Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Базовые положения аналитической психологии К.Г. Юнга ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Под «психической субстанцией» Юнг понимает не только то, что мы обычно зовем «душой», но и совокупность всех психических процессов – как осознанных, так и бессознательных. Следовательно, психическая субстанция – это нечто более обширное и всеобъемлющее, нежели душа. Психическая субстанция состоит из двух взаимодополняющих и в то же время противоположных друг другу областей: сознания и бессознательного (индивидуального и коллективного). Сознание и бессознательное – исходные противоположности душевной жизни, они находятся в компенсаторных отношениях друг с другом. Юнг считал сознание вторичным, менее существенным аспектом психики по сравнению с бессознательным. Бессознательная душа определяет гораздо больше в человеческой жизни, чем принято считать. Сознание подобно тонкой пленке, прикрывающей неведомые глубины бессознательного. Одна треть или даже половина человеческой жизни протекает в бессознательном состоянии. Под сознанием в аналитической психологии принято понимать отнесенность психических содержаний к Я (эго), которое ощущает эту отнесенность, сознает ее. Эго – это сложное образование, которое конституируется, во-первых, общим осознанием собственного тела, собственного существования и, во-вторых, данными памяти – у вас есть некоторое представление о том, что происходило в прошлом, долгая последовательность воспоминаний. Т.о., эго можно назвать комплексом психических фактов. Аналитическая психология придает бессознательному большее значение, полагая, что сознание есть лишь вторичный психический феномен, сравнительно поздно появившийся в процессе филогенеза человеческого рода. Бессознательное по Юнгу – явление психологическое, а не философское или метафизическое. Бессознательное – совокупность всех психических явлений, не обладающих свойством сознательности, не относящихся к сознанию. Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные тягостные впечатления, подпороговые (сублиминальные) восприятия, незначительные умозаключения и т.п. Единицей индивидуального бессознательного является комплекс – самостоятельная, автономная сущность в личной психике, отколовшееся психическое образование, нагруженное эмоциями. В силу своей аффективной природы комплексы влияют на поведение, они являются основными «творцами» сновидений. Обнаруживаются комплексы в ассоциативном эксперименте – специальной методике исследования бессознательного, разработанной Юнгом в начале своей научной карьеры. Комплекс является связующим звеном между личным и коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное отделено от личного и является абсолютно всеобщим, а потому его содержания могут быть найдены повсюду. Содержания коллективного бессознательного никогда не были в сознании и никогда таким образом не были приобретены индивидуально, но обязаны своим бытием исключительно унаследованию. Юнг полагал, что изначальные образы, «предсуществующие формы» бессознательного обусловлены структурами мозга и возникают независимо от исторической и культурной традиции. Содержание коллективного бессознательного представлено архетипами и инстинктами. Инстинкты понимаются как побуждения или влечения. Основными считают инстинкт жизни и инстинкт смерти. В сознании Юнг различал несколько функций. Благодаря им сознание может быть сориентировано либо на эктопсихические, либо на эндопсихические факты. Под эктопсихическим Юнг понимает отношение между содержаниями сознания и данными, поступающими извне. Это система ориентации, связывающая человека с данными ему посредством ощущений внешними фактами. С другой стороны, эндопсихика – это система отношений между содержаниями сознания и постулированными выше бессознательными процессами. Эктопсихические функции: ощущения, мышление, интуиция и чувство. Эндопсихические функции: память, субъективные компоненты сознательных функций, эмоции и аффекты, инвазия. Под психической функцией Юнг понимает «форму психической деятельности, которая теоретически остается неизменной при различных обстоятельствах» и совершенно не зависит от своего содержания в каждый данный момент». Если функциональный тип указывает на способ постижения и оформления материала, данного в опыте, то установка указывает на направленность либидо, то есть, по Юнгу, психической энергии в самом общем смысле. Установка укоренена в биологической конституции и по сравнению с функциональным типом более отчетливо детерминирована от рождения. Правда, доминирующая функция также определяется конституционной предрасположенностью; но в ее случае тенденция, изначально заложенная в конституции, может изменяться или даже подавляться благодаря осознанному усилию. Что же касается изменения психологической установки, то оно может произойти только в результате «внутренней перестройки», модификации всей структуры психической субстанции – то есть либо вследствие ее спонтанногй трансформации (которая опять же проистекает из биологических факторов), либо вследствие такого сложного и медленного психического процесса, как «анализ». РАЗДЕЛ 6 ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ Эмоции и чувства Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.
Типы эмоциональной направленности по Б.И. Додонову. Данная классификация касается только «ценных» эмоций, т.е. тех, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности. Основой для этой классификации являются потребности и цели, т.е. мотивы которым служат эмоции. Альтруистические эмоции возникают на основе потребности содействия, помощи, покровительства другим людям, в желании приносить людям радость и счастье(умиление, участие, чувство беспокойства за другого и т.д.) Коммуникативные эмоции возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик. Глорические эмоции связанны с потребностью в самоутверждении, славе, признании, почёте. (чувство гордости). Праксические эмоции возникают в связи с деятельностью, её успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей – рефлекс цели по Павлову (напряжение, увлечённость работой). Пугнические эмоции связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе (жажда острых ощущений, чувство спортивного азарта). Романтические эмоции связаны со стремлением ко всему необычному, таинственному и неизведанному. Гностические эмоции – стремление отыскать знакомое в новом, неизвестном, проникнуть в сущность явления (чувство близости решения, радости открытия истины). Эстетические эмоции проявляются в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, волнующего драматизма. Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются в наслаждении приятными физическими ощущениями от пищи, тепла и т.д. Аккизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей. Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями. Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека). С.Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь, ее интересы материального порядка и ее духовные, нравственные потребности. Он обозначил их соответственно как органическую (аффективно-эмоциональную) чувствительность, предметные чувства и обобщенные мировоззренческие чувства. К аффективно-эмоциональной чувствительности относятся, по его мнению, элементарные удовольствия и неудовольствия, преимущественно связанные с удовлетворением органических потребностей. Предметные чувства связаны с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности. Эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические. Они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим. Мировоззренческие чувства связаны с моралью и отношениями человека к миру, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям.
Способности В науке способно сти классифицируются на врожденные (задатки) и приобре тенные (от знаний, умений, навыков). Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особеннос ти мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональ ные особенности организма человека, составляющие природную осно ву развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность дея тельности. Общие способности – это те, которые оди наковым образом проявляют себя в различных видах человечес кой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внима тельность, память, воображение, речь, ручные движения, рабо тоспособность. Специальные – это способности к определенным видам дея тельности, таким, как музык, языки, матема тика. Общечеловеческие способности — в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства — ответственность, аккуратность). Формирование этого компонента способностей свя зано с воспитанием человека как субъекта труда (в первую оче редь его мотивационно-ценностной сферы).
6.3. Темперамент
Темперамент– это динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, либо – инициативным, активным, стремительным. Проявление темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений. Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.д. Изучение темперамента, своими корнями уходит в античный период. Гиппократ (Vв. до н.э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamentum – смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis – кровь), холерический (от греч. сhole – желчь), флегматический (от греч. рhlegma – слизь) и меланхолический (от греч. мelaina chole – черная желчь). Дальнейшее развитие представлений по данной теме состояло в последовательной смене представлений об органических основах темперамента. Перечислю несколько основных гипотез этого рода: химический состав крови (кровь – главная жидкость в организме); ширина и толщина кровеносных сосудов; особенности обмена веществ; деятельность желез внутренней секреции; тонус нервных и мышечных тканей, и, наконец, – свойства нервной системы. Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем И.П. Павлова, а также с именами советских психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына, идеи которых продолжают разрабатывать их сотрудники и ученики и по сей день. Первоначально эта физиологическая концепция получила в школе Павлова название учения о типах нервной системы, а позже она трансформировалась в «учение о свойствах нервной системы». И.П. Павлов и его сотрудники, проводя многочисленные эксперименты на собаках, в которых применялись условно-рефлекторные процедуры, обнаружили, что животные сильно различаются между собой по многим параметрам – по скорости и легкости выработки условных рефлексов, по их устойчивости, по скорости и легкости выработки дифференцировок, по способности выдерживать смену положительных подкреплений стимулов на отрицательные и т.д. Анализ соответствующих экспериментальных ситуаций показал, что каждая из них выявляет какое-либо основное свойство нервной системы. Таких основных свойств И.П. Павлов выделил три: силу, уравновешенность и подвижность. Так, если собака могла выдержать действие очень сильного раздражителя, не впадая в запредельное торможение, она демонстрировала силу нервной системы. Если у нее очень быстро вырабатывались условные рефлексы с положительным подкреплением и очень плохо – с отрицательным, то ее нервная система отличалась неуравновешенностью с преобладанием процесса возбуждения и т.п. Наряду с этим Павлов и его сотрудники наблюдали общую картину поведения животных. Одни и те же животные исследовались в течение многих лет, так что каждое животное становилось известным по типичной манере своего поведения. Так определились агрессивные животные, которые могли даже укусить хозяина, наоборот, трусливые собаки, которые чуть что – поджимали хвост и уши, спокойные, которые мало на что реагировали, подвижные, «как ртуть», и т.д. И вот встал вопрос: а нельзя ли скоррелировать особенности поведения животных с теми находимыми в лабораторных испытаниях свойствами нервных процессов, которые оказывались также характерными для каждого индивида? Такая работа по коррелированию двух систем индивидуальных свойств – свойств нервной системы (или высшей нервной деятельности) и особенностей поведения – была проведена и привела к очень известной схеме: Сильный –––––––––––––––– ––––– Слабый | | (Меланхолик) Уравновешенный Неуравновешенный | | (Холерик) Подвижный Инертный (Сангвиник) (Флегматик) Рис. 2. Схема типов ВНД (по И.П. Павлову) И.П. Павлов сопоставил каждому из этих типов название соответствующего темперамента по Гиппократу (см. рис.2). В данной схеме представлены три свойства НС: сила, уравновешенность и подвижность. Их сочетания образуют четыре типа НС: 1) сильный уравновешенный подвижный; 2) сильный уравновешенный инертный; 3) сильный неуравновешенный; 4) слабый. В ходе дальнейших экспериментальных исследований выяснилось, что тип НС, не всегда соответствует характерной для него картине поведения (в жизни трусливая, «стелящаяся» собака (слабая НС) в лабораторных испытаниях показывает сильную НС, и наоборот «активное» животное (сильная НС), на лабораторной установке обнаруживает признаки слабой НС)). В связи с этим Павлов откорректировал понятие «темперамент», введя понятия «генотип» и «фенотип». Генотип – врожденный тип НС. Фенотип – склад ВНД, который образуется в результате комбинаций врожденных особенностей и условий воспитания. Генотип Павлов связал с понятием «темперамент», а фенотип – с понятием «характер». Позднее был пересмотрен вопрос о количестве типов НС: почему их должно быть только четыре, ведь теоретически можно говорить о сильном-неуравновешенном-подвижном типе, слабом-неуравновешенном-инертном и т.п? Павлов подсчитал что различные комбинации свойств НС могут дать 24 различных типа. В дальнейших исследованиях учеников Павлова Б.М. Теплова и В.Д. Небылицина эта гипотеза была во многом подтверждена. Кроме того, к трем основным свойствам НС были добавлены еще два: динамичность и лабильность. Последние данные нейрофизиологии показывают фундаментальную роль в активации поведения и в его эмоциональной регуляции подкорковых структур – ретикулярной формации, лимбических образований, лобных долей.
Характер
Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен. Изобразим ось, на которой отложим интенсивность проявлений, характеров. Тогда на ней обозначатся следующие три зоны (рис. 3); зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций) и зона сильных отклонений характеров, или психопатии. Первая и вторая зоны относятся к норме (в широком смысле), третья — к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации. http: //www.psychology.ru/library/img/char.gif Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую — малой психиатрии. Конечно, «черта» эта размыта. Тем не менее существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать на оси интенсивности характеров. Таких критериев три, и они известны как критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. " Этот первый признак, по мнению А.Е.Личко, хорошо иллюстрируется поговоркой: «Каков в колыбельке, таков и в могилку». Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат. Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Вот такой простой житейский и в то же время вполне научный критерий. Акцентуации характера. В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а со взрослением сглаживается. Второй признак — тотальность — также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера. Введение понятия «места наименьшего сопротивления» (или «слабого звена») характера, а также описание этих мест применительно к каждому типу — важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т. п. Типы акцентуаций. А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный. Краткие описания двух типов акцентуаций (по А. Е. Личко). Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянна стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность — с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке Присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции. Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные контакты, эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются довольно редко. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы