Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История развития и роль дизайна ИД.



1. Возникло в глубокой древности, что подтверждает наличие античных трудов о соотношении красоты и пользы, использование зодчими и мастерами того времени ряда закономерности развития. 2. Эпоха становления капитализма и машинного способа производства. 3. Эпоха индустриального капитализма. 4. 50-е годы 20 века, когда дизайн был признан в мировом масштабе.

Предпосылки дизайна были заложены зодчими и мастерами-ремеслениками древнего мира. Труд и искусство первобытного чел были неразделимы и предст собой единый жизненный процесс. В средневековье товарное производство было ограниченным, но труд ремеслен. подним до уровня искусства. Разделение труда появилось в период среднев. цеховой организации ремесла. Машинный способ произв требовал упрощенных форм изделий. Упадок форм стал особенно заметен в 19 в., когда худ в создании их не участвовал. В эпоху капитализма потребность в прикладном искусстве не исчезла, а наоборот расширилась за счет буржуазии. В 19 в было осознана эстетическая неполноценность предметов машинного производства и пробл материальной культуры начинают заниматься худ, архитекторы, инженеры, социологи, философы и медики. В конце 19 в слияние декоротивного направления и конструктивизма выявилось в новое направление – модерн. В 20 в рождается новая форма творчества в промышленности – худ конструирование (дизайн).

Современные направления дизайна ИД и оформления интеръера:

Этнографическое (народное) направление.Проектирование изд. этого направления ведется с учетом национальных традиций под народную мебель. При изготовлении этой мебели выполняется специальная отделка – патинирование, которая придает налет времени.

Упрощенчество и минимализм.Минимализм выражается в упрощении формы изделий, отказе от каких-либо видов декора и приемов декорирования. Упрощение формы обуславливает и упрощение конструкции мебели.

Хай-тек. Это сравнительно новое название направления в дизайне, под кот. понимают эстетические возможности высоких технологий, новых м-лов и конструкций.

Авангардное направление. Авангард – это направл. в художественной к-ре, порывающее с существующими нормами и традициями, превращающее новизну выразительных средств в самоцель.

Художественное направление.Мебель этого направления представляет собой наиболее разнообразную группу. К ней относят изд с декоративными или конструктивными эл-тами, кот придана художественная форма или кот подвержены разл приемам декорирования (резьба, интарсия, тиснение и др.).

Демократичное направление. Исп-тся рациональные конструктивные схемы изд. и м-лы, обеспечивающие высокую производительность (древесно-стружечные плиты, синтетические облицовочные материалы и т.п.).

Элитная мебель. В ряде случаев необходимо оборудовать интерьеры представительского характера (правительственные, посольские и т.п.), для кот. первостепенное значение имеет престижность, образность формы, уровень м-лов и др. Технократический стиль (светильники в шкафах, процессоры в мебели).


 

8 Эволюция стиля и формы ИД. Худож-ные стили и их основные хар-ки.

Эволюция форм происходит под влиянием двух групп факторов: производственных и стиля и моды. Первая группа – это уровень развития техники и технологии, материалы и их свойства. Эти факторы оказывают влияние на структуру предметов, принципы их функционирования и конструкцию и эволюционируют форму как бы изнутри. Стиль и мода видоизменяют форму предмета как бы снаружи.

Стиль совокупность признаков, типичных для искусства определенного периода времени, своеобразный способ выражения, которые проявляются и повторяются во всем, что создает чел в определенный период.

Мода – это непродолжительное господство определенного вкуса в какой-либо сфере жизни или культуры. В отличие от стиля она характеризуется более кратковременным и поверхностным изменением внешних форм предметов.

Первый значительный стиль в мебели появился в Древнем Египте. Впервые появилась мебель для сидения, были распространены сундуки и ларцы. Переходной формой к более сложным изделиям явился комод для хранения одежды и домашних вещей.

Мебель Древнего Рима (романский стиль) отличалась великолепием и роскошью. Применялась резьба, гравировка, роспись, позолота.

Последующий готический стиль (XII− XIV вв.) возник на основе античных форм, но был значительно усовершенствованным.

Эпоха Возрождения и одноименный стиль способствовали дальнейшему совершенствованию конструкций и форм мебели (художественное творчество и вкус – гербы, эмблемы, использование колон, пилястр). Для ее украшения использовалась резьба.

В стиле барокко, зародившемся в Италии в конце XVI в. использовалась лепка, роспись, скульптура, позолота, сложные динамические спирали, линии изламываются и искривляются. Барокко продолжил стиль рококо, как бы уменьшенное, утонченное барокко. Интерьер отличает уют и изящество, создается иллюзия бесконечного движения. Этому стилю чужды прямая линия, симмертия.

Стиль классицизм: -это искусство симметрии и статики, искривленные гнутые ножки выпрямились, изделия стали ясными и спокойными, в основу их композиции легла симметрия. Завершением классицизма стал ампир, который активно использовал архитектурно-декоративные мотивы античности, особенно императорского Рима; покой, упорядоченность, строгая симметрия.

Мебель прошлого века более скромная. Стиль начала века – бидермейер. Техническое совершенство, кач-во, целесообр-ть, прочность, удобство. В мебели использовалось облицовывание строганным шпоном толщиной 2-4мм. С этой поры мебель перестала быть украшением.

К. XIX− н. XX в новый стиль - модерном. Новые мат-лы, оборуд-е, возможности; нет строгой симметрии, любые мат-лы.

Модерн быстро обнаружил признаки усталости и был вытеснен новым стилем-конструктивизмом (20− 70-е) годы. В основе его была рациональная конструкция, очищенная от декора.

Далее были импрессионизм, экспрессионизм, кубизм (IKEA), авангард.

 

 

9 Общее понятие о дизайн-проектировании ИД. Композиционные средства формообразования мебели.

Гармония формы достигается решением комплекса задач – соц., функцион., технико-экономич., эстетических и др. С самого начала работы над формой дизайнер выявляет идею композиции, которая потом последовательно развивается с помощью композиционных средств: пропорции и пропорциональность; масштаб и масштабность; контраст, нюанс, тождество; метрич. и ритмич. ряды.; пластика формы; цвет и характер отделки поверхностей.

Пропорция – соразмерность, определенное соотношение отдельных частей предмета между собой и по отношению к целому. Пропорциональность между частями и целым служит важной основой композиции. Для нахождения выразительного соотношения длины и ширины щитов мебели исп-ся приемы гармонизации:

1. Построение основных прямоуольников с увеличивающимся соотнош. длин сторон, определяемых из ряда 1: 1; 1: корень из 2; 1: корень из 3 и т.д.

2. Правило «золотого сечения» - деление отрезка АВ след. образом: АС: АВ=АВ: ВС.

Масштабность – соразмерность, относительное соответствие формы и размеров предмета его назначению (функции) и размерам человека. Масштабность изделию придают элементы, которые позволяют соотнести их с человеком.

Контраст – резко выраженная противоположность. Положительное в контрастном – запоминаемость, отриц-е – появление негативных моментов восприятия вещей.

Нюанс – характер. небольшое отличие св-в (в пропорциях, ритме, цвете)

Тождество – равенство, подобие сопоставляемых частей композиции.

Ритмические и метрические повторы - чередующиеся повторы элементов. Если элементы одинаковые и повторяются с равными интервалами, такие повторы называют метрическими, или метром. Они могут быть длинные и короткие, сложные и простые. Другой вид повторов – ритмические, или ритмы. Эти повторы основаны на постепенных количественных изменениях в ряду чередующихся элементов. Метрич. и ритмич. ряды основаны на соотношениях элементов и связаны с пропорциями.

Пластика формы характеризует особенности силуэта, рельефа, насыщенности тенями и светом. Пластичная форма является скульптурной, имеет мягкие, плавные переходы образующих линий.

Цвет и хар-р отделки пов-тей явл. одним из объект. и субъект. композиц. средств. Цвет связан с др. средствами композиции: позв. обратить внимание и сделать незаметным.

 

 

10 Свойства, качества и средства композиции мебели.

Форма любого изделия характеризуется определенными свойствами и качествами. Одни из них м.б.главными, определяющими данную форму, другие - менее важными

К качествам композиции относятся пропорциональность, масштабность, композиционное равновесие, симметрия и асимметрия, статичность и динамичность, единство характера формы и единство стиля, образность формы. К средствам композиции относят также и качества-состояния формы, такие как тектоника, объемно-пространственная структура, симметрия и асимметрия, статичность и динамичность.

Тектоника – архитектурно-худож. выражение закономерностей конструктивного строения. Тектоника является худ. средством воспроизведения единства материала, конструкции и технологии. Объемно-пространственная структура – означает степень уплотненности формы материалом.

Пропорция означает соразмерность, определенное соотношение отдельных частей формы между собой и по отношению к целому. Композиционное равновесие - это такое состояние формы, когда все элементы сбалансированы между собой, находятся в равновесии. Выделяют раскрытые пространственные ИД, закрытые объемные, промежуточные.

Симметрия – отраженное повторение левой части формы – справа от вертикальной композиционной оси или верхней части формы снизу, относительно горизонтальной композиционной оси. Наличие оси симметрии организует форму. Симметричные предметы изначально уравновешены, композиционно организованы. Статичными считают формы, в которых явно выражено состояние покоя, устойчивости. Статичные предметы обычно имеют ось симметрии. Динамичной считается активная односторонне направленная форма. Динамичность является следствием взаимодействия размерных величин.

Характер формы определяется совокупностью индивидуальных черт, которые отличают внешне одинаковые по назначению и даже по принципу конструирования изделия. При определении характера формы следует учитывать: продолжительность физического срока службы изделия, особенности материала, технологии, конструкции. В одном изделии или в одном ансамбле изделий нельзя допускать сочетание форм, характерных для разных стилей.

Образность формы дает впечатление о предмете в целом, отражает в форме социально-культурное свойство вещи; она формируется воображением дизайнера и достигается методами худ. моделирования.

 

 

11 Приемы декорирования и архитектурно-художественного оформления ИД и конструкций.

Декорир-ние – действие, раправленное на придание изделию декор. вида. Декорируют: конструктивные эл-ты, спец-е эл-ты, изделия в целом.

Приемы декор-я: резьба, позолота, искусств. старение, фактура обивки, текстура облицовки, плетение сидения и др.

Фактура – стр-ра пов-ти, характер-я видом неровности; зависит от мат-ла и вида его обработки. Текстура др-ны – рисунок на пов-ти, зависящий от породы и направления разреза. Техника «Тиффани» - из цвет. стекла вырезают кусочки нужной формы, каждый из кот-х обрабатывается и оборачиваеися в медную фольгу. Потом фрагменты спаиваются между собой. Фьюзинг – технология, при кот-й рисунок, составленный из разноцветн. стекол, выкладывается на стекле-основе, после чего запекается в спец. печи. Классич. витраж позволяет почти не ограничивать фантазию при выборе рисунков (кухонные фасады, установка в стеклопакет).

Накладные витражи; на стекло наносятся различные цветные текстуры или матовые покрытия, которые увеличивают прочность и безопасность стекла (шкаф-купе, межкомн. двери).

Архитектурные элементы, которые находят применение в изделиях мебели: Арка – в архитектуре это дугообразное перекрытие проема или пролета между опорами. Витраж – орнаментальная декоративная композиция из стекла, использованная в окне, двери, перегородке и т.д. Составляется из разноцветных пластин стекла, скрепленных свинцовыми прокладками. Гирлянда изображение из цепи сплетенных листьев, иногда обвитых лентой. Карниз элемент архитектурной композиции, представляющий собой группу профилей. Самая верхняя его часть имеет наибольший вынос и выступает над остальными. Медальон декоративный элемент в виде круглого, овального или иного обрамления вокруг какого-либо изображения. Цоколь опорная часть, основание архитектурного сооружения, мебельного изделия.

Наиболее распространенными видами декорирования являются мозаичные работы и резьба. Сюда можно отнести также роспись, токарную обработку и обработку пескоструйными или дробеструйными способами (стекла).

Мозаика – орнамент или сюжетная композиция из однородных частиц или разных материалов (камня, стекла, дерева, кости и др.) в наружной отделке интерьера. Инкрустация – это украшение узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева и других материалов, которые врезаются в украшаемую поверхность заподлицо и отличаются от нее цветом или материалом. Интарсия – инкрустация деревом по дереву.

Блочная мозаика получается в результате склеивания блоков из брусков различных пород древесины или окрашенных в разные цвета, распиливания их на тонкие пластинки и наклеивания этих пластинок на декорированную поверхность в виде различных орнаментов.

Маркетри (составление рисунков из шпона различных пород).

Сюжетный набор – мозаичное изображение.

Орнамент – узор из повторяющихся элементов.

Новые возможности комп-ных технологий: создание и превращение плоского изображения в рельефное и объемное, ОЦ с ЧПУ.

 

12 Основы цветоведения (теории цвета и цветового зрения, психологическое воздействие, классификация цвета).

Цвет – это ощущение, возникающее в органе зрения человека в результате физиологического воздействия на сетчатку глаза световых волн.

Цвет – св-во тел вызывать определ. зрительные ощущения. Зависит от спектрального состава и интенсивности отражаемого или испускаемого видимого свет-го излучения. Восприятие поверхностей как цветных зависит от их способности к отражению световых лучей. По этому признаку окрашенные поверхности подразделяются на 3 группы: ахроматические, монохроматические и хроматические. К ахроматическим относят поверхности белого, черного и всех серых цветов. Ахроматические поверхности не имеют цветового тона и характеризуются лишь светлотой. Монохроматич-е пов-ти хар-ся одноцветным излучением.

Цвет хар-ся тоном, насыщенностью, светлотой. Цветовой тон определяется длиной волны. Насыщенность – степень отличия хром-го цвета от ахром-го при равной их светлоте. Светлота – степень отличия черного, измеряемая числом порогов различения (ощущения).

Цветоведение – наука, изуч-я совокупность систематизированных данных физики, физиологии и психологии о цвете, включая физическую теорию цвета, теорию цветового зрения, вопросы классификации и измерения.

1-я теория цветового зрения Ньютона: видимый цвет зависит от длины волны света, падающего в глаз. Ньютон из спектра построил 7-цветный круг. Цветовой круг – это диаграмма, показывающая соотношения различных цветов.

В 18 в возникли науки физиологич. оптика (Ломоносов- гипотеза о 3-хкомпонентности цветового зрения) и учения о психологическом воздействии цвета.

В 18 в Гете предложил классификацию цветов по физиологич. принципу, который привел к построению теории цветовой гармонии.

Нем. художник Рунге построил цветовой шар, в котором отражен спектр цветов (спектральные и ахроматические). Смешение смежных цветов давало цветовые оттенки.

В 19 в доказана волновая природа и создана электромагнитная теория света. Гельмгольц уточнил основные цвета - красный, синий, зеленый, которые при сложении дают остальные.

Максвелл в 1861 г получал цветовые изображения, проецируя на экран К, З и С цвета, создал 3-хцветный калориметр для количественного измерения цвета.

Дальтон изучал аномалии цветового зрения и слепоту к красному.

В 20в развивалась теория цветовых систем – разработаны цветовые круги, атласы.

Человек может различить ≈ 90000 цветовых оттенков.

Человеч-й глаз воспринимает окружение тремя типами цветочувствительных элементов (колбочек), чувствительных к красному, синему, зеленому излучению. Все видимые цвета определяются их сочетанием.

 

 

13 Основные качества цвета. Цветовое смешение и способы получения оттенков. Количественная оценка света и цвета.

Цвет – это ощущение, возникающее в органе зрения человека в результате физиологического воздействия на сетчатку глаза световых волн.

Цвет – св-во тел вызывать определ. зрительные ощущения. Зависит от спектрального состава и интенсивности отражаемого или испускаемого видимого свет-го излучения. Восприятие поверхностей как цветных зависит от их способности к отражению световых лучей. По этому признаку окрашенные поверхности подразделяются на 3 группы: ахроматические, монохроматические и хроматические. К ахроматическим относят поверхности белого, черного и всех серых цветов. Ахроматические поверхности не имеют цветового тона и характеризуются лишь светлотой. Монохроматич-е пов-ти хар-ся одноцветным излучением.

Цвет хар-ся тоном, насыщенностью, светлотой.

Светлота – степень отличия черного, измеряемая числом порогов различения (ощущения). Для хар-ки светлоты принят другой показатель – относительная яркость (отношение отраженного от пов-ти светового потока к падающему на нее, оценивается коэффициентом отражения , чем больше , тем более светлой кажется пов-ть). Светлота есть мера ощущения яркости.

Цветовой тон – опред. длинной волны кот. соответствует преобладающему в спектре монохроматическому излучению. Яркость пов-ти находиться в прямой зависимости от освещения Е и коэффициента яркости. В=Е*ra/π. Коэф. яркости – отношение яркости Ва освещнной пов-ти в данном напровлении к яркости Вир идеально рассеивающей свет пов-ти, нах-ся в тех же условиях. ra= Ba/Bи.р.

Насыщенност ь – степень отличия хром-го цвета от ахром-го при равной их светлоте, иначе – относит-е кол-во монохромат-го света, кот-е надо прибавить к белому. Чистота цвета – доля монохром-го цвета в смеси с белым при постоянной яркости смеси.

Способы получения цветов:

1. аддитивный – смешение потоков света осн. хроматич-х цветов при освещении белой пов-ти в RGB (С+З=Г; С+К=Пурп; К+Ж=О);

2. субстрактивный – смешение красящих в-в на пов-тях (ксерокс) или окрашенных прозрачных слоев или вычитание цвета светофильтрами (Б-С=К+З=Ж; Б-З=С+К=Пурп; Б-К=С+З=Г)

Краски смешиваются субстрактивно (по мере смешивания постепенно удаляется цвет до получения черного), а свет – аддитивно (по мере смешивания добавляется свет вплоть до получения белого)

14 Закономерности восприятия цвета. Цветовая гармония интерьера.

На восприятие цвета и света большое влияние оказывают особенности зрительного аппарата человека. Чувствительность к цветовому тону зависит от положения цвета в спектре. Найбол. чувствительностью глаз обладает в средней части спектра – от голубого до оранжевого. Восприятие цветов меняется при хроматической адаптации органа зрения (снижение чувствительности к цвету при более или менее длительном его наблюдении). При слишком длительном восприятии цвета хроматическая адаптация переходит в цветовое утомление. Важную роль в зрительном восприятии играет явление цветовой индукции, т.е. взаимное влияние цветов. При положительной индукции характеристики цветов сближаются (например при сопоставлении светлого и темного пятен первое кажется темнее, а второе светлее). При отрицательной индукции они изменяются в противоположном направлении. Хар-р индукции зависит от меры контраста, т.е. от меры различия индуцируемых цветов.

Восприятие цвета зависит от условий (сумерки, расстояние, освещение). Адаптация – приспособление глаза к различной яркости. Световая адаптация – снижение чувств-ти к свету при большой освещенности. Темновая адаптация – повышение чувств-ти глаза при малой освещенности.

Дизайнер должен учитывать объект-е, субъект-е факторы (цветовое предпочтение) и хар-р ассоциаций при восприятии цветов:

- теплые/холодные, легкие/тяжелые;

- выступающие/отступающие;

-возбуждающие/угнетающие/успокаивающие.

Теплые цвета: К, Ж, О и их оттенки. Холодные цвета: С, З, Ф.

Холодные цвета – цвета на с-з стороне цвет круга кажутся удаленными от наблюдателя, они создают в помещении ощущение простора. Если надо оптически увеличить помещение исп-ся светлые тона, т.к. производят прохлад. впечатление.

Теплые цвета (К, Ж, О) на круге кажутся более приближенными к нам, они оптически уменьшают помещение и придают ему романтику и волнение.

Контрастное сочетание; намеренное сопоставление контрастных цветов выгодно их оттеняет (кр. и зел.).

Нейтральные цвета; играют важную роль при оформлении стен и разл. тканей, явл-ся фоном.

Значение тона;

Непрерывность цвета; цветовой ансамбль дома строиться так, чтобы ощущался переход цвета из комнаты в комнату, но каждая комната должна иметь индивид-й хар-р, надо думать о цвете в целом.

Узоры в интерьере – неотъемлемая часть стиля интерьера и его настроения. В зав-ти от рисунка (клеточка, цветы, полоски) они ассоциируются с каким либо периодом или стилем.

 

 

15 Цветовые характеристики материалов, способы задания, средства измерения и достижения.

Предпосылками формирования цвета мебели и ИД служит выбор констрстуктивных, облицовочных и отделочных материалов, а также способов подготовки и отделки поверхностей. Цвет др-ны, а также блеск и текстура определяют ее декоративные качества. Текстура, или рисунок, образуется при перерезании анатомических элементов и зависит от породы древесины. Цветовые хар-ки сформированные на лакокрасочных покрытий получены с помощью спектрометра СФ-18, котор. преднознач. для измерения спектральных коэф-ов пропускания прозрачных материалов и коэф-ов отражения твердых образцов и пленок. Каждый вид облицовочного материала имеет свои цветовые хар-ки. Цветовой тон натурального шпона нах-тся в пределах 575-594 нм, что соответствует желтому и оранжевому участкам спектра. Самым насыщенным цветом обладает шпон из красного дерева, самым светлым явл. шпон из сосны. При нанесении лаккрасочного материала на древесный шпон наблюдается сильное изменение цветовых хар-к покрытий. Цветовой фон измен. от более светлых окрасок к темным, а насыщенность цвета и светлота уменьшаются. Более светлым цветовым тоном по сравнению с полиэфирными и полиуретановыми обладают нитроцеллюлозные покрытия. Контраст по светлоте разных деталей в изделии и даже отдельных участков одной детали будет восприниматься при наличии разных текстуры и рисунка пов-ти (ядро и заболонь) Пов-ть др-ны опред-го цвета, т.е. с преобладающей длинной волны, будет иметь разную отражательную способность при освещении лучами разного цвета. Это зн., что при различном освещении и в разное время суток цвет поверхностей мебели, как и всяких других, будет восприниматься по-разному. Блеск древесины – это способность ее пов-ти направленно отражать световые лучи. Др-на имеет однородные неровности и отражает световой поток дифузионно. Блеск древесины оценивают по ее белизне блескомером-ФБ-2.Чем больше белизна тем выше показатель блеска. Он возрастает также с увеличением угла падения светового потока. От дизайнера требуют предварительное построение модели цветового решения изделия или набора с условием, чтобы разные элементы позволили создать гармоничную целостную форму. Основные способы задания цвета покрытий: По образцу. По координатам xyz. По таблице или кривой зависимости коэф. отражения ρ от длины волны λ. По атласу или веерной шкале. С использованием специального программного обеспечения (Spectrum 1.1) Средства достижения цвета: Природный естественный. Однородная или неоднородная окраска поверхности или массива. Облицовака. Физический и биологич метод. За счет источника света.

 

16 Общие требования к конструкции ИД и задачи конструктора.

Задачи конструктора: 1. Выбор и разработка конструкторских решений элементов и изделий в целом. 2. Выбор материалов. 3. Назначение оптимальных сечений и профилей. 4. Назначение квалитетов точности шероховатостей поверхностей. 5.выбор способов соединения деталей и узлов. Должен учесть прочностные хар-ки матер-ов и возможные нагрузки, выбрать необх. количество крепежных и соединительных элементов и их местоположение. Конструкторская документация (КД) должна содержать: рабочие чертежи деталей, спецификация, техн. описание. Общ. требования к констр. ИД: 1. Соответствие конструкции, формы, размеров изделия, количество элементов и емкостей. 2. Обеспечение обоснованно минимальной материалоемкости и сокращение расходов других ресурсов на изготовление изделия. 3. Максимальная унификация, взоимазаменяемость элементов и сборочных единиц, обеспечение поставки мебели в разобранном виде без предварительной сборки. 4. Разнообразие ассортимента на основе вариантности компоновочных схем. 5. Выбор материалов и приемов декорирования с учетом условий эксплуатации (надежность, безопасность, долговечность, энергоэкономичность). 6.Выполнение требований стандартов. 7. Согласованность дизайна требованиям последующих этапов конструирования и техн. подготовки производства.

 

 

17 Унификация ИД и их элементов (принципы, показатели, системы).

Унификация рациональное сокращение числа объектов одинакового функционального назначения, приведения различных видов продукции и средств её производства к наименьшему числу типоразмеров, марок, форм, свойств. Минимизация кол-ва типоразмеров способствует ускорению освоения новой продукции, специализации произ-ва, повышению производит-сти оборуд-ия, выхода заготовок и улучшению организации труда. Обьекты унификации : детали, сборочные единицы, комплектующие изделия, комплексы и пр-ссы бработки. В качестве показателей унификации исп. весомые и стабильные параметры, наиб полно определяющие св-ва изделий и пр-ссов. Масштабы унификации: предприятия, производственные объединения, отрасли. Уровни унификации: комплексный, полный (все эл-ты изделий), неполный. Уровень унификации отражает степень насыщенности изделия унифицированными деталями и оценивается коэф-том унификации ( в %), котор. определяется отношением числа повторяемости размеров деталей к общему числу деталей данного изделия:

Где Н- общее кол-во типоразмеров деталей в изделии;

Д- общее кол-во деталей в том же изделии.

В кач-ве основы унификации размеров исп. ряды предпочтительных чисел, построенных по геометрич. прогрессии включ. число 1 и знаменатель, опред. по ф-ле:

Есть 4-е оси ряда: R5, R10, R20, R40 со знаменателями =1, 6; 1, 25; 1, 12; 1, 06. + дополнительный ряд R80 c 03.

 

 

18 Комбинаторика в системе проектирования ИД.

Производство должно удовл. разл. потребности покупателей, вплоть до индивидуальных. Решить эти задачи можно используя различные приёмы комбинаторики, котор. основаны на вариантном изменении пространственных структур изделий из типизированных (унифицированных) эл-тов. Перечислим основные операции комбинаторики, которые м/б. использованы в практике проектирования.

1)Перестановки− соединения, которые можно составить из различн. эл-тов, меняя всеми возможными способами их порядок. Число перестановок:

Р=1∙ 2∙ 3∙ ….∙ n=n!

2)Размещения− соединения, котор. содержат по m эл-тов из n (m < n) и различаются или самими эл-тами или их порядком. Чило размещений:

Пример, общее число эл-тов n=5, а число эл-тов в изделии m=3, тогда число размещений,
;

3)Сочетания− соединения, котор. содержат по m эл-тов из n и различаются между собой как минимум одним эл-том. Число сочетаний:

Пример, есть 4-е варианта эл-тов (n=4), а изделие компонуется из 3-ёх (m=3), изделия различ. 1-им элтом., тогда


Чтоб увеличить кол-во видов изделий, добавим ещё 1-ин унифициров. эл-т, тогда = = 10, а и т. д.

Можно исп-ть и др. принципы композиц. построений, напр. повторить много раз отдельные эл-ты во всех компоновочных схемах изделий. Сложные изделия можно разбить на несколько самостоятельных изделий или блоков и из них строить новые композиции, делать интервалы между осн. блоками.

 

 

19 Технологические требования к ИД и оценка технологичности конструкций.

Важнейшей задачей дизайнера-конструктора явл. воплощение образа изделия в реальном материале и промышленной технологии. В противном случае невозможна организация произ-ва, особенно серийного. Конструктору надо решать? -ы разработки тех. пр-сса. При отработке конструкции изделия на технологичность за критерий его оценки принимают экономическую целесообразность выпуска изделия при заданном качестве и принятых условиях произ-ва, эксплуатации и ремонта. Виды оценки технологичности конструкций: Качественная хар-ет технологичность обобщёно на основе опыта специалистов, котор. ведут разработку изделия. С помощью такой оценки осущ. выбор лучших конструктивных решений изделий без анализа количеств. оценок. Количественная оценка позволяет более конкретно опр-ть технологич. св-ва изделий и наметить пути их оптимизации. Для оценки технологичности изделий приняты такие показатели, как технологич. трудоёмкость, материалоёмкость, планируемые затраты на произв-во, применяемость при изготовлении изделий типовых технологических пр-ссов, уровень унификации деталей и изделий. Трудоёмкость изделия рассчитывают в нормо-часах, затрачиваемых на его изготовление. Общая трудоёмкость-сумма трудоёмкости изготовления деталей, сборочных единиц, их сборки и отделки. Материалоёмкость изделия опред-тся суммарными затратами на сырьё, материалы и комплектующие эл-ты. Оценка материалоёмкости

Где Э-количественн. оценка сравнительного расхода материалов в денежном или натуральном выражении. , расчётное кол-во материалов соотв. Проектируемого и заменяемого изделий. , − проектная и действующая розничные цены нового и заменяемого изделия. Осн. принципы и положения технологичности . 1) Учёт в конструкции ИД технич. возм-стей обор-ия (формы, размеры, материалы). 2) Обеспечение формообразования деталей с наим. трудозатратами (гнутье, фрезер-ие, склеивание, прессование). Обоснование показателей точности и качества пов-сти. 3) Простота сборки, разборки и монтажа на предприятии и у потребителя, ремонта и обслуживания. 4) Обеспечение применения современных средств контроля качества, устранение «узких мест».5) Транспортабельность, компактность укладки, сохранность конструкции при проведении транспортно-складских работ.

 

20 Виды, структура и категории ИД.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 369; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.085 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь