Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1 Дизайн как проектная деятельность



Тема 1 Дизайн как проектная деятельность

  1. Основные понятия и определения
  2. Типология дизайн-деятельности.
  3. Этапы проектной деятельности.

Основные понятия и определения

Проектирование – процесс разработки проекта с фиксацией результата в какой-либо форме. Основные этапы проектирования: обоснованный выбор будущего продукта; разработка проекта и его документальное оформление; макетирование и моделирование; оформление; экономическая и экологическая оценка проекта и технологии; защита проекта.

Проектирование это:

n деятельность по преобразованию естественных природных явлений в искусственные предметы и процессы, удовлетворяющие человеческим потребностям;

n процесс создания представления об объекте, еще не существующем;

n выбор способа действия, подготовительные действия;

n компонент жизнедеятельности человека, позволяющий ему рационально строить свою жизнь и выполнять различные виды необходимой деятельности;

n отношение человека к действительности, в котором отражается стремление к комфортному существованию.

Проектирование обладает своей методологией, которая включает структуру деятельности, принципы и нормы деятельности, субъектов, объект и его модели, методы и др.

Расхождения в понимании и неоднозначности толкования понятия «дизайн» в большой мере обусловлены многозначностью английского слова design, ставшего с начала 30-х гг. международным термином, обозначающим художественно-конструкторскую, проектно-творческую деятельность и ее результаты.

В словаре [2] «слово design переводится и как замысел, умысел, план, цель, намерение, и как творческий замысел, план, проект, и как чертеж, расчет, конструкция, и как проектирование, конструирование, и как эскиз, рисунок, узор, композиция, и как искусство композиции и даже произведение искусства

Автором данного учебного пособия предлагается свое определение дизайна (так же, как и его цели, функций, задач, принципов, закономерностей): «Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим. (Медведев В.Ю.)

Определяется сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе и художественное, и техническое начала. Указывается, что объектами дизайна являются разнообразные изделия, комплексы, системы (формирующие предметную среду), рассчитанные именно на промышленное производство.

И подразумевается, что, ориентируясь на индустриальное производство, дизайнеры, безусловно, не забывают о его эффективности, рентабельности (равно как и о прибыльности торговли). Как наиболее существенное в этой дефиниции выделяется антропоцентрическая нацеленность дизайна, выражающаяся в стремлении учитывать возможности человека, использующего тот или иной дизайн-продукт, и весь круг его потребностей, запросов, предпочтений, воплощаемых и в утилитарно-технических, и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна.

Виды дизайнерских разработок

  • модернизация: новая, перспективная и экспериментальная разработки
  • проектный прогноз

 

Частичная модернизация - это незначительное улучшение отдельных технико-эстетических параметров объекта, которое сохраняет все основные черты своего прототипа.

Новая разработка представляет собой существенно или принципиально новое дизайнерское решение, рассчитанное на современную реализацию.

Перспективная разработка содержит аналогичное решение, рассчитанное на реализацию в более или менее отдаленном будущем.

Экспериментальная разработка опирается на достаточно свободный дизайнерский поиск в широких вариациях, не всегда предназначенных для внедрения.

Проектный прогноз предназначается для принципиального направления дизайна, не обязательного для реализации.

 

Сущность и определение понятий «предмет дизайна» и «объекты дизайна».

Специфика сущности дизайна как одного из видов проектно-творческой деятельности может быть выявлена при уяснении того, на что направлена дизайн-деятельность, каков аспект этой деятельности, в чем ее отличие от инженерного проектирования и художественного творчества (в сфере изобразительных искусств), в чем родство с творчеством в архитектуре и прикладных искусствах при определенных видовых различиях.

Ориентация дизайнерского творчества, его аспект были, в принципе, верно раскрыты в упоминавшихся в подразд. 1.1 определениях дизайна, сформулированных Томасом Мальдонадо и Г. Б. Минервиным, при отмеченных там же недостатках их дефинирования. В этих дефинициях неудачным является выражение: «определение формальных качеств предметов…».

Во-первых, это вызывает ассоциации с формально-эстетическим подходом к разработке объектов, хотя авторы формулировок понятия «дизайн» и уточняют, что имеют в виду не только внешний вид объектов дизайна, но и их функционально обусловленную структуру, отражающую единство формы и сущности вещи. Во-вторых, дизайнеры не определяют, а формируют соответствующие свойства объектов разработки в процессе их композиционного формообразования. Совокупность этих свойств, проявляясь в неразрывности красоты и пользы, предстает как потребительское качество, потребительная ценность вещи для тех, в расчете на кого она спроектирована. В этом и проявляется специфика предмета дизайн-проектирования.

ТИПОЛОГИЯ ДИЗАЙН-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Всякая деятельность, в том числе и проектирование как идеальная (моделирующая) форма реальной преобразовательной деятельности, имеет следующие элементы в своей структуре: субъект и объект деятельности, цель, задачи и средства деятельности, процесс деятельности (с его этапами и стадиями) и результат деятельности. Естественно, что это относится и к дизайну, интегрировавшему в процессе своего становления и развития инженерное проектирование и художественное творчество, технические и художественные методы предметосозидания в материальной культуре.

Методы и средства дизайна универсальны. Однако, определяя принципы стратегии и тактики анализа, моделирования и решения проектных проблем, а также процессов формо- и смыслообразования разнообразных объектов дизайна, они конкретизируются в различных аспектах проектных ситуаций, тех или иных подходах к способам решения задач и разработке отличающихся своеобразием культурных смыслов и функций изделий разных групп, видов и типов, образующих в совокупности предметную среду жизнедеятельности людей.

Основная цель, социально значимые функции и задачи дизайна будут рассмотрены ниже, в разд. 3.

Здесь рассматривается общая типология дизайн-деятельности, структурированной по нескольким основаниям (признакам систематизации) для выявления ее областей, направлений, специализаций и видов. Принцип такой систематизации обусловлен следующими факторами:

− особенностями задач основных типов субъектов дизайна в разных областях дизайн-деятельности, определяющих в каждой из них свой предмет деятельности;

− спецификой ее направлений (современных и перспективных), представленных разными типами дизайнерских разработок, их ориентацией и масштабом решаемых задач;

− различием подхода к дизайн-проектированию укрупненных в данной типологии групп объектов дизайна, влияющих на специализацию профессионалов дизайна;

− наличием разных аспектов и уровней направленности дизайн-проектирования, образующих своеобразную матрицу основных видов дизайна.

Типологическое разнообразие дизайн-деятельности предопределяет и многообразие типов дизайн-продуктов как результата этой деятельности.

 

Виды дизайна

Индустриальный дизайн

Индустриальный дизайн представляет основную группу в сфере приложения труда дизайнера, отсюда берет начало дизайн как «индустриальная эстетика ». Первостепенное место в деятельности индустриального дизайнера занимают орудия труда и механизмы. Сюда же можно отнести продукцию станко- и машиностроения, средства транспорта и оружие.

Дизайн архитектурной среды

В современной дизайнерской деятельности всё большее распространение получает дизайн архитектурной среды, который подразделяют на дизайн интерьеров и дизайн внешней архитектурной среды.

Дизайн интерьеров включает интерьеры и оборудование общественных помещений, жилых пространств и интерьеры производственных зданий. Каждый из этих типов пространств имеет свои особенности и определяет свой круг профессиональных задач и проектных методов их решения.

Дизайн одежды и аксессуары

Ещё недавно, в 60 – 70е годы мода подразделялась на уникальные работы художника-модельера, выполненные индивидуально, зачастую на заказ; и работы модельера-дизайнера – серийно выпускаемая продукция швейной индустрии. Сегодня и уникальные произведения « от кутюр » (haute couture), и серийно выпускаемая продукция « пред-а-порте » (prê t-a-porter) относят к дизайну одежды. Отчасти это и дань моде на дизайн, но во многом это объясняется и тем, что современная индустрия моды базируется на основе дизайнерского формообразования, ориентированной на самые современные технологии, материалы, демократичность и ориентируясь на широкие слои населения.

Графический дизайн

Старейшая и одна из наиболее распространенных областей дизайнерской деятельности является графический дизайн. К нему относятся и искусство оформления книги, рекламно-информационного проспекта, буклета, плаката, промышленная графика и упаковка, разработка этикетки и торговых марок, фирменных знаков и шрифтовых гарнитур, рекламной продукции на щитах и фасадах в городе. Сегодня к традиционной работе дизайнера-графика добавилась работа со сложными графическими системами, становящиеся основой фирменного стиля предприятия, визуальными коммуникациями в интерьерах и городской среде.

Компьютерный дизайн

Сегодня компьютер прочно вошел в работу дизайнера, стал его незаменимым спутником и помощником в работе, облегчающим рутинный труд графического оформления, освобождающий его время для творческого поиска художественной идеи. Современные компьютерные программы не только сокращают время работы над проектом, но и значительно расширяют палитру графических и технических возможностей дизайнера. Для этого сегодня созданы специальные проектные пакеты художественно-графических и инженерно-конструкторских программ, включая трехмерную графику и мультипликацию. Специализированные дизайнерские программы способны заменить порой целую армию смежных специалистов. Они не только проводят точные расчеты, определяя форму изделия, подсказывая выбор тех или иных конструкций и материалов, но и позволяют в трехмерном изображении и в реальном времени моделировать будущий объект в самых различных ситуациях, не только создавать виртуальные образы формы проектируемого объекта и проверять её функционирование, в том числе, и в экстремальных условиях.

Арт-дизайн

Дизайн в процессе своего развития не только превратился в самостоятельную проектно художественную культуру, но и сам стал влиять на формообразование в архитектуре, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве. Результатом такового взаимодействия стали авангардные течения в искусстве. В дизайне появился целый ряд творческих течений, направленных на синтез с художественным и архитектурным формообразованием, под общим названием «арт-дизайн». Произведения здесь, как и в искусстве зачастую носят единичный характер, при этом само формообразование в основе своей базируется на философии дизайна: эргономичность изделия, ориентация на современные материалы и технологии, веяния моды и др.

 

Тема 2 Содержание и этапы проектной деятельности

1. Особенности дизайнерского проектирования

2. Структура процесса проектирования

3. Стадии (этапы) процесса дизайнерского проектирования

Проектирование в дизайне — это сложный многоступенчатый процесс, который посвящен созданию (описанию, изображению) модели некоего еще не существующего явления, объекта, прибора с наперед заданными характеристиками или свойствами. В таком проекте обосновывается возможность осуществления задачи, описываются принципы ее реализации и предлагается «рабочая документация», рассказывающая, как это можно сделать практически.

Методы исследования

В проектной деятельности целесообразно использовать следующие методы исследования: эксперимент, анкетирование, интервью, наблюдение, дизайн-анализ, а также методы научного познания – метод вживания, эвристических вопросов и др.

Принципы написания ТЗ

 

  1. Максимальное использование графических материалов для наглядного и сжатого представления информации. Одна диаграмма зачастую в состоянии заменить несколько страниц текста. В данном контексте возможно рисование ТЗ, т.е. представление всех более-менее сложных фрагментов системы в графическом виде и использование текста в качестве комментариев к графическим материалам (рисунок 1).
  2. По необходимости, использование в ТЗ прототипов, не являющихся окончательным решением. Прототипы, уже на стадии разработки, дают заказчику понять, как именно будет выглядеть объект дизайна.
  3. ТЗ должно быть написано «живым человеческим» языком, понятным бизнес-пользователю в т.ч. руководителю высшего звена, не обладающему техническими и дизайнерскими навыками; в них должен содержаться минимум технической терминологии. Чем быстрее пользователь «вникнет» в содержания технического задания, тем более эффективно будет выстраиваться наше с ним общение.

 

В общем случае содержание технического задания включает следующие разделы:

  1. Введение;
  2. Основание для разработки;
  3. Назначение разработки;
  4. Технические требования к объекту проектирования;
  5. Технико-экономические показатели;
  6. Стадии и этапы разработки;
  7. Порядок контроля и приёмки;
  8. Приложения.

В состав Технического задания входят следующие сведения:

  • данные о Заказчике и Исполнителях;
  • конфигурация технических средств;
  • стоимостные данные.

Пример 1. Структура технического задания (проектирование баннеров)

1. Оглавление

2. История изменений документа

3. Участники проекта

4. Назначение документа

5. Терминология

6. Общий контекст

7. Система размещения баннеров

8. Взаимодействие с биллингом

9. Banner Engine

10. Техническое описание компонента Banner Engine

Если в начале документа даётся общая, концептуальная информация о разрабатываемой системе, то во второй, основной части документа, детально прописываются бизнес-требования и существенные для оценки стоимости разработки функциональные требования к системе. В разделе «Терминология» технического задания на баннерную систему определяются такие понятия как Показы, Клики, CTR, Охват, Частота контакта, Файл бронирования и т.п, а в разделе «Общий контекст» - описываются основные бизнес-процессы компании-заказчика, относящиеся к размещению баннерной рекламы, а также - системное окружение, текущие роли менеджеров компании и права доступа. Стоит отметить, что в данном конкретном случае система строилась не на пустом месте. Ранее менеджеры компании использовали другую, отличную от нашей, систему размещения баннерной рекламы. В противном случае - анализ ролей и прав доступа был бы скорее всего вынесен в отдельную главу.

 

Пример 2. Структура технического задания (дизайн интерьера)

  1. Обмерочный чертеж (ситуационный план);
  2. Адрес, общий метраж;
  3. Количество комнат и их зональность;
  4. Стиль художественного оформления интерьера, цветовые предпочтения;
  5. Возможная комплектация мебелью;
  6. Пожелания по освещению;
  7. Функциональность ванной комнаты и санузла;
  8. План по устройству напольных покрытий;
  9. Заказ на отделку стен;
  10. Пожелания по отделке потолков.

 

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРСКОГО ПРОЕКТА

_____________________________________________________________________________

1. Организация - заказчик _____________________________________________________

2. Форма проекта: фирменный стиль, отдельные элементы фирменного стиля (логотип, визитная карточка (индивидуальная, корпоративная), конверт, типовой макет газетного/журнального объявления, типовой макет печатной рекламы, типовой макет наружной рекламы, рекламная листовка, буклет, каталог, постер, другое: _______________________________________________________________________

3. Размер/формат: ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Степень готовности проекта:

1 степень (доработка или замена нескольких элементов в проекте),
2 степень (изготовление проекта на основе готовых исходных материалов),

3 степень (нулевая готовность).

5. Содержание проекта:

- элементы, необходимые в проекте: логотип, адресный блок, слоган: _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

- предпочитаемая цветовая гамма (фирменные цвета): _______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

- стиль дизайнерского решения (показать на примерах)____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
материалов: __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. Необходимость проведения фотосъемки: _________________________________________________________________

8. Дополнительная информация: _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Контактная информация: ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Заказчик:

Менеджер:

 

Эвристические методы

Эвристические методы основаны на подсознательном мышлении, не допускают алгоритмизации и характеризуются неосознанным (интуитивным) способом действий для достижения осознанных целей. Эвристические методы ещё называют методами инженерного (изобретательного) творчества.

Сейчас практически во всех преуспевающих фирмах, занятых созданием материальной и нематериальной (программы, методики) продукции, поиск новых идей и решений ведется с помощью тех или иных эвристических методов. А для современного инженера знание этих методов становится столь же необходимым, как и умение писать и читать. Даже журналисты, художники, бизнесмены и представители других профессий, кто остро нуждается в оригинальных идеях, активно используют такие методы.

Эвристические методы медленно, но постоянно совершенствуются и развиваются: от общих рекомендаций — к последовательности действий, далее — к алгоритмизованным методам и, наконец, к созданию искусственного интеллекта.

Краткое описание основных групп эвристических методов и наиболее характерных их представителей.

Метод декомпозиции

Пример иерархической структуры (блок-схема)

Любую исследуемую систему можно рассматривать как сложную, состоящую из отдельных взаимосвязанных подсистем, которые, в свою очередь, также могут быть расчленены на части. Такой процесс расчленения системы называется декомпозицией. В качестве систем могут выступать не только материальные объекты, но и процессы, явления и понятия.

Метод декомпозиции позволяет разложить сложную задачу на ряд простых, но взаимосвязанных задач, представить её в виде иерархической структуры.

Упрощенное графическое представление иерархической структуры может быть изображено в виде ветвящейся блок-схемы, на подобие представленной на рисунке.

Здесь на нулевом уровне располагается исходная система С1, на следующих уровнях — её подсистемы (число уровней и количество подсистем, показанных на рисунке, выбрано произвольно). С целью получения более полного представления о системе и её связях в структуру включают надсистему и составляющие её части (системы нулевого уровня, например, вторая система С2).

В процессе проектирования декомпозиция неразрывно связана с последующей композицией, то есть сборкой и увязкой отдельных частей (подсистем) в единую систему с проверкой на реализуемость в целом, совместимость (особенно подсистем, принадлежащих разным ветвям) и согласованность параметров (восходящее проектирование). В процессе согласования может возникать потребность в новой, корректирующей декомпозиции.

Методы декомпозиции и последовательных приближений очень распространены, причем часто те, кто применяет их, даже не воспринимают их как методы. Очень эффективным является совместное использование этих методов.

Метод контрольных вопросов

Суть метода контрольных вопросов заключается в ответе на специально подобранные по содержанию и определенным образом расставленные наводящие вопросы.

Вдумчиво и, по возможности, полно отвечая на них, фиксируя основные положения ответов, например, на бумаге в виде ключевых слов, схем и эскизов, удается всесторонне представить решаемую задачу, отыскать новые пути её решения

Контрольные вопросы, с одной стороны, подобны консультанту, в ненавязчивой форме предлагающему попробовать те или иные подходы и пути решения проблемы, а с другой стороны, позволяют спокойно и не спеша поразмышлять в одиночестве. В составлении и группировании вопросов участвуют и психологи.

Метод контрольных вопросов широко применяется в процессе обучения как способ развития мышления. Этот метод служит основой для ведения диалога с компьютером при работе с интеллектуальными программными комплексами: здесь сочетается использование обширной информационной базы и иерархического представления множества вопросов.

Например, при анализе известного решения с целью его улучшения рекомендуют задавать себе следующие вопросы:

  • Почему так или такое? А как ещё иначе? (применительно к назначению узлов и деталей, их частей и форм, к последовательности выполнения действий и т. д.).
  • Зачем это нужно?
  • Что произойдет, если этого не будет?
  • И другие.

Применительно к проектированию варианты метода были предложены А.Осборном (1964 г., США) и Т.Эйлоартом (1969 г., США).

Метод синектики

На основе метода мозговой атаки разработан ряд других методов, среди которых наиболее известен метод синектики. Его существенной чертой является значительное задействование возможностей подсознания.

В условиях применения метода синектики избегают преждевременной четкой формулировки проблемы (творческой задачи), так как это нейтрализует дальнейший поиск решения. Обсуждение начинают не с самой задачи (проблемы), а с анализа некоторых общих признаков, которые как бы вводят в ситуацию постановки проблемы, неоднократно уточняя её смысл. Активно применяют прямую, личную, фантастическую и символическую аналогии.

Метод агрегатирования

Художественное конструирование, осно­ванное на том, что изделие рассмат­ривается как конструкция, расчленен­ная на самостоятельные узлы, сочета­ния которых могут выполнять одну функцию или, при перекомпоновке, менять рабочие функции. При этом трансформируется форма, изменяется объёмно-пространственная структура изделия. Агрегатные узлы ' остаются прежними, изменяется лишь их поло­жение в пространстве. При агрегатировании внимание дизайнера сосредоточено прежде всего на отработке отдель­ных агрегатных узлов, хотя при этом он всегда должен иметь в виду весь набор необходимых структур целых изделий. Корпус изделия, например станка, рассматривается как функцио­нирующая форма. Внешняя форма и внутренняя структура (конструкция) оказываются фактически одним и тем же, функциональный и композиционный аспекты проектирования сливаются а единый функционально-композицион­ный подход.

Метод ассоциации

Способ формирования проектной идеи на основе сравнения далеких друг от друга явлений, предметов, качеств. Ассоциации различаются по сход­ству, контрасту и смежности. Ассоциа­тивные образы, взятые из фонда памя­ти человека или машины, связываются, сопоставляются между собой в соот­ветствии с задачами и логикой проек­тируемой системы. Целевая взаимо­связь образных характеристик различ­ных объектов делает метод ассоциации основой продуктивной проектно-преобразоваельной деятельности, приводит к от­крытию новых отношений в проекти­руемой модели.

Метод «вживания в роль»

Осмысление задач проектирования с учетом прогнозируемой реакции по­требителя. Строя модель потребителя, автор проекта должен понимать ре­зультат проектирования не просто как программирование духовно-практиче­ского поведения людей, но как двухсто­роннюю коммуникацию изделия или среды с равноправным адресатом художественного сообщения. Возможны два основных направ­ления взаимодействия потребителя с окружением и объектом дизайна, ко­торые формируются в процессе ак­тивного восприятия, выбора и оценки вещи. Первое обеспечивает челове­ку сохранение и, возможно, закрепле­ние уже выработанного им индивиду­ального стиля деятельности в пред­метной среде и ее эмоционального отражения. Второе обеспечивает из­менение в стиле индивидуальной деятельности в среде и формирова­ние новых типов эмоционального и эстетического к ней отношения. Как правило, второе направление опре­деляет более высокий созидательный порядок психологических структур деятельности, чем первое. Дизайнер, создавая новые вещи, закрепляет на новом уровне традици­онные или строит новые формы орга­низации предметной среды. Фактиче­ски происходят два процесса: преоб­разование мира дизайнером и изме­нение мира потребителем. Поэтому продуктивный диалог между дизайне­ром и потребителем происходит толь­ко при общности их направления.

Проективография

Метод проектно-графической деятельности «построения различных вещей» на базе компьютерной техники, развивающий существующие учения «о фигурах, пропорциях и отображениях» (в частности, начертательную геометрию).Проективография — наукоемкий инструмент для достижения целей гармонизации в формотворчестве, в работе дизайнера, архитектора, инженера. Проективография сообщает творческой работе некоторое новое качество научного мышления, которое дается только спе­циальными «проективными» методами преобразований в сочетании с при­влечением комбинаторного мышления на основе перебора и изучения всех возможных перестановок простран­ственных элементов. Переход из трех­мерного пространства в двухмерное, отображение на особым образом упорядоченном поле чертежа, даю­щее специфические метрические эф­фекты, является ключом расшифровки проектографических отображений, в «памяти» которых удерживаются мно­говариантные пространственные пла­стические решения формообразова­ния.

Творческий метод

Закономер­ности создания художественных обра­зов среды, структура организации про­фессионального мышления. В отличие от стиля воплощает закономерности построения самих архитектурных и средовых объектов и с этих позиций метод и стиль соотносятся как путь исканий и их итог. Творческий метод может быть авторским, принадлежать группе авто­ров, определенному времени, направ­лению и т.д.

Метод «синектики»

Проектная деятельность, сознательно использующая разного рода механизмы творчества, в основном различные типы аналогий, для целенаправленного ориентирования спонтанной активности мозга и нервной системы. Творческая активность в методе «синектики» вызывается внутренними причинами или пробуждениями, основанными на необходимости самодвижения и самовыражения мысли или идеи, и возникает без внешних воздействий, самопроизвольно.

Футурология (в дизайне)

Твор­ческий метод, ориентированный на прогноз и поисковое проектирование с изображением свойств будущих объектов на языке зрительных образов. Аналогом работ по футурологии является понятие теории изобретательства «идеальный конечный результат», при формулировании которого условно снимаются любые ограничения техни­ческого или экономического порядка, а вопрос, как достичь этого результата, решается позже. При этом чем на более отдаленное будущее ориенти­рована разработка, тем менее эф­фективными становятся строго логичес­кие методы работы, уступая место общекультурным соображениям и ин­туиции специалиста. Дизайнерская Ф. не только прог­нозирует реализуемые впоследствии формы и пути развития нашего предметно-пространственного окружения, но и необходима самому дизайну в качестве стимулятора и катализатора свежих проектных идей, так как отка­зываясь от проектирования «по прото­типам», провоцирует и совершенству­ет неординарность мышления, умение ставить проблемы и моделировать любые ситуации. Жанры и виды дизайнерской футурологии — проекты утопии и антиутопии, проекты-предостережения, гипотезы, альтерна­тивы, проекты-шутки и карикатуры как отдельных вещей и фрагментов среды, так и концепции жизнедеятельности. Предметом футурологических исследо­ваний может стать техническая воз­можность, свойства вещи, потребитель­ские требования, структурно-морфоло­гические характеристики, эксперимен­ты в области формы, стиля, образа. Богатейшие возможности метода, как в сфере дизайнерского прогноза, так и в сфере художественных воз­можностей визуализации проекта, по­родили подлинный бум этого направ­ления в 1960—1970-е годы ( Футуродизайн, Бумажная архитектура).

«Штучный метод»

Дизайнер­ское проектирование отдельных вещей или их небольших комплексов с целью создания уникальных объектов, образ­цов или разработки новых процессов. Проектная концепция и художест­венный принцип деятельности дизай­нера в этом случае не всегда форму­лируются методически и не оформля­ются документально, однако это не означает, что их нет. Они явно или подспудно вынашиваются дизайнером фактически с момента получения за­каза и до формирования предложения, находя свое определенное вербаль­ное или визуальное выражение в тех­ническом задании, в предпроектном анализе, в эскизном предложении и других проектных материалах. «Штучный» объект дизайнер раз­рабатывает в одиночку или с неболь­шим коллективом единомышленников, который решает проблемы координации действий и организации работ в непосредственном общении его членов.

«Ликвидация тупиковых ситуаций»

Метод расширения об­ласти творческого поиска или выбора новых направлений решения проект­ной задачи в случае, если очевидная область не дала приемлемого резуль­тата. При «Ликвидация тупиковых ситуаций» проектировщик ори­ентируется на те участки простран­ства поиска, которые первоначально были исключены на основании оши­бочных или утративших силу предпо­ложений о приемлемости возможных решений. При этом предполагается: использовать приемы уменьшения пси­хологической инерции мышления и упорядочения перебора вариантов решения (например, метод контрольных «наводящих» вопросов); вести поиск новых взаимосвязей между частями имеющегося неудовлетворительного решения; переоценивать проектную ситуацию заменой слов, характеризую­щих затруднение, их синонимами; при­нимать условия, что проблема решена, и идти от последствий вновь к основ­ной структуре; использовать методы аналогий; использовать случайности как подсказку для решения творчес­кой задачи; делать «дикие», произволь­ные предложения; принимать правдо­подобное, но заведомо неправильное решение и предлагать специалистам раскритиковать его; принимать невозможное решение и анализировать его; предлагать за ограниченное вре­мя как можно больше решений (при «мозговой атаке») и т.д.

Коллективный поиск идей

Метод решения актуальных проблем путем использования совместной ра­боты группы специалистов; эффектив­ная форма изобретательства, рацио­нализаторства, проектирования. Коллективный поиск идей предполагает целенаправ­ленный, систематический сбор и обоб­щение сведений об основных аспек­тах проектной проблемы и поиск ее решения с учетом реальных требова­ний, изначально сформулированных в виде постановки проблемы, принци­пиального обзора важнейшей инфор­мации о ней, указания возможных на­правлений поиска и связанных с ними частных подзадачах. Формы коллективного поиска идей— проектный семинар, «мозговая атака» и др.

Комбинаторика

Метод формообразования в дизайне, основанный на применении закономерностей разновариантного изменения пространственных конструктивных, функциональных и графических структур объекта, а также на способах проектирования объектов дизайна из типизированных элементов. Специфика комбинаторики близка к природно­му формообразованию, дает возможность многократно и по разному ис­пользовать элементы дизайн-конструкций и имеет прямое отношение к унифицированному массовому производству. Благодаря комбинаторике мир окружающих нас форм не только бесконечно раз­нообразен, но и экономно устроен, т.к. многие из них есть производное от сочетаний одних и тех же элементов. Комбинаторика - это механизм, порождающий по определенным правилам богатство форм с заданными свойствами. Как сказал Л. Салливан: «Три элементарные формы, а именно столб, перекладина и арка... всего лишь три буквы, из которых разрослось Искусство Архитектуры - язык настолько великий и превосходный, что человек из поколе­ния в поколение выражает с его по­мощью меняющийся поток мыслей». Нынешнее время существенно обога­тило этот условный «алфавит», особен­но в дизайне, но «правила» самого языка (законы К.) - порядок измене­ния качества, количества и условий позиционирования исходных элементов (морфотипов) - сохранились.В дизайнерском творчестве комбинаторику можно условно разделить на два на­правления - функционально-со­держательное (собирающее из оди­накового набора разных деталей ин­дивидуальные приборы и изделия — мебельные гарнитуры, кухонные ком­байны и т.д.) и формально-образ­ное, использующее возможности К. для обогащения облика дизайн-объек­та за счет вариаций цвета, группиров­ки, орнаментации элементов целого, например, в графическом дизайне.

Метод «дельфы» (дельфийская техника)

Индивидуальное анкетирование мнений экспертов с целью выявления преобладающего суждения специалистов, исключающее прямые дебаты и позволяющее экспертам оценивать свои суждения с учетом ответов и доводов коллег. Метод «дельфы» реализует через обратные связи мнений системный подход к коллективному мышлению, «снимая» случайные влияния психологических факторов. Используется при сборе уникальных данных, затрагивающих профессиональные проблемы, при экспертизе, определении приоритетов и других действиях, требующих специальной квалификации.

Методы конструирования


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 9057; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.099 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь