Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Греческая культура архаического времени.
В VIII–VI вв. до н. э. широко распространяется алфавитная письменность, возникшая на основе финикийской. Греки создают свою математику, астрономию и медицину, зарождается философия, «наука всех наук». Появляются первые исторические и географические труды. Отличительной особенностью древних греков был агон, т. е. состязательное начало. Знатные аристократы в поэмах Гомера состязаются в силе, ловкости и упорстве, победа приносит славу и почет, а не материальные блага. Постепенно в обществе утверждается идея о победе в состязании как высшей ценности, прославляющей победителя и приносящей ему почет и уважение в обществе. Формирование представлений об агоне дало начало различным играм, носившим аристократический характер (участвовать в играх рабы, полусвободные и иноземцы не могли). Древнейшими и самыми важными были игры, впервые устроенные в 776 г. до н. э. в честь Зевса Олимпийского и с тех пор повторявшиеся каждые четыре года (местом проведения была Олимпия в Пелопоннесе). Позже к олимпийским играм добавились Пифийские игры в Дельфах (в честь Аполлона), награда – лавровый венок, Истмийские (в честь бога Посейдона) на Коринфском перешейке, где наградой был венок из сосновых веток, и, наконец, Немейские игры (в честь Зевса). Участники всех игр выступали нагими, поэтому женщинам под страхом смертной казни запрещалось присутствовать на играх (в Спарте нагими выступали и юноши и девушки). Прекрасное обнаженное тело атлета стало одним из самых распространенных мотивов древнегреческого искусства. .Через посредство финикийцев в VIII–VI вв. до н. э. греки приняли семитский алфавит, усовершенствовав его путем добавления нескольких знаков для обозначения гласных. Алфавитное письмо было удобнее древнего слогового письма микенской эпохи: оно состояло всего из 24 знаков. Греческий алфавит имел ряд вариантов. Наиболее распространенным из них был ионийский, принятый, в частности, в Аттике (Афинах). В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе. Эпоха героев ушла вместе с Гомером; теперь внимание поэтов привлекали не героические деяния прошлых веков, а сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека. Этот жанр получил название лирики. Появление и развитие лирической поэзии связано с именем Архилоха с острова Палос (VII в. до н. э Во всем греческом мире распространилась слава о поэте Пиндаре (VI–V вв. до н. э.), воспевавшего добродетель – арете – врожденное свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство. В эпоху архаики уже возникли основные формы греческого искусства, которые затем получат развитие в классический период. Все достижения греческой архитектуры того времени, конструктивные и декоративные, связаны со строительством храмов. В VII в. до н. э. возникла система ордеров, т. е. особого соотношения несущих и несомых частей здания в балочно-строечной конструкции. Определились художественные особенности двух главных архитектурных ордеров: дорического и ионического. Дорический ордер, распространенный главным образом в южной Греции, отличался тяжеловесностью и массивностью колонн, простой и строгой капителью, стремлением к монументальности, мужественности, совершенству пропорций. В ионическом ордере ценились, напротив, легкость, изящество, прихотливость линий, капитель храма имела сложную форму, похожую на рога барана (т. н. волюты). Немного позднее, в V в. до н. э. в Греции появляется коринфский ордер – пышный, зрелищный, со сложной капителью, похожей на цветочную корзину. Типичными образцами дорических построек архаической эпохи были храмы Аполлона в Коринфе и Посейдона в Пестуме. Об ионических храмах этой эпохи мы знаем больше из античной литературы: значительная часть их была уничтожена. Так, во всем греческом мире славилось святилище Артемиды в городе Эфесе (Малая Азия), одно из семи чудес света, храм Геры на острове Самос, Аполлона в Дидимах (Малая Азия). Особенностью архаических храмов была богатая полихромная роспись. Шедевры античной архитектуры блистали всем разноцветьем красок: красной, синей, золотой, зеленой на фоне сияющего солнца и лучезарного неба.
Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это т. н. куросы («юноши»), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее известна мраморная фигура Аполлона из Теней. На устах его играет характерная для того времени «архаическая улыбка», глаза широко раскрыты, руки опущены и сжаты в кулаки. Принцип фронтальности изображения соблюден в полной мере. Архаические женские статуи представлены корами («девушками») в длинных ниспадающих одеждах. Головы девушек украшены локонами, сами статуи полны изящества и грации. К концу VI в. до н. э. греческие скульпторы постепенно научились преодолевать первоначально свойственную их статуям статичность.
Богатую картину повседневного быта обитателей Эллады рисует искусство вазовой росписи VII – VI вв. до н. э., ярко свидетельствующее о любви греков к цвету и краскам. Формы сосудов столь же различны, как и их функции. Стиль искусства вазовой росписи VII в. до н. э. часто называют ориентализирующим, т. е. близким к восточному. В следующем, VI в. до н. э. греческая вазовая живопись начинает освобождаться от восточных влияний, и красочный, причудливый, живописный декор, напоминающий рисунки на восточных коврах или тканях, уступает место сценам, взятым из жизни. Приблизительно в середине VI в. до н. э. была открыта техника краснофигурной росписи. Вместо черных фигур на светлом фоне стали изображать светлые фигуры на темном фоне – это дало простор для более тщательной разработки деталей. Из известных мастеров краснофигурной живописи стоит упомянуть Эвтимида и Эвфония. Помимо сцен из мифологии и гомеровского эпоса на вазах краснофигурного стиля запечатлены повседневные занятия и развлечения древних эллинов. Мы видим юношей, упражняющихся в палестре, флейтисток и танцовщиц, мастерскую ремесленника, школу, веселый пир.
23. Греческая культура классического времени. Временем самого блистательного расцвета греческой культуры считается 5 век до н.э. – это классический период в истории Эллады.
Переход к классике связан со значительными историческими событиями (свержение тирании, греко-персидские войны) и общим экономическим и политическим подъемом. В это время политическим и культурным центром Греции стали Афины, особенно в годы правления Перикла (середина 5 века до н.э.), выдающегося государственного деятеля афинской демократии. Талантливый, прекрасно образованный человек, блестящий оратор, Перикл думал не только об усилении военно-политической мощи Афин, но и о превращении своего города в центр просвещения Эллады. При Перикле сюда съезжались философы, художники, поэты со всей Греции. Друзьями Перикла были скульптор Фидий, трагик Софокл, «отец истории» Геродот, философ Анаксагор.
По инициативе Перикла народное собрание решило создать на разрушенном персами Афинском Акрополе архитектурный ансамбль, прославляющий Афинское государство. Непосредственным осуществлением этого плана руководил Фидий. Ему принадлежит общая композиция и разработка всего скульптурного декора. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие того времени Иктин, Калликрат, Мнесикл.
Ансамбль Акрополя включал ряд сооружений: парадные ворота – Пропилеи, храм Ники Аптерос (Бескрылой Победы), храм Эрехтейон, посвященный Афине, Посейдону и легендарному царю Эрехтею. Ведущую же роль в ансамбле Акрополя играет Парфенон – мраморный храм Афины Парфенос (Девы).
Внутри храма в древности находилась знаменитая 12-метровая статуя Афины Парфенос с Никой на правой руке, изготовленная Фидием. Остальные скульптурные украшения были сделаны его учениками, но под руководством мастера и при его личном участии. Их тематика связана с легендами о богине Афине.
Одна из вершин классического искусства Греции – фриз Парфенона. Это полоса скульптурного рельефа длиной 160 метров, которая опоясывает верхнюю часть храма. В изображенной на ней праздничной процессии афинян более 500 фигур, и ни одна из них не повторяет другую.
Классическая эпоха ознаменована появлением замечательных архитектурных сооружений и в других греческих городах. Так, например, прекрасный поистине классический храм Зевса был построен в Олимпии. В центре его возвышалась колоссальная статуя сидящего на троне Зевса работы Фидия. Скульптура греческой классики, основанная на точном знании анатомии, свободной постановке фигуры в пространстве, явилась большим шагом вперед, по сравнению с несколько скованной скульптурой архаической эпохи. В 5 веке до н.э. ее развитие определяло творчество трех выдающихся мастеров – Мирона, Поликлета, Фидия3. Любимая тема Мирона – совершенное тело атлета в момент наивысшего напряжения сил. Таков знаменитый Дискобол, самая прославленная работа этого скульптора. Дискобол запечатлен в тот момент, когда его мускулы предельно напряжены перед метанием диска. Движение – вот то новое, что дал скульптуре Мирон. Его младший современник Поликлет под влиянием учения Пифагора стремился математически обосновать и воплотить в скульптуре наиболее гармоничные пропорции человеческого тела. Свои рассуждения об идеальном телосложении Поликлет изложил в трактате «Канон». Классическим образцом человеческой красоты в мировом искусстве стали статуи Поликлета Дорифор («Копьеносец») и Диадумен (юноша, увенчивающий себя повязкой победителя).
Вершина греческой классики – творчество Фидия, пронизанное мыслью о величии человека-гражданина. Среди его шедевров – уже упомянутые Зевс Олимпийский и Афина Парфенос, выполненные из слоновой кости и золотых пластин на деревянной основе. Наряду с ними к наиболее прославленным творениям Фидия относится бронзовая фигура Афины Промахос (Афины-воительницы). В
Те же мифологические и героические сюжеты, что и в скульптуре, развивала древнегреческая монументальная живопись – многофигурные фрески4 на стенах зданий. Эти росписи безвозвратно утрачены. Известны лишь имена выдающихся живописцев Полигнота и Аполлодора, с которым связывается изобретение светотени (прозвище Аполлодора – «тенеписец»). По свидетельствам античных авторов, греческая монументальная живопись уже пыталась передать пространство.
1 Портик – выступающая часть здания, открытая на 1 или 3 стороны, образуемая колоннами. Часто оформляет центральный вход.
2 Кариатиды – мраморные изваяния в виде женских фигур, заменяющие колонны.
3 Их бронзовые статуи дошли до нас лишь в мраморных римских копиях.
4 Фреска – роспись стен водяными красками по сырой штукатурке. |
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы