Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности проведения процедуры исследования.



Инструкция

Особенности проведения процедуры исследования.

Ребенку выдается лист белой бумаги стандартного формата и один простой карандаш. Годится и обычная писчая бумага, но предпочтительно плотная бумага, специально предназначенная для рисования. Карандаш - обязательно мягкий, лучше марки М или 2М; допустимо использование неизношенного черного фломастера.

Ребенка просят «как можно лучше» нарисовать человека («мужчину», «дяденьку»). По ходу рисования комментарии не допускаются. Если ребенок выполняет рисунок человека не в полный рост, ему предлагают сделать новый рисунок.

По завершении рисования проводится дополнительная беседа с ребенком, в которой уточняются непонятые детали и особенности изображения.

Тестирование - предпочтительно индивидуальное. Для дошкольников - исключительно индивидуальное.

Ключи

Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф – Харриса.

Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Анализ

В результате масштабной апробации теста его создателями разработаны подробные таблицы перевода полученных баллов в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта. Эти критерии, однако, были выработаны достаточно давно и на выборке американских испытуемых. Поэтому доскональное соотнесение результатов, полученных сегодня на отечественном материале, с этими таблицами недостаточно. Ниже приводятся лишь основные референтные точки, служащие приблизительным ориентиром для оценки.

Из таблиц Гудинаф — Харриса взяты соотношения баллов и «нормального» IQ, соответствующего 100 %, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ = 70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ = 70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии. Еще раз подчеркнем, что на основе лишь данного критерия делать выводы об умственной отсталости недопустимо.

В возрасте 3 лет IQ = 100% примерно соответствует количество баллов, равное 7. (70% — 1 балл.)

4 года - 100% - 10 баллов; 70% - 3 балла.

5 лет - 100% - 16 баллов; 70% - 6 баллов.

6 лет - 100% - 18 - 19 баллов; 70% - 7 баллов.

7 лет - 100% - 22 - 23 балла; 70% - 9 баллов.

8 лет - 100% - 26 баллов; 70% - 10 баллов.

9 лет - 100% - 31 балл; 70% - 13 баллов.

10 лет - 100% - 34 - 35 баллов; 70% - 14 - 15 баллов.

11 лет - 100% - 36 - 38 баллов; 70% - 15 - 16 баллов.

12 лет - 100% - 39 - 41 балл; 70% - 18 баллов.

13 лет - 100% - 42 - 43 балла; 70% - 21 балл.

14 - 15 лет - 100% - 44 - 46 баллов; 70% - 24 балла.

 

 

«САМОЧУВСТВИЕ. АКТИВНОСТЬ. НАСТРОЕНИЕ» (САН) МЕТОДИКА

Методика является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработана В. А. Доскиным, Н. А. Лаврентьевой, В. Б. Шарай и М. П. Мирошниковым в 1973 г.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Примеры заданий:

работоспособный 3210123 разбитый

напряженный 3210123 расслабленный

медлительный 3210123 быстрый

Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение - могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, то шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б.Леонова, 1984).

Конструктная Валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая ваидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня.

Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

Содержание Инструкция

Инструкция:

«Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Стимульный материал

Типовая Карта Методики Сан

· Фамилия, инициалы

· Пол

· Возраст

· Дата

· Время

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
3. Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
4. Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
5. Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
6. Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
7. Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
8. Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
9. Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
10. Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
11. Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
12. Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
13.Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
14. Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
15. Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
16. Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
17. Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
18. Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
19. Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
20. Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
21. Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
22. Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
23. Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
24. Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
25. Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
26. Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
27. Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
28. Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
29. Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
30. Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

 

Ключи Анализ

Обработка и интерпретация данных.

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.

 

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5, 0-5, 5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

Методика " Сравнение понятий" (вариант для детей и подростков)

Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков.

Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.

Ход выполнения: испытуемый читает или слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи? », а затем на вопрос: " Чем они отличаются? ". Все его ответы полностью записываются в протокол.

Исследователь на первых примерах может разъяснить испытуемому непонятные ему моменты, а также должен настаивать на соблюдении испытуемым последовательности выполнения задания: вначале описание сходства, а потом различий.

Анализ результатов.

Учитывается то, насколько испытуемый может выделять существенные признаки сходства и различия понятий. Неумение выделять эти признаки свидетельствуют о слабости обобщений и склонности к конкретному мышлению.

Кроме того, исследователю надо обратить внимание на то, как испытуемый выполняет требования, касающиеся заданной последовательности.

При выполнении заданий, что ему дается легче - нахождение сходств или различий.

Дошкольники и младшие школьники вместо выделения общего обычно указывают на различия объектов, поскольку за операцией различия стоит наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. За указанием на общее кроется операция введения в отвлеченную категорию. Таким образом, тот факт, что раньше созревает различие, а затем обобщение, свидетельствует о смене психологических операций, о переходе от наглядных форм мышления к словесно-логическому обобщению. Поэтому для школьников особенно трудными будут задачи таких категорий:

например, " ворона - рыба", - слова, у которых трудно найти общее.

У младших школьников возникает операция обобщения, которая принимает форму выделения общих признаков, но очень часто за ней кроется еще наглядное сравнение или введение предметов в общую наглядную ситуацию, для них трудны задачи категории, например, " всадник - лошадь", слова находятся в условиях конфликта, их очень трудно сравнивать.

Оценивается также логичность хода высказываний испытуемого. Имея инертное, вязкое мышление, испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений и т.д.

Материал к методике

Утро - вечер. Корова - лошадь. Летчик - танкист. Лыжи- коньки. Трамвай - автобус. Река - озеро. Велосипед - мотоцикл. Собака - кошка. Ворона - рыба. Лев - тигр. Поезд - самолет. Обман - ошибка. Ботинок - карандаш.   Яблоко - вишня. Лев - собака. Ворона - воробей. Молоко - вода. Золото - серебро. Сани - телега. Воробей - курица. Дуб - береза. Сказка - песня. Картина - портрет. Лошадь - всадник. Кошка - яблоко. Голод - жажда.

 

Психологические тесты

Методика " Отношение ребенка к обучению в школе"

Задача этой методики — определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению.

Отношение ребенка к учению наряду с другими психологическими признаками готовности к обучению составляет основу для заключения о том, готов или не готов ребенок учиться в школе. Даже если все в порядке с его познавательными процессами, и он умеет взаимодействовать с другими детьми и взрослыми людьми в совместной деятельности, о ребенке нельзя сказать, что он полностью готов к обучению в школе. Отсутствие желания учиться при наличии двух признаков психологической готовности — познавательного и коммуникативного — позволяет принимать ребенка в школу при условии, что в течение нескольких первых месяцев его пребывания в школе интерес к учению непременно появится. Имеется в виду желание приобретать новые знания, полезные умения и навыки, связанные с освоением школьной программы.

Практика показала, что в данной методике, как и в предыдущей, касающейся детей младшего школьного возраста, не следует ограничиваться только оценками в 0 баллов и в 1 балл, так как, во-первых, здесь также встречаются сложные вопросы, на один из которых ребенок может ответить правильно, а на другой — неправильно; во-вторых, ответы на предлагаемые вопросы могут быть частично правильными и отчасти неверными. Для сложных вопросов, на которые ребенок ответил не полностью, и вопросов, допускающих частично правильный ответ, рекомендуется применять оценку 0, 5 балла.

Правильным и полным, заслуживающим оценки в 1 балл, считается только достаточно развернутый, достаточно убедительный ответ, не вызывающий сомнения с точки зрения правильности. Если ответ односторонен и неполон, то он оценивается в 0, 5 балла. К примеру, полный ответ на вопрос 2 («Зачем нужно ходить в школу? ») должен звучать примерно так: «Чтобы приобретать полезные знания, умения и навыки». Как неполный может быть оценен следующий ответ: «Учиться». Неверным считается ответ, в котором нет намека на приобретение полезных знаний, умений или навыков, например: «Для того чтобы было весело». Если после дополнительного, наводящего вопроса ребенок полностью ответил на поставленный вопрос, то он получает 1 балл. Если же ребенок отчасти уже ответил на данный вопрос и после дополнительного вопроса ничего не смог к нему добавить, то он получает 0, 5 балла.

С учетом введенной промежуточной оценки в 0, 5 балла следует считать, что полностью готовым к обучению в школе (по результатам обследования при помощи данной методики) является ребенок, который в итоге ответов на все вопросы набрал не менее 8 баллов. Не достаточно готовым к обучению будет считаться ребенок, набравший от 5 до 8 баллов. И, наконец, не готовым к обучению считается ребенок, чья сумма баллов составила менее 5.

Для ответов в данной методике ребенку предлагается следующая серия вопросов:

1. Хочешь ли ты пойти в школу?

2. Зачем нужно ходить в школу?

3. Чем ты будешь заниматься в школе? (Вариант: чем обычно занимаются в школе? )

4. Что нужно иметь для того, чтобы быть готовым идти в школу?

5. Что такое уроки? Чем на них занимаются?

6. Как нужно вести себя на уроках в школе?

7. Что такое домашние задания?

8. Зачем нужно выполнять домашние задания?

9. Чем ты будешь заниматься дома, когда придешь из школы?

10. Что нового появится в твоей жизни, когда ты начнешь учиться в школе?

Правильным считается такой ответ, который достаточно полно и точно соответствует смыслу вопроса. Для того чтобы считаться готовым к обучению в школе, ребенок должен дать правильные ответы на абсолютное большинство задаваемых ему вопросов. Если полученный ответ недостаточно полный или не совсем точный, то спрашивающий должен задать ребенку дополнительные, наводящие вопросы и только в том случае, если ребенок ответит на них, делать окончательный вывод об уровне готовности к обучению. Прежде чем задавать тот или иной вопрос, обязательно необходимо убедиться в том, что ребенок правильно понял поставленный перед ним вопрос.

Максимальное количество баллов, которое ребенок может получить по этой методике, равно 10. Считается, что он практически психологически готов идти учиться в школу, если правильные ответы получены как минимум на половину всех заданных вопросов.

 

Инструкция

Ключи

№ шкал Назначение шкал Номера заданий Общее количество заданий
Отношение к матери 1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42
Отношение к отцу 1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42
Отношение к матери и отцу как родительской чете 1-4, 6-8, 14, 17, 19
Отношение к братьям и сестрам 1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42
Отношение к бабушке и дедушке 1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41
Отношение к другу (подруге) 1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40
Отношение к учителю (авторитетному взрослому) 1, 4, 5, 9, 11, 13, 17. 19, 26, 28-30, 32, 40
Любознательность 5, 22-24, 26, 28-32
Доминантность 20-22, 39
Общительность 16, 22-24
Закрытость, отгороженность 9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42
Социальная адекватность поведения 9, 25, 28, 32-38

Методика

Экспериментальный материал

14 рисунков размером 8, 5x11 см. Каждый рисунок представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию.

Каждый рисунок выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена девочка) и для мальчика (на рисунке изображен мальчик). Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы, по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. На одном из дополнительных рисунков изображено улыбающееся лицо ребенка, на другом – печальное.

Проведение исследования

Рисунки показывают ребенку в строго перечисленном порядке один за другим. Беседа проходит в отдельной комнате. Предъявив ребенку рисунок, учитель дает инструкцию.

Инструкция.

1. Игра с младшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет с малышами»

2. Ребенок и мать с младенцем. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом»

3. Объект агрессии. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? »

4. Одевание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка печальное или веселое? Он (она) одевается»

5. Игра со старшими детьми. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми»

6. Укладывание спать в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) идет спать»

7. Умывание. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) в ванной»

8. Выговор. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? »

9. Игнорирование. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого бенка: веселое или печальное? »

10. Агрессивное нападение «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? »

11. Собирание игрушек. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) убирает игрушки»

12. Изоляция. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? »

13. Ребенок с родителями. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой»

14. Еда в одиночестве. «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: печальное или веселое? Он (она) ест».

Во избежание персеверативных выборов у ребенка в инструкции чередуется название лица. Дополнительные вопросы ребенку не задаются.

Выбор ребенком соответствующего лица и словесные высказывания ребенка можно зафиксировать в специальном протоколе (бланки должны быть подготовлены заранее).

Образец протокола:

Имя: Николай Возраст: 6 лет Дата: 10.11.04 г.

Рисунок Высказывание Выбор
Веселое лицо Печальное лицо
1. Игра с младшими детьми Ему надоело играть +  
2. Ребенок и мать с младенцем Гуляет с мамой, люблю гулять с мамой +  
3. Объект агрессии Хочется ударить его стулом. У него грустное лицо   +
4. Одевание Он пойдет гулять. Надо одеваться +  
5. Игра со старшими детьми Потому что у него дети +  
6. Укладывание спать в одиночестве Я всегда беру спать игрушку   +
7. Умывание Потому что он умывается +  
8. Выговор Мама хочет уйти от него   +
9. Игнорирование Потому что тут малыш +  
10. Агрессивность Потому что кто-то отбирает игрушку   +
11. Собирание игрушек Мама заставляет его, а он не хочет   +
12. Изоляция Они не хотят играть с ним   +
13. Ребенок с родителями Мама и папа гуляют с ним +  
14. Еда в одиночестве Пьет молоко, и я люблю нить молоко +  

Протоколы каждого ребенка подвергаются количественному и качественному анализу.

Количественный анализ

На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):

ИТ = Число эмоциональных негативных выборов х100%

В зависимости от уровня индекса тревожности дети подразделяются на 3 группы:

а) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
б) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до 50%);
в) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).

Качественный анализ

Каждый ответ ребенка анализируется отдельно. Делаются выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной (и подобной ей) ситуации. Особенно высоким проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»). Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ; дети, делающие отрицательные эмоциональные выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7 («Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.

Как правило, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках, моделирующих отношения ребенок – взрослый («Ребенок и мать с младенцем», «Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях, моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).

АНАЛИЗ ЦВЕТА

Цвет черный - депрессивный фон настроения. Застенчивость, пугливость, сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью. Агрессивность может быть направлена, так и не направлена вовне.

Цвет синий - определенный депрессивный фон настроения, улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке.

Черно-синий комбинированный - шизо-аффективный тип реакции.

Цвет коричневый - если штрихование коричневым цветом не применяется конвенционально (например, ствол дерева, стены дома, волосы человека), то он указывает на осторожность и несозревшую, недостаточно развитую реакцию на эмоциональные стимулы.

Цвет зеленый - потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является маловажным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева, крыши дома, травы.

Оранжевый - патоморфная комбинация чувствительности и враждебности (если употреблен не конвенциально).

Пурпурный - сильная потребность власти, нигде не применяется конвенционально.

Красный - наибольшая чувствительность, потребность теплоты из окружения, некоторые называют этот цвет эротическим.

Желтый - сильный признак враждебности. Конвенциональное использование этого цвета в основном ограничивается изображением внутри дома. В этом случае обозначается ночь или ее приближение, желтый цвет выражает переживание враждебности среды и необходимости скрывать свои действия от окружающих. Желтый цвет во всем рисунке - очень сильное чувство враждебности по всем социальным связям и отношениям.

Выбор цвета - чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем более вероятны какие-то нарушения личности.

Смешивание, сливание цветов, оттенки - более совершенное использование цвета.

Цвет, штрихование (тени), интенсивнее на переднем плане и на фоне - тревога, но в рамках реальности.

Цвет, штрихование 3\4 листа - нехватка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы контура - тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Хотя все эти интерпретации в каталоге предъявлены в догматической форме, многие еще требуют опытного подтверждения в условиях различных выборок, поэтому все они должны исходить из совокупности данных различных тестов, предварительной информации о личности испытуемого и наличной картины его состояния. Эти положения надо иметь в виду после каждого суждения, данного в каталоге.

Вместе с этим нецелесообразно придавать большое значение той позиции, которая, судя по комментариям субъекта, пропорциям, качеству контура, штрихованию рисунка не является для него личностно значимой. Надо избегать и слишком большой приверженности к общим позициям, потому что они могут иметь иногда специфическое значение для субъекта.

Как и любая другая методика, связанная с проекцией личности, этот тест не заменит хорошей практической подготовки. Прежде чем начать пользоваться каталогом, лучше всего прочесть весь материал. Это съэкономит время и поможет выработать нужную ориентировку в поисках позиций. Каталог состоит из двух разделов: общего для всех трех рисунков и раздела, предназначенного для интерпретации отдельных рисунков. Например, если линия основы сходна во всех 3-х рисунках, то интерпретацию скорее всего следует искать в общем разделе. Но иногда ту же позицию можно найти и в двух разделах. В этом случае для более совершенной ее интерпретации нужно учесть оба варианта.

ДЕТАЛИ

Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта и следующие моменты: степень реализма, с которой он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает и способность соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные - их отсутствие в рисунке испытуемого, который, по предварительной информации, сейчас или в недавнем прошлом, характеризовался средним или высоким интеллектом, часто указывает на интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей - " неизбежность телесности" (неумение ограничивать себя) указывает на вынужденную потребность сориентировать всю ситуацию на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные, странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей - субъект скорее всего не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Организация деталей - если трудности организации обнаруживаются в каждом рисунке, можно подозревать более сильное эмоциональное или органическое нарушение (или оба вместе).

Если сложности организации встречаются лишь в одном рисунке, то очень может быть, что нарушение функционального порядка и связано с ситуацией, изображенной в рисунке. Если во всех 3-х рисунках организация деталей удовлетворительна, то личностная структура субъекта достаточно устойчива (даже при большом количестве патофоричных знаков). В случае более удачной организации деталей в цветных рисунках по сравнению с одноцветными, прогноз более благоприятен.

Стирание или перерисовка - если перерисовка более удачна, то это хороший знак. Стирание с последующим ухудшением рисунка указывает на:

  • наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.
  • наличие злокачественного органического фактора.
  • наличие обоих вариантов.

Стирание без попыток перерисовки и исправления может означать внутреннюю тревогу, конфликт субъекта с собственно этой деталью или с тем, что она символизирует. Можно также предположить депрессивное состояние с возможными сопровождениями снижающего работоспособность фактора.

Линия основы (земли) - незащищенность. Представляет собой необходимую точку опоры для конструирования, целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии зависит иногда от придаваемого ей субъектом качества, например: " Мальчик катается на тонком льду". Основу часто рисуют под домом, деревом, реже под человеком. Специально нарисованные, " вымышленные" контуры земли менее значимы, чем нарисованные спонтанно.

Контур земли очень жирный, толстый - чувство тревоги, беспокойство в рамках реальности.

Контур земли, опускающийся от центра рисунка в стороны и вниз - чувство изоляции и незащищенности, зависимость от матери. Потребность к эксгибиционизму (зависит от размеров рисунка и комментариев).

Контур земли, опускающийся направо вниз - ожидание неясного и опасного будущего, тревожность (ее интенсивность зависит от крутизны наклона).

Контур земли, поднимающийся направо вверх - присутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы.

Идентификация с собой - интерпретация зависит от степени субъективности и может варьировать от предпочтительного суждения психологического горизонта субъекта до явного эгоцентризма, чрезмерного интереса к себе и озабоченность собой, склонности все соотносить с собой.

Контур кривой, изогнутый - обычно хороший признак, но может означать отвращение к ограничениям и конвенциям при сильной выраженности. Контур неясно очерченный в отдельных деталях - нежелание субъекта выставлять эту деталь из-за ее актуальности или символической значимости.

Жирный контур в целом - генерализованное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием и страхом проигрыша. Если контур от " дома" к " человеку" становиться все тоньше - генерализированная тревога или депрессия.

Контур жирный только по бокам - субъект стремится сохранить личностное равновесие. Стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением.

Контур толстый в отдельных деталях - фиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги.

Контур толстый во всех рисунках - можно подозревать органическое заболевание.

Контур толстый в одном из рисунков - генерализированное напряжение.

Контуры обрывистые и не соединяющиеся - предчувствие надвигающейся катастрофы.

Контуры очень прямые - ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно - в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем случае - патоморфный знак, указывающий на неспособность к четкой позиции.

Рисунки мелочные, щепетильные - обсессивно-компульсивные тенденции.

ДОМ

Ванна - выполняется санитарная функция. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Спальня - это место интимных отношений личности. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также может раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению и потребность в них.

Труба - фалический символ. Если субъект показывает ценную значимость этого символа. Эмоциональная зрелость и равновесие. Признак теплоты в интимных отношениях.

Отсутствие трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола.

Труба почти невидима (спрятана) нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба, ее акцентированность -сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле.

Труба слишком большая - чрезмерное беспокойство насчет сексуальных проблем и потребность демонстрировать мужскую силу. Эксгибиционистские тенденции.

Видно отверстие трубы - нарушение сексуальной роли. Сексуальная импотенция.

Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Труба прозрачная или без глубины - отрицание фаллос, что может означать импотенцию.

Труба видна через прозрачную крышу - плохо скрываемые эксгибиционистские тенденции, субъект чувствует, что его встревоженность фаллосом и интерес к нему очевидны.

Множество труб - стиль рисунка показывает, что это для субъекта значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойство, связанные с фаллосом.

Цвет, то есть раскрашенные детали - исследователь должен постараться узнать причину этого.

Цвет, конвенционально, обычное его использование - зеленый для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым изображая ночь или ее приближение, выражение чувств субъекта, что:

  • Среда ему враждебна;
  • Его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов - хорошо адаптированный, не застенчивый субъект обычно использует не менее 2 не более 5 цветов.

Субъект, раскрашивающий дом 7-8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий только один цвет боится эмоционального возбуждения.

Детали, их искажение - обычно символизируют агрессивную враждебность, иногда частично интернализированную. Враждебность направлена против целого рисунка или искаженных деталей (актуально или символично воспринимаемых).

Детали необходимые, существенные - не меньше одной двери, одно окно, стена, крыша, труба или другие посторонние для выхода дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие трубы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным.

Лишние детали - горизонтальная линия, отделяющая первый этаж от второго, указывает на крайнюю корректность с возможной органикой или концентрированием внимания над соматикой. Могут подозреваться психологические заболевания.

Столовая (гостиная) - функция этой комнаты утоление оральных пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого субъекта, можно подозревать нарушение этих функций.

Двери, их отсутствие - субъект испытывает патоморфные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери, одни или несколько, задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание.

Двери, одна или несколько, парадные - первый признак откровенности, достижимости.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2017-05-05; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь