Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРАВИЛАХ ИГРЫ В ШАХМАТЫ



Число после наименования термина – номер Статьи Правил, в которой впервые появ-ляется этот термин.

алгебраическая нотация: 8.1. Запись ходов с использованием обозначения фигур и символов от a до h и цифр от 1 до 8 для обозначения полей на доске 8x8.

анализ: 11.3. Выполнение одним или несколькими игроками ходов на доске с целью определения наилучшего продолжения.

апелляция: 11.10. Обычно игрок имеет право обжаловать решение арбитра или организатора.

арбитр: предисловие. Лицо (лица), ответственное(ые) за обеспечение соблюдения правил соревнования.

белые: 2.2. 1. Белыми называются 16 фигур и 32 поля светлого цвета. Или 2. при написании с заглавной буквы термин также относится к игроку, играющему белыми фигурами.

бланк для записи партии: 8.1. Лист бумаги, разграфлённый для записи ходов. Бланк также может быть электронным.

блиц: B. Игра, в которой каждый игрок имеет на обдумывание 10 минут или меньше.

быстрая игра до конца партии: III.1. Заключительный период игры, в котором игрок должен завершить неограниченное количество ходов за ограниченное время.

быстрые шахматы (рапид): A. Игра, в которой каждый игрок имеет на обдумывание больше 10 минут, но меньше 60 минут.

вертикаль: 2.4. Вертикальная колонка из восьми квадратов на шахматной доске.

взятие на проходе: См. объяснение в Статье 3.7.4. В нотации на русском языке обозначается в.п.

взятие фигуры: 3.1. Перемещение фигуры игрока с занимаемого ею поля на поле, занятое фигурой соперника, которая при этом снимается с доски. См. также Статьи 3.7.4.1-3.7.4.2. Обозначается символом “х”.

вмешательство: 12.7. Вовлечение посторонних в происходящую игру.

время опоздания: 6.7.1. Заранее установленное время, на которое игрок может опо-здать без штрафа.

горизонталь: 2.4. Горизонтальный ряд из восьми квадратов на шахматной доске.

демонстрационная доска: 6.13. Доска для отображения позиции на шахматной доске, на которой фигуры перемещаются вручную.

диагональ: 2.4. Ряд квадратов одного и того же цвета, идущий от одного края доски к другому.

дополнительное время: 6.3.2. Количество времени (от 2 до 60 секунд), добавляемое с самого начала периода перед каждым ходом игрока. Это может быть реализовано либо в режиме задержки, либо в накопительном режиме.

доска: 2.4. Краткое название шахматной доски.

завершенный ход: 6.2.1. Ход считается завершенным, когда игрок сделал свой ход, а затем нажал свои часы.

запечатанный ход: I. В случае, если игра откладывается, игрок должен запечатать свой бланк со следующим ходом в конверт.

заявление: 6.8. При определенных обстоятельствах игрок может сделать заявление арбитру.

зрители: 11.4. Наблюдающие за игрою лица, не являющиеся арбитрами или игроками. Сюда включаются и игроки, закончившие свои партии.

игра за шахматной доской: Введение. Данные Правила игры в шахматы распростра-няются только на этот вид шахматной игры и не включают в себя игру по интернету, по переписке и т.п.

игровая зона: 11.2. Место, где проводится соревнование.

игровая площадка: 11.2. Место, где играются партии соревнования.

обычная игра: III.3. Игра, в которой время на обдумывание каждого игрока со-ставляет, по крайней мере, 60 минут.

комнаты отдыха: 11.2. Туалеты, а также выделяемое на чемпионатах мира отдельное помещение, в котором игроки могут отдохнуть.

контроль времени: 1. Регламент времени, предоставляемого игроку на обдумывание. Например, 90 минут на 40 ходов, 30 минут на все оставшиеся ходы плюс 30 накапли-ваемых секунд, начиная с первого хода. Или 2. Считается, что игрок «прошёл контроль времени», если, например, он сделал требуемые регламентом 40 ходов менее чем за 90 минут.

королевский фланг: 3.8.1. Вертикальная половина доски, на которой в начале игры стоит король.

лёгкая фигура: Слон или конь.

мат: 1.3. Сокращенное название мата в игре в шахматы.

мертвая позиция: 5.2.2 Позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю соперника любой серией возможных ходов.

мобильный телефон: 11.3.2. Телефон сотовой связи

монитор: 6.13. Электронное устройство для отображения позиции на доске.

наблюдать: 12.2.5. проверять или контролировать.

нажать часы: 6.2.1. Нажать на кнопку или рычаг шахматных часов, останавливая свои часы и пуская часы соперника.

наказания: 12.3. Арбитр может применить санкции, описанные в Статье 12.9, в порядке возрастания степени тяжести нарушения.

нападение: 3.1. Считается, что фигура нападает на фигуру соперника, если эта фигура может взять фигуру соперника на этом поле.

на усмотрение арбитра: В Правилах описано приблизительно 39 случаев, когда арбитр должен использовать свое суждение.

невозможный ход: 3.10.1. Ход, который не возможен по правилам игры в шахматы.

ничейная позиция: 5.2.2. Позиция, в которой ни один из игроков не может поставить мат королю соперника любой серией возможных ходов.

ничья: 5.2. Игра, в которой ни одна из сторон не смогла добиться победы.

нулевое время опоздания: 6.7.1. Игрок должен сидеть за шахматной доской перед началом тура.

обжалование: см. апелляция.

объяснение: 11.9. Игрок имеет право на объяснение Правил арбитром.

выиграть обычными средствами: III.5. Играть в позитивном ключе, пытаясь выиграть партию; или иметь положение, дающее реальные шансы на победу в партии, а не победить просто из-за падения флажка.

ограниченные возможности: 6.2.6. Физические или умственные недостатки, которые приводят к частичной или полной потере способности человека выполнять опреде-ленные действия при игре в шахматы.

организатор: 8.3. Лицо, ответственное за игровую зону, даты соревнования, денежные призы, приглашения, формат соревнования и так далее.

откладывать: 8.1. Вместо завершения игры за один сеанс партия временно прерывается, а затем продолжается в более позднее время.

очки: 10.1. Обычно игрок получает 1 очко за победу, ½ очка за ничью, 0 за поражение. Встречается следующий подсчет очков: 3 за победу, 1 за ничью, 0 за поражение.

падение флажка: 6.1. Истечение времени, отведенного игроку.

патовая позиция: 5.2.1. Положение, в котором игрок не имеет возможного хода, и его король не находится под шахом.

период времени: 8.6. Часть игры, в которой игроки должны сделать заданное коли-чество ходов или все ходы в течение определенного времени.

повторение: 5.3.1. 1. Игрок может заявить о признании партии ничьей, если одна и та же позиция возникла три раза. Или 2. Игра признаётся ничьей, если одна и та же позиция возникла пять раз.

поле превращения: 3.7.5.1. Поле, на которое перемещается пешка, когда она дости-гает последней от своего начального положения горизонтали.

помощник: 8.1. Лицо, которое может помочь спокойному ходу соревнования различ-ными способами.

потеря: 1. 4.8. Потеря права делать заявление или ход. Или 2. Проигрыш партии из-за нарушения Правил игры в шахматы.

правила соревнований: 6.7.1 В некоторых статьях этих Правил приведены различные варианты проведения соревнований. В правилах соревнований должно быть указано, какой из них был выбран.

правило 50 ходов: 5.3.2. Игрок может заявить о признании партии ничьей, если последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.

правило 75 ходов: 9.6.2. Партия признаётся ничьей, если последние 75 ходов были сделаны каждым игроком без движения какой-либо пешки и без взятия какой-либо фигуры.

превращение: 3.7.5.3. Происходит, когда пешка достигает последней от своей исходной позиции горизонтали и заменяется новой фигурой: ферзём, ладьёй, слоном или конём того же цвета.

предложение ничьей: 9.1.2. Порядок, в соответствии с которым игрок может предло-жить ничью сопернику. В бланке записи партии указывается символом “=”.

размен: 1. 3.7.5.3. Превращение пешки в другую фигуру. Или 2. Положение, при котором игрок взял фигуру той же ценности, что и его собственная фигура, и эта фигура возвращена. Или 3. Положение, при котором один игрок потерял ладью, а другой потерял слона или коня.

возможный ход: 3.10.1. Ход, при котором полностью выполнены все соответствую-щие требования Статей 3.1 - 3.9.

режим Бронштейна: 6.3.2. См. режим задержки времени.

режим задержки времени (режим Бронштейна): 6.3.2. Оба игрока получают опреде-ленное «основное время на обдумывание». Кроме того, каждый игрок получает «фиксированное дополнительное время» на каждый ход. Обратный отсчет основного времени на обдумывание начинается только после истечения фиксированного дополнительного времени. В том случае, когда игрок нажимает свои часы до истечения фиксированного дополнительного времени, основное время на обдумывание не меняется, независимо от того, сколько фиксированного дополнительного времени использовано.

режим накопленного времени (режим Фишера): Режим, при котором игрок получает дополнительное количество времени (часто 30 секунд) перед каждым ходом.

режим Фишера: См. режим накопленного времени.

результат партии: 8.7. Обычно результат партии 1-0, 0-1 или ½ -½. В исключительных случаях оба игрока могут потерять очки (Статья 11.8), или один получит ½ очка, а другой - 0. Для несыгранных партий результат обозначается +/- (белые победили по принуждению), -/+ (черные победили по принуждению), -/- (проиграли по принуждению оба игрока).

рокировка: 3.8.2. Перемещение короля к ладье. Рокировка на королевском фланге обозначается 0-0, на ферзевом фланге - 0-0-0.

сдается: 5.1.2. Уведомление о том, что игрок отказывается от дальнейшей игры и не играет до получения мата.

сделанный ход: 1.1. Считается, что ход «сделан», когда фигура была передвинута на новое поле, рука игрока отпустила фигуру и взятая фигура соперника, если таковая имелась, снята с доски.

смещение: 7.4.1. Изменение положения фигур от их привычного места. Например, пешка перемещена с а2 на а4.5; ладья стоит на половине полей d1 и e1; фигура лежит на боку; фигура упала на пол.

сопредельная зона: 12.8. Зона, прилегающая к игровой зоне, но фактически не явля-ющаяся её частью. Например, места, отведенные для зрителей.

счетчик ходов: 6.10.2. Устройство в шахматных часах, которое может использоваться для регистрации количества нажатий на часы каждого игрока.

ход при касании фигуры: 4.3. Если игрок касается фигуры с намерением пойти ею, то он обязан сделать ход этой фигурой.

усмотрение арбитра: в Правилах игры в шахматы около 39 случаев, в которых арбитр должен использовать свое суждение.

ферзевой фланг: 3.8.1. Вертикальная половина доски, на которой в начале игры стоит

ферзь.

ферзь: выражение “из пешки в ферзи” означает превращение пешки в ферзя.

фигура: 2. Одна из 32 фигур на шахматной доске или ферзь, ладья, слон или конь.

флажок: 6.1. Устройство, которое отображает, что период времени заканчился.

ход: 1.1. 1. Выражение «90 минут на 40 ходов» относится к 40 ходам каждого игрока. Или 2. Выражение «при своём ходе» относится к праву этого игрока сделать следующий ход. Или 3. Выражение «лучший ход белых» относится к единственному ходу за белых.

часы: 6.1. Одно из двух устройств для регистрации и отображения времени.

черные: 2.2. 1. Черными называются 16 фигур и 32 поля темного цвета. 2. При печати отчетов о партии это также относится к играющему черными фигурами.

честная игра: 12.2.1. Иногда, когда арбитр обнаруживает, что положений Правил недо-статочно, он должен принимать решения основываясь на принципе справедливости.

шах: 3.9. Нападение на короля одной или несколькими фигурами соперника. Обо-значается символом «+».

шахматная доска: 1.1. Доска размером 8х8 квадратов, как в Статье 2.1.

шахматные часы: 6.1. Часы с двумя устройствами для регистрации и отображения времени, связанными друг с другом.

шах и мат: 1.2. Нападение на короля, при котором угроза не может отражена. Обозначается символом «++» или «#».

шахматы: Комплект из 32 фигур на шахматной доске.

шахматы 960: Вариант шахмат, при котором расстановка фигур на первой и послед-ней горизонталях создаётся одним из 960 различных возможных вариантов.

штрафные санкции: 12.3. Арбитр может применить санкции, описанные в Статье 12.9, в порядке возрастания степени тяжести нарушения.

экран: 6.13. Устройство для электронного отображения позиции на доске.

электронная сигарета: устройство, содержащее жидкость, которая испаряется и вдыхается через рот, имитируя действие курения табака.

я поправляю: 4.2. Уведомление о том, что игрок хочет поправить положение фигуры, но не обязательно намерен ходить ею.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь