Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Понятие типа государства и его разновидности



 

Типология государства это совокупность теоретических знаний, раскрывающая содержание понятия “тип государства”.

Тип государства - это строгая система важнейших сторон и свойств государства, порождаемых соответствующей исторической эпохой.

Попытки определить типы государств делались еще в древности. Аристотель в качестве критериев классификации использовал количество правящих, цель правления. Г. Еллинек различал идеальное государство и эмпирические (древневосточное, греческое, римское, средневековое и современное). Кельзен выделил демократию и автократию на основании идеи политической свободы. Л. Гумплович разделял государства на мировые, великие и малые по количеству населения и размеру территории. По степени отражения государственной властью воли общества Р. Макайвер классифицировал государства на династические (антидемократические) и демократические. В настоящее время типы государства выделяют в рамках формационного и цивилизационного подходов.

Формационный подход определяет тип государства в соответствии с экономической основой, классовой сущностью и социальным назначением. Тип государства соответствует общественной формации - исторически определенному типу общества, основанному на определенном способе производства. История представляет собой смену общественных формаций в результате социальных революций. К. Маркс историю человечества рассматривал в виде последовательно сменяющих друг друга макроформаций: первичной (архаической), вторичной (экономической) и третичной (коммунистической). Первая и последняя формации характеризуются отсутствием отношений эксплуатации и классов, а следовательно, и государственной организации. В рамках вторичной экономической формации могут существовать общества, основанные на различных способах производства: азиатском, античном, феодальном, капиталистическом. Соответственно вьщелепы и исторические типы государства. Но отдельные общества могут в своем развитии переживать эти способы производства в разной последовательности и не обязательно все из них. Переход от одного исторического типа государства к другому происходит в результате политических революций, вызванных противоречиями между устаревшим способом производства и новыми более развитыми производительными силами. Советская теория государства и права, основываясь на “Кратком курсе ВКП(б)” И.В.Сталина, рассматривала историю как планомерный переход от рабовладения к феодализму, далее к капитализму, а затем к первой фазе коммунистической формации - социализму. Такая схема искусственно навязывалась каждому обществу, каждому народу.

Данная типология, как показала история, имеет ряд недостатков:

1. Запрограммированность развития государств только по такому плану. Развитие общества и государства характеризуется как однолинейное, заранее предопределенное. Это положение не всегда подтверждается практикой. Практика доказала возможность возврата от социалистического к капиталистическому типу государства

2. Отсутствие в типологии государств, соответствующих азиатскому типу производства (т.е. восточных деспотий, основанных на общественной собственности на землю и коллективном труде общинников) или политарному способу производства. Они причислялись к рабовладельцам, но таковыми не были. Типология основана главным образом на материале европейского общества.

3. Государство буржуазного типа определено как загнивающее и гибнущее, но капиталистическое государство сумело выстоять в условиях экономической депрессии конца 20-х- начала 30-х гг. и, использовав достижения НТП, повысить уровень жизни, обеспечить социальную защиту'. Сегодня они превратились в средство социального компромисса.

4. Представления о социалистическом государстве не претворились в практику. Оно оказалось орудием власти нового класса - партийно-государственной верхушки; экономические методы, используемые государством: тотальная регламентация и контроль, огосударствление всех отраслей производства привели к неэффективности и экстенсивности социалистического хозяйства.

5. Смена социально-экономических формаций мыслилась исключительно революционным путем; не рассматривались возможности эволюционных преобразований.

6. Проблема “переходных государств” не была решена в рамках данного подхода, в частности, не дан ответ на вопрос: что это - тип или неустойчивое состояние государства?

7. Обедняет социальный состав (рассматриваются только классы).

8. Упрощает влияние духовных факторов на развитие государства.

Современные исследователи пытаются по-своему осмыслить исторический материализм и марксистскую политэкономию, в результате таких попыток была создана концепция мир-системы И. Валлерстайна и А.Г. Франка, стадиальная концепция Ю.И.Семенова. Валлерстайн и Франк в развитии человеческого общества выделили три основные стадии: стадию мини-систем, стадию мир-империй, стадию мир- экономики. Мини-системы - это небольшие, экономически самодостаточные единицы с четким внутренним разделением груда и единой культурой, возникшие в пятом тысячелетии до н. э. в виде городов-государств. Мир-империи это основанные на политической власти объединения нескольких мини-систем, развитие которых сопровождалось захватами новых территорий. Государства этого периода до 1500 года существовали как империи, после чего их жизнеспособность подорвали такие факторы, как рост бюрократического аппарата и сложность управления огромной территорией (Древний Китай. Древний Рим, Египет). Мир-экономика - это стадия развития общества, основанная на торговле, на обмене произведенными благами. С 1500 года одна из мир-экономик, основывавшаяся на капиталистическом способе производства, стала развиваться и к XIX веку стала господствующей. В рамках данной стадии в зависимости от уровня экономического развития выделены центральные, периферийные и полупериферийные государства, функциями которых являлись сохранение структуры свободного предпринимательства и поддержание экономической активности, создание благоприятных условий для торговли.

Ю.И. Семеновым были выделены следующие стадии исторического развития: эпоха Древнего Востока (до VIII века до н. э.), с центром цивилизации на Ближнем Востоке - ей соответствуют политархии; эпоха Античная (с VI] века до н. э.) с центром цивилизации в Средиземноморье - ей соответствуют античные государства; эпоха Средневековья (VI - XV века) с центром развития в Западной Европе - ей соответствуют средневековые государства; эпоха Нового Времени (XV - XVI века) - ей соответствуют капиталистические государства Западной Европы.

Цивилизационный подход исходит из того, что государство соответствует определенному состоянию общества - цивилизации. Цивилизация - это ценности материальные, технические, культурные, нравственные, религиозные, накопленные обществом, с помощью которых обеспечиваются различные потребности общества.

Цивилизация - базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества.

Ученые заметили, что культурно-духовные факторы способны прервать поступательную смену формаций, усиливать или тормозить социально-экономическое развитие и развитие государства.

Таким образом, не только экономика определяет тип государства, но и факторы цивилизации способны влиять на государство в не меньшей степени.

В рамках этого подхода выделяют “технологическое” направление: тип государства соответствует ступени НТП и жизненного уровня населения, который в состоянии обеспечить государство. Это направление представлено теорией стадий экономического роста (автор Уолт Ростоу, американский социолог и политик).

Все общества по экономическому развитию можно отнести к одной из пяти стадий:

1. традиционное общество (преобладание сельского хозяйства),

2. переходное общество (развитие обрабатывающей промышленности),

3. общество в процессе сдвига (HT1I в промышленности и сельском хозяйстве),

4. созревающее общество (устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения),

5. общество с высоким уровнем народного потребления - “государство всеобщего благоденствия” (ведущая роль в экономике - производство услуг и предметов потребления длительного пользования).

Такие авторы, как американцы Д.Бэлл, З.Бжезинский, француз А.Арон и другие, рассматривают развитие общества как последовательный переход от доиндустриального (натуральное хозяйство, сословия) к индустриальному (рыночные отношения, промышленность) и постиндустриальному обществу (ведущая роль сферы услуг, наука, образование).

В основе изменений лежит не социальная революция, а научно-техническая революция, благодаря которой выше уровень жизни, но остается частная собственность.

Теория “конвергенции” (А.Д.СахарОв) - теория сближения социалистической и капиталистической систем, а результат - появление единого типа общества и государства в рамках современной цивилизации.

Другое направление цивилизационного подхода связано с именами таких мыслителей, как О.Шпенглер (’’Закат Европы”), А.Тойнби (“Постижение истории”), М.Вебер. Английский историк Тойнби дан следующее определение цивилизации это замкнутое и локальное состояние общества отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков, два из которых остаются неизменными: религия и формы ее организации, а также территориальный признак.

Таким образом, тип государства зависит от духовных факторов, таких как стереотипы поведения, трудовая мораль, менталитет, религиозные нормы и т.д. Они могут или поощрять, или блокировать его развитие.

Цивилизационный подход позволяет объясни ть многовариантность исторического развития, в том числе тот факт, почему все общества и государства неодинаково развиваются и выбирают разные пути движения к прогрессу.

Представляется, что при всей общечеловеческой ценности цивилизационного подхода науке еще предстоит создать четкую типологию государств в рамках цивилизации.

Сегодня наряду с формационным и цивилизационным подходами применяются иные классификации государств, которые в качестве критерия берут иные отдельные факторы. Например, по характеру политического режима демократические, авторитарные, тоталитарные; по отношению государства к религии - клерикальные (Великобритания): государство оказывает поддержку конфессии, исповедующей государственную религию, т.е. тесное сотрудничество; теократические (Иран): государство и религиозная власть слиты; светские (Россия): государство и церковь самостоятельны; атеистические (СССР): преследование, борьба с религиозными убеждениями.

Новым критерием в типологии государства сегодня выступает степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающаяся в идее человеческого достоинства. История персоналистична, она развивается через человека внутренне обогащается через него. В негосударственно-организованном обществе идет процесс становления человека как личности,, он еще не отделяет себя от родового коллектива. Вся последующая история обществ история борьбы классов за свободу. При феодализме возникает личная свобода крестьян, появляются гражданские права в рамках сословий общества. Буржуазное общество возникает на идее равноправия, борьбы с сословными привилегиями, утверждает политические права. Социалистическое государство дополнило идеи экономической и политической свободы идеей социальной справедливости, социатьно-экономических прав трудящихся.

Представляется, что дальнейшее развитие государства пойдет по пути обеспечения свободы личности, прав человека во всех социально-экономических системах.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 722; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь