Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зодчество и живопись на Руси в XVII веке ЗОДЧЕСТВО



Как и другие сферы русской культуры XVII в., зодчество об­наружило тенденцию к усилению светских мотивов, к " обмирщению", отказу от строгих церковных канонов. Главное, что характеризует архитектуру этого времени, - это отход от средневековой строгости и простоты, стремление к внешней на­рядности, живописности, усиление в ней декоративного начала. " Дивное узорочье" -так сами современники определили суть но­вых веяний в зодчестве.

Одним из наиболее замечательных светских зданий первой половины XVII в. является Теремной дворец в Московском Кремле, построенный в 1635-1636 гг. русскими зодчими Б.Огур-цовым, А.Константиновым, Т.Шарутиным и Л.Ушаковым, кото­рые в великолепных архитектурных формах, декоре этого дворца сумели выразить свое представление о прекрасном, воплотить замечательные черты русского народного искусства.Два пояса многоцветных сверкающих изразцов, резные белокаменные на­личники, золоченая кровля, красочные узоры на стенах придава­ли дворцу живописный, сказочный вид. " Зело пречудные палаты", - говорили о нем современники.
В церковном зодчестве продолжали развиваться традиции шатровой архитектуры, однако в шатровых постройках все более заметно выступает стремление к внешней нарядности, де­коративности убранства. Шатровый тип храма, воплощающий народную, светскую струю в зодчестве, получает широкое рас­пространение в первой половине XVII в. Наиболее эффектным памятником этого типа является Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), прозванная в народе " Дивной". Нарядная церковь была построена по заказу Д.М.Пожарского в Медведкове под Москвой.
В Троице-Сергиевом монастыре была возведена украшенная цветными изразцами церковь Зосимы и Савватия, в Вязьме - бо­гато декорированный небольшой пятишатровый собор.

Культовая архитектура постепенно утрачивает резкую обособ­ленность от гражданского строительства.Церкви становятся по­хожими на светские хоромы с характерной для них асимметрич­ностью форм.Усложнялись объемы, к основному массиву здания пристраивались различные приделы и пристройки, крытые папер­ти-галереи и нарядные крыльца, различные части здания соеди­нялись переходами, а в целом оно походило на ансамбль постро-ек.Широкое применение цветных изразцов, фигурного кирпича, разнообразных декоративных деталей придавало постройкам жи­вописность и нарядность.
Заказчиками церквей все чаще становились купцы и посадские общины, что играло большую роль в " обмирщении" церковного зодчества.Имеиао в " посадских" храмах наиболее выразительно проявлялось светское начало, отражались вкусы и настроения демократических слоев населения.Ярким примером такого рода построек служит церковь Троицы в Никитниках (в Москве), воз­веденная в 1628-1636 гг. по заказу богатого купца Г.Никит­никова. Она представляет собой целый комплекс разнохарактер­ных, но связанных единым замыслом построек. Своим асиммет­ричным планом церковь напоминает жилые хоромы. Ее отличают исключительное богатство декоративного убранства и жизнера­достность художественного облика.Церковь в Никитниках ока­зала влияние на целый ряд построек в других городах: на церковь Вознесения в Устюге, построенную по заказу купца Н.Ревякина, Троицкую церковь в Муроме и др.
Образцом посадского зодчества середины столетия является построенная в Москве по заказу прихожан церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649-1652), отличающаяся причудливой композицией разных объемов и богатством " узорочья". Пять раз­новысоких шатров, венчающих основное здание, придел и крыль­цо, объединяются в единое целое возвышающимся в центре шат­ром колокольни.

Церковь упорно сопротивлялась " обмирщению" культового зодчества, проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 50-х годах запретил возводить шатровые храмы, выдви­нув в качестве образца традиционное пятиглавие. В своей строи­тельной деятельности он настойчиво пытался возродить стиль строгого монументализма. В этом стиле были построены Д.Охлебининым и А.Мокеевым Патриаршие палаты в Московс­ком Кремле с боллшим крестовым залом - сводчатой палатой без столпов, а также комплекс зданий в Иверском Валдайском мона­стыре, основанном Никоном.
Попытки церкви воспрепятствовать " обмирщению" зодчества, проникновению в него народных, светских элементов оказались безуспешными. И в условиях строгой церковной регламентации продолжалось строительство " посадских" храмов, в которых раз­вивалось демократическое направление в зодчестве, светское по своим художественным приемам. Об этом свидетельствуют церк­ви Григория Неокесарийского на Большой Полянке, Николы в Хамовниках (в Москве), Троицы в селе Останкине и многие др.
Стремление к украшению, нарядности заметно и в крепостной архитектуре кремлей и монастырей. Изменил свой облик Московский Кремль. Еще в 1624-1625 гг. на Спасской башне рус­ский зодчий Важен Огурцов и англичанин Христофор Галовей сделали высокую кирпичную надстройку, богато украшенную белокаменными узорами, а в нишах были поставлены белокамен­ные " болваны" (статуи). Спустя полвека украшенные изразцами и белокаменной резьбойшатры появились и на других башнях Кремля. Теряет свой суровый облик и крепостная архитектура монастырей. Богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни Ново-Девичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева, Спасо-Евфимьева и других монастырей. Нарядный ха­рактер придают монастырям и новые пышно декорированные трапезные, колокольни и церкви.

 

Богатые купцы и дворяне начинают строить для себя каменные жилые дома. В их строительстве также проявлялось стремление к отходу от традиционной простоты и строгости к богатому де­коративному оформлению фасадов. Примером таких зданий мо­гут служить сохранившиеся до настоящего времени в Москве палаты думного дьяка Аверкия Кириллова на Берсеневской набе­режной и дом дьяка Ивана Волкова в Харитоньевском переул-ке.Богатым декоративным убранством отличаются и жилые каменные дома, сохранившиеся в Ярославле, Калуге, Нижнем Нов­городе и в других городах.
Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникно­вению в конце столетия так называемого нарышкинского стиля (или " московского барокко" ). Заметную роль в оформлении это­го стиля сыграла западноевропейская архитектура. Характерны­ми чертами нового стиля являлись четкость и симметричность композиции, подчеркнутая устремленность ввысь, многоярус-ность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной декоративной обработки здания (деко­ративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов).

Один из самых замечательных памятников этого ситиля-церковь Покрова в Филях, построенная в 1690-1693 гг. братом царицы Л.К.Нарышкиным.
ЖИВОПИСЬ
Общий для русской культуры XVII в. процесс " обмирщения" затронул и живопись. Новые явления в живописи начали прояв­ляться с середины столетия. Главным из них было становление и развитие реалистических тенденций. Художники этого времени стремились отразить в своем искусстве и донести до сознания современников прелесть и радость земного бытия. В рамках ре­лигиозной живописи развивается бытовой жанр, появляется пор­третная живопись.

 

Художественным центром, откуда шли новые реалистичес­кие тенденции, стала Оружейная палата, которую с 1655 г. возглавил боярин Б.М.Хитрово. Во главе нового направления стоял мастер Оружейной па­латы С.Ф.Ушаков. Вместе с ним работали Яков Казанец, Георгий Зиновьев, Степан Резанец, Федор Зубов, Иосиф Владимиров и многие другие выдающиеся живописцы. С этой средой связаны первые попытки дать теоретическое обоснование новому направлению. Своего рода манифестом его стал трактат о живописи.Владимирова, написанный им в 1664 г. в форме по­слания к Симону Ушакову. Выступая против слепого преклоне­ния перед стариной, он утверждал, что искусство должно быть близким к природе и радовать человека, а не подавлять его мрач­ными образами. По его мнению, " премудрый художник" что " видит или слышит, то и начертывает в образах или лицах и со­гласно слуху или виденью уподобляет". Он резко протестовал против канонической регламентации искусства. И.Владимиров положительно оценивал западное искусство и приводил доводы в его защиту.

Черты нового стиля в живописи - отход от старых канонов, устремленность к реальной действительности, к бытовому жанру - отчетливо проявились в стенописи церкви Троицы в Никитниках (1652-1653). Исследователи предполагают, что в росписи стен участвовали С.Ушаков и И.Владимиров.

 

Реалистические тенденции в станковой живописи ярче всего проявились в работах С.Ушакова. Центральной темой его твор­чества было изображение человеческого лица. В 1657 г. он напи­сал для церкви Троицы в Никитниках (Москва) голову Христа в архиерейском уборе - " Спас Великий архиерей". Самое известное произведение С.Ушакова - неоднократно им повторенный " Спас нерукотворный.

К числу высоких достижений живописи относятся стенные росписи ярославских храмов конца XVII в. Особенно восхища­ют фрески церкви Ильи Пророка, исполненные артелью мастеров во главе с Гурием Никитиным и Силой Савиным, и фрески церк­ви Иоанна Предтечи, написанные под руководством Дмитрия Плеханова. Здесь весьма заметно воздействие светской, посадс­кой культуры, демократические элементы решительно вторгают­ся в церковно-догматическое искусство. В этих росписях господ­ствует стремление художников изобразить реальный, материаль­ный мир. Религиозные мифы, сюжеты " священной истории" они используют лишь как повод для изображения бытовых сцен, для рассказа о жизни земных людей во всем ее многообразии. Церковь пыталась строго регламентировать темы и образцы церковной живописи.
В 1669 г. вышел царский указ, требовавший придерживаться старых ико­нописных традиций и объявлявший о создании специальной ко­миссии для освидетельствования новых икон. Эти мероприятия тормозили развитие новых явлений в живописи.

С пробуждением интереса к человеку, к отдельной личности связано появление и развитие портретной живописи (" парсуны" ) - первого собственно светского жанра. В первой по­ловине XVII в. парсуны писались в старой иконописной манере и в старой иконной технике - на доске, яичными красками. Во вто­рой половине столетия изображения стали принимать более реа­листический характер, точнее передавать индивидуальные черты. Таковы портреты царя Алексея Михайловича конца 70 -х-начала 80-х годов и царя Федора Алексеевича 1686 г.

Живописцы стали писать портреты по западному образцу -масляной краской на холсте. Так, в конце XVII в. написаны порт­реты князя Б.И.Репнина, стольника Г.П.Годунова, Л.К.Нарыш-кина и многих др.

Русская живопись, успешно развивавшаяся в XVII в., оказала влияние на искусство украинского и белорусского народов, а также на искусство Молдавии и христианских стран Балканского полуострова и Закавказья. Русские мастера приезжали для рос­писи церквей на Украину, в Грузию, Молдавию. В 1641-1642 гг. по просьбе молдавского господаря русские живописцы Сидор Поспеев и Яков Гаврилов с товарищами были направлены в Яссы для росписи храма Трех святителей. Обращались с просьбой о присылке художников и грузинские цари. С конца XVI в. почти с каждым посольством в Грузию отправлялись и иконописцы, мно­гие из которых оставались там навсегда. Во многих местах Гру­зии занимались иконописью и живописью московские художники, особенно известен алавердский Егорьевский монастырь - там ра­ботало наибольшее их число. Установились связи и с Арменией. В России нашел себе вторую родину армянин Иван Салтанов, зачисленный в Оружейную палату и ставший одним из крупней­ших русских художников второй половины XVII в.

На протяжении XVII столетия русская культура сделала большой шаг вперед в своем развитии. В ней отчетливо прояви­лись принципиально новые явления, утверждавшиеся в борьбе с церковным мировоззрением. Однако эти новые, прогрессивные веяния были еще не так сильны, чтобы радикально изменить на­правление культурного процесса. Но их развитие создало пред­посылки того перелома в культуре, который совершился в начале следующего столетия.

Образование и научные знания в России в 17 веке

Большая часть населения в России XVII века оставалась неграмотной, но количество грамотных людей, особенно среди горожан, значительно выросло. Печатавшиеся в Москве буквари пользовались большим спросом. В 1651 году за один день было продано 2400 экземпляров " Букваря" В. Ф. Бурцова. Бумага окончательно вытеснила дорогой пергамент, употреблявшийся теперь только для царских грамот. Две московские бумажные " мельницы" уже не обеспечивали потребностей страны в бумаге, ее стали привозить из Франции и Голландии. Гораздо больше, чем прежде, стали переводить книги. Не только в монастырях, где книгохранилища существовали издавна, но и у отдельных лиц появились большие по тому времени собрания книг.

Теперь уже было недостаточным простое обучение грамоте, письму и арифметике. С усложнением государственной и хозяйственной деятельности возникла потребность в образованных людях, владеющих знаниями в различных областях. Однако распространение светских знаний и тем более иностранных языков, встречало упорное сопротивление духовенства и консервативно настроенной боярской знати. В XVII веке в Москве обосновалось немало образованных людей из украинских и белорусских земель, искавших приют в Российском государстве. Они приносили с собой западную образованность, но против них выступали так называемые грекофилы, которые боялись распространения " латинства", считавшегося извечным врагом православия. В 40-х годах XVII века Ф. М. Ртищев пригласил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре, где он и сам обучался греческому и латинскому языкам, риторике, философии. Многие из числа знати неодобрительно отнеслись к этому, считая, что уже в самой латинской грамоте заключается " еретичество".

Тем не менее в Москве открылось еще несколько частных школ. Их деятельность подготовила основание в 1687 году в Москве Славяно-греко-латинской академии во главе с учеными-греками, братьями Иоанникием и Сафронием Лихудами. Это было первое высшее учебное заведение в России, открытое для людей " всякого чина, сана и возраста" и предназначавшееся для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

С 1621 года в Посольском приказе для царя и его окружения составлялись " Куранты" - нечто вроде рукописной газеты, сводки новостей о событиях в других странах. Светские знания распространялись как с помощью книг, доступных весьма узкому кругу людей, так и путем накопления практического, конкретного опыта в разных сферах деятельности. При невысоком общем теоретическом уровне математических знаний в XVII веке умели решать задачи, связанные с повседневной практикой - измерять площади, извлекать квадратные и кубические корни, решать уравнения с несколькими неизвестными. Практические знания в области химии отразились во многих рукописных пособиях для приготовления красок и чернил.

Медицинские знания основывались также на практическом опыте лечения болезней, накопленном веками. Распространялись переводные учебники и " травники" с описанием лекарственных свойств растений. В Аптекарском приказе обучали изготовлению медикаментов и врачеванию.

В XVII веке в связи с освоением новых территорий и расширением связей с другими странами активизировалось накопление географических знаний. В 1648 году во время экспедиции С. Дежнева был открыт пролив между Азией и Северной Америкой, в 1649 году Е. Хабаров открыл земли по Амуру.

Наука в России XVII в. развивалась как часть науки мировой. Русские ученые не только творчески воспринимали достижения западноевропейских ученых, но и сами оказывали все возрастающее влияние на мировую научную мысль.

Грамоте обычно обучали либо в семьях, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущной становилась потребность организованного обучения. Уже в 40-х годах по нициативе одного из видных государственных деятелей Ф. М. Ртищева была организована школа в московском Андреевском монастыре. В 1665 г. школа для обучения одьячих открывается в Заиконоспасском монастыре.

Первые школы подготовили открытие в 1687 г. Славяно-греко-латинской академии во главе с греками братьями Иоанникием и Софронием Лихудами. Академия ставила своей целью обучение " от грамматики, пиитики, риторики, диалектики, философии. до богословия" людей " всякого чина, сана и возраста". Обучение было рассчитано для подготовки высшего духовенства и чиновников государственной службы.

24.Общая хар-ка петровских преобразований
Эпоха Петра Великого стала одним из переломных моментов в истории России. В первой четверти XVIII в. были проведены грандиозные преобразования, охватившие все стороны жизни общества и превратившие страну в Российскую империю. Многие созданные при Петре I структуры власти и управления оказались весьма устойчивы и в главных чертах сохранились до XX в. При этом следует отметить, что проводимые преобразования были подготовлены всем предшествующим ходом развития России.

Особенностью петровских преобразований являлась их внутренняя противоречивость. Проводя реформы. Петр I ставил прогрессивную цель – вывести страну из технико-экономической и культурной отсталости. Однако преобразования общества не дали простор развитию буржуазных отношений, а, напротив, законсервировали феодально-крепостнический уклад, укрепили самодержавную власть монарха.

Экономические преобразования Петра I. В сфере экономики в петровское время господствовала концепция меркантилизма, поощрявшая развитие внутренней торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. При этом государство способствовало выпуску полезных и нужных ему товаров, одновременно запрещая «ненужные» и «вредные». Напр., нужды войны заставляли развивать металлургию, и государство предпринимало активные меры по росту производства металлов. За период с 1700 по 1725 г. выплавка чугуна увеличилась почти в шесть раз, выросли новые железоделательные и медеплавильные заводы на Урале, в Петербурге и других регионах государства. По всей стране основывались суконные, парусные, кожевенные мануфактуры, сахарные, цементные, пороховые заводы. Протекционистская политика государства привела к превышению экспорта над импортом в два раза в конце петровского правления.

В области внутренней и внешней торговли большую роль играла государственная монополия на заготовку и сбыт ряда важнейших товаров (соли, льна, меха и др.), значительно пополнявшая казну. Немалое внимание уделялось развитию водных путей и устройству крупных ярмарок.

В петровское время реформы охватили и сферу мелкотоварного производства. Указом от 1722 г. в городах было введено цеховое устройство, что свидетельствовало о покровительстве властей развитию ремесел.

Некоторые нововведения имели место и в сельском хозяйстве. Крестьянам предписывалось культивировать табак, виноград, фруктовые деревья, разводить новые породы скота, применять косы и грабли вместо серпа.

Поиски новых источников доходов привели к коренной реформе всей налоговой системы и введению так называемой «подушной подати». После переписи населения 1718–1724 гг. все души мужского пола были обложены единой податью, размер которой варьировал в зависимости от социального статуса человека. К концу петровского правления эта статья составляла более половины доходов государства.
Личность Петра 1
Всероссийский император и московский царь Петр I (известный также как Великий) родился в мае 1672 года. Сегодня историки считают его одним из самых выдающийся государственных деятелей того времени. После смерти своего отца Алексея Михайловича, четырехлетний Петр был отдан на воспитание его старшему брату - царю Федору Алексеевичу. Уже в юные годы мальчик интересовался военной деятельностью, и именно в связи с этим впоследствии создал свои «потешные» полки. Увлекался в молодости будущий император также судостроением и огнестрельным делом – все это заставляло его проводить многие месяцы в немецкой слободе.

На престол Петр Великий взошел в 1682 году, после смерти царя Федора. С того самого момента, как он получил власть над страной, он стал служить ее интересам. Война с Крымом была продолжена, Азовская крепость взята русскими восками. Дальнейшими действиями императора стало создание могучего флота. Если говорить о внешней политике того периода, то вся она, в основном, была направлена на поиски новых союзников в войне против Османской империи. Именно ради этого царь совершает свою знаменательную поездку в Европу. Про личность Петра 1 много говорит тот факт, что даже в это непростое для страны время он занимается изучением кораблестроения, устройством и культурой других стран. После того, как стало известно о стрелецком мятеже, император незамедлительно возвратился в Россию из Европы. Результатом поездки стало то, что он пожелал изменить свою родину и с этой целью принял множество нововведений. В качестве примера можно привести принятие летоисчисления по юлианскому календарю.

Для того, чтобы развитие торгового дела в России могло проходить полным ходом, нашей стране был необходим выход к Балтийскому морю. Осознавая это, Петр 1 стал вести военные действия со Швецией – это стало новым этапом его царствования. Далее он заключает мир с Турцией, и после захвата крепости Нотебург, начинает возведение города Санкт-Петербург. Полтавская битва в июне 1709 года ставит победную точку в войне со Швецией. После смерти короля этой страны, был заключен мирный договор между Россией и Швецией. Россияне получали желанный выход в Балтийское море, а также новые земли.

Титул императора был присвоен Петру 1 в 1721 году. Его личность, без сомнения, была одной из самых сильных и значимых в мировой истории. Он хотел поменять и людей, и само государство, и ему удалось это в полной мере. Памятники великому императору можно найти не только в российских городах, но и в большинстве стран Европы.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1421; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь