.) - культурно-просветительная работа как направление политико-просветительной работы. Определение хронологических дат этого этапа он связывает с тем, что в первые годы советской власти это направле­ние продолжало называться внешко­льным образованием. Но наряду с этим термином использовался и термин «культурно-просветительная работа» для обозначения одного из направлений внешкольного образо­вания. Профсоюзные, кооператив­ные и другие объединения продол­жали называть свою досуговую дея­тельность культурно-просветительной работой. На первом Всероссийском съезде по вне­школьному образованию 6-19 мая 1919 года любительские театраль­ные, музыкальные, хоровые, литера­турные и другие кружки имели на­звание культурно-просветительных.

Четвертый этап (1945-1985 гг.) - культурно-просветительная работа как самостоятельная сфера. В 1945 году произошло реформирование политико-просветительной работы, которая была выделена из системы образования в самостоятельную сферу и стала называться «культур­но-просветительная работа». Пятый этап (с 1985 г. по настоя­щее время) - культурно-просветительная работа как одно из направлений культурно-досуговой (до 1994 г.), затем социально-культурной деятельности.

Однако в 2007 году Е. В. Литовкин предлагает новый подход к определению периодизации истории социально-культурной деятельности. Он предлагает один из вариантов периодизации общей исто­рии социально-культурной деятельности на основе таких критериев, как: смена досуговых ориентации государства, общества, индивидов под воз­действием культурных, социально-экономических и политических фак­торов; изменение содержания и форм досуговой деятельности сословий, классов, общества, досуговых учреждений, индивидов.

На основании этих критериев в истории социально-культурной деятельности России он выделяет следующие периоды:

Период I. Фольклорный досуг (до X в.).

Период II. Религиозно-фольклорный досуг (X-XVII вв.).

Период III. Светско-религиозный досуг (XVII в. - вторая полови­на XIX в.).

Период IV. Внешкольное образование и культурно-просветительная работа (вторая половина XIX - начало XX в.).

Период V. Политико-просветительная работа (1920-1945 гг.).

Период VI. Культурно-просветительная работа (1945-1985 гг.).

Период VII. Культурно-досуговая деятельность (1985-1990 годы)

Период VIII. Социально-культурная деятельность (с 1990-х годов XX века).

На основании предложенной структуры периодов социально-культурной деятельности и ее обоснования, Е. В. Литовкин делает вывод, что рассмотрение генезиса организованных форм досу­га в России показало, что в его развитии были определенные периоды, которые вполне можно обозначить терминами, адекватно отражающими основные направления в содержании и способах организации досуга рос­сиян.

Рассмотрение вопросов периодизации истории социально-культурной деятельности продолжил В. В. Туев. Он считает, что периодизация истории досуга, внешкольного образования, куль­турно-просветительной работы и социально-культурной деятельности в российском обществе разных времен - острейшая и актуальнейшая проблема.

Рассматривая этапы периодизации предложенные Е. В. Литовкиным он отмечает, что " нам же хочется поддержать уважаемого коллегу в его попытке прео­долеть консерватизм традиционного подхода к периодизации и анализа содержания отечественной истории культурно-просветительной работы, значительно расширить временное пространство функционирования ор­ганизованного досуга в России", однако, продолжает он, что в истории социально-культурной деятельности России XIX-XXI веков можно будет выделить шесть основных периодов, которые в соответствии с содержательной доминантой этой деятельности в указан­ный период, ее основным целеполаганием и формами осуществления можно именовать следующим образом с учетом времен­ных границ периода, содержания культурно-досуговой деятельности в этот период и соответствующего этому содержанию названия периода: 1. Внешкольное просвещение (первая половина XIX века, 1800-1860-е гг.); 2. Внешкольное образование (1861-1917 гг., от крестьянской и земс­кой реформ 1861-1864 гг. до начала февральской революции 1917 года); 3. Политико-просветительная работа (1917-1927 гг., период, берущий начало от двух революций в России: в феврале-марте и октябре 1917 г., период первого десятилетия Советской власти);

4. Культурно-просветительная работа (1928-й - 2-я половина 80-х годов, начало перестройки);

5. Культурно-досуговая деятельность (примерные сроки: с 1987 г. по 1994 г.); 6. Социально-культурная деятельность (с 1995 г. по настоящее вре­мя).

Литература:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-04; Просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь