Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 6. Онтология как раздел философии.



  1. Основные проблемы онтологии. Понятие бытия.
  2. Монистические, дуалистические и плюралистические концепции бытия.
  3. Понятие материального и идеального.
  4. Движение и развитие, пространство и время как характеристики бытия.

1. Особой областью философских знаний, где рассматривается широкий круг вопросов касающихся проблем бытия и небытия, существования и не существования, а также выявляется сущность всего того, что обладает этим качеством, т.е. качеством быть, существовать – называется онтологией. Онтология составляет основу любого философского мировоззрения и тем самым во многом предопределяет понимание других, не входящих в онтологию мировоззренческих проблем. Категория бытия занимает центральное место в философских системах. Бытие можно определить как всеобщую, универсальную и единственную в своем роде способность существовать (прямо или косвенно проявляться, взаимодействовать), которой обладает любая реальность. Можно выделить следующие формы бытия:

1. Бытие вещей и процессов неживой природы, т.е. весь естественный и искусственный мир, а также все состояния и явления природы – это вся естественная и вся созданная или преобразованная человеком природа, лишенная жизни (планеты, вода, здания, машины, это, радуга и т.д.).

2. Бытие живой природы включает 2 уровня:

- живые неодухотворенные тела, вся биосфера, фауна и флора, т.е. все то, что, имеет способность к размножению и осуществляет обмен веществ с окружающей средой, но не обладает сознанием;

- бытие человека и его сознание, где можно выделить:

а) бытие конкретных людей;

б) общественное или социальное бытие;

в) бытие идеального, духовного.

2. Простая констатация факта существования чего-либо влечет за собой новые вопросы: из чего состоит, откуда появилось и т.д. Важнейшими из этих вопросов является вопрос о первопричинах бытия, т.е. вопрос есть ли что-то общее в окружающих нас вещах и явлениях что составляет основу всего сущего. Для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем кроме самой себя, в философии, используется категория субстанция – первооснова, не нуждающиеся в своем существовании ни в чем, кроме самой себя. В качестве субстанции в философии выступали материя или различные ее виды (например, вода у Фалеса, огонь у Гераклита) или Бог, абсолютная идея, сознание. Различные философские учения по-разному используют идеи субстанции. В зависимости от того, как философы отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении, выделяют различные течения. Философские течения, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира, получили название философский монизм. . Существует два основных вида философского монизма:

1. материалистический монизм;

2. идеалистический монизм.

Материалистический монизм полагает, что мир один и неделим, он изначально материален и именно материальность лежит в основе его единства. Сознание, идеальное, дух не обладают субстанциональной природой, они вторичны, производны от материального; сознания – это свойство материального. Представителями материалистического монизма являются, например: Гераклит, Спиноза, Маркс и др.

Идеалистический монизм наоборот признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия (Бог, дух, идея). Представителями идеалистического монизма являются Платон, Гегель..

Философские течения, которые в качестве первоосновы берут две или более субстанции называются философским плюрализмом. Плюрализм – множественность. Разновидность плюрализма выступает дуализм, признающий две субстанции: дух и материю.. Примером дуализма является учение Декарта.

Впервые понятие бытия было введено древнегреческим философом Парменидом.. Согласно Пармениду, бытию присущи следующие признаки: бытие не возникло, и не подвержено гибели, бытие едино, непрерывно и совершенно.

Онтология имеет длительную историю развития. Философы-классики рассматривали бытие как предельно широкое понятие о мире и в то же время считали, что бытие совершенно независимо от человека. Исключением было учение Канта, который отмечал, что мы видим мир исключительно сквозь призму человеческого сознания, но он нам не доступен, не явлен. Поскольку же мир, вещи и процессы мира являются людям, постольку результаты его сознания уже неотделимы от человека. Представителями философских школ ХХ века (экзистенциализм, феноменология, персонализм и др.), присоединяются к точке зрения Канта. Центром новой онтологии ХХ века становится не какое-то изолированное сознание человека, а сознание (духовное, бессознательное) взятое в единстве с человеческим бытием. Базовой категорией становится категория человеческого существования (экзистенция).

3. Понятие материи – это одна из наиболее фундаментальных философских категорий впервые встречается у Платона. Этим понятием обозначается лишенный качеств материал, из которого образуются тела. В дальнейшем в философии представление о материи связываются с ее конкретными свойствами и видами: массой, веществом, атомами. Наиболее распространенным является определение материи, данное марксистской философией, где материя определяется как философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Идеальное – это субъективный образ объективной реальности, т.е. отражение внешнего мира в формах деятельности человека, в формах его сознания и воли. Проблема идеального проходит через всю историю философии (мир идей - у Платона; Бог - в Средние века; мышление, разум - в Новое время и т.д.).

4. Основными атрибутами или неотъемлемыми свойствами материи является движение, пространство и время.

Изменчивый характер природы являлся предметом особых рассуждений философов античности. Например, Гераклит утверждал – «все течет, и все изменяется», «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». Софисты и Сократ обратили внимание на изменчивость нравственных понятий и норм. Со временем формируется особое направление философского знания – диалектика, предметом анализа которого является развитие. Для обозначения различных количественных и качественных изменений объективной реальности употребляются категории движения и развития. В философии движение понимается не только как механическое перемещение различных тел в пространстве, но и как и любое изменение состояний природных процессов и явлений.

Выделяют два основных типа движения предметов и явлений:

- количественные изменения, пространственные перемещения или смена положения;

- изменения, связанные с перестройкой внутренней структуры предметов, изменением качеств и превращением одного предмета в другой.

Тип движения, которому свойственны необратимость и определенная направленность называется развитием. Развитие, связанное с усложнением структуры, повышением уровня организации предмета называется прогрессивным. В том случае, если движение происходит в обратном направлении от более совершенных и развитых форм к менее совершенным, говорят о регрессе.

В зависимости от того, какими принципами руководствуются при классификации форм движения, выделяют разное количество таких форм. Наиболее распространенная классификация дана в XIX веке Ф. Энгельсом. Он выделяет 5 основных форм движения материи:

1. механическую,

2. физическую,

3. химическую,

4. биологическую,

5. социальную.

Говоря о движении, мы неизбежно применяем понятие пространство и время. Пространство связано, прежде всего, с порядком существования, протяженностью, много мерностью. Время связано с порядком следования событий, их последовательностью, длительностью и т.д. О сущности пространства и времени люди задумывались уже на ранних этапах своего развития. Одной из основных проблем, была проблема связи пространства, времени, движения. Можно выделить два основных направления, которые сложились в философии в решении этой проблемы:

- субстанционное направление рассматривало пространство и время как самостоятельные, независимые от материи и сознания сущности. Например, древнегреческие философы Демократ и Эпикур представляли пространство как пустое вместилище для атомов. Субстанционный подход был основой классической механики Ньютона и был широко распространен вплоть до начала ХХ века;

- реляционное направление связано с пониманием пространства и времени не как самостоятельных сущностей, а как особых отношений между объектами и процессами реального мира. Вне этих отношений пространства и времени не существует. Яркими представителями этого направления являются Лейбниц, Маркс. Реляционистское представление нашло подтверждение в теории относительности Эйнштейна. Согласно его точке зрения существует единый пространственно-временной континуум. Эйнштейн также считал, что пространство – время зависит от скорости движения. При увеличении скорости движения пространственные характеристики сокращаются, и время замедляется. Пространство – время зависит от гравитации и меняется в зависимости от взаимного расположения тяготеющих масс, вблизи которых происходит искривление пространства – времени.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.103 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь