Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тема: Профессиональная этика как наука
Задача педагога – для успешного усвоения информации, полученной студентами на лекции, организовать коллективное обсуждение основных характеристик профессиональной этики, используя дискуссионный метод. Дискуссия может помочь пониманию студентами всей глубины и сложности нравственно-политических и идеологических процессов, происходящих в морали современной России. Становление рыночных отношений детерминирует с неизбежностью отказ от морали общества предыдущего этапа развития и формирование новой морали с удержанием общечеловеческих ценностей и базовых характеристик менталитета титульной нации. В этих условиях вопросы о морали современного российского общества, о сущности профессиональной этики и профессиональной морали, являясь во многом дискуссионными в теории и не имеющими однозначных и общепринятых ответов, тем не менее на практике становятся важнейшими в воспитании молодых специалистов-профессионалов ХХ1 века. Дискуссия как метод проведения практического занятия, как правило, проходит три стадии развития: ориентация, оценка, консолидация. На первой стадии, которую условно назовем «ориентация», происходит адаптация участников дискуссии к самой проблеме. Преподаватель напоминает студентам материал лекции и приглашает поразмышлять над современными проблемами морали. Современное информационное общество предъявляет повышенные требования к личностным качествам его граждан. Профессиональное мастерство современного специалиста должно быть дополнено его нравственной порядочностью, гражданской зрелостью, а это делает необходимым глубокое изучение основ современной морали. Преподаватель предлагает студентам: давайте подумаем, что такое мораль, как она возникает, нужна ли мораль в современном обществе. Ведь не секрет, что есть различные мнения на эту тему. Некоторые считают нравственность отжившим понятием. Давайте сравним и обсудим два высказывания, подумаем, какое из них соответствует сущности морали современной России? Вот одна из точек зрения на мораль сегодняшнего общества: современный человек достаточно грамотен, развит, он в состоянии сам понять, что ему важно, что хорошо и что плохо, и он не нуждается в моральных сентенциях и назиданиях. У каждого своя мораль и свои взгляды на такие понятия, как совесть, долг, добро и зло. И никто не вправе навязывать какие-то правила, нормы, а тем более требовать их соблюдения. На первый взгляд, вполне справедливая позиция. Но правда, в таком случае, человек часто поступает как абсолютный эгоист. В соответствии с такой позицией все стоят в автомобильной пробке, терпеливо ждут, а Вы пренебрегаете правилами и выезжаете на встречную полосу движения. А вот иная точка зрения: мораль – это совокупность имеющихся в обществе представлений о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве и правилах поведения, в основе которых лежит собственная совесть, общественное мнение и традиции народа. Это система самосохранения общества, средство выживания человеческой цивилизации. Нравственные правила современного человека соблюдают миллионы людей во всем мире. А какова Ваша позиция в этом вопросе? Вторая стадия дискуссии – стадия «оценки». Студенты высказывают различные точки зрения, размышляют над информацией. Преподаватель: Вы уже знаете, что основными принципами морали современного российского общества являются – гуманизм, толерантность, патриотизм, интернационализм, индивидуализм, коллективизм, трудолюбие, законопослушность. Возникает вопрос: какой принцип морали современного российского общества, по Вашему мнению, является самым важным, определяющим и почему? Студенты раскрывают содержание принципов морали. При этом каждый выступающий получает для выступления по 3-4 минуты. В итоге рассуждений – студенты приходят к выводу, что наиболее существенным сегодня является принцип индивидуализма. Индивидуализм – нравственная самодостаточность личности, которая обладает чувством чести и достоинства и берет на себя ответственность за свою жизнь, свой бизнес, за своих близких, тем самым за жизнь своего государства. Преподаватель. Что такое норма в морали, какие виды норм Вы знаете? Это табу, этикет, нормы повседневной культуры, нормы профессиональной морали, каноны и кодексы профессиональной этики. Человек – это духовно-телесное существо. Как на материальном уровне все люди имеют одинаковые потребности, так и в духовной жизни у людей есть общие устремления и сходные ориентиры. Нравственные правила являются выражением природы человека, ее свойств. Особенностью сегодняшней ситуации является стремительная трансформация традиционных этических норм и возникновение новых норм. Часто новые этические нормы агрессивно навязываются общественному сознанию. Эти правила и нормы вступают в противоречие с народной моралью, привычными, веками существующими правилами поведения людей. Существует миф о том, что правилам поведения учить не нужно. Они как бы сами собой, спонтанно возникают у человека. Это глубочайшее заблуждение. Дети, подростки, молодые люди - вновь вступающее в жизнь поколение должны знать правила поведения существующие в обществе и следовать им. Профессиональная мораль юриста -это весьма разветвленная система норм и правил, обусловленная специфическими особенностями профессиональной деятельности. При этом в этике юриста можно выделить этику адвоката, этику судьи, полицейскую деонтологию, этику прокурора, этику нотариуса, этику следователя, этику пенитенциарного работника, этику арбитра. Стадия «консолидации» в дискуссии подводит в определенном смысле итог обсуждения. Студенты усвоили понятие профессиональной этики, специфику морали, особенности ее возникновения и важность существования в современном обществе, принципы и нормы морали, каноны профессиональной морали. Тема: Биоэтика Предварительные замечания. Метод дискуссии является прекрасным средством обеспечения успешного изучения темы «Биоэтика», потому что обсуждаемые вопросы интересуют каждого человека, они активно обсуждаются в обществе – дома и на телевидении, в интернете, в СМИ. Целью данного семинарского занятия является обеспечение свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов, поставив всех студентов в равное положение по отношению друг к другу. Необходимо соответствующим образом подготовить аудиторию: поставить столы полукругом, чтобы студенты могли видеть друг друга. Необходимо обеспечить микрофон и свободный доступ к нему для каждого выступающего. Введение в практику принципа «свободного микрофона» весьма заинтересовывает присутствующих. С некоторой робостью беря впервые, может быть, микрофон в руки, выступающий затем быстро осваивается, и уже дальше во время дискуссии он хочет говорить только с микрофоном. Вводное слово преподавателя. Биоэтика – новая страница в развитии этической нравственной культуры общества. Современное «информационное» общество широко раздвигает сферы познания; наука проникает в такие области, которые и не снились нашим предкам. Невиданный технический прогресс ставит специалистов перед абсолютно новыми моральными проблемами: например, врачи должны мгновенно решить, какому специалисту пересадить почку человека, который только что разбился в автокатастрофе? Или другой вопрос: как долго следует не отключать дорогостоящие аппараты жизнеобеспечения, если мозг больного уже давно и безнадежно не функционирует? «Информационное общество», прогресс науки и техники делают актуальным возникновение новых видов профессиональной морали и этики. Некоторые говорят не о профессиональной, а о прикладной этике и морали. Доклады и сообщения. Прикладная этика осмысливает такие проблемы, как эвтаназия, трансплантация органов, смертная казнь, терроризм, продажа оружия. Это фундаментальные вопросы, которые затрагивают жизнь многих людей, общества в целом, всего человеческого сообщества. В то же время – это открытые вопросы, на которые каждый народ на земле имеет свои ответы; они, как антиномии Канта, не имеет единственного ответа. На каждый вопрос может быть сформулирован вполне аргументированно как положительный, так и отрицательный ответ. Специфические особенности прикладной этики: 1.Прикладные проблемы возникают в публичных сферах жизни, которые требуют юридического, административного, профессионального регулирования и контроля. Возьмем, к примеру, такой вопрос, как смертная казнь. Ее применение затрагивает жизнь немногих преступников, а допустим, автомобильные катастрофы уносят жизни гораздо большего числа людей. Но именно смертная казнь, а не гибель людей в результате дорожно-транспортного происшествия – предмет прикладной этики, поскольку речь идет о сознательной правовой установке общества на умерщвление человека, которого общество признает неисправимым преступником. Для решения этико-прикладных проблем недостаточно одной доброй воли, нравственной решимости. Моральный аспект здесь органично взаимодействует с профессиональной строгостью суждений. Только высочайший профессионализм и компетентность могут стать основанием морального выбора. Например, проблема трансплантации органов требует не только решения вопроса о медицинских критериях человеческой жизни, но и глубокой порядочности, высокоразвитой нравственной культуры медика. Возникающие этико-прикладные вопросы всякий раз уникальны, единичны и требуют уникального, единичного решения, которое не может быть применено ни в каком ином случае. Способ принятия решения по этико-прикладным вопросам является публичным; осуществляется через особые этические комитеты, представляющие интересы всего общества. Наконец, уникальная особенность этико-прикладных проблем состоит в том, что они выступают специфической особенностью современного цивилизованного общества, для которого характерны мировоззренческий плюрализм, веротерпимость, толерантность, признание самоценности каждой личности и ее права на достоинство. Дискуссионные вопросы. Формированию прикладной этики в современном мире способствует необычайный прогресс и развитие универсальных дорогостоящих технологий, которые позволяют осуществлять поистине фантастические проекты: переделывать пол личности, кардинально изменить внешность, получить чье-то сердце, почку и продлить свою жизнь, стать отцом ребенка из пробирки, создать клон взамен умершего близкого человека. Биоэтика – специальная область знания, которая определяет взаимоотношения человека и окружающей среды, и прежде всего живой части этой среды – защиту жизни и здоровья человека. Таковы морально-философские проблемы аборта; новые репродуктивные технологии (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство; проведение экспериментов на человеке и животных; самоубийство, эвтаназия, проблемы медицинской генетики, трансплантации и др. Подведение итогов обсуждения. Невиданный прогресс может, однако, обернуться подавлением и разрушением человеческой жизни. Поэтому возникает властная общественная потребность в моральной определенности в отношении ряда проблем жизни и смерти. Возникновение в 1971г. биоэтики как нового типа мышления связано с образовавшимся разрывом между двумя областями знаний – естественнонаучной и гуманитарной, разрывом, который угрожает человечеству и самому существованию жизни на Земле. Поэтому биоэтику называют наукой выживания. Нужны запреты морально-правового характера, чтобы обеспечить понимание того: а) что человек не может быть средством для другого, товаром для другого; б) в какой мере и насколько человек останется самим собой в результате всех манипуляций; в) насколько эти технологии могут разделить общество, создав неразрешимые социальные проблемы, связанные с доступностью самой жизни; кто сможет купить эти технологии и право на их использование. ПРИМЕРЫ ТЕСТОВ (для самоконтроля и текущей аттестации) |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы