Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Дидактические игры на совершенствование синтаксической стороны речи. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
«Скажи по-другому» Цель: упражнять детей в выражении одной и той же мысли разными синтаксическими конструкциями. Ход игры: Воспитатель называет детям предложение, например: «В лесу мы увидели расцветшую черемуху», - и предлагает сказать по-другому. Возможные ответы детей: - В лесу мы увидели черемуху, которая расцвела. - В лесу мы увидели цветущую черемуху. Чтобы вызвать у детей интерес, в предложениях можно использовать слова, обозначающие название зверей, которых дети видели в лесу или зоопарке. - В лесу мы видели белочку, прыгающую с ветки на ветку. - В лесу мы видели белку, она прыгала с ветки на ветку. - В лесу мы видели белочку, которая прыгала с ветки на ветку. «Светофор» Цель: В доступной форме поставить перед детьми задание по конструированию сложных предложений, помочь им соотносить слова в предложении с демонстрируемыми игрушками и действиями, побуждать ребят к самостоятельному обороту отбору словесного материала для включения его в предложение. Наглядный материал: транспорт – игрушки, настольный светофор. Ход игры: Воспитатель создает на столе игровую ситуацию: движение транспорта по улице и остановка его на перекрестке по сигналу светофора. Когда на светофоре «загорается» красный свет, воспитатель говорит: «На светофоре загорелся красный свет, и машины остановились». «Когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился». «Автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают предложения, практически осваивая эти конструкции. Воспитатель показывает новый эпизод: на светофоре зеленый свет. Задает детям вопрос: «О чем и как вы скажете? » Дети высказываются, строя предложения по усвоенным моделям. «Телефон» Цель: Совершенствовать умение детей составлять сложноподчиненные предложения. Ход игры: Дети друг другу говорят что- то, спрашивают о чем-то, а потом о сказанном составляют предложения: - Петя сказал, что сегодня плохая погода. - Ирина попросила, чтобы я дал ей краски. - Толя ответил, что у него нет книги. «Скажите правильно» Цель: учить детей на слух определять правильно составленные предложения. Ход игры: Воспитатель читает пары предложений и предлагает детям выбрать правильную по смыслу фразу: - Кате подарили книгу, потому что у нее был день рождения, потому что у нее был день рождения. - У Кати был день рождения, потому что ей подарили книгу. - Взошло солнце, потому что стало тепло. - Стало тепло, потому что взошло солнце. - Грачи прилетели, потому что пришла весна. - Пришла весна, потому что прилетели грачи. - Ребята пошли купаться, потому что день был жаркий. - День был жаркий, потому что ребята пошли купаться. «Наоборот» Цель: Учить детей строить высказывания, используя предложенный сюжет. Наглядный материал: игрушки. Ход игры: Воспитатель создает игровую ситуацию, изображает сюжет на магнитофоне. (Белка везёт на санках матрешек. Матрёшки везут белку.). И дает образец высказывания: - Сначала белка везла на санках матрешек, а потом матрешки катали на санках белку. - После того как белка покатала матрёшек на санках, матрёшки стали катать её. - Когда белка покатала матрешек на санках, матрешки стали катать её. Затем предлагают детям новый сюжет (Медведь везет на санках кота в сапогах, зайца, лисичку и белку. Кот в сапогах, заяц, лисичка и белка катают медведя.). Дети составляют сложные предложения, используя речевой образец воспитателя. «На остановке» Цель: упражнять детей в составлении сложноподчиненных предложений с придаточными причины. Наглядный материал: на столе педагога размещается транспорт (троллейбус, автобус, трамвай); остановки (троллейбусная, автобусная, трамвайная); несколько кукол. Ход игры: Воспитатель на примере поясняет детям, о чем и как следует говорить: «На трамвае пассажиры могут доехать до катка, на автобусе- до кукольного театра. Снегурочке захотелось съездить на каток, а Буратино – в кукольный театр. Почему Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную? » (Кукол расставляет на названных остановках.) Образец ответа: «Снегурочка пришла на трамвайную остановку, потому что ей надо доехать до катка, а Буратино пришел на автобусную остановку, так как автобус довезет его до кукольного театра». Вопросы детям: - Почему же Снегурочка пришла на трамвайную остановку, а Буратино – на автобусную? Дети проговаривают предложение по образцу воспитателя. «Дополни предложение» Цель: Упражнять детей в составлении сложных предложений с придаточными причинами. Ход игры: Воспитатель говорит начало предложения, а дети дополняют его придаточными, образуя сложное предложение. Заранее отбирают грамматические конструкции типа: - Мы поливаем цветы на клумбах, потому что… (для их роста нужна влага). - Дети выбежали во двор в теплой одежде, потому что… (на улице зима). - Деревья и кусты покрылись инеем, потому что… (стало холодно). - На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что… (наступила поздняя осень). - Мы пришли на участок с лопатами для того, чтобы…. - Коля взял игрушку для того, чтобы…. И так далее. Дидактические игры по словообразованию
«Чей голос». Цель: учить детей различать взрослых и их детенышей по звукоподражанию, соотносить название взрослого животного и его детеныша, образовывать формы имен существительных. Материалы: игрушки: мышь – мышонок, утка – утенок, лягушка – лягушонок, корова – теленок, кошка – котенок, лошадь – жеребенок, собака – щенок, гусь – гусенок. Ход игры: В гости к детям приходят звери. Дети должны отгадать, чей голос они услышали (-Мяу! Кто так говорит? (кошка), а кто мяукает тоненько (котенок). Дети должны были правильно использовать суффиксы в названии детенышей животных.
«Большое и маленькое». Цель: учить детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных с помощью суффиксов –чик, -ик. Материал: парные картинки с изображением больших и маленьких предметов (стул – стульчик, шкаф – шкафчик, мяч – мячик, ковер – коврик и т. д.). Ход игры: Детям предложены парные картинки с изображением больших и маленьких предметов. Дети должны правильно назвать предметы, верно использовать суффиксы в названии маленьких предметов.
«Назови меня ласково». Цель: учить ребенка образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, называть предметы, животных ласково. Материалы: игрушки: заяц, бегемот, слон, еж. Ход игры: Игра проводится индивидуально с каждым ребенком в тихой, спокойной обстановке. В гости к ребенку пришли заяц, бегемот, слон, еж. Они знакомятся с ребенком, называют его имя ласково и просят, чтобы и он назвал их ласково (слоник, зайчик, бегемотик, ежик). Затем ребенок называет части тела животного – игрушки и самого (нос – носик, рука – ручка, лапа – лапка, хвост – хвостик, ухо – ушко и т. д.).
«Магазин одежды». Цель: учить детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть, из чего сделан тот или иной предмет. Материал: вещи (одежда и обувь) шерстяные, кожаные, резиновые, меховые. Ход игры: Игра проводится фронтально. Детям предлагается посетить магазин одежды. Вещи лежат на витрине, дети рассматривают их, трогают и называют, из чего они сделаны (шапка из шерсти, сапоги из резины и т. д.) После чего каждый ребенок покупает себе вещь, называя ее полным ответом (Я хочу купить резиновые сапоги, шерстяной шарф и т. д.).
«Что из чего, какое? ». Цель: учить детей называть предметы, из какого материала они сделаны, образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов. Материалы: картинки с изображением предметов и вещей (стул, стол, кровать, стакан, банка, ложка и т. д.) Ход игры: Игра проводится фронтально. Перед ребенком выкладываются картинки с изображением предметов, и предлагается назвать, из чего они сделаны. Например: «Скажи, из чего сделан стул (из дерева), значит какой он? (деревянный)».
«Угадай-ка». Цель: учить детей точно использовать названия детенышей животных в единственном и множественном числе. Материал: карточки с изображением животных и их детенышей (тигр – тигренок – тигрята; кошка – котенок - котята). Ход игры: Игра проводится индивидуально. Ребенку загадывается загадка и показывается картинка с изображением взрослого животного. Затем задается вопрос: «Скажи, а кто детеныш тигра? » (тигренок) – показывается картинка тигренка. «Один тигренок, а если их много? – показывается картинка с тигрятами – как мы скажем» (тигрята).
«День рожденья Пуха». Цель: учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи. Материал: игрушки: белка с бельчатами, зайчиха с зайчатами, слониха со слонятами, лиса с лисятами и т. д. Ход игры: Игра проводится фронтально. На день рожденье к котенку Пуху пришли его друзья – малыши со своими мамашами. «Пришла свинья со своими малышами, (детям предлагается назвать детенышей свиньи, поросятами)». Мамы сели за стол пить чай, а дети затеяли игру в прятки. Педагог прячет игрушки за ширму. Котенок Пух ищет игрушки. Нашел Пух детенышей (педагог по очереди достает игрушки и предлагает детям назвать их). Например: нашел бельчат, слонят, щенят и т. д.
|
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 432; Нарушение авторского права страницы