Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Международные руководящие и этические принципы биомдицинских исследований на животных ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В результате обширных консультаций неправительственной организацией, объединяющей 64 международные организации, 26 национальных академий медицинских наук и медицинские исследовательские советы многих стран, — Советом международных научных медицинских организаций — Counsil for INternational Organizations of Medical Sciences (CIOMS) — в 1985 году были разработаны «Международные руководящие принципы биомедицинских исследований на животных». 11 основных принципов этого документа предназначены для международного пользования: I. Продвижение биологического знания и разработки улучшенных средств для защиты здоровья и благополучия человека и животных требует обращения к экспериментированию на интактных живых животных разных видов. II. Методы типа математических моделей, компьютерного моделирования и биологических систем in vitro должны использоваться везде, где соответствует. III. Эксперименты на животных должны быть предприняты только после должного рассмотрения их уместности для здоровья человека или животных и развития биологического знания. IV. Животные, отобранные для эксперимента, должны быть соответствующего вида и качества, количество минимальное, необходимое для получения с научной точки зрения значимых результатов. V. Исследователи и другой персонал никогда не должны забывать, что животные чувствительны, и должны соблюдать надлежащую осторожность и избегать или минимизировать дискомфорт, дистресс или боль как этические императивы. VI. Исследователи должны предполагать, что процедуры, которые причинили бы боль людям, причиняют боль и другим видам позвоночных, более того должны быть осведомлены о восприятии боли у животных. VII. Процедуры с животными, которые могут причинять больше чем мгновенную или минимальную боль или дистресс, должны быть выполнены с соответствующим седативным эффектом, аналгезией или анестезией в соответствии с принятой ветеринарной практикой. Хирургические или другие болезненные процедуры не должны выполняться на неанестезированных животных, парализованных химическими средствами. VIII. Там, где необходимо несоблюдение условий пункта VII, решение не должно лежать только на исследователе, непосредственно заинтересованном, но должно быть принято, с должным вниманием к условиям пунктов IV, V, и VI, соответствующим установленным органом. Такое несоблюдение не должно допускаться с целью обучения или демонстрации. IX. В конце или, когда соответствует, в течение эксперимента, животные, которые страдали острой или хронической болью, дистрессом, дискомфортом или искалечены, от которых их невозможно избавить, должны быть безболезненно уничтожены. X. Лучшие из возможных условия жизни должны поддерживаться для животных, сохраняемых для биомедицинских целей. Обычно забота о животных должна проходить под наблюдением ветеринара, имеющего опыт в науке о лабораторных животных. В любом случае, ветеринарная помощь должна быть доступна при необходимости. XI. Ответственность директора института или департамента — использование животных, гарантирующее, что исследователи и персонал имеют соответствующие квалификации или опыт проведения процедур на животных. Адекватные возможности должны быть предусмотрены для производственного обучения, включая соответствующее и гуманное проявление заботы о животных под их наблюдением. Концепция 3R [reduction, refinement and replacement] – сокращения, усовершенствования и замены по отношению к экспериментированию на лабораторных животных была впервые предложена Расселом и Берчем [Russel& Burch] в их трактате под названием «Принципы гуманной методики эксперимента», опубликованном в 1959 г. Сегодня принцип 3R является общепринятым мировым стандартом, позволившим получить новый научный опыт в области создания альтернатив и в значительной степени сократить количество используемых лабораторных животных. Биоэтика экспериментов на животных рассматривает не только проблему их морального статуса, но и саму важность проведения таких биомедицинских исследований. Вопрос состоит в степени необходимости обязательного вовлечения животного в научную программу наблюдений. Насколько значимы должны быть предполагаемые результаты, чтобы оправдать полный или ограниченный эксперимент над животными? Нет ли альтернативы получения необходимой информации без использования экспериментальных животных? Общепризнано, что животные способны ощущать боль и сохранять память о ней. Если нельзя обойтись без опытов на животных, то моральная обязанность экспериментатора — сделать всё возможное для уменьшения их страданий. Основные этические принципы экспериментирования на животных изложены в «Европейской конвенции по защите позвоночных животных, используемых в экспериментальных и других научных целях» (Страсбург, 1985). Этот документ стал правовой основой соответствующих законодательных актов и нормативных положений в Великобритании, США, Канаде, ряде государств Европы и Латинской Америки. Общепринятым стандартом признан принцип трех R: refinement (усовершенствование), reduction (сокращение), replacement (замена). Принцип усовершенствования предполагает улучшение и гуманизацию обращения с животными при подготовке и проведении эксперимента. Цель состоит в том, чтобы свести страдания животного к минимуму, например, использовать анестетики при проведении любой болезненной процедуры. При необходимости частых заборов образцов крови стрессовая нагрузка может быть уменьшена постановкой катетера в центральную вену. Иногда животному показана эвтаназия. Этически правильно стремиться к улучшению условий жизни экспериментальных животных в виварии. Принцип сокращения направлен на уменьшение числа задействованных в эксперименте животных. Это возможно при тщательной предвари тельной проработке дизайна исследования, в том числе с учетом предварительных результатов опытов in vitro и компьютерного моделирования Оптимальный минимум необходимых для конкретного исследования животных устанавливается статистическим анализом. Вариабельность индивидуумов внутри вида, как базовая проблема биологического эксперимента, может преодолеваться использованием генетически идентичных (чистолинейных) животных. Использование в эксперименте лабораторных животных исключает риск незапланированных потерь от инфекции и заболеваний. Это значительно уменьшает число животных, необходимых для получения результата. Принцип замены предполагает замену эксперимента на животных научными технологиями без использования животных во всех случаях, когда это допустимо. Например, тестирование инсулина можно провести но биологическим способом на животных, а путем лабораторного хромато графического анализа. Хотя полная замена животных в эксперименте маловероятна, биоэтически привлекательна идея разработки альтернативных моделей. К ним относятся: 1.Культуральные модели (клетки, ткани, органы in vitro). 2.Живые системы (бактерии, простейшие, эмбрионы зеленоводных, оплодотворенные яйцеклетки). 3.Физические и химические методы анализа с экстра- и интраполяцией в рядах близких по свойствам соединений. Общие этические требования к использованию позвоночных животных в медико-биологических исследованиях включают ряд положений (А. Г. Резников, 2003): 1.Эксперименты на животных допустимы только в тех случаях, если они направлены на получение новых научных знаний, улучшение здоровья человека и животных, сохранение живой природы, являются крайне необходимыми для качественного обучения и подготовки специалистов, проведения тестирования, судебно-медицинской и криминалистической экспертизы, не представляют угрозы здоровью человека. 2.Эксперименты на животных оправданы тогда, когда есть достаточные основания надеяться на получение таких результатов, которые будут существенно способствовать достижению хотя бы одной из перечисленных выше целей. Недопустимо использовать животных в эксперименте, если эти цели могут быть достигнуты иным путем. 3.Следует избегать буквального дублирования уже проведенных исследований на животных, если оно не диктуется необходимостью экспериментальной проверки результатов. 4.Выбор животных, их количество, методика исследования должны быть тщательно обоснованы до начала экспериментов и получить одобрение уполномоченного лица или органа биоэтической экспертизы. 5.Животные для экспериментов должны поступать из сертифицированного питомника. Использование бродячих животных противоречит принципам биоэтики. 6.При проведении опытов на животных следует проявлять гуманность, избегать дистресса, боли, не причинять длительного ущерба их здоровью и облегчать страдания. Необходимо стремиться к максимальному сокращению количества животных и там, где возможно, использовать альтернативные методы, не требующие участия животных. 7.Опыты на животных должен проводить квалифицированный исследователь, который знаком с правилами биоэтики и придерживается их. Использование животных в учебном процессе проводится под наблюдением специалиста-преподавателя. 8.Лаборатории, научные и учебные заведения, организации, в которых проводятся опыты на животных, подлежат аттестации полномочными органами, в том числе на соответствие стандартам «надлежащей лабораторной практики» (СЬР). Близкой по своей биоэтической сути к проблеме использования животных в эксперименте является проблема страданий животных в биотехнологическом цикле. Современный агробизнес разрабатывает технологии разведения сельскохозяйственных животных со сверхбыстрым нарастанием массы тела на неестественно малых площадях. Для этого применяются гормональные препараты и антибиотики, остатки которых накапливаются в организме животных и попадают в организм человека. Сельскохозяйственные животные обладают страстями и эмоциями ощущают боль, страдания, удовлетворение. Обращение с ними должно соответствовать гуманным правилам «пяти свобод» (Дж. Вебстер): 1.Свобода от жажды, голода и недоедания. 2.Свобода от боли, ран и болезни. 3.Свобода от страха и стресса. 4.Свобода от дискомфорта. 5.Свобода нормально жить. Биоэтическая логика взаимоотношений человека и животного п науке и биотехнологии определена словами Ч. Дарвина: «Распространяя наше сочувствие за пределы человечества, мы поднимем и себя».
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 1306; Нарушение авторского права страницы