Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философский иррационализм. А. Шопенгауэр (1788-1860).



Философия Шопенгауэра стала критикой гегелевского рационализма. В отличие от Гегеля, Шопенгауэр не считал развитие природы и общества разумным, закономерным и логичным. Развитие мира управляется не законами разума, а неразумной силой, которую Шопенгауэр назвал мировой волей.

Воля проявляется в силах природы, заставляя двигаться неживую материю. В живой природе воля проявляется в борьбе всех организмов за жизнь. Выживают существа с более сильной волей к жизни.

Мировая воля, лишённая разума, является слепым стремлением вперёд, и поэтому может вызывать катастрофические последствия. Отсюда несовершенство мира, преобладание зла и страданий. В таком мире страдают все живые существа, но страдания человека самые сильные. Достигнув уровня человека, мировая воля обретает разум. Благодаря разуму к физическим страданиям добавляются душевные. Воля рождает в человеке множество неудовлетворимых желаний, причиняя тем самым страдания. К удовольствиям человек привыкает и перестаёт их ощущать, к страданиям привыкнуть невозможно. Страдания человек чувствует в тот момент, когда они есть, а удовольствия – в тот момент, когда их теряет. Поэтому сумма страданий всегда больше суммы удовольствий. Осознание неизбежности смерти вообще делает жизнь бессмысленной. Рождение, болезни, материальные лишения, душевные обиды и разочарования, смерть близких, ожидание собственной смерти – таков неизбежный цикл жизни. «Жизнь – предприятие, которое не окупает своих издержек».

Шопенгауэр не считает самоубийство решением проблемы. Преодолеть страдание можно, устранив его причину, т.е. подавив волю. Средства для этого: 1) аскетизм; 2) этика альтруизма; 3) наслаждение искусством.

Взгляды Шопенгауэра являются разновидностью объективного идеализма и волюнтаризма. Испытав влияние буддийской философии, Шопенгауэр стал первым теоретиком философского пессимизма.

 

 

ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ сер. XIX – XX вв.

1. Исторические условия, теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксизма.

2. Философия Ф. Ницше.

3. Позитивизм.

4. Краткая характеристика основных течений западной философии ХХ в.

 

Исторические условия, теоретические источники и естественнонаучные предпосылки возникновения марксизма.

Марксизм сформировался во второй половине 40-х гг. 19 в. и включал в себя марксистскую философию, экономическую теорию (политэкономию) и политическое учение (теорию научного социализма).

В это время главной производительной силой общества стал класс индустриальных рабочих. Но условия жизни и труда рабочих оставались на крайне низком уровне. Политическая власть принадлежала владельцам крупных капиталов, защищавшим только интересы личной прибыли. Поэтому 19 век стал периодом крупнейших социальных конфликтов, содержанием которых была борьба рабочих за свои права. Но рабочее движение носило во многом стихийный характер. Чтобы объединить рабочих требовалась научная теория, которая бы указала способ построения справедливого общества, опираясь на новейшие научные открытия, опираясь на знание законов развития природы и общества. Такой теорией стал марксизм.

Маркс и Энгельс, создавая новую философию, опирались на лучшие достижения предшественников и, прежде всего, на классическую немецкую философию. Они использовали диалектический метод Гегеля, отбросив его идеалистическую систему. Они опирались на материализм Фейербаха, освободив его от недостатков – метафизичности, механистичности, идеализма в объяснении общественной жизни. Марксу и Энгельсу удалось соединить материализм с диалектикой. Это стало возможным, в том числе, благодаря появлению новейших научных открытий.

1) Открытие органической клетки доказало сходство в строении и развитии всех живых организмов. 2) Эволюционная теория Дарвина раскрыла единство всего живого на Земле, представила историю жизни как единый процесс развития от простого к сложному. 3) Экспериментальное подтверждение закона сохранения и превращения энергии показало, что в природе нет разграничительных линий и непреодолимых границ, в ней одни явления переходят в другие.

Эти и другие открытия стали естественнонаучными предпосылками возникновения диалектического материализма, помогли осознать единство, взаимосвязи и саморазвитие материального мира. Маркс и Энгельс распространили материализм и на понимание общества, доказав, что основой развития общества является развитие материального производства. Они соединили философскую теорию, с политической практикой, конечной целью которой они видели построение справедливого общества. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

 

Философия Ф. Ницше (1844-1900).

В основе философии Ницше лежит понятие жизни, как биологического явления и как высшей ценности. Ценным является всё, что служит возвышению жизни, её совершенствованию. Ницше согласен с Шопенгауэром, что движущей силой развития жизни является воля, но не воля к жизни, а воля к власти. По этому признаку – по наличию воли к власти – люди не равны, они делятся на сильных и слабых, на расу господ и расу рабов. Первые рождены, чтобы повелевать, и по своей природе не умеют подчиняться. Вторым удобнее повиноваться чужой воле. Раса господ стала высшим достижением эволюции, в ней жизнь и воля к власти достигают максимальной силы.

Если бы в обществе, как и в природе, побеждал сильнейший, то человечество бы совершенствовалось. Но человек вышел из животного мира, и эволюция прекратилась. В обществе побеждает слабейший. Раса рабов, лишённых силы духа, придумала оправдание своей слабости в виде морали, религии, закона. Мораль и религия учат сострадать, помогать слабым. Закон защищает слабых от сильных. Рабы побеждают количеством, принуждая сильных исполнять свои нормы. Их мораль – это месть сильным, узаконенная зависть. В природе слабые погибают и идёт прогресс. В обществе слабым помогают и идёт регресс. В результате, развитие человека остановилось в ничтожном состоянии.

Но Ницше надеется, что искусственные барьеры не остановят эволюцию жизни. Природа однажды сделала скачок, обезьяна стала человеком. Но человек – лишь переходная ступень. Будет новый скачок – и появится новый биологический вид – сверхчеловек, «голубоглазая белокурая бестия». Он отбросит мораль и закон как ненужные оковы. Он не будет подчиняться никому – ни богу, ни государству, ни другим людям. Сверхчеловек ценит красоту, здоровье, стремится к возвышенному, совершенствует себя. Сверхчеловек ценит жизнь, её радости, но не боится страданий, т.к. борьба и страдания закаляют волю. Сверхчеловек уважает сильных, но не сострадает слабым. Он построит новое общество, где красота и сила займут место сострадания и жалости.

Заслугой Ницше является то, что он обратил внимание на слабости и пороки человека. Его мечта о сверхчеловеке – это вера в способность человека улучшить себя. В философии Ницше сочетается любовь и презрение к людям. Поэтому некоторые считают её примером гуманизма, а некоторые – основой фашизма.

 

3. Позитивизм. Сторонники этого философского направления считали, что наука должна только описывать факты опыта. Позитивисты критиковали философию (как идеалистическую, так и материалистическую) за то, что она делает предположения, которые нельзя проверить на опыте. Такую философию они называли метафизикой. Научная философия должна объединять выводы частных наук, но не выходить за их пределы.

Этапы развития позитивизма (разновидности):

1) “первый” позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер) (30-40-е гг. XIX в.).

2) эмпириокритицизм – субъективно-идеалистическое учение конца XIX века. (Э.Мах, Р.Авенариус). Они считали, что человек не может знать, как устроен внешний мир, он знает только свои ощущения. Мир для человека – это совокупность ощущений, элементов мира. Поэтому мышление должно ограничиться описанием собственных ощущений человека. Они называли это принципом экономии мышления.

3) Неопозитивизм (логический позитивизм (20-30 гг. хх века), аналитическая философия (с 50-х гг. ХХ века). (Л.Витгенштейн, Б.Рассел). Это направление зародилось в Европе, но дальше стало самой популярной философией в США. Они сводили философию к анализу языка, научных терминов и логики. Они использовали принцип верификации, согласно которому истинность суждения проверяется опытом. Научное знание они раскладывали на отдельные атомарные предложения, которые можно проверить опытным путем. Все остальные научные суждения должны выводится из атомарных.

4) Критический рационализм (сер. ХХ в) . Представители этого направления занимались философией науки, искали чёткие критерии, чтобы отделить научное знание от ненаучного. Например, К. Поппер ввел принцип фальсификации, согласно которому научное знание – это такое знание, которое может быть опровергнуто. Знание, которое в принципе невозможно опровергнуть, не является научным (истины религии, философская метафизика).

5) постпозитивизм /историческая школа/ (60-70 гг ХХ в.). (Т.Кун, И.Лакатос, п. Фейерабенд, Тулмин) Они изучали историю науки, как росло научное знание, как происходили научные революции.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 864; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь