Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Список обязательной литературы по всему курсу



Аристотель. Метафизика. — М., 2006.

Гегель Г. Энциклопедия философских наук: в 3 т. — М, 1975. — Т. 1.

Дао дэ цзин. Лунь юй. Мо-цзы // Древнекитайская философия: в 2 т. — Т. 1. —М., 1972.

Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках, и другие философские работы. — М., 2011.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. — М., 2011.

Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может появиться как наука // Соч.: в 8 т.— М, 1994. — Т 4.

Платон. Диалоги: в 2 кн. — М., 2008.

Секст Эмпирик. Т^эи книги пирроновых положений // Соч.: в 2 т. — М., 1976. — Т. 2.

Сенека A.A. Нравственные письма к Луцилию. — М, 2010.

Упанишады веданты, шиваизма и шактизма. Антология избранных упанишад. М, 2009..

Фалес. Анаксимандр. Анаксимен. Пифагор. Гераклит. Парменид. Зе-нон. Эмпедокл. Анаксагор // фрагменты произведений ранних греческих философов / сост. А. В. Лебедев. — М., 1989.

Хайдеггер М. Европейский нигилизм. Письмо о гуманизме // Проблема человека в западной философии / сост. П.С.ГУревич. — М, 1988.

Список дополнительной литературы по всему курсу

Бердяев H.A. Самопознание. Русская идея. — М., 2011. Дхаммапада. — М., 1960.

Лосский Н. О. История русской философии. — М., 1991. Махабхарата. Рамаяна. — М., 2004. Монтень М. Опыты. Избранные эссе. — М., 2008. Соловьев В. С. Смысл любви // Соч.: в 2 т. — М., 1988. — Т. 2. Фромм Э. Душа человека. — М., 2010. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992. Юм Д. Исследование о человеческом познании // Соч.: в 2 т. 1965. — Т. 2.

М.

Краткий словарь терминов

Агностицизм — философское направление, в соответствии с которым истина о мире недостижима для человека.

Альтруизм — понятие, противоположное эгоизму, когда человек делает что-то не для себя, а для других.

Апперцепция — самосознание; изначальное единство сознания познающего субъекта, обусловливающее единство опыта.

Априори — существующее до опыта.

Атман — индивидуальная душа.

Гедонизм — учение, в соответствии с которым в основе человеческой деятельности лежит стремление к удовольствию.

Гносеология — раздел философии, изучающий сущность, способы, формы и цели человеческого познания мира.

Дхарма — высший моральный закон, а также добродетель, учение, истина, религия, обычай, право.

Имманентный — внутренне присущий какому-либо предмету, явлению.

Интерсубъективный — общечеловеческий, свойственный всем людям как представителям вида Homo sapiens.

Карма — судьба, порождаемая действиями индивидов в предыдущих существованиях.

Категории — наиболее важные философские понятия.

Логика — раздел философии, посвященный изучению правил мышления.

Майя — мир, окружающая природа в противоположность Единому.

Материализм — философское направление, признающее материю первичной, а сознание, идеи — вторичными, результатом развития материи.

Материя — одна из основных философских категорий, означающая реальность, которую человек может воспринимать своими органами чувств (в отличие от идеи).

Медитация — прекращение психической деятельности и очищение сознания от всех его форм для обеспечения контакта с Единым.

Мистицизм — преобладающее использование мистики как отрасли культуры, основанной на непосредственном единстве духовного и материального.

Монизм — учение, признающее одно главенствующее действующее начало или один основной взгляд (от «моно» — один).

Натурфилософия — направление в философии, изучающее общие принципы развития природы.

Нирвана — состояние слияния с Единым, в котором прекращаются все желания и заблуждения.

Парадигма — совокупность основных теорий, относящихся к данному разделу знаний.

Понятие — логическая форма, представляющая собой абстрактное, сущностное, обобщенное представление о предметах.

Рационализация — тенденция развития рационального мышления как мышления, характеризующегося логичностью (в форме следования законам формальной логики), понятийностью (мышлением с помощью понятий), дискурсивностью (способностью разложить какое-либо суждение на составные части).

Релятивизм — учение об относительности человеческого познания и ценностей.

Рефлексия — философское размышление о наиболее важных вопросах жизни.

Ригведа — букв. «Веда гимнов». «Риг» — хвалебный стих, гимн.

Рита — закон Вселенной, которому подчиняются и боги и люди.

Сансара — круговорот бытия, в который втянуто все живущее; колесо перевоплощений.

Система философская — такая концепция, которая включает в себя важнейшее из предшествующего философского знания и отвечает на все основные философские вопросы.

Солипсизм — признание единственной реальностью индивидуального сознания собственного «Я».

Сциентизм — учение, рассматривающее науку в качестве главного фактора исторического прогресса и средства решения социальных проблем.

Теология (букв, «учение о боге») — систематизированное изложение религиозного учения, обосновывающее его истинность и необходимость для человека.

Телеология — учение, в соответствии с которым все происходящее имеет свою цель.

Трансцендентальный — изначально присущий рассудку, не приобретенный из опыта, но обусловливающий опыт и предшествующий ему.

Трансцендентный — недоступный познанию, находящийся за пределами опыта.

Утилитаризм — учение, в соответствии с которым главным критерием нравственности поведения служит его полезность для общества.

Экстраполяция — перенос знания с одного объекта на другой.

Эмерджентность — проявление новых свойств у вещей, которых нет у элементов, из которых эти вещи состоят.

Эсхатология — учение о конце истории и ее цели.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ДИОГЕН ЛАЭРТСКИЙ

О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов

КНИГА ПЕРВАЯ

Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леон-том, тиранном1 Сикиона или Флиунта (как пишет Гераклид Понтийский в книге «О бездыханной женщине»); мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть мудростью, а упражняющегося в ней — мудрецом, как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [любомудр] — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости. Мудрецы назывались также софистами [мудрователями], и не только мудрецы, но и поэты: так называет Гомера и Гесиода Кратин в «Архилохах», желая похвалить этих писателей.

Мудрецами почитались следующие мужи: Фалес, Солон, Периандр, Клеобул, Хилон, Биант, Питтак; к ним причисляют также Анахарсиса Скифского, Мисона Хенейского, Ферекида Сиросского, Эпименида Критского, а некоторые и тиранна Писистрата. Вот кто были мудрецы.

Философия же имела два начала: одно — от Анаксимандра, а другое — от Пифагора; Анаксимандр учился у Фалеса, а наставником Пифагора был Ферекид. Первая философия называется ионийской, потому что учитель Анаксимандра Фалес был ионийцем, как уроженец Милета; вторая называется италийской, потому что Пифагор занимался ею главным образом в Италии. Ионийская философия завершается Клитома-хом, Хрисиппом и Феофрастом, италийская же — Эпикуром.

А именно преемником Фалеса был Анаксимандр, за ним следовал Анаксимен, затем Анаксагор, затем Архелай, затем Сократ, который ввел этику; за Сократом — сократики, и среди них Платон, основатель Старшей академии, за Платоном — Спевсипп и Ксенократ, затем Поле-мон, затем Крантор и Кратет, затем Аркесилай, с которого начинается Средняя академия; затем Лакид, начинатель Новой академии, затем Карнеад, затем Клитомах; вот как эта философия завершается Клито-махом. Хрисиппом же она завершается так: учеником Сократа был Ан-тисфен, за ним следовал киник Диоген, затем Кратет Фиванский, затем Зенон Китийский, затем Клеанф, затем Хрисипп. А Феофрастом она завершается так: учеником Платона был Аристотель, а учеником Аристо-

1 Здесь и далее это слово в тексте пишется более приближенно к греческому оригиналу — с двумя «н».

Теля — Феофраст. Вот каким образом завершается ионийская философия.

Италийская же философия такова: учеником Ферекида был Пифагор, за ним следовал сын его Телавг, затем Ксенофан, затем Парменид, затем Зенон Элейский, затем Левкипп, затем Демокрит, затем многие другие, в том числе Навсифан (и Навкид), а за ними — Эпикур.

Философы разделяются на догматиков и скептиков. Догматики — это все те, которые рассуждают о предметах, считая их постижимыми; скептики — это те, которые воздерживаются от суждений, считая предметы непостижимыми.

Некоторые философы оставили после себя сочинения, а некоторые совсем ничего не писали. Среди последних — Сократ, Стильпон, Филипп, Менедем, Пиррон, Феодор, Карнеад, Брисон, а, по мнению иных, также и Пифагор, и Аристон Хиосский (если не считать нескольких писем). По одному лишь сочинению оставили Мелисс, Парменид, Анаксагор. Много написал Зенон, еще больше Ксенофан, еще больше Демокрит, еще больше Аристотель, еще больше Эпикур, еще больше Хрисипп.

Некоторые философы получили наименование по их городам, например элейцы, мегарики, эретрийцы и киренаики; некоторые — по местам занятий, например академики и стоики; некоторые — по особенностям занятий, например перипатетики — гуляющие; некоторые — в насмешку, например киники — собаки; некоторые — по предрасположению, например евдемоники — искатели счастья; некоторые — по образу мыслей, например филалеты — правдолюбцы, эленктики — опровергатели, анало-геты — сопоставители; некоторые — по именам своих наставников, например сократики, эпикурейцы и прочие.

Наконец, одни философы называются физиками, за изучение природы; другие — этиками, за рассуждение о нравах; третьи — диалектиками, за хитросплетение речей. Физика, этика и диалектика суть три части философии: физика учит о мире и обо всем, что в нем содержится; этика—о жизни и о свойствах человека; диалектика же заботится о доводах и для физики, и для этики. До Архелая [включительно] существовал только один род — физика; от Сократа, как сказано выше, берет начало этика; от Зенона Элейского — диалектика.

В этике существуют десять школ: академическая, киренская, элид-ская, мегарская, киническая, эретрийская, диалектическая, перипатетическая, стоическая, эпикурейская. Основателем старшей академической был Платон, средней — Аркесилай, новой — Лакид; основателем кирен-ской — Аристипп Киренский; основателем элидской — Федон Элидский; основателем мегарской — Евклид Мегарский; основателем киниче-ской — Антисфен Афинский; основателем эретрийской — Менедем Эре-трийский; основателем диалектической — Клитомах Карфагенский; основателем перипатетической — Аристотель Стагирийский; основателем стоической — Зенон Китийский; эпикурейская же школа прямо названа по Эпикуру. Впрочем, Гиппобот в своей книге «О философских школах» перечисляет девять школ и учений: во-первых, мегарскую, во-вторых, эретрийскую, в-третьих, киренскую, в-четвертых, эпикурейскую, в-пятых,

Анникеридову, в-шестых, Феодорову, в-седьмых, Зенонову стоическую, в-восьмых, старшую академическую, в-девятых, перипатетическую; ни кинической, ни элидской, ни диалектической он не упоминает.

Пирроновскую школу из-за неясности ее воззрений по большей части тоже не включают в счет, а некоторые считают, что отчасти она является школой, отчасти же нет. Ее можно считать школой постольку, поскольку школой мы называем тех, кто придерживается (или делает вид, что придерживается] того или иного истолкования видимых явлений; на этом основании действительно можно говорить о скептической школе. Если же школой называть тех, кто привержен к известным догмам и придерживается их, то здесь нельзя говорить о школе, ибо догм у нее нет.

Вот каковы в философии начала, преемственности, деление на части и деление на школы. К этим школам не так давно Потамон Александрийский прибавил еще одну, эклектическую, отобрав из всех школ то, что ему хотелось. По его мнению (как он пишет в книге «Первоосновы»), критериев истины существует два: первый — тот, который выносит решение, то есть ведущее начало души, и второй — тот, благодаря которому выносится решение, например ясный и точный образ; началами всего являются вещество, деятель, качество и место, то есть «из чего», «что», «как» и «где». Конечной же целью, к которой все стремится, он считал жизнь, совершенную во всех добродетелях, но вместе с тем не лишающую и тело его благ, как природных, так и внешних.

Теперь мне следует повести речь о самих этих мужах, начиная с Фа-леса.

ФАЛЕС

Итак, Фалес (по согласному утверждению и Геродота, и Дурида, и Демокрита) был сыном Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, знатнейший среди потомков Кадма и Агенора. [Он был одним из семи мудрецов], что подтверждает и Платон; и когда при афинском архонте Дамасии эти семеро получили именование мудрецов, он получил такое имя первым (так говорит Деметрий Фалерский в «Перечне архонтов»). В Милете он был записан в число граждан, когда явился туда вместе с Нелеем, изгнанным из Финикии. Впрочем, большинство утверждают, что он был коренным жителем Милета, и притом из знатного рода.

Отойдя от государственных дел, он обратился к умозрению природы. По одному мнению, от него не осталось ни единого сочинения, ибо приписываемая ему «Судоводная астрономия» принадлежит, говорят, Фоку Самосскому. (А Каллимаху он был известен как открыватель Малой Медведицы, что видно из таких стихов в «Ямбах»:

В небесной колеснице он открыл звезды, По коим финикийцы правят путь в море.)


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 324; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь