Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Роль базовых психодинамических тенденций идентификации и обособления в динамике личности



Впервые в психологическую науку понятия иденти­фикации и обособления ввел 3. Фрейд. Динамика лично­сти ребенка понималось им как последовательная смена действия этих двух психодинамических механизмов.

Идентификация - это процесс и результат неосо­знанного отождествления себя с другим человеком, опре­деленной группой на основе установившейся эмоцио­нальной связи, а также включение их в свой внутренний мир и принятие как собственных норм, ценностей и образ­цов. В результате на бессознательном уровне происходит интенсивный обмен ценностями, с целью уподобления се­бя другой личности, подражания ей в поведении, иногда -принятие объекта идентификации как самого себя.

Согласно 3. Фрейду, идентификация приводит к освобождению от собственной тревоги и ослаблению внутренних конфликтов. Первоначально это понятие бы-


ло им введено для интерпретации явлений патологичес­кой депрессии, позднее - для анализа сновидений и неко­торых процессов, посредством которых маленький ребе­нок усваивает образцы поведения «значимых других», формирует «супер-Эго», принимает мужскую или жен­скую роль и т. д.

Психологический смысл идентификации заклю­чается в расширении круга переживаний и обобщении внутреннего опыта. Она известна как самое раннее про­явление эмоциональной привязанности к другому чело­веку. Вместе с тем идентификацию можно рассмотреть как защиту от объекта, вызывающего страх, путем упо­добления ему.

Обособление - противоположный идентификации процесс осознания и отстаивания индивидом своей при­родной человеческой и личностной сущности. В боль­шинстве отечественных психологических словарей в ка­честве психологической конверсивы идентификации рас­сматривается отчуждение. Это процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности лю­дей в нечто иное, чем они являются сами по себе, транс­формация их в независимую силу, которая господствует над людьми.

3. Фрейд ввел понятие отчуждения в психоанализ для объяснения особенностей патологического развития личности в условиях чуждой и враждебной ее естествен­ной природе культуры. Отчуждение от действительности Фрейд рассматривал как следствие невроза. Иногда отда­ление больного от реальной жизни приобретало форму «бегства в болезнь». Феноменологически отчуждение вы­ражается в дереализации, то есть невротической потере субъектом чувства реальности происходящего и, как крайний вариант, - в деперсонализации, то есть утрате собственной индивидуальности.


 



6 Зак. 44



J


       
 
 
   


В русле гуманистического психоанализа проблему отчуждения рассматривал Э. Фромм. Развивая идеи о связи отчуждения и бегства в болезнь, Фромм сформу­лировал понятие «бегство от свободы» и пришел к выво­ду, что в широком смысле любой невроз есть следствие отчуждения. Он значительно расширил сферу примене­ния этого понятия, выделив шесть форм отчуждения: от других людей, от своего труда, от потребностей, от го­сударства, от природы, от самого себя. Э. Фромм рассмо­трел некоторые, весьма существенные нюансы этого яв­ления, например, отчуждение чувств, страдание от от­чуждения (что, собственно, и означает одиночество), отчужденные человеческие отношения, напоминающие отношения вещей. Им же введено понятие активности отчуждения. Представления Э. Фромма об отчуждении отражали его понимание этого явления как болезни лич­ности и своеобразной сердцевины психопатологии со­временных людей.

В социальной психологии категория отчуждения используется при описании межличностных отношений, когда человек противопоставляется другим людям, груп­пе, всему обществу. При этом он испытывает ту или иную степень своей изолированности, так как воспринимает других людей как чуждых и враждебных, отвергая нормы, законы и определенные предписания группы. Западная психология при анализе отчуждения сосредоточивает внимание прежде всего на субъективных переживаниях индивидом своей отверженности, часто являющихся при­чиной аномии.

При анализе отчуждения необходимо учитывать, что в своих негипертрофированных формах это совершен­но нормальное психическое явление, необходимое на раз­личных этапах онтогенеза, в том числе и во «взрослой» жизни человека. Понятие отчуждения выражает необхо-


димый момент становления и развития самосознания че­ловека, его рефлексии.

В контексте личностного генезиса механизмы иден­тификации и обособления рассмотрены отечественным детским психологом академиком В. С. Мухиной. Она оп­ределяет идентификацию как механизм присвоения ин­дивидом своей человеческой сущности, а обособление -как механизм индивидуации личности. Оба механизма диалектически связаны и взаимно дополняют друг друга. Обычно человек не живет в крайних состояниях иденти­фикации или обособления.

В. С. Мухина выделяет два вида идентификации: интериоризационную, которая обеспечивает «присвое­ние» и «вчувствование» в другого, и экстериоризацион-ную, обеспечивающую перенос своих чувств и мотивов на другого. Говоря* об обособлении, она подчеркивает, что естественная его форма заменяется отчуждением лишь в крайних случаях депривации личности. По-види­мому, она имеет в виду то, что оба вышеназванных меха­низма не «поглощают» всю психику целиком, а действу­ют на каких-то определенных уровнях психической жиз­ни индивида.

В. И. Слободчиков рассматривает вопросы иден­тификации и отчуждения в контексте генезиса внутрен­него, духовного мира человека, понимания и осознания им собственного «Я». Автор подчеркивает, что иденти­фикация и отчуждение являются необходимыми, базо­выми процессами становления внутреннего мира чело­века. Овладение же сознательной регуляцией хода этих процессов будет способствовать устойчивости духовных интенций человека.

Проблеме взаимодействия базовых психодинамиче­ских тенденций в психической жизни человека посвяще­ны некоторые работы Е. П. Крупника. Он определяет


 



б*




идентификацию как результат действия механизмов эм-патии: проекции и интроекции, то есть эмоциональные связи между людьми являются основой идентификации, в результате которой индивид действует так, «как если бы он был тем лицом, с которым эта связь существует». Е. П. Крупник отмечает, что идентификация регулирует­ся отчуждением. Отчуждение описывается как психоло­гическая конверсива идентификации, противоположный ей процесс. Именно динамическое равновесие двух этих процессов делает эмпатическую способность субъекта бо­лее осознанной и личностной.

2.2. Генезис состояния одиночества

Теоретическим основанием нашей модели внутри-личностного генезиса состояния одиночества являются представления 3. Фрейда о роли базовых психодинами­ческих тенденций в становлении и существовании лич­ности. Несмотря на редкое употребление Фрейдом са­мого термина «одиночество», понимание им динамики личности как последовательной смены действия меха­низмов идентификации и обособления (отчуждения) дает ключ к пониманию внутриличностного генезиса одиночества.

Фрейдовскую модель социализации личности ус­ловно можно назвать линейной - от идентификации к обособлению - отчуждению, затем к новой идентифика­ции и т. д. Эти две тенденции действуют в личности все­гда, на всех этапах жизни. Человек с чем-то или с кем-то идентифицируется, от чего-то или от кого-то отчуждает­ся, то есть что-то становится для него своим, близким, по­нятным, а что-то - чужим, далеким, неясным.

Социализацию личности можно рассмотреть как усвоение и выполнение норм общественной жизни, при­своение ценностей, нахождение референтной группы


и т. д. В то же время социализация предполагает осознан­ное отчуждение от того, что общество считает безнравст­венным, неэтичным, антиправовым и т. д.

Процессы идентификации и отчуждения действуют постоянно, они органически вплетены в жизнь человека. Можно сказать, что механизм «идентификация - отчуж­дение» является если не основным, то ведущим в ходе со­циализации человека, становления и существования лич­ности. Коль мы говорим о механизме (в данном случае психическом), естественно было бы предположить, что он может дать сбой. Что будет происходить, если динамичес­кое равновесие процессов идентификации и отчуждения нарушится и одна из тенденций окажется доминирующей в личности?

Чтобы хорошо разобраться в этом вопросе, предста­вим вышеописанную модель наглядно, в виде схемы. Та­кая схема должна отражать динамику идентификации и отчуждения в личности, их последовательную смену и степень выраженности. Все это хорошо иллюстрируется на схеме качания маятника, на полюсах которого помеще­ны интересующие нас тенденции.


 




Безусловно, существует какой-то оптимальный диапазон качания нашего импровизированного маятни­ка, то есть существуют какие-то нормы действия, прояв­ления в личности идентификации и отчуждения. Поэто­му условно обозначенный конус мы будем считать нор­мальным. Если же одна из тенденций получает преимущественное действие, то человек начинает стре­миться либо к отождествлению себя (своих установок, принципов, интересов и т. д.) с кем-то или с чем-то, либо к обособлению, а впоследствии •- к отчуждению от лю­дей, ценностей, норм. В результате его поведение меня­ется в соответствии с той тенденцией, которая домини­рует в его психике.

И длительная идентификация, и продолжительное отчуждение не могут не сказаться на психическом состоя­нии человека. И в том и в другом случае человек утрачи­вает чувство собственного «Я».

При доминировании идентификации рождается по­требность психического слияния с кем-то другим. Это мо­жет быть отдельный человек или группа. Интересующий нас субъект нуждается в объектах идентификации, при­чем если первые объекты хоть как-то избираются, то по­следующие становятся лишь средством, «смазывающим колеса идентификации».

В случае длительного отчуждения, человек как бы обосабливается от других, защищая границы собственно­го «Я». Казалось бы, потеря «Я» в данном случае не долж­на происходить. Но познание «Я» не происходит напря­мую, это становится возможным только в процессе взаи­моотношений с миром и, главное, - в динамике этих взаимоотношений. Нельзя обозначить свойства своего «Я» вне каких-то социальных категорий, номинаций и си­туаций, их определяющих. Например, такие понятия, как «открытость», «ранимость», «скупость», «отзывчивость»,


«черствость», «доброта» и тому подобные, по сути явля­ются социальными категориями, так как невозможно об­наружить эти качества вне человеческих взаимоотноше­ний. Длительно обосабливаясь, человек лишает себя ситу­аций активного взаимодействия с миром, потому и свойства своего «Я» остаются для него неизведанными, закрытыми. Таким образом и происходит постепенная ут­рата чувства собственного «Я».

Ранее мы определились, как будем понимать одино­чество. Это внутреннее психическое, то есть душевное со­стояние, а не внешне наблюдаемый объективный фактор. Поэтому истинные причины одиночества составляют не внешние факторы (развод, потеря близких и др.), а внут­ренние психические механизмы. Мы не исключаем роль объективных факторов в возникновении одиночества; они, безусловно, могут спровоцировать это состояние, но механизм его генезиса является внутриличностным при любых внешних ситуациях и условиях.

Здесь следует понять, что одно не исключает, но и не ведет за собой другого, то есть разбалансировка механизма «идентификация - отчуждение» происходит не только и не столько по внешним причинам, а тяжелые жизненные обстоятельства далеко не всегда вызывают чувство одиночества. А вот состояние одиночества насту­пает всегда при длительном нарушении в личности балан­са (динамического равновесия) процессов идентифика­ции и обособления.

Итак, состоянию, переживанию одиночества пред­шествует разбалансировка в действии механизмов иден­тификации и отчуждения. Доминирование одного из пси­ходинамических процессов, естественно, приводит к рез­кому ограничению действия другого, что в целом не может не отразиться на психическом благополучии чело­века. В частности, это проявляется в потере чувства собст-


 




венного «Я» и, следовательно, в невозможности адекватно оценивать себя в той или иной социальной роли, осознан­но делать выбор, занимать определенную позицию в раз­личных жизненных ситуациях и многом другом. Другими словами, проявление одиночества в жизни человека как негативно окрашенного эмоционального переживания, переходящего в более устойчивую и длительную по вре­мени форму - состояние, обусловлено нарушением рав­новесия базовых психодинамических тенденций: иденти­фикации и обособления.

Существует еще один вариант внутриличностного генезиса одиночества, когда имеется в виду позитивный по проявлениям и конструктивный с точки зрения лично­стного роста вид этого состояния - уединенность. Одним из условий позитивного проявления одиночества в жизни человека является выработанная им самим (или приобре­тенная с помощью психотерапии) психологическая ус­тойчивость, которая обеспечивает сохранность основ­ных отношений индивида с действительностью, предпо­лагая вместе с тем существование моментов пластич­ности, гибкости и вариативности.

Мы предлагаем следующую трактовку этого поня­тия. Психологическая устойчивость - это осознанное поддержание динамического равновесия идентификации и отчуждения, что, безусловно, связано с воспитанием че­ловека, в особенности - с нравственным, развитой ре­флексией и способностью к саморегуляции. Сказанное не означает, что тот человек, который не знает о балансе в личности названных тенденций, не может быть психо­логически устойчив. Главное - наличие чувства сохран­ности собственного «Я» и способность почувствовать уг­розу его потери. Если человек понимает, что он излишне чем-то или кем-то поглощен, так, что это наносит ущерб другим сферам его жизнедеятельности, или что его обо-


собленность выходит за рамки требуемой в данных усло­виях автономности, он потенциально способен изменить положение.

Современный отечественный психолог Б. А. Со-сновский сравнивает психологическую устойчивость че­ловека с остойчивостью корабля: крен случиться может, но в большинстве случаев корабль принимает прежнее по­ложение - так его проектировали. Человеческая психика также «настроена» на здоровье, поэтому более или менее психически благополучный человек всегда стремится к сохранению своего «Я», то есть удерживает идентифи­кацию и обособление в рамках нормальной выраженности и динамического равновесия.

Решение проблемы психологической устойчивос­ти личности возможно и полезно на всех уровнях психи­ческой жизни и деятельности человека, в том числе и применительно к феномену одиночества. Психологи­ческая устойчивость определяет способность индивида к самоизменению, диалектически сочетая зависимость от ситуации с преодолением ее непосредственного воз­действия. В контексте внутриличностного генезиса уе­диненности как субъективно желаемой, конструктивной формы одиночества категория психологической устой­чивости имеет основополагающее значение. Она являет­ся одним из условий не только позитивного проявления одиночества в жизни человека, но и психического здоро­вья в целом.

Предлагаемая схема внутриличностного генезиса состояния одиночества отражает действие механизмов идентификации и обособления в индивидуальном психи­ческом пространстве, а также определяет диапазон прояв­ления психологической устойчивости личности. В качест­ве модели мы взяли выше упомянутый маятник, который позволяет иллюстрировать степень выраженности инте-


 



5 Зак. 44



ресующих нас тенденций, а также диапазон их действия, отвечающий психологической устойчивости.

Следует полагать, что одиночество не травмирует человека в том случае, если маятник работает по извест­ным физическим законам, плавно, последовательно и рав­номерно отклоняясь от вертикальной оси. В определен­ном смысле работа маятника символизирует психическую жизнь. Нормальный ход таких «часов» показывает после­довательность смены процессов идентификации и обособ­ления через прохождение короткой фазы статического равновесия. Застревание маятника на любой из позиций означает сбой в действии символического механизма со­циализации.

Человеческая психика достаточно остро реагирует на любые отклонения от оптимального течения жизнен­ных процессов. Нас интересует состояние одиночества, которое обусловливается «выключенностью» человека из нормального хода жизни, что, собственно, и будет отобра-


жаться как «застревание» маятника в любой из позиций, означающее прекращение или существенное ограничение действия одной из психодинамических тенденций или их обеих в случае остановки маятника в точке статического равновесия.

Здесь уместна аналогия с теорией Р. Клаузиса о рав­новесных системах. Согласно его взглядам, любые нерав­новесные процессы в изолированной системе стремятся к повышению энтропии, так как тем самым они создают условия для приближения системы к состоянию равнове­сия и, следовательно, повышают ее устойчивость. В на­шем случае действие двух базовых психодинамических тенденций в структуре личности будет иметь большую эн­тропию, нежели преимущественное действие одной из них или резкое ограничение действия обеих. Это же будет являться и условием динамического равновесия, то есть повышения устойчивости системы в целом, в данном слу­чае - психологической устойчивости.

И идентификация, и отчуждение в случае домини­рования приводят к повышенной тревожности человека, часто суетливости, неудовлетворенности собой и другими людьми, то есть к нарастанию энтропии, образно говоря, к попыткам «раскачать» маятник с целью установления динамического равновесия как приобретения психологи­ческой устойчивости. Очень важно в таких ситуациях оказать человеку квалифицированную психологическую помощь и поддержку, так как если собственными усилия­ми ему не удастся выйти из создавшейся ситуации, то мо­жет наступить «срыв» или «падение маятника», после ко­торого обычно не остается резервов для восстановления нормального его хода. Тогда действительно наблюдается «уход в болезнь», депрессия.

Нами замечено, что люди, переживающие субъек­тивно негативные виды одиночества, в большинстве стра-


 




дают хроническими заболеваниями, часто жалуются на плохое самочувствие, упадок сил. После длительного и иногда малорезультативного общения с врачами разных специальностей они попадают к психотерапевту или пси­хологу, так как истинная и первичная причина их состоя­ния - психогенная. В таком состоянии человеку жизнен­но важно знать, что есть возможность оказаться в той пси­хологической среде, получить ту помощь, в которой он сейчас особенно остро нуждается.

Кроме представленных на схеме позиций, необхо­димо иметь в виду и временные характеристики указан­ных процессов и состояний. Для разных людей требуется разное время как для проявления, осознания своего оди­ночества, так и для осознания возможности конструктив­ного его использования. Здесь действует тот самый субъ­ективный фактор, который и определяет «субъективное время субъективных часов», ход которых мы постарались образно представить.

Задания для самостоятельной работы

1. В чем заключаются психологические механизмы
внутриличностного генезиса одиночества?

2. Что является условием возникновения данного
состояния?

Дополнительные вопросы

3. Предположите, что является причиной сбоя ди­
намического равновесия тенденций идентификации
и обособления?

4. Что, на ваш взгляд, удерживает систему в состо­
янии неравновесия? За счет чего преимущественное дей­
ствие одной из тенденций не просто имеет место быть,
но может усиливаться, вызывая определенные виды оди­
ночества?

Ответы на вопросы 3 и 4 запишите в свои дневники.


2.3. Виды состояния одиночества и их проявления

На основании проведенного теоретического анали­за и практической психоконсультационной работы мы пришли к предположению, что одиночество как психиче­ское явление имеет несколько видов, а каждый из них -глубину проявления, континуум: от нормы до патологии.

Первый вид состояния одиночества связан с пре­имущественным действием механизмов обособления в психологической структуре личности, крайней формой которых выступает отчуждение: от других людей, норм, ценностей, определенной группы, мира в целом. В данном случае процессы идентификации действуют в пределах своего «Я», человек осознает свое состояние и часто пони­мает, чем оно обусловлено. Этот вид состояния получил название отчуждающее одиночество.

Второй вид обусловлен преимущественным дейст­вием механизмов идентификации. В результате человек, привыкая отождествлять себя с другими людьми, груп­пой, постепенно теряет свое «Я», которое становится чуж­дым, непонятным и пугающим. Так как доминирование одной тенденции не означает полную блокировку другой, то механизмы обособления все же проявляют себя, но ди­апазон их действия крайне узок и определяется размыты­ми, нечеткими границами собственного «Я». Вследствие того, что данный вид состояния одиночества обусловлен субъективной потерей собственного «Я», его растворени­ем в социуме, обезличенностью общения, отчуждением от себя самого, он получил номинацию - диффузное (от лат. diffusio - распространение, растекание).

С точки зрения нормативности оба этих вида могут иметь ту самую протяженность, континуум от нормы до пограничности в зависимости от глубины переживаний и длительности состояния. Здесь есть прямая закономер-


ность: чем дольше наблюдается неравновесие тенденций, тем глубже состояние одиночества, которое при диффуз­ном варианте может быть и неосознаваемым. Определяю­щим фактором в обоих случаях выступает отчуждение: в первом - от других, во втором - от себя.

Следующий вид одиночества - диссоциированное (от лат. dissociatio - разъединение), которое представляет собой наиболее сложное состояние, как по переживаниям, так и по происхождению и проявлениям. Генезис его опре­деляется ярко выраженными процессами идентификации и отчуждения и резкой их сменой по отношению даже к одним и тем же людям. Сначала человек отождествляет себя с другим, принимая его образ жизни и следуя ему, безгранично доверяет «как самому себе». Именно это «как самому себе» составляет основу для понимания психоло­гического генезиса данного состояния. После полной идентификации следует резкое отчуждение от того же объекта, что отражает истинное отношение человека к са­мому себе: одни стороны своей личности принимаются человеком, другие категорически отвергаются. Как только проекция этих отверженных качеств находит свое отраже­ние в объекте идентификации, последний сразу же отвер­гается весь целиком, то есть происходит резкое и безого­ворочное отчуждение. Чувство одиночества при этом ост­рое, четкое, осознаваемое, болезненное. Данный вид одиночества относится к разряду пограничных состоя­ний, нормального проявления он не имеет.

Субъективно позитивный вид одиночества уп­равляемое, или уединенность, представляет собой вари­ант переживания психологической отдельности, осозна­ния собственной индивидуальности, автономности, само­сти. В контексте личностного генезиса этот вид обусловлен оптимальным соотношением результатов про­цессов идентификации и обособления. Это динамическое


равновесие можно рассматривать как одно из проявлений психологической устойчивости личности относительно воздействий социума, механизмами которой выступают способность к саморегуляции и рефлексия. Это нормаль­ное состояния нормального одиночества.

Следует отметить, что при отсутствии психологиче­ской и психотерапевтической помощи отчуждающее, диффузное и диссоциированное одиночество могут пере­ходить в клиническую форму, которая оценивается психо­терапевтами и психиатрами как патология и, соответст­венно, требует медицинского вмешательства.

Каждый из представленных видов состояния одино-чества имеет свои особенности и закономерности с точки зрения генезиса и проявлений в поведении и жизни челове­ка. Далее будут подробно рассмотрены названные виды одиночества, их проявления в жизни, психологические портреты людей, переживающих данные состояния; приве­дены результаты психодиагностики и случаи из практики.

Отчуждающее одиночество

Само слово «отчуждающее», по сравнению со сло­вом «отчужденное», предполагает протяженность процес­са и состояния во времени. Этот термин как бы подчерки­вает динамику процесса отчуждения, то есть не просто констатирует вид одиночества, но и предполагает его уг­лубление. Кроме того, здесь подразумевается двусторон­ний характер действия механизма отчуждения: со сторо­ны субъекта и со стороны объекта, что непременно увели­чивает психологическую дистанцию между ними. Чем больше отчужденных объектов в жизни человека, тем ве­роятнее переживание одиночества. Конечно, здесь имеет­ся в виду не отчуждение от аморальной или безнравствен­ной среды, а отчуждение от тех объектов, которые ранее были близки, нужны, симпатичны.


 


78.



Крайняя степень отчуждения от мира всегда вызыва­ет остро переживаемое чувство одиночества. Выраженное отчуждение приводит к потере эмоциональной связи с дру­гими людьми, знакомыми местами, дорогими прежде воспо­минаниями, ситуациями и переживаниями, которые стано­вятся чуждыми для индивида, а взаимоотношения с ними -бессмысленными. Постепенно происходит накопление в со­знании отчужденных объектов, действие механизма отчуж­дения становится все шире, глубже, и субъект уже начинает как бы терять связь с окружающим миром. Осознавая физи­ческую реальность объектов, он не допускает возможности психологической близости с ними, всегда соблюдая им же установленную дистанцию. В зависимости от индивидуаль­ных особенностей это может проявляться в высокой тре­вожности, страхе, агрессивности, недоброжелательности, скепсисе, потерянности и т. д.

Обращаясь за психологической помощью, люди, пе­реживающие отчуждающее одиночество, часто насторо­женны, они и в кабинете психолога пытаются выставить охранительные барьеры своего «Я». Клиент дает только ту минимальную информацию, которую решился рас­крыть другому человеку, в данном случае - профессиона­лу. «Пробиться» за стену его отчуждения очень непросто, и не всякие средства тут будут хороши. Такой человек из­начально должен быть уверен в том, что психолог или психотерапевт осведомлен об особенностях общения с ним и принимает выставленные им условия о ненаруше­нии определенной дистанции во взаимоотношениях. Только в таком случае клиент согласится взаимодейство­вать с психологом (или любым другим человеком). Дру­гими словами, необходимо соблюдать определенный па­ритет, «присоединение» к клиенту идет медленно и требу­ет такта и мастерства консультанта, очень осторожного и бережного подхода к ситуации.


Следует иметь в виду, что при прогрессирующем отчуждении и собственное «Я» представляется человеку странным и чуждым. Нельзя сказать, что человек поте­рял свое «Я», скорее он потерял принадлежность этого «Я» самому себе. «Я» реально существует, человек знает его особенности и характеристики, но оно постепенно переходит в разряд объектов, подлежащих, как и все про­чие, отчуждению. Жизнь становится бессмысленной и пустой. Взаимодействие с каким-либо новым объектом может заинтересовать лишь с целью «смазывания колес» механизма отчуждения. Когнитивная сфера задейство­вана как инструмент познающий то, от чего предстоит отстраниться.

Интуитивно человек, испытывающий отчуждающее одиночество, понимает, что в его жизни что-то не так, ина­че он бы не обратился за психологической помощью. Бес­перебойное действие механизма отчуждения приводит к переживанию отчужденности от мира в целом. Человек (иногда с ужасом) начинает понимать, что мир для него практически потерян, хотя внешне все остается на своих местах, функционирует и взаимодействует, но без его уча­стия. Человек ощущает внутреннюю пустоту, которую уже невозможно заполнить новым отчуждением. И все же длительное время образующийся вакуум требует заполне­ния, и заполняется, к сожалению, не всегда социально приемлемым способом, например, употреблением алкого­ля, наркотиков с целью «забыться», снять невыносимое {уже) напряжение.

Иногда человек оправдывает свое пристрастие к психоактивным веществам (ПАВ) тем, что без них он может потерять «человеческий облик», становясь агрес­сивным, неприятным, даже непереносимым для окружа­ющих, а иногда - тем, что без этого (алкоголя, например) ему просто не выжить. Так начинает развиваться зависи-


 




мость. Причем, в данном случае, она возникает сразу и представляет собой самый страшный, но, к сожалению, самый распространенный вариант - психологическую зависимость. Человек использует ПАВ для того, чтобы с их помощью хотя бы на время изменить свою картину мира так, чтобы она перестала его травмировать. Это главная и поначалу единственная причина употребления ПАВ. Беда в том, что отрезвление приносит еще большие страдания, чем прежде, потому что к ним добавляется чувство вины или же усиливается уже имеющееся. Об­щее самочувствие резко ухудшается вследствие отравле­ния организма, при котором нарушается нормальный об­мен веществ, что выражается, в том числе, в выработке «гормонов страха и тревоги». Организм борется с нега­тивными воздействиями, пытаясь «напугать» человека, чтобы он больше не прикасался к яду, но человек чаще всего игнорирует этот сигнал и вновь продолжает тра­вить себя ради непродолжительной иллюзии благополу­чия и свободы. ПАВ - поистине дьявольское искушение. Ведь не ради же будущей боли, «ломки» принимается наркотик. Каждый наркоман изначально знает, что ждет его впереди, и тем не менее колется, пьет, нюхает... За­чем? Что толкает человека на этот шаг? Одиночество. Истинное, неизбывное чувство, вызывающее ужас. Ос­вобождение от него с помощью дозы любого ПАВ срод­ни тому, как страус прячет голову в песок, завидев опас­ность. Только, если страуса хоть теоретически иногда может спасти его позиция - не заметил хищник (может, ослеп), наркомана - никогда. И к психологической зави­симости присоединяется химическая, которая имеет свои механизмы действия и проявления и абсолютно не считается с желаниями, намерениями, планами своего носителя. Если при психологической зависимости тре­буется психотерапия, то в случае химической - фарма-


кология. Обязательно нужно помнить о том, что толь­ко с помощью фармакотерапии зависимость излечить невозможно, так как начальная причина - психологи­ческая.

Итак, за данным видом одиночества стоит, как отме­чалось, двусторонний, обоюдный, взаимный процесс от­чуждения. Отчуждающее одиночество как состояние осо­знается тогда, когда объект отчуждения отвечает взаимно­стью, и субъект постепенно остается в исходном, экзистенциальном смысле - ОДИНок.

Когда объекты отчуждения - другие люди - все реже идут на контакт, перестают предлагать субъекту свое участие, он начинает чувствовать «смутную тос­ку», беспокойство без причин, тревогу (так определяли свое состояние многие наши клиенты). Объекты отчуж­дения - это близкие люди, друзья, родные, знакомые. Они вполне хорошо знают характер, привычки, образ жизни субъекта одиночества и могут испытывать ду­шевную боль, психологический дискомфорт от его про­грессирующей отчужденности и далекости. Поэтому нет ничего удивительного в том, что когда-нибудь они начинают платить ему той же монетой - с помощью тех же психодинамических механизмов они также способ­ны отчуждаться.

Длительное по времени, настойчивое и однознач­ное отчуждение неизбежно вызовет взаимное отчужде­ние со стороны своих объектов в лице живых людей. Когда субъект отчуждения - человек, переживающий одиночество, становится объектом отчуждения близких ему людей, он начинает испытывать еще более острые приступы этого состояния. Конечно, такие люди вызы­вают сочувствие, как и другие, переживающие одиноче­ство, но помочь им сложнее, так как отлаженный и дву­сторонний механизм отчуждения препятствует взаим-


 




ному открытию и принятию. Здесь необходимо исполь­зование специальных психотехник, чтобы выйти на должный для помощи уровень межличностного взаимо­действия с клиентом.

Как свидетельствует практика (см. протоколы консультаций), клиент часто осознает происходящее и трезво оценивает ситуацию, что в целом отличает его от тех, кто переживает одиночество других видов. Это дает ему субъективное основание для обращения за по­мощью к специалисту.

Среди клиентов отчуждающего типа немалый процент составили те, кто первую психологическую консультацию получил на дому5. Они вроде бы понима­ют, что одиноки и нуждаются в помощи, делают первый, возможно многое решающий в их жизни шаг, но автома­тическое включение механизма отчуждения мешает им перейти на более теплое и доверительное общение. Дви­жущей силой такого цикла являются механизмы психо­логической защиты, выработанной в ответ на травмиру­ющие ситуации, связанные, например, с предательством оказанного доверия, жестоким обращением близких лю­дей и др. Чаще такие ситуации имеют место в детском или подростковом возрасте. Более поздние психологи­ческие травмы запускают ассоциативный комплекс вос­поминаний.

Следует иметь в виду, что при отсутствии психоло­гической помощи отчуждающее одиночество может пе­рейти в клиническую форму. С другой стороны, мы имеем экспериментально подтвержденные случаи трансформа­ции отчуждающего одиночества в уединенность, за чем стояла соответствующая психологическая и психотера­певтическая работа.

5 Правда, для осуществления такой помощи должна работать патронаж­ная психологическая служба.


Диффузное одиночество

Согласно нашей модели, диффузное одиночество возникает при преобладании у субъекта тенденции иден­тифицировать себя С другими людьми, социальными группами, идеями и т. д.

Впервые понятие «идентификация» было введено 3. Фрейдом для интерпретации явлений патологической депрессии. Это дает основание считать крайние формы идентификации одной из причин возникновения погра­ничных психических состояний и расстройств. Почему же такое происходит? Что лежит в основе этого?

Понятно, что человек, идентифицирующий себя с другим, отказывается от проявлений своих собственных истинных особенностей, стремлений, интересов. Он не просто подражает другому, он «вживается» в него. Чело­век начинает жить не «от себя», а от объекта своей иден­тификации. Что здесь первично: потеря «Я» или преобла­дание идентификации?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.057 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь