Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Неповторимость Обезьяны (сладкий и гадкий)



 

Нарисовать загадочную улыбку Джоконды (Леонардо), придумать непонятную улыбку для Кабирии, бредущей по дороге (Феллини), или превратить все свое творчество в одну бесконечную грустноватую улыбку (Чехов). В этом вся Обезьяна. Что кроется за улыбкой Обезьяны? Иногда сладость, иногда гадость…

Первая вкушаемая нами сладостность обезьяньего мира – это детские книжки писателей-Обезьян. Любимые герои раннего детства – Незнайка Николая Носова или Чипполино Джанни Родари. С каким наслаждением ныряли мы в мир сладеньких карапузиков-коротышек – Пончик, Сиропчик, Медуница, Тюбик, Торопыжка, Синеглазка… Как максимально несладкий вариант – Пилюлькин. Все это на фоне гигантских плодов клубники, титанических арбузов и так далее… У более политизированного Джанни Родари чуть покруче, но персонажи все из той же кухни – граф Вишенка, кум Тыква, синьор Помидор, мистер Морковь, профессор Груша… Мир сладостен и плотно осязаем. Как будто плаваешь в густом киселе.

Еще нагляднее картинка в кино. Очень важно для мировосприятия Обезьяны найти какую-нибудь особенно жуткую рожу, не столько страшную, сколько гадкую, при этом обязательно, чтобы на роже была нарисована сладенькая улыбочка… Федерико Феллини по всей Италии разыскивал сладостно-гадостные рожи и снимал их в своих фильмах регулярно.

Самый большой паноптикум – это «Репетиция оркестра», а гимн сладостному строению мира – это, безусловно, «Амаркорд», фильм, в котором величайший режиссер мира окончательно раскрепостился и нарисовал мир таким, каким он может привидеться только Обезьяне, в сладких улыбках на гаденьких лицах (или гадких ухмылках на сладеньких лицах). Той же дорогой пошел наш Сергей Соловьев, собравший свой удивительный актерский паноптикум еще в «Чужой белой и рябом» и развернувший его во всю ширь в своей маразматической трилогии («Асса», «Черно-красная роза», «Нежный возраст»). Несколько героев юродствующих, несколько откровенных психов.

Интересен Душан Макавеев. Снял фильмы «Мистерия организма», «Сладкий фильм», «Горилла купается в полдень», организовал кинофирму «Экстаз».

Ну и конечно же любовь во всех ее сладких и гадких формах. Когда Крафт-Эбинг (Крыса) вводил в научный лексикон большинство известных нам теперь сексопатологических терминов (фетишизм, эксгибиционизм и т. д.), только двум терминам он дал персональные имена – садизм и мазохизм (в честь де Сада и Мазоха). Оба они Обезьяны.

Одной из самых ярких иллюстраций обезьяньей модели мира стал в последнее время Мэрилин Мэнсон. Выглядит самопровозглашенный Антихрист Суперстар так, будто его только что выкопали из общей могилы. Он коллекционирует протезы и носит женское белье. Его автобиография названа «Долгая дорога из ада», а его любимая «игрушка» – забальзамированная в формальдегиде голова кролика. Что касается его музыки, то это своеобразная смесь металла и глэма, полная человеконенавистнических гимнов с названиями типа «Пирожок и содомия». В глэме вообще много Обезьян, у нас их знамя несет Макс Покровский («Ногу свело»). А еще Илья Лагутенко из «Мумий Тролля».

 

Гениальность Обезьяны

 

Самые лучшие кинорежиссеры и драматурги, ремесленники и живописцы, послабее прозаики и поэты. Много великих полководцев, но есть и провальные. Достаточно много политиков, ученых, особенно экспериментаторов. Женщины более всего литературные.

Три титана фантастики Александр Беляев, Рэй Бредбери и Айзек Азимов. А еще писатели Джон Апдайк и Лион Фейхтвангер, русские классики Иван Гончаров и Антон Чехов, мировые титаны Джордж Гордон Байрон, Эрнст Гофман и Чарльз Диккенс, а еще наши Евгений Шварц, Василий Аксенов и Владимир Войнович.

В музыке Обезьян не густо, да и назвать означенных композиторов самыми знаменитыми трудно. Александр Скрябин, Густав Малер, Оливье Мессиан, Родион Щедрин. То ли сложна их музыка, то ли не внятна…

Совсем другое дело кинематограф, тут что ни имя, то слава великая. Самые прославленные Федерико Феллини, Милош Форман и Франсуа Трюффо. За ними Джордж Лукас, Нагиса Осима, Луи Маль, Ларс фон Триер. Русский вклад – это Дзига Вертов, Константин Юдин, Владимир Венгеров, Александр Зархи, Михаил Швейцер, Андрей Тарковский, Ян Фрид, Сергей Соловьев и Сергей Бондарчук.

Великих правителей совсем немного. Царь Иван III Великий, президенты США Гарри Трумэн и Линдон Джонсон, папа римский Иоанн Павел II, албанский диктатор Энвер Ходжа.

Из военачальников можно выделить флотоводца Степана Макарова, полководцев Антона Деникина, Георгия Жукова и Константина Рокоссовского.

Научный мир представляют философ Барух Спиноза, Джордано Бруно, Рене Декарт, Джон Локк, физики Лев Ландау и Николай Семенов

Великолепны живописцы и рисовальщики: Леонардо да Винчи, Василий Тропинин и Василий Суриков, Исаак Левитан и Виктор Васнецов, Поль Гоген и Амедео Модильяни, Альфонс Муха и Обри Бердсли.

 

Обезьяньи заповеди

 

1. Годы Обезьяны – 1908, 1920, 1932, 1944, 1956, 1968, 1980, 1992, 2004. Знак Обезьяны проявляется у людей, рожденных 1 января и далее в течение всего года и до 13 января следующего года, где у новорожденных уже проявляется знак Петуха. Уверенность в знаке дают векторные отношения с Крысой и Змеей. Кармический перелом в год Змеи. Совмещение с Козерогом дает Шута.

2. Почувствовать в себе невероятную физическую силу и прожорливость дикого зверя может каждый, кто родился в год Обезьяны. Впрочем, выбор всегда остается, от почти интеллигентного шимпанзе до жуткой гориллы, от вредных мелких мармазеток до гигантских добряков орангутанов. Все это дикие животные, как и полагается для закрытого знака. Северный аналог – бурый медведь – также далек от домашнего зверушки.

3. Главная, пожалуй, черта, идущая от зверя, – это тяга к беспрерывному эксперименту. Обезьяна пробует все, в первую очередь пробует съесть все, что хотя бы отдаленно напоминает пищу. Далее она просто пробует всякий предмет для всякого действия. Может быть, именно благодаря этому экспериментаторскому дару обезьяна стала прообразом человека.

4. Бездействие для Обезьян вредно. Томная разнеженность для них смерти подобна. Действовать надо, активно работать, тогда все будет хорошо. Идеальна ситуация, при которой есть тяга к ремеслу и всякого рода рукоделию. Именно через руки идет правильное восприятие мира. Чем глубже ремесленные навыки Обезьяны, тем больше шансов на обретение психологического равновесия.

5. Творческий потенциал приземленной психологии чрезвычайно высок. Это своеобразный вечный двигатель, толкающий человека к безостановочной работе. Максимально возможный результат такой работы – это одушевление мертвой материи. Эту свою способность надо развивать максимально.

6. Закрытость Обезьяны вынуждает человека отказаться от простоты, искать истину в самых сложных ее проявлениях. Отсюда необходимость работать с теми объектами, в которых нет линейности и структурности, которые не подвластны жизненному опыту. Если же объект окажется слишком простым, то Обезьяна все только запутает, от чего проиграет как дело, так и человек.

7. В общении закрытость делает Обезьяну гораздо более камерным, интимным человеком, чем это может показаться после знакомства с ее активной психологией. В любом случае проблемы с общением очевидны. Собственно, Обезьяне и не нужно стремиться к широкому и поверхностному общению, куда важнее общение глубинное, сокровенное, так сказать. В таком общении легче скрыть дефект по обаянию знака.

8. Впрочем, закрытость Обезьяны совсем не означает, что ей пора в монастырь. Напротив, закрытый знак достаточно комфортно чувствует себя среди людей. Просто надо уметь отгораживаться от них, быть чуть выше и в стороне.

9. Отстраненности от людей способствует также и темперамент знака, более толкающий к библиотекам, к мудрости книжной. Впрочем, для умного разговора можно и пообщаться, а вот для пустого трепа ни сил, ни времени у Обезьяны нет. Только умственное общение добавляет энергии Обезьяне.

10. В мыслительный процесс данный темперамент вмешивается максимально. Ни один другой тип темперамента не стимулирует так мышление. Флегматики медитируют, сангвиники бегут назад к природе, холерики терзают людей, и только скептичные меланхолики жаждут мыслить, ибо в этом они находят большой энергетический интерес. Так что любой процесс, любое действие, самое примитивное и обыденное, надо сопровождать мыслью. Думать, взвешивать, рассуждать, делать умозаключения. И так круглый день.

11. Не всем нравится особенная умственность Обезьяны. У нас ведь как: чуть поумнее человек – его сразу одергивают, мол, перестань умничать. Уступать таким пожеланиям не стоит, лучше сменить компанию, общаться с такими людьми, которым будет приятно умничанье Обезьяны.

12. Знак судьбы самодеятельный. Тут, как говорится, комментарии излишни. Все надо делать самому и так привлекать к себе удачу. Обезьяна должна окружить себя вещами собственного изготовления. В магазин можно не ходить, все должно быть свое. Тогда точно придет удача. Увы, самодеятельная удача идет очень медленно, внезапно банк сорвать очень трудно.

13. Реалистический стиль мышления у женщин идеален для всего, что связано со стилем. А если к этому прибавить идеальное чувство материала, то в результате практически готовый дизайнер. Впрочем, много и других сфер, требующих хорошего знания жизни, а особенно финансовых подробностей. Денежки реалистке очень нужны, и эти деньги вполне реально приманить.

14. В сфере личных отношений женщина не так крепка, как в профессии. Парадоксально, но эти красивые, умные, а иногда и очень богатые женщины как-то особенно мучительно переживают одиночество. Им очень хочется, чтобы их любили, опекали, жалели, охраняли. Парадокс!

15. Что касается мощного интеллекта, используя в личной жизни на полную катушку, в профессию его лучше не тащить. Что это значит? А очень просто: думать надо про мужчин, про деньги, про устройство жизни, про себя любимую думать. А вот в профессии надо использовать вкус, интуицию, а мозги по возможности отключать. Никакой логики, математики, никакого расчета, что-нибудь филологическое, что-нибудь художественное, эстетское…

16. Мужчина при всей своей рукастости, при всех своих сказочных ремесленных навыках мыслителем остается очень мутным. Можно сказать, что мозг

Обезьяны самое непонятное сооружение. Закрытость, да еще мистицизм – это такое сочетание, что никто ничего не поймет. Результат – либо гениальность непостижимая, либо такой кавардак, что хоть в психушку сдавай. Собственно, этот водораздел главный. Если Обезьяна сумеет навести хоть какой-то порядок в голове, то все удастся, если нет, то гасите свет. Риск очень велик, а потому на самые ответственные для мира позиции (власть, например) Обезьяне лучше не ходить.

17. А вот где цены нет Обезьяне, так это в любви. Тут для Обезьяны темных мест нет. Все понятно, и про себя, и про женщину (причем каждую), и про любовь вообще. Мужчина-Обезьяна настоящий профессор любви, даже больший, чем Крыса, ибо, как закрытый знак, готов посвятить себя не женщинам вообще, а какой-то конкретной женщине.

18. Дефект у Обезьяны четкий и ясный – это общение. Тут провал очевидный. Однако кто предупрежден – тот вооружен. Возможности для совершенствования огромны. А вот резерв у Обезьяны единственный в своем роде – по мышлению. То есть та самая умственность, которая как бы есть у Обезьяны от рождения, может расходоваться бесконечно долго, ума у Обезьяны очень много. Этот знак, пожалуй, самый интеллектуальный. Жалко, что глубину обезьяньей мысли практически никто не может оценить.

 

 

Часть вторая

Возрасты человека

 

Здесь в основном представлена вторая (структурная) версия возрастного гороскопа, написанная в 1997 году, а также третья версия (собственно «возрастные заповеди»), написанная в конце 2006 года. Дополнительные материалы даны каждая в своей датировке. В основном это самые последние годы (2004–2006 годы).

 

Рождение возрастной теории

 

Плана по созданию возрастной теории не было, более того, о существовании такой науки, как возрастная психология, до 1988 года я даже не слышал. Разумеется, я знал, что есть детство, юность, зрелость, догадывался, что они различаются психологически, но не думал, что этими вещами занимается отдельная наука. Сам же я, работая с 12 знаками гороскопа, примеривал их характеристики буквально ко всему, что попадалось под руку. Не стали исключением и возрасты человека. Так постепенно обнаружилось заманчивое соответствие некоторых знаков определенным возрастам человека.

Связь эта все более завораживала. Лев Толстой, родившийся в год Крысы, очень хотел написать что-нибудь гениальное для детей, но при всем своем величии так и не сделал этого. Родившийся в год Крысы Антуан де Сент-Экзюпери написал чудесное произведение для детей «Маленький принц», но этот принц детям не подошел, а вот юность, напротив, встретила эту сказку с ликованием, ибо почуяла в ней свое, уже не детское обличье.

Оказалось, что детских писателей, родившихся в год Крысы, просто нет. Зато среди кумиров очень ограниченной в своих пристрастиях юности были именно Крысы – вечно молодой Уильям Шекспир или наш современник, не слишком молодой Булат Окуджава. А еще Крысы всегда слыли лихими сквернословами и скабрезниками, вспомним Полежаева, Баркова, Франсуа Вийона… Стоит ли говорить, что такие факты усиливали подозрение о связи Крысы с юностью?

Другие знаки тоже искали свое место. Лошадь и Бык уверенно топтались вокруг детства, ибо люди двух этих знаков легче всего находили путь к детскому сердцу. Достаточно вспомнить, что в год Лошади, например, родились Корней Чуковский, Алан Александр Милн, Даниил Хармс, Алексей Толстой, Сельма Лагерлеф, Агния Барто, Борис Житков, Виталий Бианки, Юлиан Тувим и многие другие, писавшие для детей. Кроме того, эти два знака своей энергией, неутомимостью, боевым задором и бодростью, которые они сохраняют и в преклонные годы, наводят на мысль, что старость их как-то не захватывает…

Не вызывала сомнений координата Змеи – у людей этого знака самая низкая энергетика (у мужчин), депрессии, самоубийства, умудренность и рассудительность даже в юношеские годы, фантастически скорый расцвет и созревание (например, Маяковский, Шолохов).

Кот бегал из детства в старость и обратно. С одной стороны, игрив, с другой – ленив… Коза в детство никак не шла – уж больно флегматична. Ну а Драконов сплошь и рядом называли вечными юношами. Кабана же, напротив, был большой соблазн записать в старики, хотя друзья-Кабаны и уверяли меня в своей вечной молодости.

И вот в январе 1988 года, наблюдая за своим сыном, которому только-только исполнилось восемь месяцев, я вдруг осознал, что сей малец, не прожив еще и одного года, перешел за последние дни в совершенно новое состояние, что состояние это – второй возраст и соответствует он знаку Обезьяны, ибо все в его поведении соответствует нашему представлению об этом знаке – загадочная улыбка, сладость, всеядность, страсть все пощупать, попробовать.

Координаты шести знаков на возрастной шкале сразу стали совершенно ясны. Остальное, как говорится, было делом техники.

… – Обезьяна – … – Лошадь

Бык – Крыса – … – …

Змея – … – … – Тигр

Как только эта схема возникла в голове, заполнить пустые клетки не составило труда.

Петух никогда не претендовал на место в детстве, но ведь ему и не предлагалось детство – ему предлагались первые восемь месяцев после рождения – очень странный возраст беспрерывных криков и беспомощного барахтанья.

Коза вписалась между Обезьяной и Лошадью, напомнив о своих инфантильных капризах и о достаточно легком проходе к детской психологии (Марк Твен, Астрид Линдгрен, Александр Пушкин, Джонатан Свифт).

Что касается Кабана, то сразу вспомнилась его центральная роль в интеллектуальной рок-музыке, к которой легко присоединялся, например, Модест Мусоргский, один из немногих классиков, легко переводимый на рок-язык (читай: молодежный язык).

Ну а поставив три поэтических знака в конец жизни, можно было понять взлетность как то самое свойство, которое дарует природа старым людям, чтобы они могли беречь свои силы.

Новая структура открылась.

 

Возрасты Идеологическая структура Социальная структура Психологическая структура Энергетическая структура Структура судьбы
Петуха (0-1 год) Логика Открытость Приземленность Космизм Пионерство
Обезьяны (1–3 года) Мистика Закрытость Приземленность Скептицизм Самодеятельность
Козы(3-7 лет) Реализм Ортодоксальность Чувствительность Драматизм Пионерство
Лошади (7-12 лет) Воля Открытость Чувствительность Оптимизм Самодеятельность
Быка(12-17 лет) Логика Ортодоксальность Возмужание Оптимизм Везение
Крысы(17-24 года) Мистика Открытость Возмужание Драматизм Фатализм
Кабана (24-31 год) Реализм Закрытость Возмужание Оптимизм Пионерство
Собаки (31-40 лет) Воля Ортодоксальность Приземленность Скептицизм Фатализм
Змеи(40-55 лет) Логика Закрытость Чувствительность Драматизм Везение
Дракона (55-70 лет) Мистика Ортодоксальность Взлетность Космизм Самодеятельность
Кота(70-85 лет) Реализм Открытость Взлетность Скептицизм Везение
Тигра(85-100 лет) Воля Закрытость Взлетность Космизм Фатализм

 

Я был уверен, что предстоит долгая ее проверка и поиск весомых доказательств. Но все оказалось проще. Я быстро обнаружил книгу Александра Толстых «Возрасты жизни», подписанную, кстати, в печать уже после того, как я создал свою возрастную теорию (в апреле 1988 года). Более благодарного читателя автор, наверное, никогда не имел.

Практически проблема поиска доказательств отпала – все, что надо, было в книге. А ведь я, как уже было сказано, до 1988 года и не догадывался о многовековой истории этой совершенно самостоятельной и очень важной для людей науки. Впрочем, постигать ее мне было легко, ведь я владел ключом к проблеме возрастов и мог обойтись без многих экспериментов.

Мне не надо было думать о причине возникновения возрастов, о том, что первично – воспитание ли, среда, гены? Мне было ясно, что знак возраста – программа не менее жесткая, чем знак года рождения. И из этой программы не вырваться. Ну а то, что в ней есть определенная логика, так тут не воспитателей благодарить нужно, а создателей…

 

Общий смысл программы

 

Первое, что не вызвало сомнений, – это наличие четко разделенных трех периодов в жизни. По обыкновению, хотелось их назвать детством, зрелостью, старостью, хотя позже и стало ясно, что это неправильный подход: ведь он подразумевает, что в середине жизни наступает некая вершинная область, к которой человек движется с детства, и, пройдя ее, потом в старости отдыхает.

Итак, детство – четыре знака: Петух, Обезьяна, Коза, Лошадь. Если бы сохранялся порядок следования знаков гороскопа, то дальше шел бы знак Змеи. Переход от Лошади к Змее был бы мягок, ведь это знаки одной психологической тройки, но идет не Змея, а Бык – знак во многом противоположный. Четыре знака второго периода – Бык, Крыса, Кабан, Собака – идут в такой же очередности, как и в годовом гороскопе, но между Собакой и Змеей, открывающей третий период (Змея, Дракон, Кот, Тигр), – опять резкий разрыв.

Таким образом, из всех 11 переходов выделяются два особенно крутых – в 12 лет (Лошадь – Бык) и в 40 лет (Собака – Змея). Само по себе это не открытие, катастрофичность двух этих переходов многократно описана. Важно другое – теория дает объяснение этим кризисам и демонстрирует, что это – рубежи трех принципиально различных и достаточно самостоятельных жизненных периодов. Причем внутри каждого из этих периодов человек развивается по одному и тому же принципу. В чем состоит этот принцип?

Каждый из трех периодов начинается логическими знаками (Петух, Бык, Змея). Это означает, что каждый первый возраст – это возраст планирования на весь период. Но возможно ли в первом возрасте что-то планировать? А. Толстых назвал ребенка в этом возрасте «потенциальной личностью», фактически независимо от структурного гороскопа придя к термину, который мы относим к знакам Петуха, Быка и Змеи. Потенциальность – это и есть планирование, не точный прогноз, а именно нацеленность на будущее, взведение пружины.

Кто не помнит, как заводилась нами пружина в возрасте 12–17 лет (возраст Быка)? Лев Толстой так описывал вхождение в этот возраст: «В продолжение года, во время которого я вел уединенную жизнь, сосредоточенную в самом себе, моральную жизнь, все отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представились мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы, предложение которых составляет высшую ступень, до которой может достигать ум человека, но разрешение которых не дано ему».

Идет формулирование, пусть и неосознанное, программы жизни.

Ну а что планировать человеку в возрасте Змеи (40–55 лет)? Середина жизни – до планов ли? Но дело в том, что именно в этом возрасте мужчина становится недоволен своим чрезмерно общественным поведением – семья, работа, обязанности… А как же он сам, его душа, его чувства, его мысли? Тяжелый кризис, особенно если он совпал с охлаждением к жене, разногласиями с подросшими детьми, недовольством службой. Вот и планирует человек, в зависимости от своего уровня, – кто министерское кресло, кто пакет акций, ну а кто-то начинает выделять себя из общества, пестует свою личность, формирует свою неповторимую индивидуальность.

Вторые возрасты – возрасты перебора вариантов, возрасты любви – словом, всего, что соответствует знакам мистической тройки (Обезьяна, Крыса, Дракон).

Третьи возрасты – возрасты моделирования, игровой подготовки к исполнению возрастной задачи, обобщения накопленной информации. И в этом незатейливом застое мало чем отличаются капризный и нежный бездельник-дошкольник (Коза), интеллектуальный бездельник – молодой специалист (17–24, Кабан) и задумчивый мемуарист, греющий старые кости на солнышке (70–85, Кот).

И все эти этапы каждого периода венчает заключительный четвертый возраст – возраст железной воли, безостановочного прогресса, напряженной, на грани возможного, работы.

Лошадь (7–12 лет). Учеба и хозяйство, физическая сила и закалка, обучение всему на свете, а главное – самостоятельности: все сам. Собака (31–40 лет). Работа и хозяйство, жена, дети, карьера, спорт, пеленки и одновременно самые великие открытия – все в этом коротком и ярком возрасте. Менделеев открыл великий закон в 35 лет, Мендель свои работы вел в 34–41 год. И так все великие открытия. А описание напряженной работы в возрасте Тигра (85 – до отпущенного срока) впрямую выводит на понимание смысла жизни. И от сознания такой открывающейся с помощью гороскопа перспективы, конечно, захватывает дух…

Возрастная теория объяснила – и это очень важно – различия между мужчиной и женщиной. Не представляю, как до столь тонких нюансов доходили бы без этой теории, ведь, скажем, девушка в возрасте 12–17 лет, сохраняя образ, язык, атрибутику юношеских комплексов, юношеского планирования, по сути, обладает сильнейшей волей, да к тому же еще и становится источником неуправляемой любви. (Чтобы постичь силу этой любви, достаточно поприсутствовать на любом концерте кумиров этого возраста.)

Пока мужчины, достигшие 40 лет, терзаются от неожиданно нагрянувшего кризиса, переосмысляя прожитую жизнь, женщины расцветают, становятся уверенны и самостоятельны. Отгадка в том, что женщина-Змея – обладатель сильнейшей воли и источник любви, ей не до терзаний – дело надо делать…

Так потихоньку складывалась женская версия возрастного гороскопа: Крыса – идеальная невеста, Кабан – идеальная любовница, Собака – идеальная жена и мать.

Второй по значимости оказалась социальная структура, открытая все в том же 1988 году. Посудите сами: планирование и реализация детства приходится на открытые знаки – Петух и Лошадь, планирование и реализация зрелого периода приходится на ортодоксальные знаки – Бык и Собака. Ну а третий период и в планировании и в реализации приходится на закрытые, самоуглубленные знаки – Змея и Тигр.

Было полностью подтверждено предположение, что периодизация человеческой жизни связана с изменением его социальной ориентации.

Первый период – детство – досоциален, это время подготовки к социальной жизни; второй период и есть собственно жизнь в обществе, и, наконец, третий период – время, когда человек перерастает общество, встает над его суетой и заботами.

Можно трактовать иначе. Первый период: ребенок рождается, открытый всему свету – чистый и развернутый лист; второй период: происходит ограничение сферы восприятия, соответствующее ортодоксии, человек сосредоточивает свое внимание на мире людей; третий период сворачивает человека, обращает его внутрь себя, окукливает, сжимает в точку.

Но быть может, самая плодотворная трактовка такая: человек, переходя в очередной период, пробивает очередную скорлупу, лишается очередной инфантильности.

Выходя из утробы матери, человек преодолевает первую оболочку, чтобы войти в круг семьи, без которой не может существовать. В 12 лет он прорывает и семейную оболочку, попадая в круг общества, все свои помыслы связывая с ним, и лишь в 40 лет прорывает и эту оболочку, наконец-то становясь самостоятельной и самоценной личностью. На этом, однако, борьба не кончается, еще четыре возраста душа человека готовится к тому, чтобы преодолеть последнюю границу – покинуть тело.

Вот так рождалась новая философия возрастов, смысл которой в последовательном движении вперед в течение всей жизни, как бы это движение ни трактовалось – как сворачивание открытого пространства в точку или снятие четырех панцирей со зреющей души.

Откуда же тогда взялся у людей стереотип об убогости старости, о деградации человека с возрастом? Стереотип стойкий. Тут много причин. Прямолинейная аналогия с растительным и животным миром – рост, созревание, увядание. Возможность наблюдать в основном одиннадцатый возраст (Кот), в котором пока еще трудно различить духовное совершенство, ведь до 85 лет мало кто доживает. Но давайте вспомним ярчайшее свидетельство – духовное величие старцев, хотя их и было слишком мало.

Но главное не в этом. В каждом возрасте человек должен совершить то, что требует эта возрастная программа. Если, например, в 12 лет он не пытается выйти в общество и остается целиком при родителях, он становится социально инфантильным человеком. Не пытающийся в 40 лет найти свою личность, свое «я» становится личностно инфантильным. Таких людей большинство, а потому пройти весь путь к последнему рубежу дано очень немногим, и их считают исключением.

Может быть, предпосылки бессмертия человеческой души, проглядывающие из возрастного гороскопа, и есть главное достижение всей теории. И все же нельзя, даже ради бессмертия, забыть обо всех других, в частности практических, следствиях теории.

Остальные три структуры, конечно, также нашли свое парадоксальное положение в возрастной теории. Психолого-физиологическая теория насыпала два острова в жизни, которые так легко назвать юностью (Бык, Крыса, Кабан) и старостью (Дракон, Кот, Тигр). Кроме того, нарисовались два моста. Мост из младенчества (Петух, Обезьяна) в возраст рождения и воспитания детей (Собака). А еще мост из детства (Коза, Лошадь) в возраст одушевления (Змея).

Энергетическая структура подобно концентрическим кругам показывает края жизни и середину. К краям прижимаются космические возрасты (Петух, Дракон и Тигр), чуть ближе к центру скептические возрасты (Обезьяна, Кот), потом драматические возрасты (Коза, Змея), в середине остаются природные возрасты (Лошадь, Бык, Кабан). Парадоксально расположены возрасты Крысы и Собаки.

Что касается структуры судьбы, то она вместе с социальной структурой показывает общее направление развития жизни. В начале жизни чередуются возрасты пионерства (Петух, Коза) и самодеятельности (Обезьяна, Лошадь), к концу жизни чередуются возрасты фатальности (Собака и Тигр) и реализации (Змея и Кот). Парадоксально расположение возраста Быка и Крысы.

 

Возраст новорожденного

 

Петух (До года)

 

Для удобства говорится, что первый возраст человека длится год, реально же его продолжительность около 9 месяцев. Столь невероятная скоротечность возраста (последние возрасты длятся по 15 лет) не делает его менее значимым. Информационная емкость всех возрастов примерно одинакова. Таким образом, информационная ценность каждого дня в первом возрасте беспредельно высока.

Находясь в плену природного мышления, мы полагаем, что, рожая детей, подобно другим живым существам, передаем им по наследству не только внешний облик, но и образ жизни, манеры, язык и так далее. На самом деле – генетически определяется довольно маленькая доля человеческой личности. Очень многое определяется моментом рождения (гороскоп), его именем и фамилией и конечно же воспитанием, о чем и пойдет речь далее.

Причем если чисто социальные человеческие черты формируются в более поздних возрастах, то в первом возрасте речь идет о том, будет ли родившийся человек собственно человеком, станет ли он ходить на двух ногах, бегать на четвереньках или жить в воде, как амфибия. Определяется – будет ли он выть по-волчьи, квакать по-лягушачьи или попробует синтезировать звуки человеческой речи. Разумеется, в русской семье будут русские звуки, в японской – японские, в двуязычной семье придется работать на два фронта.

Самое же важное предназначение первого возраста – это высечение искры разума. Генетически разумность человека предполагается, но не гарантируется. Искру можно ведь и не высечь… С другой стороны, не исключен и вариант, что когда-нибудь мы научимся высекать у младенца искру сверхразума. Ясно, что если и появится когда-нибудь сверхчеловек, то не за счет работы школы или детского сада, а за счет воздействий именно в первом возрасте.

 

Потенциальность

 

Три потенциальных знака (Петух, Бык, Змея) – это знаки выбора пути, набора энергии, широких возможностей, открытых горизонтов. Разумеется, что из всех трех потенциальных знаков наиболее широкие перспективы именно у Петуха. Соответственно у него выше амбиции и ниже возможность реализации своих амбиций. Петух – это тот самый пароход, у которого весь пар уходит на свисток. Одним словом, главное – прокукарекать, а там хоть не рассветай.

Разумеется, что эти свойства знака присутствуют и у новорожденного. Нам всего этого не видно. Да, конечно, возможностей для реализации очень мало, но при чем тут амбиции? Посмотрим, что пишет об этом возрасте в «Возрастах человека» А.В. Толстых: «Младенец, по сути дела, обладает тем, к чему стремится взрослый, – универсальной возможностью развития, он в принципе может все (равен бытию), но еще ничего не сделал – он личность, если можно так сказать, «потенциальная личность».

Подсказку дает нам и зоологическая аналогия. Знак Петуха правильнее назвать Птицей. Именно птицы дают нам пример широчайших возможностей приспосабливаться к любой среде. Пингвин – почти рыба, страус – почти антилопа, колибри – почти насекомое, и все-таки все они птицы и еще раз птицы. Никто не сравнится с птицами как в прожорливости, так и в способности поголодать. А разве не парад амбиций маршруты перелетных птиц? Птицы единственные в животном мире умеют говорить чужим языком и с удовольствием это умение демонстрируют.

Для знака Петуха очень часто в жизни высшим достижением являются не реальные дела, а амбиции, величина потенциальной, а не кинетической энергии. За это в жизни Петухи часто осуждаются обществом. Для младенца же накопление потенциальной энергии – это цель номер один. Согласно закону сохранения энергии, само собой такое накопление произойти не может. Так откуда же черпает энергию младенец? Самый простой вариант и самый надежный – восторги родственников и вообще любых доброжелателей. Традиции восторгаться новорожденными у разных народов, у разных социальных групп различны, но можно не сомневаться, что повод для восторгов (продолжение рода, сходство с отцом) можно всегда найти. Единственное замечание – восторги должны длиться не день-два, а несколько месяцев или даже весь первый возраст.

Другой энергетический источник – правильно выбранное имя. Накачивая ребенка энергией, очень важно ничего не забирать обратно, а это значит – никаких претензий, досады, раздражений.

Примечательной чертой потенциальных знаков (Петух, Бык, Змея) является комплекс неполноценности, связанный с невозможностью оценить себя по законам неведомой среды. Говоря проще, когда ребенок появляется на этом свете, он ничего не знает о том, ждали его или нет, желанный он гость или не очень. Поэтому он комплексует, сомневается в своих правах, может от этих мучительных сомнений потерять сон и аппетит. От отчаяния он кричит – ему кажется, что так его наверняка заметят, не бросят. Он цепляется за жизнь, за маму, он не верит в нашу любовь. Лишь к концу первого возраста эти комплексы ослабевают, появляется уверенность в своем месте на земле.

К комплексам неполноценности, с подачи некоторых психологов, люди стали относиться негативно. Однако в тех возрастах, в которых комплексам положено быть, они играют большую положительную роль. Слишком быстро успокоившийся ребенок не сумеет накопить много энергии. Поэтому так часто талантливые, гениальные люди вырастают из трудных, болезненных, неспокойных детей. Самодовольный, спокойный младенец дает родителям отоспаться, но в жизни добьется не слишком многого.

 

Логическая стихия

 

Сотканный из комплексов и амбиций, маленький человек, однако, уже прочно стоит на пути познания действительности.

Познание это идет, разумеется, не по фамильным или расовым законам, а по законам первого возраста, по законам «птичьего царства».

Птицы, как известно, гениально ориентируются в пространстве, причем в том пространстве, в котором ничего не пощупаешь, не промеришь. Пространство необходимо считать, ибо оно – множество счетное. Как это делают птицы, уточнять не будем, а новорожденные делают это с помощью мощного логического (формального) мышления своего возрастного знака.

Кроме пространства, к счетным (формализуемым) категориям относится и время. Собственно, сочетание пространства и времени в различных вариантах и есть предмет изучения для всех объектов, организованных с помощью логических построений (военное искусство, мультипликация, компьютеры…). Задачи новорожденного не так уж малы, как кажется, – ему надо перевернуть картинку, найти масштаб нашего пространства. Что касается времени, все тоже непросто – время дискретно, циклично, ритмично, так что и тут есть над чем подумать.

В том же ряду, как ни странно, находится и система звуков, нот, музыки в целом. Так что кроме изучения трехмерного пространства и времени предстоит еще освоить мир звуков, научиться слушать, анализировать звуки (раскладывать на составляющие) и синтезировать их в своем горлышке.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.07 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь