Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гармоничное сочетание прямых линий с кругом, квадратом и прямоугольником
Образы конструктивизма столь многогранны, что едва ли возможно полностью выявить их в настоящей прелиминарной работе. Нам необходимо предварительно условиться о том, что следует понимать под конструктивными образами. Конструктивизм, не будучи сам по себе „конкретным" предметом, нуждается при демонстрации и уяснении его (и для всех предстоящих определений) в том, чтобы он, как понятие и явление, был объединен с реальным предметом. Без наличия предмета конструктивизм в технике не мыслим, т. к. его надо представить в виде какого-то образа, который можно было бы демонстрировать. Только, имея предмет и связанную с ним кон Связная конструктивная композиция двойного цвета из прямоугольников Гармоничное конструктивное сочетание прямо угольников с выраженным равновесием и ритмом > Ритмическое сочетание различных прямоуголь ных полос с треугольником струкцию, мы имеем возможность показать в наглядном виде все то, что заслуживает внимания и выделения. Образы конструктивизма различаются по типу тех предметов, в коих они присутствуют и в зависимости от этого носят соответствующие названия. Расположим конструктивные образы в порядке их разно- видностей. Первый вид представляет собою простейшее сочетание пред-метов (тел), т. е. такое положение, при котором одно тело вне-дряется в другое (рис. 106). Подобные образы дают нам столь упрощенный вид предмета, что в них невозможно обнаружить эле ментов конструктивизма, за исключением тех случаев, когда вне дряющиеся части сами по себе представляют объекты с конструк-тивными задатками. Мы только воспользуемся сказанным для того, чтобы установить первый тип конструктивного образа — образ внедрения. Конструктивное сочетание двойным цветом узких прямоугольников на фоне круга Конструктивное сочетание двойным цветом уз Них прямоугольников на фоне круга и квадрата Конструктивное сочетание двойным цветом узких прямоугольных полос на фоне круга Второй вид представляет собою тот случай, когда одно тело обхва-тывает другое (рис. 93 —150). Это более сложный случай, так как по типу обхватывания тела телом мы имеем целую градацию от простых прямолинейных форм (рис. 90) до сложных криволинейных (рис. 94). Нас интересует в данном случае принцип обхватывания одного тела другим и совершенно не важно, внедряются ли неко-торые части одного тела в другое. В самом типе обхватывания чувствуются конструктивные начала в большей степени, чем во вне-дрении. Второй образ конструктивизма „обхватывание" — для передачи его графическим путем часто сложен и требует некото-рого навыка для оформления. Третий вид знакомит нас с конструктивным образом, носящим название „насадки" (рис. 117). Эта конструкция являет собою тот случай, когда ряд объемов объединяется завершающим одним телом, насажденным на первые. В этом примере мы имеем пример, так
азываемого, „образного утверждения". Из этого следует, что не сколько предметов, находясь вместе, получают свое завершение в некоторых случаях тогда, когда какое-то новое тело их объеди-няет путем „насадки" на все участвующие элементы. Эта насадка может быть сконструирована сверху, снизу и даже сбоку компа-нуемой группы. Четвертый вид конструктивного образа характеризуется тем, что цельному единому телу придана такая форма, которая нагляд-нейшим образом демонстрирует принцип и состояние конструкти-визма (рис. 84). Это редкое явление, удобное для демонстрации конструктивных начал, должно привлечь особое внимание всех тех, кому близки интересы конструктивизма. Следует подчеркнуть то 65 66 67
Усложненные композиции двойного цвета из ряда прямоугольников с нали чием конструктивных признаков . Существенное при этом обстоятельство, что во всех случаях цель-ного объекта конструктивного образа мы имеем дело с некоторой сплошной массой, обладающей весом (тяжестью). Повидимому нали-чие веса при определенной конфигурации и создает конструктив ность предмета. Пятый вид конструктивного образа носит название „динамиче-ского" (рис. 98). Замечено, что динамично решенное произведение обладает конструктивной функцией. При объединении двух поня-тий — конструкция и динамика, мы получаем один из интересных конструктивных образов. Особенностью таких конструкций следует признать их сильное воздействие на глаз зрителя или нашу пси-хику. Динамика сама по себе производит впечатление, а при объ
Различные композиции из одних квадратов в отобра женки их двойным цветом единении ее с конструкцией, мы действительно получаем инте-реснейшие объекты для обозре-ния и их истолкования. Необхо-димо только подразделить этот образ конструкций на две кате-гории: первая категория рас-сматривает тела несложные, где в самом движении массы тела заложены и конструктивизм, и динамика (рис. 88), а ко второй категории следует причислить такие объекты, которые пред-ставляют собою более слож-ную систему многих элементов (рис. 89). Первая категория еще включает в себя в одной из своих градаций —элемент „из-гиба". Роль изгибающих движе-ний весьма существенна, вследствие того, что изгиб порождает
Шестой вид конструктивного образа может быть назван „за-жимом" (рис. 130). Его особенностью является то, что данное тело (или тела) как бы схвачено другим телом (телами) и сжимает его. Вся сила зажима сконцентрирована в той конструкции, кото рая демонстрирует данное явление. Зажим, как таковой, крайне характерен для машин и машинных частей. Здесь принцип зажима имеет наиболее широкое применение. На целом ряде предметов машиностроения можно наблюдать этот случай. Зажимы по своему характеру различаются большим разнообразием, бывают различных типов. Разнородность типов зажима требует распределения их по видам, но пока мы этот вопрос оставим открытым.
78 79 80 Седьмой вид конструирования есть сцепление частей между собою (рис. 152). В зависимости от некоторых особенностей сцепле-ния, оно может быть различным. Необходимо пояснить, что именно следует понимать под термином „сцепление". Это — особый вид кон-структивного решения, отличный от других видов конструирова-ния тем, что допускает возможность свободного сочетания без вся кой тесной и непосредственной связи частей. Показательным при-мером может служить связь двух или нескольких крюков, когда один из них цепляется за другой. По существу, каждое тело в данном случае представляет собою обособленный элемент, но, находясь в определенной связи друг с другом, такие тела представляют при мер конструктивного соединения. 81 82 83
Другой тип сцепления представляет собою тот случай, когда элементы или части связаны между собою более определенно и даже „принудительно". Этот случай встречается очень часто в машино-строении, когда требуется отдельно существующие части не только зацепить одну за другую, но обхватить каким-нибудь хомутом или пронзить болтом, шпонкой (рис. 126). Таким образом, сцепление в последнем случае подкрепляется более жесткой конструкцией создающей постоянное взаимно-принужденное состояние частей. Еще есть и такой случай сцепления, когда один или несколько элементов в окружении других частей создают спаянное конструк Тела, обладающие конструктивными признаками при обработке их в известной форме с изгибом
50
тивное целое, обладающее целевой рациональностью. Такая группировка имеет особенное значение в машиностроении и являет собою необходимую принадлежность последнего (рис. 179).
Все указанные виды конструктивизма обнимают собою фактически реальные образы, получаемые при конструктивном сочетании тел, плоскостей, поверхностей и линий между собою. Каждый из рассмотренных видов узаконяет ту причину, которая создает конструкцию.
Сложно-изгибающиеся тела с явными конструктивно динамическими призна ками 51 |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 794; Нарушение авторского права страницы