Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Культура, как и наука, – это область символики.



Исследователи проблем развития культуры отмечают, что в конце уходящего столетия вектор интересов и ценностей культуры смещается к эпицентру духовных потрясений современного человека. Пока это интуитивные ощущения, и они состоят в том, что от судеб культуры как-то зависят судьбы человечества. На этих ощущениях возникает новый образ культуры. Сегодня он рисуется в трех измерениях [9].

1. Как форма одновременного бытия прошлых, настоящих и будущих культур (через общение различных людей в настоящем).

2. Как возможность свободного решения своей судьбы на базе осознания ответственности каждого перед человечеством в целом. Интуитивно мы с этого начали книгу, сформулировав суть экологической культуры. Вспомните тезис о персональной ответственности перед Природой, Богом и людьми. По существу, это утверждение постепенного проникновения культуры во все сферы современной жизни. Это способ преодоления эгоцентризма.

3. Как способность через произведения культуры создавать новый мир. И вот в связи с этим у В. Библера очень хорошо сказано: «В культуре человек всегда подобен Богу в афоризме Поля Валери: „Бог сотворил мир из ничего, но материал все время чувствуется" » (курсив мой. – А.П.).

У В. Библера есть красивая метафора. Он называет культуру неким странным прибором в виде «пирамидальной линзы», способной отражать, рефлектировать и преобразовывать любые, даже самые мощные воздействия извне и изнутри. Основание этого прибора он рассматривает как самоустремленность всей человеческой деятельности, как ее базовую целостность. Грани отождествляют все миры, которые вбирает в себя культура. А вот вершина этой пирамидальной линзы-культуры – это точка самодетерминации человеческого Я. Здесь сходятся воедино два горизонта регулярных идей: идеи личности и идеи индивидуального и общего разума. Эту вершину В. Библер и принимает за культуру человечества.

Но об этом мы уже читали у П. Шардена. Это же его точка омега (1946). И там не было линзы, а был универсум, и речь шла не о культуре, а о конвергенции личности. Но суть-то была той же: «...не следует представлять себе омегу как просто центр, возникающий из слияний элементов, которые он собирает или аннулирует в себе». Это точка, в которой «...персонализация всецелого и персонализация элементов достигают своего максимума, без смешивания и одновременно под влиянием верховного автономного очага единения... что-то в космосе ускользает от энтропии, и ускользает все больше» (курсив мой. – А.П.). Обсуждая атрибуты точки омега, П. Шарден в качестве последнего четвертого атрибута называет трансцендентность, наверное, понимая под этим выход точки за пределы границ универсума. Это как критическая точка в диаграмме фазового состояния воды (см. разд. 2 темы 1). Граница исчезает, ее нет или, что то же самое, она везде.

Мы вспомнили П. Шардена не для того, чтобы «разоблачить» В. Библера. Разоблачать-то, собственно, нечего. Наоборот, примечательно, что почти 40 лет спустя идея возродилась. Это означает, что ученым мужам деваться некуда, что разработки П. Шардена, опередив свое время, определили верный путь развития человечества. А зная путь, можно двигаться более уверенно и меньше шансов оступиться.

Таким образом, в современной постановке вопроса вся деятельность людей направлена на формирование культуры человечества – в этом его будущее, в этом его спасение. Точка омега – культура человечества.

Чем ближе мы будем к точке омега, тем дальше уйдем от экологической катастрофы. Но теперь мы знаем, куда двигаться, и многое зависит от нас.

Религия. Пожалуй, наиболее глубокое исследование проблем феномена «религия» было проведено Георгом Вильгельмом Фридрихом Гегелем в его известном труде «Философия религии». Гегель считает, что религия – это система отношений между Богом и человеком. Формы таких отношений очень разнообразны и, пожалуй, не менее многочисленны, чем количество наук и искусств. Сегодня в мире господствуют три основные религии – христианство, ислам и буддизм. Они весьма разноплановы по своим структурам и исходным постулатам, хотя отдельные люди и способны переходить из одной веры в другую. Но в разговоре о человечестве нас интересует не разнообразие религий, а религия как таковая. И в этом смысле всякая религия начинается с Бога.

По Гегелю Бог – это содержание, присутствующее в субъективном сознании человека. Это нечто абсолютно истинное, из которого все исходит, к которому все возвращается и от которого все зависит. Гегель исследует феномен Бога с позиций научных требований. Для нас с вами это особенно интересно, поскольку в таком подходе уже предполагается связь науки и религии. Гегель не противопоставляет их, как это делает большинство ученых с материалистической ориентацией, а, наоборот, рассматривает религию как предмет науки.

И с этих позиций у Гегеля Бог является для религии абстрактным началом, первичным ее содержанием. Собственно, и в Евангелии от Иоанна тоже говорится о том, что вначале было Слово и Слово было Бог. В своем развитии человек формально это начало покидает, опутывая себя конкретным в виде все время увеличивающегося разнообразия предметов, явлений, связей, задач, целей и т.п. Но представление всеобщности как первичной целостности всегда остается в виде абсолютной и постоянной основы. Таким образом, понятие о целостности мира это и есть понятие Бога. Бог нас удерживает в себе как основа начала и конца, он постоянно сдерживает нас в неуемном стремлении «разойтись розно», утонуть в деталях конкретного, превратиться только в практиков, сделав такое превращение целью жизни и развития. Он предостерегает нас от выбора ложного пути.

Общее управляет конкретным. Оно не дает миру рассыпаться. Бог – это объединяющее начало.

Именно поэтому мысль о Боге возвышает человека над чувственным, внешним и единичным, возносит его к чистому, единому с ним самим.

Все наши предшествующие разговоры о границах, симметрии, законах, взаимодействиях, моделях, объективности, истинности и т.д. убедили нас, что человек делит неделимое, что получаемые им при таком расчленении кусочки общего – это всего лишь миражи истины. Другому человеку просто не дано, он по-другому не умеет ни делать, ни жить. Этими суррогатами истины можно пользоваться, но лишь в каких-то рамках, которые человек, как правило, очень плохо себе представляет. Вот, собственно, на чем вырастают все наши, в том числе и экологические, проблемы.

Единственная подлинная действительность, единственный реальный мир – это Бог, воплощающий в себе неделимую целостность мира. Реальна лишь целостность.

Поскольку религия – отношение Бога и человека, важным является основа этих отношений. Что воплощает в себе Бог и носителем чего является человек? Гегель пишет: «В боге нет зла... Бог есть добро, и только добро; в этом всеедином, в этой субстанции нет различия между злом и добром; подобное различие появляется лишь вместе с различением вообще. ...Вместе с различением бога и мира, особенно бога и человека» (курсив мой. – А.П.). Получается, что человек из добра и только добра извлекает зло. Зло в мир идет от человека. Вот в чем дело.

Все наши беды в нас самих.

Человек может отстаивать различение добра и зла, доводя его до противоположности Богу. Тем самым он уходит от Бога, от восприятия целостности и неделимости мира. И тогда человек становится только злом. Ортодоксальные материалисты, как верующие безбожники, неспособны творить добро, если даже они по своей натуре добрые и сердечные люди. Веря в то, что они делают благо для себя и людей, фактически они творят зло, потому что в их деяниях заложена бессознательная идея разрушения. Например, создавая гидроэлектростанции, люди улучшают свою жизнь, делают ее более комфортной. Электрический свет лучше свечи и тем более лучины. Электропоезд лучше чем телега и т.д. Спору нет, все это так. Но это блага только для человека. А затопленные земли, погибший лес, загубленная рыба, нарушение водного и теплового баланса и многое, многое другое? Все это называется разрушением окружающей среды, а попросту – Природы. Но человек Природу не создавал. Он внедряется в заданную до него целостность, разрушает ее гармонию и априорную целесообразность. И потому для мира, который был до человека, он только зло. Человек творит различение между добром и злом. И если посмотреть глубже, то это различение направлено и против самого человека.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь