Живые» и «мертвые» души (по произведению Н. Гоголя «Мёртвые души»)
Поэма Гоголя «Мертвые души» - одно из лучших произведений мировой литературы. Над созданием этой поэмы писатель работал на протяжении 17 лет, но так и не завершил задуманное. В названии произведения – «Мертвые души» - заключен его основной смысл. В этой поэме описываются и мертвые ревизские души крепостных, и мертвые души помещиков, погребенные под ничтожными интересами жизни.
Павел Иванович Чичиков, осуществляя свою гениальную аферу, посещает поместья провинциального барства. Это дает нам возможность «во всей красе» увидеть «живых мертвецов».
Первым, кому Чичиков наносит визит, оказывается помещик Манилов. За внешней приятностью, даже слащавостью этого барина скрывается бессмысленная мечтательность, бездеятельность, пустословие, ложная любовь к семье и крестьянам. Манилов считает себя воспитанным, благородным, образованным. Но что мы видим, заглянув к нему в кабинет? Запыленную книгу, которая уже два года раскрыта на одной и той же странице. Второе имение, которое посетил Чичиков, было имение помещицы Коробочки. Это также «мертвая душа». Бездушие этой женщины заключается в поразительно мелких жизненных интересах. Кроме цен на пеньку и на мед, Коробочку мало что волнует. Даже в продаже мертвых душ помещица только боится продешевить. Все, что выходит за рамки ее скудных интересов, попросту не существует..
В поисках помещика Собакевича Чичиков сталкивается с Ноздревым. Гоголь пишет про этого «весельчака», что он был одарен всеми возможными «задорами». На первый взгляд, Ноздрев кажется живым и деятельным человеком, но на самом деле он оказывается совершенно пустым. Его поразительная энергия направлена лишь на кутежи и бессмысленное мотовство. К этому добавляется еще и страсть к вранью. Но самое низкое и отвратительное в этом герое – «страстишка нагадить ближнему». Это тот тип людей, «что начнут гладью, а закончат гадью». Но Ноздрев, один из немногих помещиков, вызывает даже симпатию и жалость. Жаль только, что свою неукротимую энергию и любовь к жизни он направляет в «пустое» русло.
Следующим помещиком на пути Чичикова оказывается, наконец, Собакевич
Собакевич – рачительный хозяин, он расчетлив, зажиточен. Но все он делает только для себя, только во имя своих интересов.
Галерею помещичьих «мертвых душ» завершает Плюшкин, чья бездушность приняла совершенно бесчеловечные формы. Гоголь говорил, когда-то Плюшкин был предприимчивым и трудолюбивым хозяином. Соседи заезжали к нему поучиться «скупой мудрости». Но после смерти его жены подозрительность и скупость героя усилились до высшей степени.
Гоголь показывает нам, что и жизнь чиновников пуста и бессмысленна. Они – просто коптители воздуха, растратившие бесценную жизнь на подличанье и мошенничества.
Рядом с «мертвыми душами» в поэме встают светлые образы простых людей, которые являются воплощением идеалов духовности, мужества, свободолюбия, таланта. Это образы умерших и беглых крестьян, прежде всего мужики Собакевича: чудо-мастер Михеев, сапожник Максим Телятников, богатырь Степан Пробка, умелец-печник Милушкин. Также это и беглый Абакум Фыров, крестьяне восставших деревень Вшивая-спесь, Боровки и Задирайлова.
Именно народ, по мнению Гоголя, сохранил в себе «живую душу», национальную и человеческую самобытность. Поэтому именно с народом он связывает будущее России. Об этом писатель замыслил написать в продолжении своего произведения. но не смог, не успел. Нам остается лишь догадываться о его мыслях.
Слов.
45. «Пою моё Отечество, республику мою! » (В. Маяковский)
Владимир Владимирович Маяковский — поэт яркий, неистовый, революционный. Тема любви к Родине занимает в творчестве поэта центральное место. Маяковский откликается на все события в стране. Он раскрывает всепобеждающую силу патриотизма. Лирический герой поэта — человек с новой моралью, новым отношением к труду, к народу — он член великого коллектива советских людей.
Тяжела жизнь страны, перешедшей от войны к мирному строительству. За короткий срок нужно преодолеть разруху, голод, холод. Маяковский уверен, что осуществление этой мечты — дело недалекого будущего. Поэт искренне радуется каждому достижению своей страны в области сельского хозяйства и промышленности, культуры, в быту, в международных делах. Поэт отмечает, что каждый день рождает новые “чудеса” на родной земле. Но самое большое чудо, рожденное Октябрем, — советский человек, свободный и сильный, преображающий свою землю, проявляющий при этом небывалый героизм.
Маяковского можно принимать или нет, но он наша история, от которой невозможно отказаться и отмахнуться.
Поэт, еще гимназистом увлекшийся идеями анархистов и большевиков, в юности трижды арестованный и побывавший в РСДРП, искренне верил в победу пролетарской революции в России, в ее великое будущее. И эта вера передавалась строителям новой жизни. И как бы ни относились сегодня к Сталину, его слова о Маяковском справедливы: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям - преступление». Сегодня я бы сделала акцент на «талантливейшем поэте», у которого был свой роман с жизнью:
Ненавижу
всяческую мертвечину!
Обожаю
всяческую жизнь!
Как известно, Маяковский много ездил по стране. Современники, бывавшие на его встречах с читателями, подчеркивали остроумие поэта, молниеносную реакцию на самые неожиданные или провокационные вопросы. И если в первые поездки Маяковский искренно верил в преимущество социализма, который вот-вот будет построен в стране, то с наступлением профессиональной и политической зрелости у поэта стало возникать много вопросов, которые уже опасно было задавать кому бы то ни было.
Острый ум и горячее сердце Маяковского не давали ему спокойно наблюдать то, что мешало развитию молодого государства. Он придавал большое значение сатире и мечтал о том, что когда-нибудь ее будут преподавать в школе.
Однако проза жизни этих лет была весомее творческих удач и надежд на устройство личной жизни. В стране начинались репрессии против «врагов» советской власти, иллюзии о справедливом обществе таяли на глазах. В личном плане тоже не предвиделось перспективы. И Владимир Владимирович решил сам поставить точку на своей жизни...
...Я хочу быть понят моей страной,
а не буду понят -
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.
394 слов.
46. «Сын за отца не отвечает» (А.Твардовский «По праву памяти»)
Поэма «По праву памяти» была написана в середине 70-х годов 20 века. Автор писал: «Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать».
Александр Твардовский был не только писателем, но и журналистом, и это не могло не отражаться на тематике и стиле его творчества. Он писал на злободневные и актуальные темы как журналист, но свои произведения одевал в литературную оболочку.
В этой поэме Твардовский поднимает весьма актуальную, но слишком смелую тему, касаемую эпохи Сталина. Произведение состоит из трех частей, которые объединены одной общей проблемой. Кроме того, поэма предваряется своеобразным вступлением, в котором автор говорит о правде, которую нельзя скрывать.
Первая часть называется «Перед отлетом», и это заглавие имеет символическое значение, ибо речь здесь идет о юношеских мечтах лирического героя. Важно заметить, что Твардовский строит главу в форме воспоминания и обращения к невидимому товарищу, который был неотъемлемой частью юных лет.
Вторая глава является основной и самой обширной. Она называется «Сын за отца не отвечает». Важно отметить, что эта фраза была сказана Сталиным, и теперь Твардовский дает свою оценку этим словам. Теперь автор обращается уже не к другу, а к молодому поколению, которое очень мало знает об эпохе Сталина:
Вас не смутить в любой анкете
Зловещей некогда графой:
Кем был до вас еще на свете
Отец ваш, мертвый иль живой.
Это было одним из сложнейших моментов в жизни страны, ибо появилось понятие «враг народа», которое становится своеобразным клеймом на всю жизнь. Эти слова заставляли людей стыдиться своих родных, скрывать свое прошлое и жить в постоянном страхе. С подобной биографией и мечтать нельзя было о ярком и стабильном будущем:
Еще бы ты с такой закваской
Мечтал ступить в запретный круг…
И вдруг:
- Сын за отца не отвечает.
Слова Сталина стали самыми главными в судьбе тех, кто был сыном «врага народа». Проклятье снято, теперь ты такой же, как и другие. Твардовский вспоминает те годы с тоской и горечью, ибо сталкивается с такой ситуацией чуть ли не на каждом шагу. Душевная боль лирического героя связана, в первую очередь, с тем, что указ Сталина в какой-то мере разорвал нравственную и духовную связь между детьми и их родителями. Происходит некое отречение, отказ от любимых и любящих людей:
Благодари отца отцов,
Что он простил тебе отца
Родного – с легкостью нежданной.
Далее Твардовский все же решает рассказать о тех, кто является якобы врагом. Чаще всего ими оказываются обычные люди – труженики. Но самое страшное в том, что «врагов народа» становилось все больше и больше.
Третья часть «О памяти», на мой взгляд, обращена к читателю. Здесь автор подводит итог всему вышесказанному. Твардовский повествует о том, что невозможно вычеркнуть из памяти прошлое, ибо оно является частью жизни каждого человека и всей страны. Он уверен, что нельзя глядеть в будущее, забыв прошедшее.
Возвращаясь к сталинской действительности, Твардовский часто вспоминает слова секретаря Смоленского обкома: «Бывают такие времена, когда нужно выбирать между папой-мамой и революцией». Именно по такому принципу, на мой взгляд, и строились отношения людей, которые стремились к непонятным и чужим идеалам, пренебрегая самыми родными.
Слов.